Коррекция дизартрии в условиях ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Наумкина Екатерина Сергеевна

Статья о методах и приемах работы с детьми с ТНР при дизартрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -korrektsiya_dizartrii_v_usloviyah_dou.docx129.32 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция дизартрии в условиях ДОУ

          В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Наиболее часто встречающимся в нашей практике речевым нарушением является дизартрия.

             Под дизартрией следует понимать нарушение речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (дыхательного, произносительной стороны, голосового, артикуляционного).

            Для детей-дизартриков характерно:

  • отставание в развитии общей и мелкой моторики (моторной неловки, ограничен объём активных движений, трудности при овладении графическими навыками)
  •  наличие патологических особенностей в артикуляционном аппарате (вялость или напряжённость мышц, гиперкинезы, апраксия, девиация),
  • нарушение звукопроизношения и просодики, что влияет на разборчивость речи, внятность и выразительность.

            Таким образом, дети с дизартрией – это неоднородная группа и подход к ним также должен быть дифференцированным.

Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем в логопедии.

            Как правило в детских садах количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, превышает количество мест в логопедической группе, поэтому в первую очередь зачисляются дети старшей и подготовительной группы. Перед нами встает проблема, как за короткий период времени (1-2 года) вывести детей на речевую норму.

             Для устранения нарушений в структуре речевого дефекта при дизартрии необходимо комплексное воздействие, которое включает следующие направления работы:

  • медицинское,
  • логопедическое
  • психолого-педагогическое,

            В основу своей работы следует брать комплексный логопедический подход, который включает в себя следующие этапы:

1 этап – подготовительный

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

– нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры с помощью массажа (языка, губ и лица);

– нормализация моторики артикуляционного аппарата (динамические и статические артикуляционные упражнения);

– нормализация речевого дыхания; выработка плавного, длительного выдоха;

– нормализация высоты и силы голоса;

– нормализация просодики (работа над ритмом, темпом, четкостью и выразительностью речи);

– нормализация общей и мелкой моторики, двигательной координации (пальчиковая гимнастика, пантомима, подвижные игры на координацию и согласование движений);

2 этап –Основной.  Работа над звукопроизношением и фонематическим восприятием.

  • выработка основных артикуляционных укладов;
  • постановка звука;
  • автоматизация;
  • дифференциация (на слух; изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
  • развитие фонематического восприятия;
  • преодоление сенсорных нарушений

3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков

– выработка самоконтроля, как необходимого условия для успешной коррекции дизартрии;

– тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях (участие в праздниках, театрализованных постановках, индивидуальные выступления и пр.).

4 этап – преодоление и предупреждение вторичных нарушений

В качестве основных из них, которые перерастают в разряд сложных медико-педагогических проблем, мы рассматриваем дисграфию и дислексию.  

  • Развитие дифференцированного слухового восприятия.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза слов.
  • Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
  • Обогащение словарного запаса, формировании грамматического строя речи.

5 этап – подготовка к обучению в школе

– формирование графо моторных навыков

– развитие связной речи;

– развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка;

- развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

Занятия по коррекции дизартрии проводятся 3-4 раза в неделю на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

               Эффективность работы с детьми на всех этапах зависит от четкой, слаженной организации коррекционного процесса всех работников детского сада: логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника, инструктора по физической культуре а так же родителей. Для этого разрабатывается план преемственности логопеда и всех специалистов группы. Еженедельно составляются задания для воспитателей логогруппы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на каждого ребенка. Музыкальный руководитель использует элементы логоритмики, дыхательной гимнастики, общей моторики, ведет работу над просодической стороной речи. Инструктор по физическому воспитанию включает элементы лечебной физкультуры, развитие общей и мелкой моторики и т.д.

             В ходе коррекционной работы должна быть налажена тесная взаимосвязь с родителями. На протяжении всего учебного года проводится пропаганда логопедических знаний на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах, открытых занятиях. Еженедельно оформляется наглядный материал по изучаемым темам на стенде в приемных групп, который предусматривает обучение родителей общению с детьми в игровой форме. На каждую лексическую тему даются игры и упражнения по развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики и т.д.

             В более тяжелых случаях даются рекомендации родителям по обследованию детей у врачей специалистов: невропатолога, психиатра, отоларинголога, ортодонта, которые назначают медикаментозное лечение, общий массаж, физиопроцедуры (магнитная терапия, теплолечении, водолечение и т.д.), ЛФК и т.д.

Таким образом, вся коррекционная работа строится на принципах комплексного подхода, системности, интеграции, индивидуализации и дифференциации и охватывает весь образовательный процесс.

Материал подготовила учитель-логопед (3 корпус):

 Е.С Наумкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие  термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. ...

Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП

Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП...

Использование логопедических модулей в коррекции дизартрии у дошкольников.

Запомнить артикуляционный уклад звука, правильно  воспроизвести новый для него звук  ребенку с дизартрией сложно. Учитывая возраст моих воспитанников (4-6 лет) и тот факт, что получают они с...

Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.

Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...

Семинар-практикум для родителей "Дизартрия и основные приёмы её коррекции в домашних условиях".

На сегодняшний день логопеды и неврологи часто в заключении пишут дизартрия и стёртая форма дизартрии.Давайте разберёмся, что же такое дизартрия. Дизартрия – это  расстройство произноситель...

«Дизартрия и основные приёмы её коррекции в домашних условиях»

На сегодняшний день логопеды и неврологи часто в заключении пишут дизартрия и стёртая форма дизартрии.Давайте разберёмся, что же такое дизартрия. Дизартрия – это  расстройство произноситель...