Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
Семинар практикум для педагогов
Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар практикум для педагогов
Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья».
МБДОУ д/с ОВ № 6
Составитель: старший воспитатель Прапро Елена Александровна
ст.Кущевская
2017 год
Тема: «Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья».
Цель: Представление опыта управления качеством создания условий по обеспечению художественно – эстетического направления развития воспитанников в условиях реализации ФГОС.
Место проведения: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №6
Дата проведения: 15 февраля 2017 года
время проведения: с 13.30: – 14:40
Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами собрались поговорить о системе художественно-эстетического воспитания детей в детском саду. Ведь приоритетным направлением работы нашей дошкольной организации является художественно – эстетическое. Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей, так и в свободной деятельности, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.
С.В.: Если правильно организовать творческую деятельность детей, можно обеспечить художественно-эстетическое , всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.
Первое задание «Изобразительный штурм»
Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.
Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.(Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
- Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
- Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.).
- Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
- Что такое живопись?(Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
- Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
- Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
- Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
- Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
- Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
- Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.).
С.В.: Художественно-эстетическое развитие – одно из важнейших средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.
С.В.: 1 вопрос – «Как ФГОС раскрывает художественно-эстетическое развитие?» - воспитатель Шипова Е.В.
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
—развитие творческого потенциала ребенка;
—развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика — «Музыкальное развитие».
С.В. вопрос 2: Какие есть виды детской художественно-эстетической деятельности?
( ответы) После ответов: Театрализованная. Художественная литература. Продуктивная. Игровая. Музыкальная.
С.В. Следующий вопрос мы раскроем через тему доклада:
«Реализация системы художественно-эстетического развития детей в детском саду через художественное творчество».
воспитатель: Педосенко И.С.
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность данной темы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
Современные подходы к образованию детей дошкольного возраста требуют сочетания традиционных методик обучения, воспитания и развития в соответствии с последними тенденциями, направлениями в области педагогики и социальным заказом современного общества. В настоящее время многие отечественные и зарубежные производители изобразительных материалов расширяют свой ассортимент товаров, предлагая пользователям все больший простор для творчества и фантазии.
На прилавках можно встретить как неизвестные ранее материалы (краски по стеклу, гель с блестками, акриловые и темперные краски), так и традиционные в современном исполнении (например, перламутровая акварель, флуоресцентные восковые мелки и гуашь, плавающий пластилин).
Все это способствует популяризации изобразительной деятельности и художественного труда среди педагогов и родителей, пробуждает еще больший интерес детей к продуктивной деятельности. Однако педагогам и тем более родителям трудно ориентироваться на рынке современных изобразительных средств, подбирая соответствующие техники и разрабатывая методики для творческого использования. Выбирать изобразительные материалы для работы с детьми необходимо в соответствии с такими требованиями:
-безопасность материала для здоровья детей;
- высокое качество материала, влияющее на его изобразительные свойства и способствующее получению удачного конечного рисунка и поделки (хороший результат вызывает у ребенка желание сделать еще что-либо необычное и программирует его на успех);
- учет возрастных особенностей и возможностей детей (например, толщина грифеля восковых карандашей различна для детей 5 и 7 лет);
- прочность формы и содержания материала для возможности экспериментирования;
- привлекательность продукции (яркая, забавная упаковка вызывает у детей желание взять набор в руки, рассмотреть его, применить на практике).
При реализации методики организации изобразительной деятельности и художественного труда рекомендуется взрослым руководствоваться следующими положениями:
- изобразительные материалы и обучение технике работы с ними не являются самоцелью;
- предлагаемые изобразительные материалы и показ вариантов их использования должны пробуждать творческое воображение ребенка, помогать ему в создании ярких и выразительных образов;
- получение продукта (поделки, рисунка) – главный результат каждой встречи ребенка с новым изобразительным материалом;
- обучение технике работы с материалом следует строить на решении простых и доступных для выполнения задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной;
- при подборе тем и содержания работы с материалом следует строить на решении простых и доступных задач, а методика работы должна быть интересной и занимательной;
- рассматривание произведений искусства, выполненных художниками в данной технике, чтение занимательных рассказов об истории использования материалов, решение задач «открытого типа», экспериментирование и изучение свойств и качеств современного изобразительного материала – эффективные методы и приемы сотрудничества взрослого с ребенком.
Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями и полезными находками, конкретизирующими организацию детской продуктивной деятельности, обусловленную применением современных изобразительных материалов. Определяя тематику занятий по изодеятельности и реализуя ее на практике, стоит учитывать характер и качество материала.
Гель с блестками легко ложится на бумагу, пластилин, глину, гуашь, акварель и т.д., техника нанесения может быть различной: с помощью носика на тюбике и растирания кисточкой. Он может использоваться как дополнительный материал с целью придания спецэффекта и завершенного вида работе. Детям доставляет большое удовольствие украшать наряды Снегурочки и Деда Мороза сверкающими узорами, передавать ледяное мерцание узоров на зимних окнах, придавать привлекательный вид пригласительной открытке или воплощать сказочные элементы волшебного города.
Восковые мелки оставляют на бумаге четкие, яркие, тонкие линии, поэтому они пригодны для изготовления дидактических игр («Припаркуй автомобиль», «Найди пару», «Пора делать покупки»). Для мелков характерна мягкость фактуры, поэтому дети могут передавать текстуру поверхности предмета, например, в изображении овощей и фруктов. Они удивляются волшебному проявлению ископаемых динозавров на фоне акварельного доисторического леса, появлению загадочных космических объектов в безвоздушном пространстве, свечению сказочных деревьев в райском саду.
Витражные краски используются для украшения предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Они эластичны, пропускают свет, а рисунок может быть использован многократно и переносится с объекта на объект. Дети радуются волшебному свечению фонарика для гнома, возможности украсить витражами окна домов разных сказочных персонажей, подарить друг другу воздушный шар с необыкновенным рисунком.
Клей ПВА лучше использовать по прямому назначению – для изготовления поделок из ткани, бумаги, картона, природного и бросового материалов; для аппликации, мозаики, создания объемных фигур. А также в качестве изобразительного материала: как для показа текстуры предмета, его декорирования, так и для ограничения распространения краски. В силу своей универсальности клей незаменим. Для реализации задуманного образа дети с огромным удовольствием и кропотливостью выкладывают на клейкую основу непривычный материал: разноцветной яичной скорлупой украшают сказочную птицу, с помощью полосок из журналов и газет передают пестрое оперение Курочки Рябы.
Удобство применения акриловых красок состоит в том, что они быстро высыхают, после чего не пачкаются. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать этот материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования: декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики. Краски хорошо ложатся на стекло. Они применяются в детской декоративно-оформительской деятельности, для изготовления макетов («На скотном дворе», «На лужайке») и атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Семья»).
Акварель – достаточно сложный материал для изобразительного творчества дошкольников, поэтому следует вводить его аккуратно, и дозировано. Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие приемов работы с акварелью (рисование по-сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет создавать выразительные образы: сочную гамму осеннего натюрморта, мягкость пушистой шерстки зверят, замысловатые узоры весеннего дождя, гармоничное сочетание цветов в вазе.
Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере. Разнообразие приемов рисования (высветливание, наложение более светлой краски на темную и, наоборот, рисование мазками, работа в одной цветовой гамме) позволяет детям уже младшего дошкольного возраста создавать яркие красочные рисунки. Особенно интересны и удачны работы, которые создаются в коллективе: например, роспись изразцовой печи, воссоздание доисторического леса с динозаврами и сказочного дворца.
Качества определенных материалов и особенности некоторых техник требуют порциального ознакомления детей с ними. Необходимость поэтапного распределения познавательного материала регулирует математическое построение методики. Например, осваивая технику работы с клеем ПВА, дети сначала украшают объекты – брелоки и кулоны – нанося простой узор на основу, а впоследствии используют клей как живописный материал.
