Использование логопедических модулей в коррекции дизартрии у дошкольников.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Запомнить артикуляционный уклад звука, правильно воспроизвести новый для него звук ребенку с дизартрией сложно. Учитывая возраст моих воспитанников (4-6 лет) и тот факт, что получают они сведения о скрытых свойствах предмета в процессе деятельности (имеют наглядно – действенное мышление с элементами наглядно – образного), я применяю логопедические модули – игрушки.
Логопедические игровые модули позволяют в интересной для малыша форме провести артикуляционную гимнастику, уточнить положение языка, губ при произнесении того или иного звука, автоматизировать его в слогах и даже дифференцировать звуки. Только в этом случае логопеду потребуются две куклы – помощницы. Одна будет «учить» детей правильно произносить, например, свистящий звук, а другая – шипящий. Особенно хорошо мои маленькие ученики запоминают артикуляционный уклад звука в том случае, когда надевают игрушку-модуль на свою руку. Статические упражнения для губ, челюсти и языка, направленные на преодоление сопротивления и удержание позы, также получаются лучше, если сначала их «выполнит» игрушка – бегемот, щенок Рекс или обезьянка
Достоинство данного вида наглядно - игровых средств состоит в том, что они помогают логопеду выполнить важную задачу – сформировать устойчивый интерес к постановке, автоматизации и дифференциации звуков, максимально включив в работу слуховой, зрительный и тактильный аппарат ребенка. Также они способствуют координации движений и нормализации мышечного тонуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование логопедических модулей | 807.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логопедических модулей в коррекции дизартрии у дошкольников
Балашова Г. В., учитель-логопед,
г. Москва.
Запомнить артикуляционный уклад звука, правильно воспроизвести новый для него звук ребенку с дизартрией сложно. Учитывая возраст моих воспитанников (4-6 лет) и тот факт, что получают они сведения о скрытых свойствах предмета в процессе деятельности (имеют наглядно – действенное мышление с элементами наглядно – образного), я применяю логопедические модули – игрушки. Это щенок Рекс, пес Барбос, обезьянка, бегемоты Жужа и Шуша. Они сшиты таким образом, что, надев на руку игрушку как варежку, мы можем «управлять» её языком и нижней челюстью.
Использовать содружественные движения органов речевого аппарата и кистей рук в коррекционной работе рекомендовали Волкова Л.С., Ястребова А.В., Шаховская С.Н., Дьякова Е.А., Лазаренко О.И., Цвынтарный В.В. [1, 2, 3, 4, 7, 8]
Логопедические игровые модули позволяют в интересной для малыша форме провести артикуляционную гимнастику, уточнить положение языка, губ при произнесении того или иного звука, автоматизировать его в слогах и даже дифференцировать звуки. Только в этом случае логопеду потребуются две куклы – помощницы. Одна будет «учить» детей правильно произносить, например, свистящий звук, а другая – шипящий. Особенно хорошо мои маленькие ученики запоминают артикуляционный уклад звука в том случае, когда надевают игрушку-модуль на свою руку. Статические упражнения для губ, челюсти и языка, направленные на преодоление сопротивления и удержание позы, также получаются лучше, если сначала их «выполнит» игрушка – бегемот, щенок Рекс или обезьянка [3].
Сначала педагог выполняет упражнение сам и показывает движение рукой, а ребенок повторяет только артикуляционный уклад. На последующих занятиях ваш «маленький ученик» может повторить движение руки и языка. Ребенок держит игрушку-модуль в левой или в правой руке. В зависимости от того, какая рука у него ведущая.
При постановке звуков учитель - логопед надевает на левую руку логопедический модуль, в другую руку берёт зондозаместитель или шпатель и рассказывает ребенку, что мы будем делать в этом игровом упражнении.
Специалистам известно, что речевое дыхание детей с минимальным проявлением дизартрии развивается медленно. Игры – драматизации с использованием логопедических модулей позволяют разнообразить проведение дыхательной гимнастики. Например, когда я обучаю детей шмыгать носиком как ёжик, надеваю на руку куклу – ёжика [9].
Ребенок — это всегда целое, и интеллект у него развивается только в контексте общего развития. Когда малыш с увлечением и самозабвенно играет, то внутри этого процесса развиваются в гармонии все стороны его личности и прежде всего — его творческий потенциал, его воображение. Именно этот креативный интеллект и развивается в игре.
Достоинство данного вида наглядно - игровых средств состоит в том, что они помогают логопеду выполнить важную задачу – сформировать устойчивый интерес к постановке, автоматизации и дифференциации звуков, максимально включив в работу слуховой, зрительный и тактильный аппарат ребенка. Также они способствуют координации движений и нормализации мышечного тонуса. Иллюстрацией всего вышесказанного служит предлагаемый конспект логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Конспект фронтального занятия по формированию фонематических представлений.
