Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка по логопедии по теме
"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребёнка - это тонкий инструмент, который может и должен держать в руках каждый воспитатель" Аристотель
С введением инклюзивного обучения, учителю-логопеду нужно уметь проводить логотерапию с разными категориями детей с ОВЗ. Специалисту в области специального образования необходимо знать особенности детей с ОВЗ, специфику логопедической работы с разными проявлениями особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для реализации адаптированных программ в инклюзивной группе (АОП) или в условиях группы компенсирующей направленности (АООП) логопед должен владеть различными техниками логопедического воздействия при ДЦП, нарушениях слуха и зрения, при когнитивных нарушениях, после кохлеарной имплантации - КИ,при расстройствах аутистического спектра - РАС, с детьми с миофункциональными нарушениями и с комплексными множественными нарушениями развития - сложной структурой дефекта. Английский корень special (особый,индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области "специальной педагогики".
Данная методическая разработка поможет ответить на актуальные вопросы, связанные с организацией индивидуального образовательного маршрута для воспитанников с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ и его практической реализацией в работе службы специалистов и педагогов психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках коррекционно-образовательного процесса. Обучение детей со сложными нарушениями в развитии по адаптированным образовательным программам затруднено, так как сочетанные (множественные) нарушения не учитываются рамками специальных образовательных программ.
Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями.Основополагающая задача в реализации индивидуального образовательного маршрута, разработанного с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ, состоит в оказании квалифицированной мультидисциплинарной помощи при освоении ребенком АОП в условиях группы компенсирующей/комбинированной направленности (в условиях инклюзии) с целью интеграции и позитивной социализации ребенка с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в речевом, физическом и (или) психическом развитии в диапозоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_proektirovaniya_i_usloviya_organizatsii_iom.docx | 523.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы проектирования и условия реализации индивидуального образовательного маршрута для ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО.
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ регламентирует право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
К множественным сложным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребёнка целого ряда небольших нарушений (моторики, зрения, слуха) с выраженным тяжёлым недоразвитием речи, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект. В разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения,слуха,тактильной чувствительности), повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения), синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и /или психическом развитии, подтверждённые ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Содержательные вопросы:
1. Нормативная база, регламентирующая данный вид деятельности в группах
компенсирующей/комбинированной направленности в ДОУ.
2. Организационно-педагогические условия разработки и основные этапы
проектирования ИОМ ребёнка с ОВЗ.
3. Методика построения и реализации ИОМ ребёнка с ОВЗ.
ИОМ – навигатор для получения коррекционно-образовательной
помощи в ДОУ.
4. Структура ИОМ.
ИОМ предусматривает квалифицированную адресную коррекцию недостатков в психофизическом и речевом развитии ребёнка с ОВЗ в освоении Программы в тесном взаимодействии службы сопровождения (педагогов и специалистов) ДОУ с семьёй ребёнка.
Целевое назначение ИОМ заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессами обучения ребёнка с ОВЗ по АООП и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения, психофизических особенностей и особых образовательных потребностей и возможностей.
ДЕТИ С ОВЗ – ЭТО ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
Цели индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ направлены на:
- создание системы медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями и обеспечение специальных образовательных условий, прописанных в заключении ТПМПК.
- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции; конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста;
- организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в образовательной организации, а также взаимодействия с «внешними» организациями, отвечающими за создание специальных образовательных условий для всех групп обучающихся с особыми образовательными потребностями. В первую очередь должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательной коррекционно-развивающей деятельности - создание психолого-педагогического консилиума образовательной организации, организация координации деятельности членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива групп образовательной организации в целом.
- обеспечение потребности в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом изолированном нарушении.
- создание условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе обеспечения комплексного подхода при коррекции нарушений развития ребёнка с ОВЗ.
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся специальных методов, приёмов, форм организации коррекционной работы и средств обучения, гибких технологий в том числе ИКТ, учитывающих особенности психофизического развития детей с ОВЗ и обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения и коррекции.
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др .
