Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с речевыми нарушениями "Морское путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Абрамова Виктория Валерьевна
  • Создание условий для ознакомления детей со звуками П и Пь и буквой П.
  • Формирование  навыка чтения на основе методики «Словолодочки» Ю.А. Пчелинцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dlya_slovolodochek.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с речевыми нарушениями.

«Морское путешествие»

Звук и буква «П»

Цель:

  •  Создание условий для ознакомления детей со звуками [п],[п] и буквой П.,  

  •  Формирование  навыка чтения на основе методики «Словолодочки»

           Ю.А. Пчелинцевой

         Задачи:

  • Связная речь: формировать умение отвечать на вопросы, диалогической речи;
  • Звуковая культура речи: уточнить произношение звуков [п], [пь]; познакомить с их графическим обозначением; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; глухости-звонкости; обучать звуко-буквенному анализу;
  • Развивать фонематический слух: выделять звуки из состава слова, определение положения звука в слове;
  • Развивать артикуляционную моторику, моторику рук; высоту и силу голоса, логическое мышление, зрительное восприятие.
  • Воспитывать  умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

        Оборудование:  предметные картинки ;  схема для характеристики звуков; листочки с заданиями, карандаши; карточка с изображением буквы П, А,О,У, И, Ы,; цветные фигурки (синий, зеленый, красный) для звукового анализа, фигурки звуковичков, «словолодочки», индивидуальные зеркала для отработки и контроля артикуляции нового звука.

 

       Активизация и обогащение словаря: звук, слог, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий, характеристика, проба, тест

       Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

Ход НОД

  1. Организационный момент:

Звенит колокольчик. Дети собираются в круг. Приветствие:

Учитель-логопед с детьми:

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Учитель-логопед:

Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).

 -Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв,  узнаем много нового и интересного.

Отвечать будем внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язычок, губки и щечки.

Артикуляционная гимнастика

Окошко, заборчик

«Вкусное варенье»

«Чистим зубки»

«Часики»

«Лошадка»

Учитель-логопед: Послушайте загадку  и попробуйте отгадать.

И красотки и певицы

На все руки мастерицы-

Носят платья красные

Наши буквы гласные.

(Ответы детей)

Учитель-логопед: Как вы догадались, что именно это гласные? (вспоминаем, что гласные буквы обозначаются красным цветом. А гласные звуки можно пропеть)

Краток, собран и умен

Знает он морской закон

Чёрный китель надевает

И певуньям помогает.

(Ответы детей)

Учитель-логопед: Правильно. Это согласный звук. Как вы догадались? (вспоминаем, что согласные буквы обозначаются чёрным цветом, а согласные звуки пропеть  нельзя)

Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим.

А что вы знаете о буквах? Видим и пишем.

Сегодня мы вспомним ещё один согласный звук. А вот какой, вы узнаете, если точно услышите его в словах. Звук может находиться в разных позициях. Что это означает? (В начале слова- первый, в середине слова и в конце слова- последний.) Приготовили ушки (самомассаж указательным пальцем).

СУП, ПОМИДОР, ЛОПАТА, ПУСТЫНЯ, САПОГИ, ПАУК

II. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Работа со звуком

Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами)

Учитель-логопед:

При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха;

Звук П- согласный, твердый, обозначаем синим цветом

Звук П- согласный мягкий- зеленым цветом.

Звук П- глухой (выполняем пробу –ладошка к горлышку или закрываем ушки ладошками и произносим звук)

Звук П- парный. Он имеет звонкую пару

Физкультминутка. (дети встают из-за столов и выполняют движения в свободном пространстве)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали,

Ручками похлопали!

Раз присели, два привстали,

Три нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой потолок

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Покрутились, повертелись

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

Выделение звуков на слух:

Учитель-логопед: Ребята а сейчас мы потренируем внимание, память и слух.