Беседуя с дошкольниками о различных материалах, важно уже с первых занятий выработать у них понимание того, что это не просто средства для изображения, но и богатейшее поле для развития творческой мысли.
Темы занятий ограничивают воображение условно, обозначив лишь общее направление замысла. Предоставив детям возможность применить свой эстетический опыт в рисовании и поделках, педагог порадуется тому, с какой фантазией воспитанники украшают морозными узорами окна многоэтажного дома, изобретают летательные аппараты, открывают дальние планеты, населяют леса и поля пушистыми зверьками. Чтобы преодолеть стереотипность мышления, взрослый может предложить дошкольнику создавать одинаковые объекты с применением разных изобразительных материалов и техник: например, украсить бусы для мамы сначала акриловыми, а потом темперными красками.
Для развития воображения и дивиргентного (альтернативного) мышления используется метод «открытых» творческих задач, ценность которых заключается в том, что они дают дошкольнику возможность поиска и нахождения нескольких ответов и вариантов решения. Так, изображая, например, космос, дети более свободны в выборе содержания, способов, материалов и инструментов для воплощения замысла.
Творческую мысль будят во время создания поделок и рисунков, обмен идеями и знаниями. Этому в большей степени способствует такая форма организации занятий, как мастерские, где дети создают коллективные работы. На первых этапах дошкольники под руководством педагога выполняют отдельные детали и, соединяя их в общую композицию, приобретают уверенность в своих силах, наблюдают, как из кусочков складывается красивое произведение для украшения группы.
Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Формирование творческой личности особенно ярко проявляется в изобразительной деятельности детей. Одно из наиболее ажных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Их очень привлекают нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности и чем разнообразнее они, тем интереснее с ними работать.
Нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности:
- монотипия предметная, пейзажная,
- тычок жесткой полусухой кистью,
- оттиск пенопластом, паралоном, смятой бумагой,
- рисование пальчиками и ладошкой, свечой и акварелью, восковыми мелками, по мокрому.
- печать по трафарету,
- отпечатки листьев,
- набрызг,
- тиснение,
- граттаж.
Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения, что также приводит к положительному эмоциональному отношению к изобразительной деятельности, удовлетворению потребности детей в познании нового, интересного, активизирует творческую активность.
Рисование, лепка, аппликация и художественный труд - это те виды творческой деятельности которые, способствуют познанию мира, развитию эстетического восприятия окружающего, наблюдательности, воображения, мышления, памяти и продуктивной творческой активности ребенка.
Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду»
музыкальный руководитель Довгань Н.В.
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи проекта:
Для детей:
— Формировать эстетический вкус детей;
— Знакомство с нормами поведения на концертах.
Для педагогов:
— Создать условия, методическое обеспечение проекта;
— Организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами);
— Стимулировать желание детей слушать и исполнять классическую музыку в разных видах деятельности;
— Создать мотивацию к занятию классическим искусством;
— Формировать культуру и эстетический вкус детей, используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку;
— Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;
Для родителей:
— Создавать условия для знакомства ребенка с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке;
— Организовывать семейные походы на концерты, музей.
— Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые произведения классиков, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми
.Для социальных партнеров:
— Дать возможность детям эмоционально почувствовать классическую музыку в живом исполнении
Ожидаемый результат в ходе реализации проекта:
Для детей:
— Обогащать впечатления, формировать эстетический вкус, развивать память, мышление, речь;
— Создание атмосферы праздника во время посещений концертов, слушая «живую музыку» в детском саду в исполнении гостей – музыкантов.
— Осознанная радость и эмоциональность во время восприятия и исполнения музыки композиторов – классиков;
Для педагогов:
— Способствовать проявлению положительных эмоций у детей во время слушания классической музыки, и создание условий для этого.
— Стимулировать желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;
— Активно использовать классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.
Для родителей:
— Видеть и развивать интерес у ребенка к музыке композиторов классиков.
Для социальных партнеров:
— презентация проекта.