- с целью индивидуализации учет особых образовательных потребностей в коррекционно-развивающей работе и психофизических особенностей: вариативности и специфичности структуры тяжелого и (или) множественного нарушения развития, а также имеющихся у детей ограничений жизнедеятельности. На основании этого принципа в учреждении подбирается вариативное содержание, методы и приемы, средства коррекционно-развивающей работы. Индивидуализация предполагает разработку индивидуальных программ развития, индивидуального образовательного плана, индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, индивидуальных образовательных маршрутов и определения индивидуальных сроков их реализации с учетом степени проявления нарушения, индивидуально-типологических особенностей, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи ребёнку с ОВЗ на основе диагностического мониторинга.
- организация особой развивающей предметно-пространственной и временной организации образовательной среды; специально организованной и доступной безбарьерной среды.
- динамическое наблюдение, своевременная корректировка и отбор адекватного индивидуальным возможностям ребёнка содержания образования.
- динамическая оценка эффективности коррекционного воздействия.
- учёт компенсаторных возможностей, выявление актуальных и резервных возможностей (реабилитационного потенциала) ребёнка с ОВЗ.
- преодоление трудностей в освоении ребёнком с ОВЗ адаптированной образовательной программы ДОУ за счёт повышения компенсаторных и адаптационных механизмов ребёнка с ОВЗ и его интеграция в ДОУ.
- обеспечение возможности ребёнку с ОВЗ повысить свою социальную компетентность.
- развитие реабилитационного потенциала ребёнка с ОВЗ путём привлечения здоровьесберегающих и новых педагогических технологий.
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи ребёнка с ОВЗ; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития ребёнка.
- создание комфортных условий для воспитания, обучения и развития, социальной адаптации ребёнка с ОВЗ и детей-инвалидов.
Аспекты реализации ФГОС ДО к проектированию индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ:
Коррекционная работа отличается от общеразвивающей наличием конкретной «мишени» коррекционного воздействия, то есть конкретных проблем в нарушении развития ребёнка с ОВЗ.
- Подбор адекватных методик диагностики в условиях ПМПК, позволяющих выявить специальные образовательные потребности и определить специальные условия обучения. Заключение ТПМПК. Коллегиальное психолого-медико-педагогическое заключение по результатам данных медицинского, психолого-педагогического обследования ребёнка о состоянии соматического и нервно-психического здоровья с индивидуально-ориентированными рекомендациями по определению вида образовательного учреждения и образовательной программы для детей с ОВЗ дошкольного возраста согласно Приказу Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Необходимость опоры на данные комплексного обследования ребенка (вид и структура нарушения, клинические и индивидуально-психологические особенности, исходный уровень развития и компенсаторные возможности ребенка).
Решение этой задачи позволяет начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий, определить специальные условия развития, воспитания, обучения детей с проблемами в развитии.
- 2. Учёт особых образовательных потребностей отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
- 3. По итогам диагностики составляется коллегиальное заключение специалистов комиссии, определяются тип образовательного учреждения, программы обучения ребенка и рекомендации по дальнейшему его развитию.
- 4. Междисциплинарный подход к проектированию индивидуальной программы – отработка в системе каждого структурного компонента нарушения. Например, при сочетании нарушений слуха, зрения и речи у ребенка, содержание работы будет планироваться на основе научных исследований в области сурдопедагогики, тифлопедагогики и логопедии.
- 5. Интегрированный подход при отборе содержания разделов программы предполагает комбинирование разделов из программ, ориентированных на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений сложного ребенка. Количество и виды программ, из которых выбираются темы, зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного. Так, для слепоглухого ребенка необходимо проанализировать программы для слепых и глухих детей и отобрать темы и разделы, ориентированные на коррекцию каждого компонента сложного нарушения. Соответственно, при составлении индивидуальной программы для ребенка с нарушением слуха и зрения необходимо предусмотреть разделы «Развитие слухового восприятия», «Формирование правильного произношения» из программы для детей с нарушением слуха, а разделы «Развитие зрительного восприятия» и «Ориентировка в пространстве» из программы для детей с нарушением зрения.
Заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии о создании для ребёнка с ОВЗ специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов в условиях группы комбинированной/компенсирующей направленности.
- 6. Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида (ИПР) разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (при наличии справки об инвалидности) в соответствии со статьёй 7 ФЗ № 181-ФЗ.
Пример
Заключение ТПМПК: Ребёнок с ТМНР. ДЦП, левосторонний гемипарез; ЗПР ЦОГ; тугоухость 2-3 степени; миопия.
