Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_seminaru_po_detyam_s_ovz1.pptx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребенок с ОВЗ, ребенок – инвалид. Нормативно – правовые основы работы образовательной организации в условиях ФГОС» Сидорова Инна Николаевна,учитель - логопед ДО ГБОУ Школа №1015 2
С огласно Законам «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и «О социальной защите инвалидов »: ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. - ребенок-инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. Процедура (порядок, условия, орган) признания человека инвалидом и лицом с ОВЗ различна, различны и цели установления такого статуса.
Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных сферах.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, нарушения зрения, н арушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, нарушения эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой психического развития, со сложными дефектами.
6
Нормативно-правовая документация, регламентирующая работу с детьми с ОВЗ Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; № 181-ФЗ от 24.11.1995г.«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( в редакции от 21.07.2014 г., с изменениями от 6.04. 2015 г.); Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации : • № 1014 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»; • № 1015 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования (с изменениями 2015г.)»; • № 1008 от 29.08.2013 г. « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • № 292 от 18.04. 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; 7
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации : • № 1082 от 20.09.2013 г. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; • №1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • №1599 от 19.12.2014 г . « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации: • № 08-249 от 28.02.2014 г. « Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; • № ВК-1748/07 от 20.08.2014 г . « О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам , адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»; № 06-443 от 22.04.2015г . « О направлении методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования »; Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 г. « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ». Приказы Департамента образования города Москвы: • № 897 от 23.03.2012 г. «Об утверждении нормативов финансового обеспечения оказания государственных услуг, расчетно- нормативных расходов на содержание имущества , первоначально рассчитанных корректирующих коэффициентов для государственных учреждений , находящихся в ведении Департамента образования города Москвы»; • № 779 от 19.11.2013 г. «Об утверждении отраслевого (базового) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых ) в качестве основных видов деятельности государственными учреждениями города Москвы в сфере образования ».
9 № 464 от 14.06. 2013 г . « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; • № 1145 от 14 октября 2013 г. «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» • № 32 от 22 января 2014 г. «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» • № 293 от 8 апреля 2014 г. «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
ППк ОО Задачи: 1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии. 2. Уточнение стратегии и определение тактики и технологий сопровождения, реализации адаптированной основной образовательной программы . 3 . Динамическая оценка эффективности мероприятий. 4. Экспертные задачи по изменению образовательной траектории 5.Координация взаимодействия и деятельности участников образовательного процесса. 10
ЦПМПК г. Москвы 11
12
Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 г. № 297 13
14
15
16
17
Структура комплексного сопровождения обучающегося 18
Структура комплексного сопровождения обучающегося 19
Специалисты психолого-педагогического сопровождения 20
Виды деятельности специалистов 21
Формы работы взаимодействия специалистов 22 БЛОК 4 (блок образовательных задач) совместные мероприятия с учителями семинары презентации тренинги консультации круглые столы обобщение опыта работы БЛОК 3 (блок воспитательных задач) оказание консультативной помощи семьям помощь в разработке воспитательных мероприятий семинары-практикумы проведение совместных праздников и развлечений организация обратной связи через сайт ОУ оформление информационного материала дни открытых дверей БЛОК 2 (коррекционно-развивающий) заседания ППк составление АООП интегрированные занятия проектная деятельность семинары, мастер-классы, тренинги, практикумы групповые и индивидуальные консультации педагогические советы круглые столы, дискуссии совместная деятельность специалистов с детьми БЛОК 1 (мониторинговый) психологическая и педагогическая диагностика обследование, тестирование анкетирование родителей и педагогов наблюдение беседы выявление детей «группы риска»
Адаптированная основная образовательная программа - программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 23
Структура ФГОС ОВЗ - совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Требования к структуре АОПП, в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему. Требования к условиям реализации АООП НОО, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к результатам освоения АООП. 24
Концепция ФГОС НОО ОВЗ Учтена неоднородность группы обучающихся с ОВЗ, весь диапазон различий. Выделены особые образовательные потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ и специфические в каждой из групп. Разработаны дифференцированные АООП. В структуре и содержании АООП выделены 8 типов программ и коррекционно-развивающая область. 25
1 2 3 4 1 Для глухих обучающихся 1.1 1.2 1.3 1.4 2 Для слабослышащих, позднооглохших обучающихся 2.1 2.2 2.3 3 Для слепых обучающихся 3.1 3.2 3.3 3.4 4 Для слабовидящих 4.1 4.2 4.3 5 Для детей с тяжелыми нарушениями речи 5.1 5.2 6 Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.1 6.2 6.3 6.4 7 Для детей с задержкой психического развития 7.1 7.2 8 Для детей с расстройствами аутистического спектра 8.1 8.2 8.3 8.4 26
Требования к результатам освоения АООП Личностные Метапредметные Предметные Овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений. Сформированность мотивации к процессу обучения и познания . Познавательные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия. Овладение содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей учебной области, характеризуется достижениями в усвоении предметного материала и возможности его применения. 27
Перечень локальных актов, необходимых для подготовки к введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ Положение о порядке разработки АООП. Положение о создании специальных образовательных условий для учащихся с ОВЗ. Положение об индивидуальном учебном плане. 28
Положение о порядке разработки АООП В Положении рекомендуется указать порядок и периодичность АООП или внесении изменений в действующую АООП ( в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в актуальных условиях деятельности образовательного учреждения ); Состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность; Порядок обсуждения проекта АООП; Порядок утверждения АООП и ввода в действие. 29
30
Детский сад – первая ступень образования!