С.В. Как же развивать самостоятельную художественную деятельность детей и ее руководить, расскажет воспитатель Шевченко Е.В.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Самостоятельная художественная деятельность детей представляет собой совокупность действий, связанных с восприятием произведений художественной литературы и искусства, с исполнением и оценкой результатов деятельности.
К самостоятельным действиям воспитанника побуждают различные причины: интерес к произведениям, стремление научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, выразительно прочитать стихотворение, рассказать сказку, придумать и рассказать свою собственную историю, лепить, рисовать, показать спектакль.
Усвоенное в процессе НОД воспитанники дошкольного учреждения закрепляют и применяют самостоятельно в новых условиях. Наблюдения показывают, что в самостоятельную художественную деятельность дети переносят не только содержание различных видов деятельности (по рисованию, лепке, музыке), но и саму форму (игра в «занятия», дидактические музыкальные игры).
Наиболее ярко самостоятельная художественная деятельность проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок. Самостоятельность проявляется, прежде всего, в выборе темы, в замысле. Воспитанники сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают их на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.
В такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздник, участниками которого они были, вносят свою интерпретацию, свой замысел в содержание, оформление, проведение игры. Становление и развитие самостоятельной художественной деятельности происходит у детей при наличии интереса к ней, имеющихся у них способов самостоятельных действий, дающих возможность применить знания и умения в новых условиях, при косвенном педагогическом руководстве взрослого, учитывающего индивидуальные особенности дошкольников, при обращении к методическим приемам.
Самостоятельная музыкальная деятельность складывается под влиянием НОД по музыкальному развитию. Музицирование на детских музыкальных инструментах в разные периоды пребывания ребёнка в группе детского сада, пение без сопровождения, напевание, слушание музыки, музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы) – эти действия в повседневной жизни вне НОД выявляют естественную потребность детей (не только в ДОУ, но и дома) воспроизвести то, что они услышали в ходе НОД.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей связана с их собственными интересами и желаниями. Детские интересы обусловлены теми впечатлениями, тем опытом, который накапливается у ребёнка в процессе НОД, участия его в играх, праздниках и развлечениях, в процессе общения с окружающим миром.
РУКОВОДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТАРШИХ ВОСПИТАННИКОВ
В самостоятельной изобразительной деятельности воспитанники старшей группы всё отчетливее проявляют склонность к какому-то её виду – рисованию, лепке, аппликации. Расширяется тематика их рисунков.
Самостоятельная изобразительная деятельность возникает, если ребёнок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку не только для себя, но и для определённого лица (в подарок маме, воспитателю, другу) или для группы лиц (например, для младшей группы, для своей группы), для изготовления украшений к праздникам, пособий для НОД, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности..
Нередко во время самостоятельной изобразительной деятельности ребенок выполняет несколько её видов. Например, делая игрушку для ёлки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией, или при изготовлении украшений, платьев для кукол сначала их вырезает, потом эти выкройки раскрашивает, а создав из настольного конструктора сооружение – катер, ракетодром – тут же их зарисовывает.
Синтетичность самостоятельной изобразительной деятельности выражается и в её связи с другими деятельностями (музыкальной, театрально-игровой, литературной). Дети рисуют силуэты персонажей для теневого театра («Колобок», «Теремок», «Медведь и Маша»), мастерят элементы костюмов к драматизациям сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», рисуют декорации к ним, затем сами осуществляют постановку сказок, исполняют роли.
Некоторые виды изобразительной деятельности (исходя из содержания) требуют коллективной формы организации. К ним можно отнести создание коллективной лепки, рисунка: аппликации, когда несколько детей договариваются между собой, что будут выполнять. Воспитатель может помочь им в этом.
Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников имеет большое значение для воспитания чувства коллективизма и ответственности за общее дело. Воспитатель использует коллективные формы работы для воспитания доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим, умения договариваться между собой. Чувство удовлетворения, которое ребёнок испытывает от работы и её результатов, – одно из условий, обеспечивающих проявление заинтересованности, положительного отношения к выполняемому.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако воспитатель может организовать её и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей), изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой – создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
Самостоятельной изобразительной деятельности детей способствует создание соответствующей среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение. Использование широкого ассортимента материалов обогащает изобразительную деятельность детей. Хорошо, если кроме гуаши есть для выбора темпера, акварель, рельефная паста, тушь, цветная пастель, если дошкольники работают с тканями, керамической глиной и плиткой, цветной синтетической пленкой. Кроме освоения незнакомых предметов дети открывают для себя новые возможности образного воплощения замысла. Место деятельности, если оно удобно для ребёнка, способствует развертыванию работы. Особенно удобны стол с пятью мольбертами, ленточный стол, шкаф для хранения материалов, настольных игр и игрушек. Материалы и оборудование воспитатель время от времени меняет, дополняет.
Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности воспитанников является умелое руководство ею со стороны воспитателя. Однако руководство это должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает воспитанникам необходимую помощь: показывает приёмы игры на инструментах, может исправить неточности при исполнении детьми песни, танцевального движения, помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание, побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не приемлем.
Руководство самостоятельной художественной деятельностью дошкольников требует индивидуального подхода, творческого взаимодействия воспитателя и ребёнка.
С.В. Следующий вопрос: 3 вопрос- Чем должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования по художественно-эстетическому направлению?
«Целевые ориентиры по художественно-эстетическому направлению»
воспитатель: Сидоренко О.И.
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
-Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
С.В.: Как можно объединить несколько видов деятельности в единое целое? (Предположительные ответы педагогов).
«Эффективность развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности».
Подробнее расскажет воспитатель: Майская О.Л.
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре. Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.
Чтобы установить взаимосвязь между знаниями нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников. Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Итак, научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, поэтому девиз нашей работы – «Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту». Поэтому необходимо с раннего возраста осуществлять художественно – эстетического развитие ребенка как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое позволит ребенку творить добро, так как зло безобразно. Недаром тремя китами эстетики являются - красота, мера и гармония. В настоящее время высокая социальная значимость художественно – эстетического развития заставляет по – иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении. Коллектив нашего детского сада реализует принцип непрерывности образования, способствующего художественно – эстетическому развитию различных возрастных групп. Целью работы в данном направлении является
∙ формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;
∙ воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании;
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
1. Усиление развивающего, интегративного характера воспитания и развития ребенка средствами разнообразных видов деятельности, в которые он включен.
2. Углубление и расширение различных художественно – эстетических представлений, понятий, взглядов ребенка во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира;
3. Пробуждение, развитие и обогащение чувств и потребностей ребенка путем освоения им особенностей природных и художественных явлений, опираясь на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, форм и пространства, особенности движения и голоса;
4. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности; Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальны, так как:
∙ Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
∙ Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
∙ Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
∙ Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.
А теперь разберем систему работы по художественно – эстетическому воспитанию.
1. Интеграция различных видов деятельности в разных сочетаниях (музыка и рисование, рисование и ознакомление с искусством, музыка, развитие речи и физическая культура, экологическое воспитание, чтение художественной литературы и рисование, чтение х/л и продуктивные виды деятельности и др.);
2. Реализация вариативной программы «Цветные ладошки», в рамках реализации раздела программы по художественно – эстетическому воспитанию в детском саду используются конспекты интегрированных занятий, художественная литература, методика работы;
3. Организация развивающей предметной среды (в музыкальном зале, в группах, холлах, оформление выставок детских рисунков, интерьер территории детского сада).
4. Координация работы с другими учреждениями (муз. школа, Дом творчества, школа ремесел, библиотека, музей);
5. Подготовка и переподготовка кадров ( семинары, практикумы, мастер – классы, курсы повышения квалификации);
Достижение наиболее эффективных результатов возможно при наличии всех компонентов системы. Интеграция разных видов деятельности основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства: изобразительное, музыкальное, театрализованное.
Интеграция содержания образования строиться на взаимосвязи:
∙ Знаний, умений и навыков детей;
∙ Мотивов, оценки и отношений детей к тому или иному виду деятельности; ∙ Творчества детей. Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:
1. Систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю; 2. Увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы;
3. Вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания;
4. Подбор необходимого технического оснащения;
5. Систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями. При реализации художественно – эстетического направления важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов ДО.