Игра «Светофор» (чтобы детям было проще определить какой звук- твердый или мягкий, на начальном этапе можно обратить их внимание на артикуляцию учителя-логопеда)

Учитель-логопед произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.

- Молодцы, ребята. 

Игра « Где спрятался звук»

Учитель-логопед раздаёт детям карточки с картинками-словами. В каждом есть звук П в разных позициях (в начале, середине, конце). Учитель-логопед проговаривает с ребёнком  его карточку, каждое слово (карточки у всех разные). Детям необходимо самостоятельно определить место звука в слове и закрасить соответствующий квадрат синим цветом. Все слова только с твёрдым звуком.

III. Соотнесение звука [п] с буквой

 Учитель-логопед:

- Наденем на звуковичок [п] платье, и он станет буквой

- На что похожа буква П?

На хоккее, на футболе,

Буква П – ворота в поле.

Буквой  П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,-

Подойди и подтянись.

- Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п] обозначаются одной буквой? Из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

- Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

-Попробуйте нарисовать букву п в воздухе

V. Формирование основного навыка чтения .

Учитель-логопед: А сейчас, ребята, мы отправимся в морское путешествие. Для этого нам нужно соединить два звуковичка,  которые плывут в лодочке. Первый звуковичок- это согласный звук «Капитан». Второй звуковичок- всегда гласный- это «Принцесса». Сначала дети читают слоги, меняя гласный звук ( А, О,У, Ы, Э).

Затем задание усложняется - дети читают слоги, в каждой «словолодочке», с прямыми открытыми слогами.

VI. Итог занятия.

 Учитель-логопед: Ребята, вы сегодня замечательно работали. Давайте вспомним, что мы делали, с чем познакомились, чему научились? Возможно, кому-то было непросто с чем-то справиться? А может что-то понравилось?

С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Всем большое спасибо! А за отличную работу, я хочу вас порадовать наклейками-достижениями!

Актуальность

Навык чтения – это сложнейший вид речевой деятельности,  восприятие печатного или рукописного текста, понимание содержания прочитанного. Этот психофизиологический процесс осуществляется при участии речедвигательного, зрительного, речеслухового анализаторов.  Начинается процесс чтения со зрительного восприятия, различения, узнавания букв, соотнесения их  со звуковым образом, прочитывания и понимания значения слова, предложения или рассказа.

Дети 5-7 летнего возраста без нарушений в развитии речи обладают определенной готовностью к обучению чтению благодаря достаточному уровню общего и речевого развития. Они могут быстро запомнить буквы, соотнести их со звуками речи, легко усвоить слияние звуков, передать смысл прочитанного слова или предложения.
Дети с речевой патологией такой готовностью к обучению чтению не обладают. Поступая в школу, они являются потенциальной группой риска в отношении полноценного овладения навыком чтения. На основе несформированных психических процессов, обеспечивающих механизм чтения в норме, у детей с дефектами речи часто появляются стойкие нарушения чтения, выражающиеся в повторяющихся ошибках - это дислексия.

Основными причинами затруднений детей с речевой патологией при обучении чтению является недоразвитие фонематических процессов, полиморфные нарушения  в звукопроизношении, бедный словарь, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий, трудности в связной речи, при построении самостоятельных высказываний. Как следствие, дети с нарушениями речи с трудом учатся звуковому анализу и синтезу слов, у них возникают проблемы при запоминании букв и соотнесению их со звуком речи. Некоторые из них даже при осуществлении совместной работы логопеда, воспитателей, родителей по обучению грамоте длительный период времени  не могут освоить  способ слияния гласных и согласных. В дальнейшем они читают очень медленно, допускают большое количество ошибок, плохо понимают и не могут объяснить прочитанное или подобрать картинку, которая обозначает смысл прочитанного.

Своеобразие психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи требует от учителя-логопеда творческого подхода, умения так организовать учебный процесс, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание научиться читать. В основе коррекционно-логопедического процесса  по обучению грамоте детей лежит  игра, так как это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. При ознакомлении детей с буквой проводится специфическая работа в игровой форме по закреплению ее образа  и соотнесению со звуком.

Таким образов, учитывая все особенности в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мы решили проводить занятия по обучению навыков чтения по методике Ю.А. Пчелинцевой.

Помогают детям запомнить  буквы дидактические игры и задания, которые им очень нравятся: когда есть конкретный видимый превратив её в живой предмет.
В коррекционно-логопедической работе с детьми использую плакаты, которые изготавливаю из цветного картона для закрепления образа изученных букв. Детям такие «картинки» очень нравятся, они называют, из каких букв составлены изображения, на что похожи.

В коррекционной работе учителя-логопеда особое место уделяется автоматизации поставленного звука. В этом хорошо помогает программа обучения детей чтению по авторской методике «Словолодочки». Когда звук поставлен логопедом, мы переходим к его автоматизации в слогах. Какой вид слогов (прямой или обратный) будет первым, зависит от его артикуляционной характеристики и подхода к автоматизации самого логопеда. Я во всех случаях беру сначала прямой слог. И в этот момент учу ребёнка читать. Для этого заранее его знакомлю с шестью гласными буквами: А, У, О, И, Ы, Э. Так же, знакомимся с согласной буквой, которая обозначает автоматизируемый звук.

Итак, автоматизируем звук в прямых открытых  слогах через чтение. Закрепляем этот навык в разных упражнениях: по слоговой таблице, по карточкам, в играх. После этого переходим к автоматизации в позиции «звук в начале слова».

Вторым этапом будет автоматизация с чтением слогов, где гласная буква в позиции между согласными. Так мы готовим ребёнка к автоматизации звука в середине слова. О-РА, А-РА, А-РЫ, гитара, фары и т.д.

После автоматизации звука во всех звуковых сочетаниях середины слова, переходим к последнему этапу: чтение обратных слогов и автоматизация в конце слова. АР-ОР-ИР, шар, мир, помидор.

Во время чтения слогов мы не берём согласные буквы, которые ещё не проходили по программе обучения грамоте в логопедической группе. Напоминаю, что такая работа у меня начинается в старшей группе параллельно с началом обучения грамоте.

Таким образом, благодаря методике «Словолодочки», дети обучаются читать слоги с различными согласными, перенося этот опыт на дальнейшее обучение чтению. И сама автоматизация через чтение проходит более эффективно.

150.jfif

50.jfif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие для подготовительной группы по обучению грамоте

познакомить дошкольников со звуком а и буквами А, а...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и экологии. Тема «Лес»

Цели и задачи: - закреплять умения формировать задания, используя условные обозначения. - побуждать к самостоятельному чтению - расширять представления о лесе. - дать элементарное представление об...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и экологии. Тема «Лес»

Цели и задачи: - закреплять умения формировать задания, используя условные обозначения. - побуждать к самостоятельному чтению - расширять представления о лесе. - дать элементарное представление об «эт...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по обучению грамоте и экологии. Тема «Лес»

Цели и задачи: - закреплять умения формировать задания, используя условные обозначения. - побуждать к самостоятельному чтению - расширять представления о лесе. - дать элементарное представление об...

Конспект группового занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Звуки [в] [в\'] в слогах и словах"

Цель:  дифференциация звуков [в] [в’] в  слогах,  словах.Задачи:Автоматизировать звуки [в] [в’] в слогах, словах, предложениях.Учить дифференцировать звуки [в] [в&rsquo...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Космическое путешествие на планету Знаний».

Цели:Закрепление понятий «звук, слог, слово»;совершенствование навыков звукового анализа.Предупреждение дизграфии....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Занимательная грамматика»

твой друг и ты - мой друг!Дружно за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.Мы пожмем друг другу рукиПобежит тепло по кругу,Все мы будем очень дружноНа вопросы отвечатьВсе хотим мы заниматьсяВсё хотим на...