«Дизартрия и основные приёмы её коррекции в домашних условиях»
консультация
На сегодняшний день логопеды и неврологи часто в заключении пишут дизартрия и стёртая форма дизартрии.
Давайте разберёмся, что же такое дизартрия. Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия.
Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizartriya.docx | 54.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дизартрия и основные приёмы её коррекции в домашних условиях».
На сегодняшний день логопеды и неврологи часто в заключении пишут дизартрия и стёртая форма дизартрии.
- Давайте разберёмся, что же такое дизартрия. Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия.
Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.
При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.
Дизартрия в детском возрасте часто влечет за собой нарушение письма и чтения, общее недоразвитие речи.
В 80% случаев дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, имея те же причины возникновения. Повреждения ЦНС, вызывающие патологию, могут возникать в перинатальном или периоде раннего развития ребенка (до 2 лет).
Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии:
гипоксия плода;
токсикозы беременности;
резус-конфликт;
соматические болезни матери;
травмы при родах;
патологическое течение родов;
асфиксия новорожденного;
гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха);
недоношенность.
Причины нарушения речи в раннем детстве:
перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);
гидроцефалия;
тяжелые интоксикации;
гнойный отит среднего уха;
черепно-мозговая травма.
Признаки дизартрии у детей
Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.
В грудном возрасте дизартрия может проявляться в виде:
трудностей при сосании груди или бутылочки, вялого сосания;
поперхивания, частых срыгиваний.
На этапе раннего развития нарушения речи проявляются отсутствием лепета, гнусавым оттенком звуков, опозданием первых слов (ребенок произносит первое слово ближе к 2,5 годам).
Основными симптомами дизартрии выступают:
Нарушение артикуляционной моторики:
спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.
Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота.
Нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.
У больных страдает фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Может отмечаться дисграфия и общее недоразвитие речи.
Малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.
Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк.
Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.
Виды патологии
Бульбарная – Основной причиной этого вида заболевания является воспалительный процесс в продолговатом мозге или присутствие там опухоли (поражение ядер подъязычного, лицевого, тройничного, языкоглоточного, блуждающего нерва в продолговатом мозге). Часто ей сопутствуют проблемы с глотанием. На бульбарную дизартрию указывают анемичное лицо, замедленная речь, которая в то же время является сильно невнятной и нечеткой.
Спастическая или псевдобульбарная – Данный вид заболевания является наиболее распространенным. Причинами могут быть различные органические поражения головного мозга, например, после энцефалита, родовой травмы, сильной интоксикации организма или при наличии опухоли. Поражены корково-ядерные проводящие пути. Отличительным признаком ее выступает монотонность речи. Характеризуется нарушением общей и речевой моторики ребенка, а также нарушением процессов сосания, глотания и работы лицевых мышц.
Корковая - Поражены зоны коры головного мозга, координирующие артикуляцию. Характеризуется правильной структурой слова с неправильным произношением слогов. Данное заболевание выражается в затрудненных процессах выделения и распознавания. Моторику артикуляционного аппарата ребенок регулировать не может. Таким детям трудно переключаться от одного звука к другому. Это означает, что изолированно звуки произносятся без проблем, однако в едином речевом потоке они сильно искажаются, особенно это заметно при произношении комбинации согласных звуков. Если темп речи такого ребенка достаточно высок, то присутствует заикание. Стоит отметить, что этот вид заболевания распознать довольно сложно. Очень часто его путают с алалией и дислалией.
Подкорковая – Может возникнуть как результат поражения подкорковых узлов, которые расположены в головном мозге. Основными признаками являются нарушенный мышечный тонус и гиперкинез (движения, которые человек не контролирует). Последнее можно наблюдать и при спокойствии ребенка, однако усиливаются они, как правило, во время разговора. Данные характеристики заболевания обусловлены тем, что происходит нарушение артикуляции. Ребенок в некоторых ситуациях без проблем произносит звуки, слова и даже короткие предложения, но может через считанные секунды стать неспособным это сделать, поскольку может наступить совершенно внезапно так называемый артикуляционный спазм. Язык напрягается, а голос при этом прерывается. При подкорковой дизартрии, как правило, страдают темп, ритм речи и ее интонация.
Мозжечковая – Данный вид заболевания встречается очень редко, особенно в чистом виде. Возникает при поражении мозжечка и отличается растянутой речью, постоянной сменой громкости и рубленной речью. В некоторых случаях она может сопровождаться выкриками в виде изолированных звуков.
Стёртая форма дизартрии - Часто встречающаяся разновидность болезни вызвана микроорганическими повреждениями головного мозга. Её характеризуют:
- дрожание голоса;
- вялость речи из-за ограниченного движения языка;
- слюноотделение при разговоре;
- невнятность произношения;
- искажение звуков;
- ускоренная речь;
- нарушение мелкой моторики;
- неуклюжесть;
- плохая дикция;
- тихий голос.
Существует еще логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Степени тяжести нарушения речи:
I степень – стертая форма дизартрии, дефекты выявляются только при специальном исследовании.
II степень – речь понятна, но дефекты произношения заметны окружающим.
III степень – речь ребенка понимают только родители, близкие и частично посторонние.
IV степень – речь непонятна родителям или отсутствует.