Рекомендации: Обучение по специальной индивидуальной программе сопровождения ребёнка в рамках адаптированной основной образовательной программы для детей с НОДА, 2 вариант; сопровождение сурдопедагога; наблюдение невролога, окулиста.
ИПР. Слуховые аппараты; ходунки.
Специальные технические средства обучения: требуются.
Создание безбарьерной среды: требуется.
Сопровождение тьютера: требуется.
Организация коррекционной помощи ребёнку с ТМНР осуществляется по ИОМ в рамках СИПР.
- 6. Создание специальных условий для получения образования:
- АОП/СИПР; ИОП/ИПР;
- организация ИОМ;
- определённые организационные формы обучения: (специальные учебные пособия и дидактические материалы в соответствии с требованиями АООП; специальные ТСО индивидуального пользования;
- организация психолого-педагогического сопровождения, в том числе проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционных занятий с различными специалистами;
- предоставление услуг ассистента (помощника)/(тьютера) для индивидуализации образовательного процесса и оказания необходимой технической помощи (по необходимости);
- организация безбарьерной среды (по необходимости).
- Заявление родителей (законных представителей) ребёнка с ОВЗ на согласие организации в ДОУ индивидуально-ориентированной медико-психолого-педагогической помощи.
Вывод: ИОМ составляется с целью эффективного решения вопросов социализации и интеграции ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида в условиях инклюзии:
- на основе заключения ТПМПК с учётом специфических
образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ;
- на основе содержания ОП ДО, адаптированной для
обучающихся с ОВЗ для каждой категории детей
с нарушениями в развитии, а для инвалидов в соответствии
с АООП/СИПР и индивидуальной программой
реабилитации инвалида (ИПР);
- Особые образовательные потребности детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
- Результатом освоения учеником такой программы является приобретение различных жизненных и социальных компетенций, которые позволяют ему стать максимально независимым и самостоятельным в решении повседневных задач, включиться в социальную жизнь на доступном для обучающегося уровне.
- на основе специальных условий для получения образования
и коррекции нарушений развития;
- на основании заявления родителей.
Разработка специалистами и педагогами ДОУ (при участии родителей) индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ осуществляется на 1 учебный год. Статьёй 79 ФЗ от 29.12.2012г. « Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования обучающегося с ОВЗ определяется АОП.
К примеру, рабочие программы учителей-логопедов ориентированы на детей с ОВЗ, имеющих нарушение речевой функции. В условиях инклюзивного образования актуальным встаёт вопрос разработки и реализации ИОМ для воспитанников с ОВЗ, имеющих осложнённый вариант развития при различных сочетанных нарушениях развития (с высокой степенью выраженности нарушений). Это является определяющим фактором для проектирования ИОМ для ребёнка с ОВЗ.
По мнению отечественных специалистов (Чулков В.Н.,2000) «Сложное нарушение», совокупность различных психофизических нарушений характеризуется сочетанием двух и (или) более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития) с последующим комплексом вторичных расстройств у одного ребёнка, в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного развития и трудности реализации образовательных практик по отношению к нему. Именно поэтому ИОМ, разработанный с учётом психофизических особенностей и специфических (особых) образовательных потребностей и возможностей конкретного ребёнка выступает как адекватный и продуктивный инструмент по коррекции сочетанных дисфункций и развитию ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида в условиях инклюзивного образования, как средство поддержки его позитивной социализации и индивидуализации.
Определение варианта образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования ребёнку с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ТПМПК, сформированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребёнка с ОВЗ. Серьёзное внимание уделяется характеристике особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ.
Термин «Индивидуальные образовательные потребности» используется по отношению к детям с нарушениями в развитии, у которых отмечаются особенности когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, психических функций с поведенческими нарушениями. Специфика психофизиологических особенностей данной категории детей с ОВЗ обусловлена характером дефекта развития.
Основными проблемами детей с ОВЗ являются:
- психологическая несамостоятельность;
- социально-психологическая ограниченность;
- затруднение процесса социализации;
- деформация психологической сферы, тотально препятствующая эффективному социальному функционированию и социальной коммуникации с другими на фоне «вымывания» потенциально позитивного, резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов со сверстниками и окружающими;
- часто отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
- низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- низкий уровень развития ручной и крупной моторики;
- нарушение координации движений;
- трудности в понимании инструкций;
- низкий уровень развития речи;
- незрелость ВПФ;
- повышенная тревожность;
- повышенная утомляемость или возбудимость;
- замедление темпа выполнения заданий (очень низкий);
- нуждается в постоянной помощи взрослого;
- отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания и развития ребёнка с ОВЗ.
