Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»
статья по развитию речи

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 д/с №25 «Зайчик»

Мастер-класс

«Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»

Подготовила и провела: учитель-дефектолог Притула М.Д.

МБДОУ д/с №25 «Зайчик»

г. Усть-Илимск, 2017 г.

Цель: Повысить профессиональную компетенцию молодых специалистов в образовательной области «Речевое развитие» по сопровождению детей с ОВЗ.

Задачи:

- Показать эффективность метода наглядного моделирования, как одного из способов формирования речевой активности у дошкольников;

-Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

- Познакомить молодых педагогов с практическим содержанием работы по использованию метода «Наглядное моделирование» в формировании речи у детей дошкольного возраста.

Ход:

Чтобы построить нашу работу более продуктивно необходимо понять, кто такие дети с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".

Кого можно отнести к этой категории детей:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так    

называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые  дети с умственной отсталостью).

Но следует отметить, что наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

     Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Чтобы организовать работу с данной категорией детей более продуктивно, специалистам необходимо искать новые пути решения данной задачи, подбирать различные методы и приемы, учитывать все особенности и опираться на ведущий вид деятельности.

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра.

Я предлагаю вашему вниманию рассмотреть один из вариантов организации игровой деятельности, основанный на методе наглядного моделирования.

Что такое «Наглядное моделирование»?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. То есть схематичная замена изучаемого объекта.

Наглядное моделирование широко используется в повседневной жизни людей. Это различные схемы движения, опознавательные знаки, дорожная разметка и т.д.

 Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаниями об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Именно поэтому данный метод можно успешно применять во всех образовательных областях.

Например, в образовательной области «Физическое развитие» можно использовать схемы человечков, для показа правильности выполнения движений. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» можно использовать схемы работы с кисточкой. В области «Социально-коммуникативное развитие» можно предложить детям схематичное изображение правил поведения в общественных местах. А в области «Познание» применение метода наглядного моделирования достаточно широко: это и числовые домики, и игры на усвоение обобщающих понятий, и различные модели для конструирования.

Сам процесс моделирования состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический язык;

—работа с моделью.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с особыми потребностями, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

В коррекционно-развивающем обучении детей использование наглядной модели помогает целенаправленно развивать все стороны речи:

- Правильную артикуляцию звуков;

- Фонематические процессы;

- Импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь;

- Закреплять навыки словообразования, словоизменения, использования предлогов, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;

-  Описывать предметы, составлять рассказы.

Рассмотрим все по порядку.

Первое, где мы начинаем использовать модели - это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала показываем ребенку правильную артикуляцию и используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей.

Начиная работу над звуками, мы так же используем модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Ребенку показывают положение языка, губ, обозначают символом. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать.

Игра с аудиторией «Шифруем звуки»

Вашему вниманию представлена характеристика некоторых звуков и их символическое обозначение. Пользуясь предложенными символами, попробуйте «прочитать» шифровку и узнать звук.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов - это один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове.

Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных.

Игра с аудиторией «Подбери звук»

Вам предлагаются символы-фонарики. Как вы думаете, какие звуки можно обозначить этими фонариками?

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций. К примеру образование относительных прилагательных. Компот из яблок – яблочный.

Игра с аудиторией «Варим овощной суп»

Из предложенных символов и картинок составьте модель словообразования: относительные прилагательные от названия овощей.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые модели могут включать как стилизованные изображения реальных предметов, так и символические изображения для обозначения некоторых частей речи (“стрелка” вместо глагола, “Волнистая линия” вместо признака предмета в моделях предложений и др.). Добавляя любой из символов можно простое предложение сделать распространенным.

Продуктивным является и  использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.

На первом этапе работы в данном направлении, возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели (гриб - корзина).

Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения (например, составление простого предложения с прямым дополнением к игре “Кто из домашних животных какую пользу приносит?”).

Знакомя детей с предлогами, мы так же используем карточки-схемы, карточки-символы. Детям показываются карточки-символы предлога, они должны найти картинку, соответствующую данной карточки. Или, на доске вывешивается модель, а детям раздаются картинки-карточки и они должны составить предложение, используя нужный предлог.

Задания на слайде.

         Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Работая над формированием и совершенствованием монологической речи, можно так же использовать модели.

В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • описательный рассказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • творческий рассказ.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.

Пересказ.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ – вид монологической речи, придерживающийся авторской позиции произведения с использованием готового авторского сюжета и готовых речевых форм и приемов. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  • усвоение принципа замещения;
  • формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  • передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа. 

Работа с аудиторией «Расскажи сказку».

Составление рассказа.

Самый первый вид составления рассказа – это составление рассказа-описания.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов).

Примером составления описательного рассказа по схеме может служить модифицированная схема описания и сравнения овощей и фруктов.

Работа с аудиторией «Опиши предмет».

Далее структура рассказа усложняется, и детям предлагается составление рассказа по сюжетной картине.

Работа с аудиторией «Зимние забавы»

Самым сложным является творческий рассказ. Когда детям предлагается выйти за рамки предложенного изображения или сюжета и придумать: что произошло до этого момента или после? Здесь так же как один из способов может использоваться метод наглядного моделирования.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Работа с аудиторией «Продолжи рассказ»

Я ознакомила Вас лишь с некоторыми приемами использования метода наглядного моделирования в работе с детьми-дошкольниками. Работая в том направлении, Вы сможете уже самостоятельно изучить более детально данный метод, вооружиться конкретными знаниями и умениями и применять изученную теорию на практике.

А в завершении нашей совместной деятельности я хочу предложить вашему вниманию небольшой тест, который поможет Вам выбрать основные направления для построения работы с методом наглядного моделирования.

Проверь себя.

1. Дети с ОВЗ это –

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья

2. Дети с особыми возможностями здоровья

2. Наглядное моделирование это:

          1. Подбор символов и схем для составления описательного рассказа.

          2. Воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

3. Кто относится к категории «Дети с ОВЗ?

          1. Одаренные дети, медлительные дети.

          2. Дети с нарушением слуха, дети с нарушениями речи.

4. Сколько этапов имеет процесс моделирования?

          1. 3

          2. 5

5.  Какой порядок знакомства детей с видами связного монологического высказывания:

        1.  пересказ;

            описательный рассказ;

            составление рассказов по картине и серии картин;

            творческий рассказ.

       2. описательный рассказ;

           творческий рассказ.

           пересказ;

           составление рассказов по картине и серии картин;

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»

  Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.    Научные исследования и практика по...

«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».

Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи ло...