Как вылечить дизартрию у ребенка
Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего
- Медикаментозное лечение;
- Медицинскую терапию;
- Логопедическую коррекцию
- Занятия в домашних условиях.
1.Медикаментозное лечение дизартрии у детей
- Назначается неврологом индивидуально с учетом фоновой патологии. Включающей:
- Препараты для сосудов мозга — «Циннаризина», «Кавинтона», «Инстенона» или «Глиатилина» и «Стугерона».
- Нейрометаболические стимуляторы – «Энцефабола», «Пантокальцина» и «Пикамилона».
- Метаболические средства, в виде «Актовегина», «Церебролизина» и «Церебролизата».
- Психотропные препараты – из серии «Ново-пассита», «Персена», «Тенотена».
2.Медицинская терапия дизартрии у детей
При лечении нарушений речи также используются:
точечный массаж;
ЛФК;
лечебные ванны;
механотерапия;
физиотерапия;
гирудотерапия;
иглоукалывание;
изотерапия;
пескотерапия;
дельфинотерапия
3.Логопедическая работа
- развитие мелкой моторики — пальчиковые игры, гимнастика;
- развитие артикуляционной моторики – артикуляционная гимнастика, логопедический массаж;
- развитие речевого и физиологического дыхания — дыхательная гимнастика;
- коррекцию нарушенного и закрепление правильного произношения;
- формирование выразительности речи;
- развитие речевой коммуникации.
4.Занятия в домашних условиях.
Для устранения проблем с моторикой необходимо:
Развитие ребенка в быту, ручной труд:
- 1) Стирка вручную мелких предметов одежды, влажная уборка квартиры, мытье полов.
- 2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды.
- 3) Одевание, раздевание, складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
- 4) Шитье, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение макраме.
- 5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).
Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:
- Занятия со спичечными или счетными палочками.
- Массаж.
- Пальчиковые игры со стихами, физкультминутки для пальчиков.
- Пальчиковый и теневой театры.
- Игры на развитие тактильного восприятия.
Творческие занятия по изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики рук:
- 1) Рисование в нетрадиционных техниках (ладонью, пальцами рук) и инструментов (зубная щетка, ватные палочки и др.)
- 2) Рисование красками, кисточками и карандашами.
- 3) Аппликации (обрывания, с использованием природного материала, пластилина).
- 4) Лепка с использованием различных дополнительных материалов (семена, крупы, камушки, бусинки и др.)
5) Конструирование из бумаги.
Упражнения, направленные на развитие графических навыков:
- 1) Работа в тетрадях и прописях.
- 2) Рисование по трафаретам и линейкам.
- 3) Ознакомление с разными линиями, пространством листа, клеткой.
- 4) Выполнение различных штриховок.
- 5) Рисование карандашами.
Дизартрию у детей можно лечить в домашних условиях с помощью массажа и самомассажа языка: - Пальцами с чистым носовым платком.
- Зубной щёткой:
- От корня к кончику,
- От середины к боковым краям (рисуя ёлочку),
- От кончика по боковым краям.
Использовать гимнастику для губ и щёк:
- надуть губы и щеки;
- надуть щеки поочередно;
- втянуть щеки (между зубов);
- имитировать сосательные движения;
- вибрация губами.
Применять гимнастику для нижней челюсти:
- открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;
- прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу;
- толкать подбородком руку или игрушки.
При артикуляционной гимнастике следует соблюдать следующие правила:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять их 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Выполнение артикуляционных упражнений: «Месим тесто, Блинчик, Чистим зубки, Киска сердится, Змейка, Часики, Лошадка, Вкусное варенье, Индюк, Чашка, Парус, Маляр, Гриб, Дятел».
Упражнения объединяются в комплексы для подготовки языка к постановке определённых звуков. Например комплекс для свистящих (с, з, ц), шипящих и Л(ш, ж, ч, щ), а также для Р.
Помимо упражнений необходимо заниматься общим развитием речи в играх, читая книги и просто общаясь со своим ребёнком.
Только соблюдая комплексный подход, мы справимся с дизартрией, но …
- Зависит от формы патологии. Тяжелые формы заболевания плохо поддаются коррекции. При систематических занятиях можно только улучшить произношение.
- Дизартрия легкой степени, в частности стертая форма заболевания, имеет благоприятный прогноз, вплоть до полной чистоты речи.
Закончить наш семинар хотелось бы стихотворением Марины Цветаевой:
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Любите своих детей и помогите преодолеть им эти первые сложные ступени развития.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Приёмы нетрадиционной техники рисования в домашних условиях»
Приёмы нетрадиционной техники рисования в домашних условиях...
"Использование игровых приёмов и методов в обучении детей грамоте в домашних условиях"
Консультация для родителейВнедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры в...
«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада».
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто зна...
Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.
Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...
Семинар-практикум для родителей "Дизартрия и основные приёмы её коррекции в домашних условиях".
На сегодняшний день логопеды и неврологи часто в заключении пишут дизартрия и стёртая форма дизартрии.Давайте разберёмся, что же такое дизартрия. Дизартрия – это расстройство произноситель...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада»
Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни.Уточнение и углубление компетенций родителей об основных факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья ребенка в условиях ...
Мастер-класс «Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения».
Мастер-класс «Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения»....