Методические рекомендации по организации индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребёнка с ОВЗ в условиях группы компенсирующей/ комбинированной направленности.
Целевая группа детей с ОВЗ, обучающихся по ИОМ:
1.Нарушения опорно-двигательных функций.
2.Нарушения интеллекта.
3.Задержка психического развития.
3.Расстройства аутистического спектра.
4.Нарушения сенсорной сферы.
5.Нарушения речи.
5.Нарушения эмоционально-волевой сферы.
6.Нарушения поведенческой сферы.
7.Сочетанные (сложные) нарушения развития.
8.ТМНР (комплексные нарушения: сочетания 2-х или 3-х нарушений).
9.Инвалидность.
ФГОС п.2.2-2.5. На основе требований стандарта и АООП - ИОМ разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно как одно из специальное условий для получения образования, коррекции нарушений и социальной адаптации, учитывая специфические образовательные потребности ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида в целях его психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Структура ИОМ
Проектирование ИОМ ребёнка с ОВЗ выполняется пошагово:
Первая часть содержит общие сведения о ребёнке, характеристику на основе результатов психолого-педагогического обследования ребёнка, проводимого специалистами и педагогами образовательной организации с целью оценки актуального состояния развития ребёнка с ОВЗ на момент составления ИОМ и определения зоны его ближайшего развития; вторая включает организацию взаимодействия специалистов, педагогов ДОУ и семьи ребёнка с ОВЗ по вопросам коррекционно-развивающей помощи и здоровьесбережения, социальной адаптации и определяет приоритетные направления коррекции и обучения ребёнка;
третья часть ставит конкретные задачи педагогической помощи, определяет содержание коррекционно-развивающего обучения ребенка с ОВЗ в условиях учреждения и семьи; четвёртая часть оценивает эффективность реализации ИОМ ребёнка с ОВЗ. Кроме того, ИОМ имеет приложение, включающее перечень дополнительных коррекционных и оздоровительно-профилактических, лечебно-восстановительных мероприятий с ребёнком в системе дополнительного образования, здравоохранения, центрах социальной реабилитации детей-инвалидов, ГБУ ДО центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ГБУ социального обслуживания (социально-реабилитационное отделение), Центрах восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями (ГЦВЛДПН), центрах медицинской и социальной реабилитации детей-инвалидов и др.
Первый этап. Аналитический.
1. Индивидуальные сведения о ребёнке. Сбор и анализ данных диагностического периода. Изучение документации: заключение ТПМПК; ИПР и др. Анализируются и принимаются в учет особенности соматического, неврологического статуса ребенка, особенности (нарушения) развития зрительной и слуховой системы, а также особенности развития и ограничений в двигательной сфере и др.
2. Углублённая психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии и /или состояний декомпенсации; для оценки актуального состояния развития ребёнка с ОВЗ и зоны его ближайшего развития. Характеристика пределяет приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ.
Проводится специалистами и педагогами ДОУ.
Второй этап. Организационный. Специалисты, участвующие в разработке и реализации ИОМ.
Формулировка цели ИОМ.
Цель определяется исходя из особенностей психофизического развития ребёнка с ОВЗ, его компенсаторных возможностей. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий педагогов специалистов различного профиля.
1. Выработка (педагогами и специалистами, участвующими в реализации психолого-медико-педагогического сопровождения ПМП(к) ДОУ совместно с родителями ИОМ ребёнка с ОВЗ с учётом его особых образовательных потребностей и специальных условий для получения образования, рекомендованных ТПМПК.
Обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики; определение приоритетных областей, согласование деятельности специалистов и педагогов службы сопровождения.
Третий этап. Содержание работы по коррекции нарушений развития с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей ребенка в рамках ИОМ.
Содержание образования в условиях организации и семьи.
1.Составление плана коррекционно-развивающих мероприятий с ребёнком; формулировка конкретных образовательных задач, корректировка поставленных целей; выработка рекомендаций для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения по дальнейшей социализации ребёнка с ОВЗ (по согласованию родителей).
