Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Сидорова Инна Николаевна
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ОВЗ в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. В данной презентации представлен опыт работы с детьми с ОВЗ педагогами комплекса ГБОУ "Школа № 1015".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_seminaru_po_detyam_s_ovz1.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа №1015 Семинар – практикум «Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС»

Слайд 2

«Ребенок с ОВЗ, ребенок – инвалид. Нормативно – правовые основы работы образовательной организации в условиях ФГОС» Сидорова Инна Николаевна,учитель - логопед ДО ГБОУ Школа №1015 2

Слайд 3

С огласно Законам «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и «О социальной защите инвалидов »: ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. - ребенок-инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. Процедура (порядок, условия, орган) признания человека инвалидом и лицом с ОВЗ различна, различны и цели установления такого статуса.

Слайд 4

Инвалидность — это специфическая ситуация развития и состояния личности, как правило сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных сферах.

Слайд 5

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, нарушения зрения, н арушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, нарушения эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой психического развития, со сложными дефектами.

Слайд 6

6

Слайд 7

Нормативно-правовая документация, регламентирующая работу с детьми с ОВЗ Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; № 181-ФЗ от 24.11.1995г.«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( в редакции от 21.07.2014 г., с изменениями от 6.04. 2015 г.); Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации : • № 1014 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»; • № 1015 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования (с изменениями 2015г.)»; • № 1008 от 29.08.2013 г. « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • № 292 от 18.04. 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; 7

Слайд 8

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации : • № 1082 от 20.09.2013 г. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; • №1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • №1599 от 19.12.2014 г . « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации: • № 08-249 от 28.02.2014 г. « Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; • № ВК-1748/07 от 20.08.2014 г . « О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам , адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»; № 06-443 от 22.04.2015г . « О направлении методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования »; Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 г. « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ». Приказы Департамента образования города Москвы: • № 897 от 23.03.2012 г. «Об утверждении нормативов финансового обеспечения оказания государственных услуг, расчетно- нормативных расходов на содержание имущества , первоначально рассчитанных корректирующих коэффициентов для государственных учреждений , находящихся в ведении Департамента образования города Москвы»; • № 779 от 19.11.2013 г. «Об утверждении отраслевого (базового) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых ) в качестве основных видов деятельности государственными учреждениями города Москвы в сфере образования ».

Слайд 9

9 № 464 от 14.06. 2013 г . « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; • № 1145 от 14 октября 2013 г. «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам» • № 32 от 22 января 2014 г. «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» • № 293 от 8 апреля 2014 г. «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;

Слайд 10

ППк ОО Задачи: 1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии. 2. Уточнение стратегии и определение тактики и технологий сопровождения, реализации адаптированной основной образовательной программы . 3 . Динамическая оценка эффективности мероприятий. 4. Экспертные задачи по изменению образовательной траектории 5.Координация взаимодействия и деятельности участников образовательного процесса. 10

Слайд 11

ЦПМПК г. Москвы 11

Слайд 12

12

Слайд 13

Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 г. № 297 13

Слайд 14

14

Слайд 15

15

Слайд 16

16

Слайд 17

17

Слайд 18

Структура комплексного сопровождения обучающегося 18

Слайд 19

Структура комплексного сопровождения обучающегося 19

Слайд 20

Специалисты психолого-педагогического сопровождения 20

Слайд 21

Виды деятельности специалистов 21

Слайд 22

Формы работы взаимодействия специалистов 22 БЛОК 4 (блок образовательных задач) совместные мероприятия с учителями семинары презентации тренинги консультации круглые столы обобщение опыта работы БЛОК 3 (блок воспитательных задач) оказание консультативной помощи семьям помощь в разработке воспитательных мероприятий семинары-практикумы проведение совместных праздников и развлечений организация обратной связи через сайт ОУ оформление информационного материала дни открытых дверей БЛОК 2 (коррекционно-развивающий) заседания ППк составление АООП интегрированные занятия проектная деятельность семинары, мастер-классы, тренинги, практикумы групповые и индивидуальные консультации педагогические советы круглые столы, дискуссии совместная деятельность специалистов с детьми БЛОК 1 (мониторинговый) психологическая и педагогическая диагностика обследование, тестирование анкетирование родителей и педагогов наблюдение беседы выявление детей «группы риска»

Слайд 23

Адаптированная основная образовательная программа - программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 23

Слайд 24

Структура ФГОС ОВЗ - совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Требования к структуре АОПП, в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему. Требования к условиям реализации АООП НОО, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к результатам освоения АООП. 24

Слайд 25

Концепция ФГОС НОО ОВЗ Учтена неоднородность группы обучающихся с ОВЗ, весь диапазон различий. Выделены особые образовательные потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ и специфические в каждой из групп. Разработаны дифференцированные АООП. В структуре и содержании АООП выделены 8 типов программ и коррекционно-развивающая область. 25

Слайд 26

1 2 3 4 1 Для глухих обучающихся 1.1 1.2 1.3 1.4 2 Для слабослышащих, позднооглохших обучающихся 2.1 2.2 2.3 3 Для слепых обучающихся 3.1 3.2 3.3 3.4 4 Для слабовидящих 4.1 4.2 4.3 5 Для детей с тяжелыми нарушениями речи 5.1 5.2 6 Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.1 6.2 6.3 6.4 7 Для детей с задержкой психического развития 7.1 7.2 8 Для детей с расстройствами аутистического спектра 8.1 8.2 8.3 8.4 26