Музыкальный руководитель – направление работы:
- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком произведений искусства;
- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;
- подбор музыкальных произведений;
- подготовка детей к участию в городских конкурсах детского творчества;
- использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр;
- постановка танцев для детских утренников, праздников, развлечений;
Воспитатель – направление работы:
- разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках приоритетного направления;
- участие в конкурсах детского художественного творчества;
- создание условий для художественно – эстетического воспитания в группах: организация уголка детского творчества, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и творчества;
- работа с родителями в системе художественно – эстетического воспитания;
Вывод: Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углубить и обогатить образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания музыки, изобразительного искусства и детской художественной деятельности.
С.В.: А я предлагаю вам еще немного поработать. Но уже творчески.
Провем мастер-класс, а проведет его воспитатель Епатко А.А.
Составим коллаж.
Техника «Коллаж»
Материалы и оборудование: ватман, вырезки из журналов, клей ПВА, ножницы, гель с блестками, восковые мелки, акварель, гуашь и т.д.
Техника коллажа является одним из арт-терапевтических методов, который состоит в наклеивании на основу (ватман) материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Предлагается создать образ с помощью вырезанных из журналов картинок, надписей, фотографий, и др.
Коллаж одновременно выполняет как диагностическую, так и терапевтическую функцию. В нем передаются переживания, стремления, желания, сознательные и бессознательные установки человека. То, что для человека является важным и значимым, обязательно найдет свое отражение в работе. Коллаж выполняется в группах (4-8 человек). Творческая реализация участвующих в группе позволяет решать социально-психологические задачи, дает опыт позитивного сотрудничества, учит слушать и понимать друг друга, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Создание коллажа всегда вызывает большой интерес. При этом важен не только процесс, но и его описание и оригинальные комментарии.
Цель:
- С помощью изученных новых и старых методов рисования, путем изображения и вырезывания составить коллаж.
- Развитие творческого воображения и умения работать в коллективе, снижение эмоционального напряжения.
Инструкция:
Предлагаю каждой команде выполнить коллаж. Используйте для этого свое воображение.
Для работы вам потребуются краски гуашь, восковые мелки, клей ПВА, акварель, гель с блестками, вырезки из различных иллюстрированных журналов и газет, ножницы. Все это вы найдете на столах. Приступайте к работе.
Время работы 10 минут.
Во время работы можно включить тихую, спокойную музыку.
3. Придумать к коллажу:
Каждой команде придумать поздравление ко «Дню 8 Марта!» и представить это поздравление так, как они хотели бы поздравить с детьми мам и бабушек.
С.В. Вопросы для обсуждения.
Рефлексия:
- Что вам показалось наиболее интересным на семинаре-практикуме
- Считаете ли вы для себя рассмотренную тему актуальной?
- Что вызвало трудности, заставило задуматься?
Решение семинара практикума:
- Продолжать осуществлять комплексный подход к эстетическому воспитанию и развитию детей, гармонично сочетая все формы организации их художественной деятельности, создавая условия для развития самостоятельной творческой деятельности в уголках изобразительной и театральной деятельности.
- Развивать художественный вкус, творческие способности детей, желание осуществлять свои замыслы с помощью умений, полученных ранее, знакомя их не только с основными видами искусства, но и со всеми жанрами, доступными детскому восприятию.
- Включать в обучающий педагогический процесс интегрированные занятия.
- Провести родительские собрания в дошкольных группах на тему «Совместное творчество взрослых и детей. Как развивать творческие дарования».
- Пополнить папку консультаций для родителей по данной теме.
- Памятка для воспитателей.
- МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- КАРАНДАШИ:
- В младших группах имеются наборы из 5 карандашей (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный).
- В средней группе из 6 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый).
- В старших группах добавляется оранжевый, фиолетовый, тёмно-красный, розовый, голубой, светло-зелёный.
