Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»
статья по развитию речи
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii_modelirovanie_avtosohranennyy_-_kopiya.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с №25 «Зайчик»
Мастер-класс
«Использование метода наглядного моделирования в формировании речи у детей с ОВЗ»
Подготовила и провела: учитель-дефектолог Притула М.Д.
МБДОУ д/с №25 «Зайчик»
г. Усть-Илимск, 2017 г.
Цель: Повысить профессиональную компетенцию молодых специалистов в образовательной области «Речевое развитие» по сопровождению детей с ОВЗ.
Задачи:
- Показать эффективность метода наглядного моделирования, как одного из способов формирования речевой активности у дошкольников;
-Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
- Познакомить молодых педагогов с практическим содержанием работы по использованию метода «Наглядное моделирование» в формировании речи у детей дошкольного возраста.
Ход:
Чтобы построить нашу работу более продуктивно необходимо понять, кто такие дети с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".
Кого можно отнести к этой категории детей:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Но следует отметить, что наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Чтобы организовать работу с данной категорией детей более продуктивно, специалистам необходимо искать новые пути решения данной задачи, подбирать различные методы и приемы, учитывать все особенности и опираться на ведущий вид деятельности.
В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра.
Я предлагаю вашему вниманию рассмотреть один из вариантов организации игровой деятельности, основанный на методе наглядного моделирования.
Что такое «Наглядное моделирование»?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. То есть схематичная замена изучаемого объекта.
Наглядное моделирование широко используется в повседневной жизни людей. Это различные схемы движения, опознавательные знаки, дорожная разметка и т.д.
Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаниями об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Именно поэтому данный метод можно успешно применять во всех образовательных областях.
Например, в образовательной области «Физическое развитие» можно использовать схемы человечков, для показа правильности выполнения движений. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» можно использовать схемы работы с кисточкой. В области «Социально-коммуникативное развитие» можно предложить детям схематичное изображение правил поведения в общественных местах. А в области «Познание» применение метода наглядного моделирования достаточно широко: это и числовые домики, и игры на усвоение обобщающих понятий, и различные модели для конструирования.
Сам процесс моделирования состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаково-символический язык;
—работа с моделью.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с особыми потребностями, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
В коррекционно-развивающем обучении детей использование наглядной модели помогает целенаправленно развивать все стороны речи:
- Правильную артикуляцию звуков;
- Фонематические процессы;
- Импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь;
- Закреплять навыки словообразования, словоизменения, использования предлогов, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;
- Описывать предметы, составлять рассказы.
Рассмотрим все по порядку.
Первое, где мы начинаем использовать модели - это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала показываем ребенку правильную артикуляцию и используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей.
Начиная работу над звуками, мы так же используем модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Ребенку показывают положение языка, губ, обозначают символом. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать.
Игра с аудиторией «Шифруем звуки»
Вашему вниманию представлена характеристика некоторых звуков и их символическое обозначение. Пользуясь предложенными символами, попробуйте «прочитать» шифровку и узнать звук.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов - это один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове.
Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных.
Игра с аудиторией «Подбери звук»
Вам предлагаются символы-фонарики. Как вы думаете, какие звуки можно обозначить этими фонариками?
В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций. К примеру образование относительных прилагательных. Компот из яблок – яблочный.
Игра с аудиторией «Варим овощной суп»
Из предложенных символов и картинок составьте модель словообразования: относительные прилагательные от названия овощей.
Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые модели могут включать как стилизованные изображения реальных предметов, так и символические изображения для обозначения некоторых частей речи (“стрелка” вместо глагола, “Волнистая линия” вместо признака предмета в моделях предложений и др.). Добавляя любой из символов можно простое предложение сделать распространенным.
Продуктивным является и использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.
На первом этапе работы в данном направлении, возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели (гриб - корзина).
Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения (например, составление простого предложения с прямым дополнением к игре “Кто из домашних животных какую пользу приносит?”).
Знакомя детей с предлогами, мы так же используем карточки-схемы, карточки-символы. Детям показываются карточки-символы предлога, они должны найти картинку, соответствующую данной карточки. Или, на доске вывешивается модель, а детям раздаются картинки-карточки и они должны составить предложение, используя нужный предлог.
Задания на слайде.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Работая над формированием и совершенствованием монологической речи, можно так же использовать модели.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- описательный рассказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- творческий рассказ.
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.
Пересказ.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ – вид монологической речи, придерживающийся авторской позиции произведения с использованием готового авторского сюжета и готовых речевых форм и приемов. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
- усвоение принципа замещения;
- формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
- передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей.
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.
Работа с аудиторией «Расскажи сказку».
Составление рассказа.
Самый первый вид составления рассказа – это составление рассказа-описания.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов).
Примером составления описательного рассказа по схеме может служить модифицированная схема описания и сравнения овощей и фруктов.
Работа с аудиторией «Опиши предмет».
Далее структура рассказа усложняется, и детям предлагается составление рассказа по сюжетной картине.
Работа с аудиторией «Зимние забавы»
Самым сложным является творческий рассказ. Когда детям предлагается выйти за рамки предложенного изображения или сюжета и придумать: что произошло до этого момента или после? Здесь так же как один из способов может использоваться метод наглядного моделирования.
В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
- предметные картинки;
- силуэтные изображения;
- геометрические фигуры.
Работа с аудиторией «Продолжи рассказ»
Я ознакомила Вас лишь с некоторыми приемами использования метода наглядного моделирования в работе с детьми-дошкольниками. Работая в том направлении, Вы сможете уже самостоятельно изучить более детально данный метод, вооружиться конкретными знаниями и умениями и применять изученную теорию на практике.
А в завершении нашей совместной деятельности я хочу предложить вашему вниманию небольшой тест, который поможет Вам выбрать основные направления для построения работы с методом наглядного моделирования.
Проверь себя.
1. Дети с ОВЗ это –
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья
2. Дети с особыми возможностями здоровья
2. Наглядное моделирование это:
1. Подбор символов и схем для составления описательного рассказа.
2. Воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
3. Кто относится к категории «Дети с ОВЗ?
1. Одаренные дети, медлительные дети.
2. Дети с нарушением слуха, дети с нарушениями речи.
4. Сколько этапов имеет процесс моделирования?
1. 3
2. 5
5. Какой порядок знакомства детей с видами связного монологического высказывания:
1. пересказ;
описательный рассказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
творческий рассказ.
2. описательный рассказ;
творческий рассказ.
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в сборнике "Дошкольное образование Орловской области. Педагогические новации". Выпуск 2, 2010 год "Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"
"Использование метода наглядного моделирования при формировании фонетической функции речи детей"...
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Обувь.
Развитие связной речи – одна из задач, стоящих перед учителем-логопедом в системе коррекции речи детей....
Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Научные исследования и практика по...
«Использование метода наглядного моделирования в формировании навыка словообразования у детей с ОНР в коррекционной работе».
Коррекционная работа, направленная на развитие операций словообразования и словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. Число детей, нуждающихся в помощи ло...