Задачи формулируются в качестве возможных(ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребёнка на один учебный год.
- обучение по специальным АОП для каждой категории детей;
- формы психолого-медико-педагогической помощи
в соответствии с требованиями АООП;
- методы и способы психолого-медико-педагогической
помощи в соответствии с требованиями АООП;
- разработка структуры индивидуальных коррекционно-
развивающих занятий с ребёнком в зависимости от характера
нарушений в развитии с применением эффективных педагогических
и здоровьесберегающих технологий.
2.Определение специальных условий образования ребёнка с ОВЗ, необходимых для реализации (освоения) АОП:
- средства обучения в соответствии с требованиями АООП (перечень необходимых технических средств и дидактических материалов):
- организация пространства, в котором обучается ребёнок с ОВЗ;
- организация учебного места ребёнка с ОВЗ;
- технические средствам обучения и обеспечения комфортного
доступа ребёнка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства
и технологии);
- специальные учебные и дидактические материалы,
отвечающим особым образовательным потребностям детей;
- организация безбарьерной среды (по необходимости);
- сопровождение ассистента (помощника).
- предоставление тьютера (по необходимости).
- проведение групповых и/или индивидуальных
коррекционных занятий.
3.Составление ИУП и определение состава специалистов.
Составление индивидуального расписания.
Соблюдение допустимого уровня учебной нагрузки с учётом психофизических особенностей. Лечебно-охранительный (щадящий) режим дня. Гибкий режим учебных и эмоциональных нагрузок. Временной режим образования детей с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами ОО.
Индивидуальная траектория развития ребёнка с ОВЗ требует поддержки со стороны команды профессионалов междисциплинарного уровня:
- Медикаментозное сопровождение – по назначению врача.
Наблюдение узких специалистов: перечислить врачей в соответствии
с основным и сопутствующими заболеваниями.
- Логопедическое сопровождение.
- Дефектологическое сопровождение.
- Психологическое сопровождение.
- Педагогическое сопровождение.
- Социальное сопровождение.
- Наличие специалиста сопровождения по необходимости:
Тьютера (наставника); Ассистента педагога (сопровождающего).
4. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды как условие для развития ребёнка с ОВЗ, его социализации. Разработка рекомендаций по созданию аутентичной среды, отвечающей всем требованиям развития ребёнка с ОВЗ.
5. Организация внешнего ИОМ. Учитывая сложность психофизических особенностей ребёнка с ОВЗ и отсутствие специалистов необходимого профиля в системе психолого-медико-педагогического сопровождения ДОУ (посещение ребёнком с ОВЗ дополнительных учреждений в системе дополнительного образования, здравоохранения, психолого-медико-социального профиля и реабилитации (наблюдение и лечение у узких специалистов).
6. Разработка программы сотрудничества с семьёй ребёнка с ОВЗ содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребёнка,развитии мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами.
7. Представление ИОМ ребёнка с ОВЗ на Педсовете ДОУ.
Рассматривается ИОМ ребёнка с ОВЗ/ребёнка-инвалида коллегиальным органом образовательной организации - на Педагогическом Совете ДОУ по итогам психолого-педагогической диагностики. По результатам рассмотрения ИОМ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение. При положительном решении ИОМ утверждается приказом руководителя образовательной организации и заверяется на титульном листе подписью руководителя ОО (заведующего или заместителя по УВР) в соответствии с должностными обязанностями.
Реализация ИОМ ребёнка с ОВЗ.
Осуществляется в течение учебного года с обязательным сопровождением специалистов и педагогов ДОУ(психолог, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог), АВА-терапевт, логопед, медицинские работники, специалист АФК, кинезиолог и др.)
При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-медико-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.
- Дозированность объема изучаемого материала с учетом реальных возможностей его усвоения каждым ребенком. Допускается увеличение сроков усвоения.
- Инвариантность программного материала предполагает наличие пропедевтических разделов для восполнения недостающих знаний и использование специальных технологий, ориентированных на структуру нарушения. В то же время следует предусмотреть возможность изменения содержания раздела, последовательности их изучения, их комбинирование и введение дополнительных элементов с учетом уровня развития ребенка, его потребностей и реальных возможностей. Это обусловлено тем, что у детей со сложными нарушениями стираются возрастные границы, поэтому
уровень развития может быть одинаковым независимо от возраста.