Разнообразие программ ДО Вариативность форм ДО Новые возможности
Содержание дошкольного образования ребенка с ОВЗ Освоение образовательных областей Коррекционно-развивающая работа Включение ребенка в детскую общность
Психолого-педагогический консилиум ( ППк ) определяет: количество занятий со специалистами; количество и направления групповых занятий; участие ребенка в режимных моментах (например, в прогулке).
- Подготовительный этап; - Частичное включение; - Полное включение; - Этап подготовки к школьному обучению Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида в ДО
Служба ранней помощи Группа кратковременного пребывания Комбинированная группа ДО Общеразвивающая группа ДО Внутренний образовательный маршрут ДО ГБОУ Школа №1015: преемственность структурных подразделений ДО
Образовательное пространство ДО ГБОУ Школа №1015 Школьные отделения ГБОУ Школа №1015 Школы надомного обучения Специальные (коррекционные) школы-интернаты Другие о бщеобразовательные школы Внешний образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида
Коррекционные программы для дошкольников Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада / Под ред. Плаксиной Л.И. М.: Экзамен, 2003. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. и др. М., 1991. Программа «воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». Головчиц Л.А. М.: Гном и Д, 2006. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Екжанова Е.А, Стребелева Е.А. М.: Просвещение, 2005.
Коррекционные программы для дошкольников Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. М.: Каро , 2009. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. / Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М.: Просвещение, 2014. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. / Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М.: Просвещение, 2014.
Механизм разработки образовательной программы для ребенка с ОВЗ/ребенка-инвалида Проведение педагогической диагностики На основании педагогической диагностики – определение задач в освоении ребенком образовательных областей В соответствии с поставленными задачами – определение программного содержания, доступного для освоения ребенком в рамках образовательных областей
Механизм адаптации образовательной программы для ребенка с ОВЗ/ребенка-инвалида Внесение изменения в содержание календарно-тематического планирования работы Определение целей и задач ежедневной организованной образовательной деятельности Подготовка заданий, соответствующих способностям и возможностям ребенка (адаптация инструкции, объема задания, содержания задания и др.)
Индивидуальная образовательная программа
Структура индивидуальной образовательной программы пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ/ребёнка-инвалида); общие сведения о ребёнке; психолого-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ППк комплекса з аключение ЦПМПК; данные психолого-педагогического и логопедического обследования ; коррекционно-развивающий маршрут (план) ;
Структура индивидуальной образовательной программы возможные риски и сбои при реализации индивидуальной программы ; характеристика команды специалистов , реализующих индивидуальную образовательную программу; специальные условия и особенности организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ/ребенка-инвалида в ДО (программно-методическое обеспечение, циклограмма совместной и самостоятельной деятельности, расписание индивидуальных занятий со специалистами, планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДО ); промежуточные и итоговые результаты .
Индивидуальная образовательная программа развития ребенка должна содержать не только описание плановых мероприятий, шагов коррекционно-развивающей работы, но и отражать динамику развития ребенка.
создать условия для эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ/ ребёнка-инвалида в ОО; проводить мониторинг для определения динамики развития ребёнка; планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия , своевременно изменять планы с учётом особенностей развития ребёнка; оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми и предметами окружающей действительности; оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ/ инвалидностью. Задачи индивидуальной образовательной программы
Траектория обучения Условные сокращения: ООП – основная образовательная программа ООУ – особые образовательные условия Примечание: АООП для дошкольников в настоящее время находится в разработке.
Практикум по работе с технологическими картами. 51
52 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конструктивно-партнёрское взаимодействие ДОУ с семьей как условие повышения качества воспитания и развития ребенка"
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство.И семья, и дошк...
Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах ...
Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.
Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка....
Взаимодействие детского сада и семьи как условие повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Статья содержит практические советы из опыта работы детского сада по улучшению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе....
Модель системы обучения, воспитания и социализации детей с СДВГ в условиях инклюзивного пространства ДОУ.
Разработка модели реализации проекта региональной инновационной площадки «Инклюзивное образование детей с СДВГ в условиях преемственности дошкольного, начального и дополнительного образован...
Опыт работы «Лэпбук как средство обучения, воспитания и развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Введение.Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это перио...