«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».
методическая разработка (старшая группа)
Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_04.04.22.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области
«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».
Подготовила:
учитель – логопед
Комаристая Н.В.
2022г
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области
«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».
Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает.
Дошкольный возраст – это период активного становления и развития всех сторон речи, овладения процессами, которые являются определяющими для дальнейшего развития словообразования. Низкий уровень сформированности словообразования у дошкольников может стать серьезным препятствием в практическом овладении грамматикой в школе, привести к возникновению аграмматической и семантической дисграфии и дислексии, дизорфографии.
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменения слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Словообразование – это создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно выводится из него по смыслу с помощью окончаний, приставок, суффиксов. Исходя из этого я ставлю цель: повысить уровень сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III, уровня речевого развития.
Трудности словообразовательных операций нельзя отделить от лексических ошибок, они вытекают из них, так как словарь детей с ОНР беден, допускается замена одних слов другими, дети не чувствуют различия значений слов, которые меняются в зависимости от того или другого аффикса.
Я остановлюсь на некоторых направлениях работы по их преодолению формирование словообразовательных операций по модели (образцу).
Формирование словообразовательных операций по модели (образцу) включает в себя следующие этапы работы:
- формирование предварительной ориентировки
- формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил в контекстной речи детей.
Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области
языка. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия. Эффективно в своей коррекционной работе с детьми я использую картинно-графические схемы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе – по мере усвоение детьми использование речевых конструкций дополняется и усложняется наглядный материал. Систематическое использование картинно-графических схем в речевых упражнениях формирует и закрепляет навыки словообразования.
Поэтому, по формированию словоизменения у детей с общим недоразвитием речи, на начальном этапе начинаю свою коррекционную работу над формированием наиболее продуктивных и простых по семантике форм и применяю речевые игры: например, в работе с именами существительными - это различение именительного падежа единственного и множественного числа.
игра: «Скажи ласково» берёза-берёзонька;
«Назовите части дерева» ствол-стволик
«Кто у кого?» У грача-грачонок
«Что есть у птенчика» крыло-крылышко и т.д.
Игры на формирования навыка образования и практического употребления относительных прилагательных, образования простой сравнительной степени качественных прилагательных.
игра: «Сравните деревья и их части» берёза высокая, а сосна (выше);
у молодого дуба корни длинные, а у старого (длиннее).
«У какого дерева – какой? лист» У дуба-дубовый лист.
«Назови птичку» Дети отвечают на вопросы взрослого. Как можно назвать птицу с длинным хвостом? (Длиннохвостая).
В своей работе использую игры на употребление глаголов разного значения, игры на формирование умения образовывать сложные слова, игры на образование родственных слов. Знакомя детей с предлогами, я так же использую карточки-схемы. Наглядные модели я использую в формировании у детей умений конструировать предложения.
«Придумай одно слово вместо двух».
«Что сначала, что потом?»
«Что сделал?»
«Назови, что сделали птицы»
«Назови одним словом»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Уразово Валуйского района Белгородской области
«Назови похожие слова»
«Назови действие». (Словообразование глаголов). Образовать как можно больше слов с помощью приставок от слова «летать»
Отлететь, перелететь, залететь, улететь, прилететь, слететь, облететь, вылететь.
Во время выполнения заданий и после их завершения я задаю вопросы, акцентируя внимание детей на разнице слов, а также их соответствие вопросам. Таких игр очень много, которые применяются в моей коррекционной работе.
Таким образом, использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы с детьми ОНР, даёт положительный результат, положительную динамику в преодолении речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта, а значит создает предпосылки для формирования учебных компетенций будущих школьников.
Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 2, 2010 год "Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"
"Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"...
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...
Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Де...