Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.
методическая разработка по обучению грамоте на тему

Максименко Татьяна Олеговна

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rabota_metod_nagl_mod.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Максименко Татьяна Олеговна,

воспитатель,

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония», г. Тулун

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Перспективным направлением совершенствования образовательного процесса по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте  старших дошкольников, на мой взгляд, является использование метода наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

        Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово и т.п.), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев).

        В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления. Важным аспектом является и тот факт, что знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить только в том случае, если осмыслит их.

Основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника являются  три  взаимосвязанных процесса – это фонематическое восприятие, произношение звуков, звуковой анализ и синтез. А подключение зрительного анализатора – эффективная помощь в этой работе.

Первое, где я начинаю использовать модели - это артикуляционная гимнастика в сочетании с рифмованным игровым материалом. При знакомстве с названиями упражнений сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети хорошо запомнят упражнения,  показываю при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.

На основе фонематических сказок  начинаю  работу над  гласными  звуками. Использую игровые модели-смайлики красного цвета, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

Когда дети будут хорошо выделять и различать гласные, перехожу к согласным звукам.

 Эффективно использую в работе  самодельное пособие «Звуковые картинки», состоящее из  набора картинок-символов согласных звуков: в комплекте 20 одинаковых кругов, изображение на  каждом круге  соответствует определенному согласному звуку.  Например,

«К» - дождинки бьют по крыше,

«Г» - горох лущат нам мыши.

«В» - вьюга  песенку поет,

«Ф» - ежик яблоко несет.

«Х» - хомяк храпит во сне,

«Ц» - белка рыжая в дупле и т.д.

Облачая  организованную деятельность с детьми в игровую оболочку, окутываю изучаемый согласный звук сказочным сюжетом. После знакомства со всеми картинными моделями согласных звуков, добавляю в комплект игры такие модели,  как:  звонкий колокольчик и цветок-колокольчик при изучении понятий глухости-звонкости; зеленый листик и синий квадрат - «лед» при изучении понятий мягкости-твердости согласных звуков.

С помощью данного пособия  провожу множество игр и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, умения проводить звуковой анализ и синтез. («Звуковые домики», «Рисуем слова», «Чуткие ушки»,  «Зоркий глаз», «Чья песенка в слове?», «Живые слова» и др.)

Игра «Чья песенка в слове?»

У воспитателя – набор предметных картинок, набор больших картинок-символов согласных звуков, у каждого ребенка – индивидуальный маленький набор.

Например, воспитатель показывает картинку с изображением шапки. Дети поднимают вверх «портреты» змей (картинка-символ звука ш), и говорят: «Шипит». Затем демонстрируется картинка с изображением жирафа. Дети поднимают  вверх «портреты» жуков (картинка-символ звука ж),  и говорят: «Жужжит». Так  демонстрируется от 5 до 15 картинок (в зависимости от возраста детей и степени  их подготовленности). Правила игры варьируются  в зависимости от поставленных педагогом задач.

В подготовительной к школе группе, проводя звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, использую графические изображения гномов - Звуковичков, которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания. Характеристика заданного звука – это понятие абстрактное. Другое дело, имена Звуковичков – гномик в синей одежде с колокольчиком – Согласный твердый звонкий, гномик в зеленой одежде с цветком колокольчика – Согласный мягкий глухой.

Моделирование также позволяет детям образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Здесь идет подготовка к формированию навыка послогового чтения.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования эффективно влияет на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте  старших дошкольников.

Список литературы:

1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Методическое пособие.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2005.  

2. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду – 2007- № 4.

3.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4.Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. – М.: Детство-Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из важнейших задач развития речи и коррекции речевого недоразвития является наиболее раннее обучен...

Аналитический отчет Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.

Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе.    В Федеральном государственном образовательном стандарт...

Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО

  Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...

Презентация «Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте»

В презентации представлены разнообразные  методы и приёмы  по формированию звукового синтеза и анализа у дошкольников....

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Презентация для педагогов (педсовет) по теме :"Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте"...

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в соответствии с программой "Детство"

Это материал является "Шпаргалкой для воспитателей" по обучению грамоте, отражает содержание образовательной деятельности на основе программы "Детство"...