Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНА
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный центр" имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение грамоте, звук и буква Р, подготовительная группа | 248.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)
Подготовила конспект Учитель -логопед Бондарчук Алена Николаевна
Г. Москва ГБОУ Школа № 2098
Цель:
- Знакомство с образом буквы Р.
Образовательные задачи:
- Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ в устной речи;
Развивающие задачи:
- Развивать фонематическое и зрительное восприятия;
- Развивать связную речи через ответы на вопросы;
Коррекционные задачи:
- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности,
- Закреплять графическое изображение буквы Р, профилактика дисграфии;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);
- Воспитывать навык самоконтроля.
Оборудование:
- Тетради;
- Цветные коврики;
- Листы с напечатанными буквами;
- Картинный материал;
- Колонка с музыкой для артикуляционной гимнастики
- Проволока
- Организационный момент:
- Дорогие ребята мы сегодня с вами отправимся в зоопарк. И узнаем много новых животных, которые обитают в зоопарке.
- Артикуляционная гимнастика под музыку И. Пантелеевой «Бабушка Лошадь». Дети выполняют нейроупражнения (совместное выполнения упражнения органами артикуляции и рук) под музыку.
- Фонематическая характеристика звук Р, и знакомство с образом буквы Р:
-Мы с вами пришли к первой клетке с тигром! Давайте вместе порычим, как тигр.
- РРРРРРРРРРР
-Детки с каким мы сегодня звуком познакомимся?
- Что вы можете сказать об этом звуке - он какой гласный или согласный? Почему вы так решили? (Потому что, во рту есть преграда и он не поется).
- Давайте вместе произнесем этот звук и подумаем, какая преграда есть во рту. (Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, неплотно соприкасается с ними. Средняя часть языка спинки опущена. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. )
- Какой звук Р (согласный, звонкий, твердый)
На доске вывешивается образ звука (тигр синий большой Р, а зеленый маленький Рь)
- Знакомство с буквой Р:
- Дети на что похожа буква Р (топор, флажок, сачок). Молодцы.
- делаем букву Р из проволоки. И строимся в живую букву. Дети выстраивают буква из своих тел.
- Пальчиковая гимнастика:
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва. (Указательным и большим пальцем обеих рук поднимаемся по карандашу вверх и опускаемся вниз)
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного. (Крутим карандаш между ладошками)
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя. (Крутим карандаш между пальцами правой руки)
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Указательным и большим пальцем обеих рук поднимаемся по карандашу вверх и опускаемся вниз)
- Работа в тетрадях:
Дети прописываю бук Р заглавную и строчную. Молодцы. А теперь посмотрите на листочки, в большой букве Р спрятались маленькие буквы, нужно зачеркнуть только буквы Р. (приложение 1)
- Звуко-буквенный анализ слов:
Крокодил, тигренок, кенгуру, носорог, рысь.
- Физ. Минутка:
- Дети, давайте поиграем с вами. Мы сейчас будем играть в животных. Но нужно быть очень внимательными, я вас буду путать: Показывать одно животное, а говорить другое, и нужно подражать животным которые я говорю.
- Крокодил – вытянутыми руками хлопаем, как будто закрывается пасть у крокодила;
- Кенгуру – прыгаем на двух ногах:
- Тигр – бегаем на месте и рычим.
Будьте очень внимательны.
- Профилактика дисграфии:
- Садимся на свои места. Ребята в клетки у кенгуру все верх дном. Он так прыгал, что все буквы поменялись местами. Вам нужно обвести синим карандашом букву « Р», которая написана правильно. (приложение 2)
10. Игра «назови слово со звуком Р и Рь»
- Ребята у вас лежат разноцветные коврики, нам понадобятся зеленый и синий цвет. Вы будете придумывать слова со звуком Р или Рь. Если в слове звук «Р» то стучим (не сильно) кулачком по синему квадрату, а если в слове звук «РЬ», то ставим два пальчика на зеленый квадрат. Слова придуманные детьми…
11. Итог занятия:
- Ребята, мы сегодня так хорошо прогулялись в зоопарке. Кого в зоопарке мы встретили? (кенгуру, тигра, крокодила) С какими звуками познакомились? ( звук Р, и РЬ) А расскажите про этот звук? (Согласный, звонкий, может быть мягким и твердым).
- Молодцы. Давайте на прощание порычим как тигры!
Список использованной литературы.
Агранович З.Е. “Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников”, С-Пб, Детство-Пресс, 2006;
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. “Ступеньки к школе” - обучение грамоте детей с нарушениями речи, М, Творческий центр, 1999;
“Логопедическая тетрадь на звуки [Р], [Р’]”;
Приложение 2
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки М-Мь и буква М» подготовительная группа
Цель занятия: чёткое произношение и характеристика звуков [M} - [Mь ]...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л." Лексическая тема "День Защитников Отечества" для детей подготовительной группы
Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества"....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи .Тема: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Л"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Л" для детей подготовительной к школе группы....
Занятие по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе. Тема «Звук [р], буква Р»
Закрепление правильного произношения звука [Р], знакомство с буквой Р....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....