Тема: Шуша и Жужа в гостях у лягушонка (звуки [ш] и [ж]).
Цели: дифференциация звуков[ш] и [ж], совершенствование речевого общения в игровых ситуациях.
Задачи занятия:
1) Продолжать совершенствовать умение произносить изолированно [ш] и [ж].
2)Продолжать учить выделять на слух звуки [ш] и [ж] из ряда звуков.
3) Закрепить различение звуков [ш] и [ж] в словах, предложениях, связной речи.
4) Закрепить зрительный образ букв Ш и Ж.
Оборудование: логопедические модули – бегемоты Жужа и Шуша, рисунки бегемотиков для закрепления фонетических характеристик изучаемых звуков вне занятия. Символы звуков [ш] и [ж], сигнальные карточки для обозначения звуков, ростовая кукла – лягушка. Магнитофон, аудиозаписи голосов зверей и птиц, мелодий для сопровождения артикуляционной гимнастики. Диск Т.С. Овчинниковой. Логопедические распевки. Санкт-Петербург, Каро, 2006.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звучит фонограмма звуков весеннего леса, кваканья лягушек.
Логопед здоровается с детьми и предлагает им отправиться в сказочные джунгли.
Далее он одевает на шею уже знакомую ростовую куклу – лягушку- квакшу. Квакша вместе с детьми выполняет артикуляционные упражнения.
«ЛЯГУШОНОК УЛЫБАЕТСЯ»,
«Лягушонок качается на качелях»,
«Лягушонок печет блинчики»,
«Лягушонок пьёт чай из чашки»,
«Лягушонок шагает по ступенькам».
2. Сравнение звуков [ш] и [ж] по артикуляции.
Логопед вызывает к доске двоих детей, одевает каждому на правую руку логопедический модуль – бегемотика. Одного зовут Звуковичок Жужа, другого Звуковичок Шуша.
Определив первый звук в именах героев, артисты вступают в диалог.
Они описывают артикуляционный уклад звуков, их звонкость – глухость.
Например.
Звуковичок Жужа .
- Я поднимаю широкий кончик языка за верхние зубы. А ты ?
Звуковичок Шуша.
- И я тоже.
Логопед.
- Дети, как вы думаете звук [ж] звонкий или глухой?
Чтобы ответить на этот вопрос дети могут закрыть ушки ладонями и произнести звук [ж]. Если в ушах слышится «гул», этот звук звонкий, если не слышится – глухой. На грудь Жуже вешаем бедж с изображением колокольчика, а Шуше – с перечёркнутым колокольчиком.
Логопед обращается ко всей группе и задает вопросы:
- Чем похожи звуки [ш] и [ж]?
- Чем они отличаются?
3. Развитие навыков фонетического анализа.
Игра «Колокольчик поднимаем, звуки снова различаем».
Инструкция: подними символ глухого звука, когда услышишь [ш], подними символ звонкого звука [ж], если в слове есть звук [ж].
4. Дифференциация звуков [ш] и [ж] в произношении.
А) Дифференциация [ш] и [ж] в слогах.
Игра «Замени звук».
Дети делятся на две команды.
Инструкция: замени звук [ш] на звук [ж]. Команда Шуши произносит слоги и слова со звуком [ш], а команда Жужи – слоги и слова со звуком [ж]. Логопед говорит на ушко слог или слово одному из участников команды Шуши, а тот произносит его громко. Дети из другой команды могут отвечать хором.
Ши – жи шла – жла шта – жда штэ – ждэшто - ждо
Шо – жо шло – жло - што – ждо штэ–шдэ - шту - жду
Ше – же шле – жле - шты – жды шта - жда
Уши – ужи Луша – лужа.
Можно поиграть в эту игру со звучащим мячом. Дети встают в круг на ковре, учитель – в центре круга. Логопед произносит слово со звуком [ш] и кидает мяч, а ребёнок говорит слово со звонким звуком [ж] и возвращает мяч педагогу. В том случае, когда ваш маленький ученик затрудняется, мы просим его бросить мяч соседу, тот отвечает, а потом логопед снова кидает мяч первому ребенку со словами: « Раз, два, три, повтори».
Б) Дифференциация [ш] и [ж] в словах.
На доску крепятся две картинки: бегемотики с символами звуков [ш] и [ж], предложенными Т.А. Ткаченко: сдувшимся воздушным шариком и пчелкой.
Логопед говорит: «Бегемотики позвали в гости лягушку, и она принесла угощение – ягоды и фрукты». Проговариваем название картинок: груша, вишня, черешня, крыжовник, ежевика.
Логопед создает небольшую проблемную ситуацию, спрашивает ребят :
- Как вы думаете, какие фрукты и ягоды понравились Шуше, а какие Жуже?
Затем по одному дети выходят к демонстрационному столику, берут картинки, анализируют слова и дарят их звуковичкам.
В) Дифференциация [ш] и [ж] в предложениях.
Игра «Наши заготовки».
Лягушка принесла так много угощения, что за один раз всё было съесть невозможно. Что же делать бегемотикам, ребята?
Дети. Из фруктов можно приготовить компот, сок, пирог и варенье.
На доску помещаю изображение кастрюли с надписью «Компот», банки с надписью «Желе», кусочка пирога, коробочки сока.
1-ый ребёнок. Из крыжовника можно сварить крыжовенное желе. Оно кисло-сладкое на вкус. Папа покупал мне такое варенье. Мне очень понравилось.
Аналогично рассказы составляют все дети. Логопед благодарит их за помощь.
5. Динамическая пауза.
Распевка «Жуки» в сопровождении музыки .
Мы жуки, мы жуки.
мы живем у реки.
Жу, жу, жу, жу, жу.
Подвижная игра «Под дождем».
Логопед. – Дети, когда светит солнце, мы идем гулять. Поэтому, если я держу в руках солнышко – вы свободно двигаетесь по кабинету. Как только я покажу тучку, «начнется» дождик. Вы повторяете слова: «Дождик, дождик, что ты льёшь, погулять нам не даешь» и «строите крышу», подняв руки домиком.
6. Звуковой анализ слов: шар, жук.
Индивидуальное выполнение и самостоятельная проверка – сверяют с образцом на доске свою схему слова. Образец выкладывает ребенок, выполнивший задание первым.
7. Закрепление образа буквы.
Игра « На полянке».
На ковре разбросаны цветы, в серединке которых лежит гласная буква.
Ребенок берет согласную букву Ш или Ж. Подняв букву, читает слог, прикрепляет к доске, чтобы и другие дети имели возможность прочесть получившийся слог.
Я сшила подушечки, напоминающие по форме цветок ромашки.
8. Окончание занятия.
Логопед предлагает вспомнить задания, которые выполнялись на занятии, оценивает их работу.
В завершении, педагог выдает каждому дошкольнику карточку с контурным изображением двух бегемотов, и объясняет домашнее задание: нарисовать колокольчик или перечеркнутый колокольчик на футболках героев занятия, а затем аккуратно раскрасить их одежду. Проговаривается заранее цвет костюмов Шуши и Жужи. Таким образом дети закрепляют характеристики пройденных звуков.
Использованная литература.
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., переработанное и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Инновации в логопедическую практику. Сборник статей. Составитель Громова О.Е. М.: Линка – Пресс, 2008.
4. Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., Эксмо - Пресс, 1998, с.134, 133.
5. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. – М.: Сфера,2009.
6. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь.- М.: Книголюб, 2008.
7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1999.
8. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. С. – Петербург, 1999.
9. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Метафора, М.; 2007.
Приложение.
Рисунки, карточки и фотографии к конспекту.
Логопедический модуль Рекс.
Кусочек яблочного пирога. Яблочный сок.
Желе. Упражнение на полянке.
Карточки для домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический массаж при дизартрии. Презентация.
В данной презентации показаны виды логопедического массажа и основные задачи логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии....
Использование логопедического электромассажера Z –Vibe в преодолении органических проявлений дизартрии.
Данная статья предназначена для учителей-логопедов, работающих с детьми,имеющими нарушения речи, обусловленные органическими факторами....
Использование логопедического электромассажёра Z –Vibe в работе учителя-логопеда при коррекции дизартрии.
Использование логопедического электромассажёра Z –Vibe в работе учителя-логопеда при коррекции дизартрии....
Методические рекомендации по использованию игровых модулей «Логопедические помощники»
Любите детство; поощряйте его игры,его забавы, его милый инстинкт.Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте,когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?Жан-Жак РуссоМы живем в век интенсивного...
Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функциюотстающих систем мозга, но и вовлекают в работублизлежащие мозговые системы...
Развитие речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с дизартрией посредством использования логопедических игр и дыхательных тренажеров
Статья посвящена вопросам развития речевого дыхания дошкольников 5- 7 лет с дизартрией. В статье представлен опыт использования логопедических игр и дыхательных тренажеров в коррекционно-развивающей р...
«Использование логопедического массажа при коррекции стёртой дизартрии».
В последнее десятилетие значительно выросло количество детей с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Неврологи все чаще диагностируют дизартрию, у детей с тяжелыми нарушениями речи. В логопедичес...