Пятый этап. Аналитический.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Оценивается эффективность реализации ИОМ, исходя из результатов анализа качества образования, достижений ребёнка, уровень сформированности функций,умений и навыков при освоении АОП. Конкретизируются отдельные направления коррекционной помощи, определяется возможность снижения или повышения требований, предъявляемых к освоению АОП, корректировка Программы при отсутствии динамики. Составление информационно-диагностических карт специалистами и педагогами в системе психолого-медико-педагогического сопровождения для оценки адекватности и эффективности проведения коррекционных мероприятий с ребёнком. Ведение журнала, где фиксируется индивидуальная образовательная деятельность специалистов и педагогов службы психолого-медико-педагогического сопровождения по развитию ребёнка с ОВЗ, а также консультативная деятельность (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, инструктора по физической культуре (ЛФК), социального педагога, муз.руководителя, мед.сестры по массажу, тьютера и др.) по запросу родителей в рамках ПМП консилиума ОУ.
В конце учебного года на основе анализа полученных данных заполняется социограмма, скрининг результатов продвижения, динамики развития ребёнка с ОВЗ, его социальной компетентности, сформированности личностных качеств и образовательных достижений; и качества организации коррекционной помощи; оценка сотрудничества ДОУ и семьи по вопросам психолого-педагогической и методической помощи, и совместно с родителями ребёнка обсуждаются задачи для ИОМ по психолого-медико-педагогического сопровождению на следующий учебный год.
Ряд факторов определяет динамику развития детей с ОВЗ:
- этиология и патогенез нарушения;
- время возникновения и выявления отклонения;
- характер (например, структура речевого дефекта) и степень выраженности каждого из первичных расстройств и специфика их сочетания (сенсорных функций, когнитивных; коммуникации);
- сроки начала, объём и качество оказываемой коррекционной помощи.
- для детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, с инвалидностью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей каждого ребёнка.
В данном варианте следует говорить только об индивидуальной оценке результатов обучения конкретного ребёнка в соответствии с его специальной индивидуальной образовательной программой.
Формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально с учетом индивидуальных специфических образовательных потребностей.
Системная работа специалистов и педагогов в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ является одним из важнейших факторов, влияющих на дальнейшее развитие детей, имеющих сочетанные сложные варианты нарушений в развитии.
Используемая литература:
1. Сборник нормативных документов. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Издательство «Национальное образование»,20015.
2. Письмо « О введении ФГОС ОВЗ» Минобрнауки от 11 марта 016г. № ВК-452/07.
3. Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2016г. №ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»;
4. Приказ Минобрнауки РФ от 7.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
5. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. Пособие для учителя-дефектолога.«Владос», Москва,2003.
6. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии. ж. «Дошкольная педагогика» - 2008.- № 4. – С.37-38.
7. Адаптация детей с ограниченными возможностями. С.А.Завражин, Л.К.Фортова. Москва: Издательство «Академический проект»,2005.
8. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М.В. Жигорева. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
9. И.Ю.Исаева. Учебное пособие.«Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов». Магнитогорск: Издательство Магнитогорский гос. техн.университет им.Г.И.Носова,2015.
10. «Ребёнок в интегрированной группе» Методические рекомендации/Под редакцией Н.В.Микляевой. Библиотека воспитателя. Москва.:ТЦ Сфера,2012.
11. А.А.Наумов, В.Р.Соколова, А.Н.Седегова «Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении» Инновационный опыт. 2013.
12. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Вып.2 «Технология определения образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ».- М.: МИРОС,2010.
13. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации. Библиотека логопеда. С.Ю.Танцюра, С.И. Кононова.М.С: ТЦ Сфера,2016.
14. Сопровождение семьи ребёнка с ОВЗ. Методические рекомендации. С.Ю.Танцюра, С.М.Мартыненко, Б.М.Басангова. – М.: ТЦ Сфера,2017.
15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Правовая библиотека образования. - М.: ТЦ Сфера,2017.
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26: «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которо...
Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ОВЗ в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум...
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...
Семинар-практикум:«Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР в условиях ДОУ»
Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и старших воспитателей, работающих на группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР). Цель: разрабо...
Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ
Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед о...
Статья на тему "Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов"
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных...