Конспект открытого фронтального занятия для детей средней группы с ТНР по теме: «Насекомые» (обобщение)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Демидкина Наталия Владимировна

             Занятие направлено на коррекцию лексико-грамматического строя речи детей по лексической теме "Насекомые", проведено для родителей  в рамках "Недели открытых дверей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx90.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого фронтального занятия по разделу  «Речевое развитие»

для детей средней группы с ТНР «Насекомые» (обобщение)

Цель: закрепление представлений о насекомых.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнение и расширение  знаний детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе,
  • совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы родительного падежа имён существительных, согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё,  с количественными числительными);
  • упражнение в умении отвечать на вопросы полным предложением;

коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие диалогической речи, внимания, мышления, координации речи с движением, тонкой и общей моторики;

коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
  • воспитание  потребности в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Методы: игровой (показ, пояснения, указания, вопросы), наглядный (использование предметных картинок), беседа,

Оборудование: предметные картинки с изображениями насекомых, магнитная доска, импровизируемая полянка с цветами, листочки с контурным изображением бабочки, цветные карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, какие вы сегодня красивые. Подойдите ко мне, возьмитесь за руки и повторяйте за мной.

Дети встают в круг и, взявшись за руки и закрыв глаза, произносят слова:

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

  1. Основная часть
  1. Введение в тему занятия

                 

Логопед: Ребята, скажите, какое время года наступило? А что происходит в живой природе с приходом весны?

Логопед: Правильно, весной просыпается все живое вокруг. Ребята, закройте глаза и прислушайтесь.

Звучит аудиозапись звуков природы.

Логопед: Дети, как вы думаете, что это за звуки?

Дети: Жужжат пчёлы, шмели, жуки, стрекочут кузнечики…

Логопед:  Как их можно назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Логопед: А где можно встретить насекомых?

Дети: Насекомых можно встретить на лугу, в лесу, в городе.

Логопед: Насекомых можно встретить повсюду. А я предлагаю вам представить, что мы оказались на лесной полянке. Повернитесь друг за другом.

  1. Двигательное упражнение “В путь!

На полянку мы шагаем
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали.
На полянку прибежали

Идут маршевым шагом.

Идут топающим шагом.

Идут на носках.

Бегут на носочках.

Логопед: Вот мы и на лесной полянке.

Логопед с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами.

Логопед: Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет. Как вы думаете, где спрятались насекомые?

Дети: Насекомые спрятались под цветами.

Дети берут насекомых из-под цветов.

  1. Дидактическое упражнение «Жадина»

Логопед: Назовите у кого какое насекомое, употребляя слова МОЙ, МОЯ или МОЁ.

Ответы детей

  1. Дидактическое упражнение «Кого не стало?»

Логопед: А посадите своих насекомых на цветы и  скажете, кого у вас не стало… (ответы детей)

  1. Беседа

Логопед: Ребята, давайте присядем на полянку (стульчики). Каких насекомых вы ещё знаете?  (ответы детей). Скажите, чем они похожи? (У насекомых есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми», у многих есть жало). 

Логопед: Какую пользу приносят насекомые?  (Насекомые приносят большую пользу: - это корм для птиц, пчелы опыляют цветы,  дают мед, божьи коровки и муравьи уничтожают тлю,  от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств, бабочки радуют своей красотой  и т.д.)

Логопед: Какой вред приносят насекомые?  (гусеницы поедают растения, комары кусают, мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий, личинки майского жука поедают корешки растений).

Логопед: А можно ловить и уничтожать насекомых?

Логопед:  Ребята, а почему не надо трогать и обижать насекомых?

Дети: Они живые, маленькие и беззащитные.

  1. Дидактическое упражнение «Жуки и комары»

Логопед:  Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы)

                  А пищат? (комар) Стрекочут? (кузнечики, сверчки)

     А какой звук издает бабочка? (никакой)

Жук летает и кружит,

пожжужать нам всем велит.

Вот комар к нам прилетел,

свою песенку запел.

Дети подражают насекомым – жужжат, как жуки, «звенят»,  как комары.

Логопед:  А какой звук издает бабочка?

  1. Физминутка «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,           Поднимают руки в стороны.

Улыбнулась, потянулась.               Поднимают руки вверх.

Раз – росой она умылась,                Руками «умывают» лицо. 

Два – красиво покружилась,          Кружатся вокруг себя.

Три – нагнулась и присела,            Наклоняются, садятся на корточки.

На «четыре» - полетела.              Машут руками (крыльями).

  1. Работа в тетради (Развитие тонкой моторики)

Логопед. Чего нет у бабочки?

Дети. У бабочки нет крыльев. 

Логопед. Возьмите простые карандаши и нарисуйте бабочке крылья, а потом раскрасьте бабочку. Крылышки вы раскрасите желтым карандашом, а туловище — коричневым.

                 Круг на крыльях – красным, а овал – синим.

Дети выполняют задание. Логопед следит за их посадкой и за тем, как они держат карандаши, а потом оценивает их работу.

  1. Дидактическое упражнение «Считай и называй»  (согласование числительных с существительными).

Логопед: Посадите своих бабочек на доску. Давайте посчитаем, сколько бабочек у нас получилось.

  1. Итог занятия (рефлексия)

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О ком мы говорили сегодня? Чем занимались? А что понравилось больше всего? Кто нам помогал в путешествии?

                 Можно ли уничтожать насекомых? Почему?   Все они вместе – маленькие жители планеты и их надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект для детей средней группы «Познаём тайны мира насекомых»

В мае мы столкнулись с недостаточными (часто ошибочными) представлениями  детей о мире насекомых. Наши дошколята резко делили  представителей мира насекомых на полезных и вредных.  У ро...

Фронтальное интегрированное музыкально-логопедическое занятие для детей среднего дошкольного возраста на тему «Насекомые» «В гостях у Комарика»

Цель. Автоматизация звука «З и Зь».ЗадачиКоррекционно-образовательные:- уточнение и расширение представлений о насекомых;- закрепление знаний о механизмах образования звуков «з», «зь», автоматизация и...

Конспект занятиядля детей средней группы "Деревянные чудеса"

Расширить представления о дереве,его качествах и свойствах....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для средней группы. Аппликация по теме «Насекомые».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация), «Социально – коммуникативное развитие».Виды ...

Конспект образовательной деятельности для средней группы по лексической теме «Насекомые»

закрепление знаний о правилах поведения в природе, о насекомых....

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе "Радуга" на тему: "Насекомые"

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе "Радуга" на тему: "Насекомые" Цель: Обобщить и дополнить знания детей по теме «Насекомые»; улучшить об...

Конспект открытого логопедического занятия в средней группе по лексической теме: «Насекомые».

1. Образовательная задача:систематизировать и обобщить знания детей о насекомых;упражняться в отгадывание загадок;учить образовывать существительные родительного падежа множественного числа;{C}{C}&mid...