- В младших группах карандаши круглые. Детям старших групп рекомендуются мягкие графитные карандаши.
- КИСТИ:
- Для рисования красками круглые, волосяные кисти с мелким и эластичным ворсом. Кисточки различают по номерам. С № 1-8 тонкие, с № 8-16 толстые. Детям младших групп рекомендуется давать кисти с № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета.
- Со средней группы дети используют как тонкие, так и толстые кисти.
- КРАСКИ: для рисования дети используют два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего непрозрачные краски – гуашь. Гуашь нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так, чтобы она держалась на кисточке и не капала с неё. Акварельные краски используют дети старшей и подготовительной группы.
- БУМАГА: в младшей группе даем для рисования бумагу размером в писчий лист, что соответствует размаху детской руки. Детям средней группы и старших групп для изображения отдельных предметов бумагу в половину писчего листа, но можно использовать и целый лист. Для сюжетного рисования даем бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель учитывает строение и размер изображаемого предмета. Для тонирования бумаги используют гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки. Очень удобно для этого применять плоские малярные кисти – флейцы.
- Так же для самостоятельно – художественной деятельности детей используем: прессованный уголь, сангину, пастель, цветные восковые мелки, фломастеры.
- УГОЛЬ – это крупный стерженёк длиной 10-12см диаметром 5-8мм. Это мелкий, ломкий, крошащийся и пачкающийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь оставляет на бумаге матово-чёрный след. Углём лучше работать на ворсистой бумаге, задерживающую угольную пыль, например, на обойной, обёрточной, рисовальной бумаге. Закрепить рисунок, выполненный углём, можно слегка подслащённой водой, нанесённой на бумагу лёгкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.
- САНГИНА – прессованная в виде палочек (без деревянной оправы) природная глина, содержащая безводную окись железа коричневого цвета. Хорошо её использовать для изображения кустов, деревьев, животных, человека на уже приготовленном фоне.
- ЦВЕТНЫЕ ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ - имеют вид цветных стержней. Преимущество их состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому рисунок восковыми мелками выполняется без применения простого карандаша.
- ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ – используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания мела с доски нужно иметь две тряпочки – сухую и слегка увлажнённую. Сухой устраняют ошибки, а влажной в конце стирают рисунок с доски.
- ДЛЯ ЛЕПКИ
- Дети используют пластилин. Пластилин – это искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и др. добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется перед лепкой долго мять его в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки ближе к источнику тепла.
- В старших группах дети используют стеки, лепят дети на пластиковых досках, они легче моются и во время лепки позволяют поворачивать работу, как удобно ребёнку.
- ДЛЯ АППЛИКАЦИИ
- Дети используют:
- · плоские коробочки для готовых форм, бумаги, обрезков бумаги,
- · клеёнка для намазывания форм клеем,
- · тряпочка,
- · баночки для клейстера с низкими краями,
- · подставки для кисти,
- · кисточки щетинные,
- · ножницы с тупыми концами (длина рычагов 18см).
- Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов, а для фона более плотную бумагу.
- Все материалы для детской самостоятельной изобразительной деятельности рассортированы и сложены в порядке, каждый на определённом месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы семинара – практикума на тему «Возможности развивающей ППС Дошкольной организации в соответствии с реализацией ФГОС ДО»
Возможности развивающей ППР дошкольной организации в соответствии с реализацией ФГОС...
Консультация для родителей и воспитателей "Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие создания психологического здоровья"
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствова...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Реализация художественно-эстетического направления развития ребенка, как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»
Проект адаптация в доу...
Социально-коммуникативное развитие дошкольников, как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте нового нормативного документа ФГОС ДО.
Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализаци...
Семинар-практикум «Художественно – эстетическое направление развития ребенка как условие создания психологического здоровья».
Представление опыта создания условий по обеспечению художественно – эстетического развития воспитанников в условиях реализации ФГОС....
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДО»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДО»...
«Формирование семейных ценностей у воспитанников, как условие создания психологически здоровой семьи» март 2024
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вме...