Слайд 27

Требования к результатам освоения АООП Личностные Метапредметные Предметные Овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений. Сформированность мотивации к процессу обучения и познания . Познавательные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия. Овладение содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей учебной области, характеризуется достижениями в усвоении предметного материала и возможности его применения. 27

Слайд 28

Перечень локальных актов, необходимых для подготовки к введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ Положение о порядке разработки АООП. Положение о создании специальных образовательных условий для учащихся с ОВЗ. Положение об индивидуальном учебном плане. 28

Слайд 29

Положение о порядке разработки АООП В Положении рекомендуется указать порядок и периодичность АООП или внесении изменений в действующую АООП ( в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в актуальных условиях деятельности образовательного учреждения ); Состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность; Порядок обсуждения проекта АООП; Порядок утверждения АООП и ввода в действие. 29

Слайд 30

30

Слайд 31

Детский сад – первая ступень образования!

Слайд 32

Разнообразие программ ДО Вариативность форм ДО Новые возможности

Слайд 33

Содержание дошкольного образования ребенка с ОВЗ Освоение образовательных областей Коррекционно-развивающая работа Включение ребенка в детскую общность

Слайд 34

Психолого-педагогический консилиум ( ППк ) определяет: количество занятий со специалистами; количество и направления групповых занятий; участие ребенка в режимных моментах (например, в прогулке).

Слайд 35

- Подготовительный этап; - Частичное включение; - Полное включение; - Этап подготовки к школьному обучению Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида в ДО

Слайд 36

Служба ранней помощи Группа кратковременного пребывания Комбинированная группа ДО Общеразвивающая группа ДО Внутренний образовательный маршрут ДО ГБОУ Школа №1015: преемственность структурных подразделений ДО

Слайд 37

Образовательное пространство ДО ГБОУ Школа №1015 Школьные отделения ГБОУ Школа №1015 Школы надомного обучения Специальные (коррекционные) школы-интернаты Другие о бщеобразовательные школы Внешний образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида

Слайд 39

Коррекционные программы для дошкольников Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада / Под ред. Плаксиной Л.И. М.: Экзамен, 2003. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. и др. М., 1991. Программа «воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». Головчиц Л.А. М.: Гном и Д, 2006. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Екжанова Е.А, Стребелева Е.А. М.: Просвещение, 2005.

Слайд 40

Коррекционные программы для дошкольников Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. М.: Каро , 2009. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. / Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М.: Просвещение, 2014. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. / Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М.: Просвещение, 2014.

Слайд 41

Механизм разработки образовательной программы для ребенка с ОВЗ/ребенка-инвалида Проведение педагогической диагностики На основании педагогической диагностики – определение задач в освоении ребенком образовательных областей В соответствии с поставленными задачами – определение программного содержания, доступного для освоения ребенком в рамках образовательных областей

Слайд 42

Механизм адаптации образовательной программы для ребенка с ОВЗ/ребенка-инвалида Внесение изменения в содержание календарно-тематического планирования работы Определение целей и задач ежедневной организованной образовательной деятельности Подготовка заданий, соответствующих способностям и возможностям ребенка (адаптация инструкции, объема задания, содержания задания и др.)

Слайд 43

Индивидуальная образовательная программа

Слайд 44

Структура индивидуальной образовательной программы пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ/ребёнка-инвалида); общие сведения о ребёнке; психолого-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ППк комплекса з аключение ЦПМПК; данные психолого-педагогического и логопедического обследования ; коррекционно-развивающий маршрут (план) ;

Слайд 45

Структура индивидуальной образовательной программы возможные риски и сбои при реализации индивидуальной программы ; характеристика команды специалистов , реализующих индивидуальную образовательную программу; специальные условия и особенности организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ/ребенка-инвалида в ДО (программно-методическое обеспечение, циклограмма совместной и самостоятельной деятельности, расписание индивидуальных занятий со специалистами, планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДО ); промежуточные и итоговые результаты .

Слайд 47

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка должна содержать не только описание плановых мероприятий, шагов коррекционно-развивающей работы, но и отражать динамику развития ребенка.

Слайд 49

создать условия для эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ/ ребёнка-инвалида в ОО; проводить мониторинг для определения динамики развития ребёнка; планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия , своевременно изменять планы с учётом особенностей развития ребёнка; оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми и предметами окружающей действительности; оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ/ инвалидностью. Задачи индивидуальной образовательной программы

Слайд 50

Траектория обучения Условные сокращения: ООП – основная образовательная программа ООУ – особые образовательные условия Примечание: АООП для дошкольников в настоящее время находится в разработке.

Слайд 51

Практикум по работе с технологическими картами. 51

Слайд 52

52 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конструктивно-партнёрское взаимодействие ДОУ с семьей как условие повышения качества воспитания и развития ребенка"

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство.И семья, и дошк...

Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах ...

Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.

Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка....

Взаимодействие детского сада и семьи как условие повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Статья содержит практические советы из опыта работы детского сада по улучшению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе....

Модель системы обучения, воспитания и социализации детей с СДВГ в условиях инклюзивного пространства ДОУ.

Разработка модели реализации проекта региональной инновационной площадки «Инклюзивное образование детей с СДВГ в условиях преемственности дошкольного, начального и дополнительного образован...

Опыт работы «Лэпбук как средство обучения, воспитания и развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Введение.Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это перио...