Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.
методическая разработка по обучению грамоте на тему
В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rabota_metod_nagl_mod.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Максименко Татьяна Олеговна,
воспитатель,
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония», г. Тулун
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Перспективным направлением совершенствования образовательного процесса по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников, на мой взгляд, является использование метода наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово и т.п.), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова; А.Н. Леонтьев).
В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления. Важным аспектом является и тот факт, что знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить только в том случае, если осмыслит их.
Основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника являются три взаимосвязанных процесса – это фонематическое восприятие, произношение звуков, звуковой анализ и синтез. А подключение зрительного анализатора – эффективная помощь в этой работе.
Первое, где я начинаю использовать модели - это артикуляционная гимнастика в сочетании с рифмованным игровым материалом. При знакомстве с названиями упражнений сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети хорошо запомнят упражнения, показываю при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.
На основе фонематических сказок начинаю работу над гласными звуками. Использую игровые модели-смайлики красного цвета, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
Когда дети будут хорошо выделять и различать гласные, перехожу к согласным звукам.
Эффективно использую в работе самодельное пособие «Звуковые картинки», состоящее из набора картинок-символов согласных звуков: в комплекте 20 одинаковых кругов, изображение на каждом круге соответствует определенному согласному звуку. Например,
«К» - дождинки бьют по крыше,
«Г» - горох лущат нам мыши.
«В» - вьюга песенку поет,
«Ф» - ежик яблоко несет.
«Х» - хомяк храпит во сне,
«Ц» - белка рыжая в дупле и т.д.
Облачая организованную деятельность с детьми в игровую оболочку, окутываю изучаемый согласный звук сказочным сюжетом. После знакомства со всеми картинными моделями согласных звуков, добавляю в комплект игры такие модели, как: звонкий колокольчик и цветок-колокольчик при изучении понятий глухости-звонкости; зеленый листик и синий квадрат - «лед» при изучении понятий мягкости-твердости согласных звуков.
С помощью данного пособия провожу множество игр и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия, умения проводить звуковой анализ и синтез. («Звуковые домики», «Рисуем слова», «Чуткие ушки», «Зоркий глаз», «Чья песенка в слове?», «Живые слова» и др.)
Игра «Чья песенка в слове?»
У воспитателя – набор предметных картинок, набор больших картинок-символов согласных звуков, у каждого ребенка – индивидуальный маленький набор.
Например, воспитатель показывает картинку с изображением шапки. Дети поднимают вверх «портреты» змей (картинка-символ звука ш), и говорят: «Шипит». Затем демонстрируется картинка с изображением жирафа. Дети поднимают вверх «портреты» жуков (картинка-символ звука ж), и говорят: «Жужжит». Так демонстрируется от 5 до 15 картинок (в зависимости от возраста детей и степени их подготовленности). Правила игры варьируются в зависимости от поставленных педагогом задач.
В подготовительной к школе группе, проводя звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, использую графические изображения гномов - Звуковичков, которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания. Характеристика заданного звука – это понятие абстрактное. Другое дело, имена Звуковичков – гномик в синей одежде с колокольчиком – Согласный твердый звонкий, гномик в зеленой одежде с цветком колокольчика – Согласный мягкий глухой.
Моделирование также позволяет детям образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Здесь идет подготовка к формированию навыка послогового чтения.
Таким образом, использование метода наглядного моделирования эффективно влияет на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников.
Список литературы:
1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Методическое пособие.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2005.
2. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду – 2007- № 4.
3.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4.Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. – М.: Детство-Пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Одной из важнейших задач развития речи и коррекции речевого недоразвития является наиболее раннее обучен...
Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.
опыт работы воспитателя...
Аналитический отчет Направление: формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.
Задача педагогов детского сада – подготовить необходимую базу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарт...
Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамот...
Презентация «Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте»
В презентации представлены разнообразные методы и приёмы по формированию звукового синтеза и анализа у дошкольников....
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Презентация для педагогов (педсовет) по теме :"Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте"...
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в соответствии с программой "Детство"
Это материал является "Шпаргалкой для воспитателей" по обучению грамоте, отражает содержание образовательной деятельности на основе программы "Детство"...