Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.
статья по логопедии
Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rakovich_l.a_statya.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.
Л.А. Ракович, учитель-логопед МБДОУ №11, г. Мценск
Дизартрия, как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина и др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с её неврологическим, логопедическим и психологическим аспектами исследования.
Дизартрия (речедвигательное расстройство) - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевой мускулатуры, речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики (спастичность, гипотония, дистония мышц). При дизартрии страдает моторная сторона речи, а не программирование речевого высказывания. В отечественной литературе дизартрию в детском возрасте принято рассматривать как остаточные явления детского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей[1].
В настоящее время проблема дизартрии стоит крайне остро. В связи с тем, что процент детей с речевой патологией, особенно со стёртой формой дизартрии, год от года растёт (1975г. – 18% детей, 1995г.-37% детей), а также увеличивается количество детей с другими речевыми расстройствами, осложнёнными дизартрической симптоматикой (с общим недоразвитием речи, алалией, афазией, заиканием). Как показывает логопедическая практика, около 50-70% детей, нуждающихся в логопедической помощи, имеют легкую либо среднюю степень дизартрии. Дети в общей своей массе стали очень плохо говорить, искажают гласные и согласные звуки. Дефекты речи детей, как правило, носят стойкий характер. Огромное количество детей в большинстве случаев имеют межзубный, призубный и боковой сигматизм, а также стойкое смягчение согласных. Все это - проявление дизартрии, а не нарушение фонетико-фонематического слуха. А значит долгий путь к автоматизации звуков[4].
Действуя консервативно, по старинке, учитывая обязательное выполнение упражнений рекомендуемых коррекционной программой, как показывает практика, не достаточно. Дизартрия не проходит сама по себе: лечить ребенка нужно и можно до 7 лет, потом может быть поздно…
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер и должна включать:
- общие логопедические задачи (коррекцию звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, формирование слоговой структуры слова и т.д.);
- дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастику;
- лечебную физкультуру и логоритмику;
- физиотерапию;
- медикаментозное лечение.
Работа над звукопроизношением строится с учётом следующих положений:
1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребёнка.
2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребёнка.
3. Развитие мотивации, стремление к преодолению имеющихся нарушений, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путём развития зрительно-кинестетических ощущений.
6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребёнка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координаций, но обязательно с учётом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.
7. При тяжёлых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и слогов. 8.У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжёлых нарушений звукопроизношения путём систематической логопедической работы в доречевом периоде.
При разработке средств устранения речевых расстройств логопедия должна опираться на новейшие достижения медицины. Но, к сожалению, она не озабочена массовыми нарушениями речи.
Пример из практики. На приеме четырехлетний ребенок с мамой. У ребенка повышенный глоточный рефлекс, слюнотечение (саливация), нарушено звукопроизношение 11 звуков, общая невнятность речи, плохая координация, гипотония мышц языка и лица, дизартрия. Проанализировав данные анамнестических сведений, выяснилось, что имеются отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы), асфиксия новорожденных. Со слов мамы «ребенок закричал не сразу». В первый год жизни ребенок наблюдался у невролога. После первого года жизни, развитие ребенка, как правило, мало волнует врачей. Специалисты - врачи не обращают внимание на общую и мелкую моторику ребенка, особенности его артикуляционного аппарата, звукопроизношение, общеречевое развитие ребенка. Проблема коррекционно-педагогической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время чрезвычайно актуальна.
Учитель - логопед вместе с воспитателями делают все возможное, чтобы подготовить ребенка к школе. Вся будущая жизнь дошкольника, его физическое и психическое благополучие зависят от грамотно проведенной коррекционно-педагогической работы. Практически в 7 лет заканчивается коррекция звукопроизношения у детей логопатов. В более позднем возрасте исправить недостатки произносительной стороны речи становится труднее. Поэтому передовые учителя-логопеды проводят массаж артикуляционного аппарата. Основная его цель- нормализация речевой моторики. Применяя массаж можно активизировать и восстановить деятельность артикуляционных органов, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.
Логопедический массаж проводится с помощью медицинского шпателя, зубной щетки, ватной палочки или просто пальцами рук, одетыми в напальчники и обернутыми в носовой платок. При отклонении языка в какую-либо сторону спастическую часть языка расслабляют поглаживанием, а вялую, наоборот укрепляют глубокими разминаниями и вибрацией. Массаж языка можно сопровождать прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений
«Дождик»: точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи-
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.
Основная задача применения массажа по биологическим активным точкам (БАТ) заключается: в более избирательном воздействии на отдельные группы мышц, иннервацию нервов, нормализации тонуса мышц и стимуляции активного движения. При этом используются два основных приема: тормозной и возбуждающий. Точки воздействия всегда двухсторонние, продолжительность воздействия на каждую точку от 15 до 30 секунд с постепенным увеличением нагрузок.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. По данным Ястребовой А.В. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывают благотворное влияние на развитие координации движений и мелкой моторики. Подключаемые ко всем классическим артикуляционным упражнениям движения кисти нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает ручной труд, а также пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа кистей рук. Для этого используют «сухой бассейн» который заполняется на глубину 8 см промытым и высушенным горохом или фасолью. Погружаясь как можно глубже в наполнитель ручка ребенка массируется, пальчики становятся более чувствительными, а их движения –координированными. Самомассаж можно сопровождать стихотворными текстами:
«Горох»
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Метод «Су-Джок» терапии в логопедической практике применяется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Использование стихотворных текстов при выполнении массажа массажным шариком, эластичным кольцом позволяет закреплять отрабатываемые звуки.
Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих систем в организме. Несвоевременная коррекция дефекта приводит к развитию стойких нарушений в будущем. При работе с детьми с дизартрией необходим комплексный подход, включающий в себя как классические методики, так и нетрадиционные. Требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех её в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психиатра, учителя-логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях- логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.
Список литературы:
1.Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/ Архипова, Е.Ф. - . М.,2008.
2.Дьякова, Е.А. Логопедический массаж/ Дьякова, Е.А. - М., 2003.
3.Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение/ Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. СПб. , 2009.
4. Фетисова, М.В. Проблема дизартрии: взгляд логопеда- практика/ Фетисова, М.В// Журн. Логопед. – 2012 - №4.-С.118.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплексный подход к коррекции речи с использованием АМО (активных методов обучения) в логопедической практике"
В своём докладе на Международной научно-практической конференции я подробно раскрыла использование АМО. Системообразующим фактором в моей коррекционной деятельности является:- методически-г...
"Игровые методы и приемы в логопедической практике"
///Работа учителя-логопеда с ребёнком в детском саду (информация для родителей)...
Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»
Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн...
Презентация "Трудные случаи в логопедической практике. Дизартрия. Коротко о заикании".
Обзор и анализ литературы с обменом практическим опытом по преодолению дизартрии у детей....
Использование нетрадиционных методов и приёмов в логопедической практике
В своей логопедической практике помимо общепринятых артикуляционных и пальчиковых упражнений применяю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей ...
Комплексный подход к преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии
Комплексный подход к преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррек...
Игровая деятельность как средство коррекции речи в логопедической практике
Дошкольный возраст – это возраст игры. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной, трудов...