Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе. Тема: «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели:
- Уточнение представлений об осени и ее приметах.
- Расширение и активизация словаря по теме.
- Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе).
- Развитие связной речи (развитие диалогической формы речи; умение подбирать подходящее слово к другому слову или предложению).
- Развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.
- Развитие графо-моторных навыков.
- Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе.
Тема: «Осень»
Цели:
- Уточнение представлений об осени и ее приметах.
- Расширение и активизация словаря по теме.
- Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе).
- Развитие связной речи (развитие диалогической формы речи; умение подбирать подходящее слово к другому слову или предложению).
- Развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.
- Развитие графо-моторных навыков.
- Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед читает: это время года приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края.
Логопед. О каком времени года я рассказа?
- Как вы догадались, что мой рассказ про осень?
- Сегодня мы будем говорить про осень.
Осень
Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!
Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.
II. Основная часть.
1. Игра «Листочки».
Логопед. Я собрала красивый букет из осенних листьев!
Давайте назовем каждый листок.
Логопед показывает детям листья и просит назвать их (березовый листок, кленовый листок, рябиновый листок, дубовый листок, каштановый листок.)
Логопед. А теперь давайте скажем, с какого дерева упал каждый листок:
Березовый листок упал с ...
Кленовый упал с ...
Каштановый упал с ...
Рябиновый упал с ...
- Игра «Узнай по описанию». Логопед предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) — ... (Солнце.)
Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) —... (Облака.)
Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) — ... (Дождь.) Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) — ... (Ветер.)
Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) — ... (Листья.)
Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.
- Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».
Осень (какая?) — ... (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)
- Игра «Закончи предложение».
На смену лету пришла ...
С деревьев опадают ...
Часто моросит ...
Птицы собираются в стаи и ...
Зверям некогда резвиться, они ...
Скоро наступит ...
- Физкультминутка.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, | Взмахи руками над головой. |
Ветер в поле воет, | Изображают рупор. |
Дождик моросит. | Взмахи руками перед собой. |
Воды зашумели Быстрого ручья, | Топают ногами на месте. |
Птички улетели В теплые края. А. Плещеев | Изображают улетающих птичек. |
- Игра смячом «Подбери слово».
Логопед. Я буду называть слово-действие, а вы подберите подходящее слово-предмет. Помните, что мы говорим про осень!
Моросит … улетают ...
Опадают … припасают ….
Собирают … созревают ...
Желтеют …
А теперь наоборот я называю слово-предмет, а вы слово-действие.
Листочки ... белка ....
Птицы ... дождик ...
Тучи ...
- Игра «Один - много».
Логопед. Я буду называть один предмет, а вы - много.
Например: желтый лист - желтые листья.
Зеленая травинка -
Красный листочек -
Коричневая шишка -
Высокий клен -
Толстый дуб -
Темная туча –
- Игра «Раскрась».
Работа с раздаточным материалом.
Логопед раздает каждому ребенку картинки-загадки с наложенным изображением кленовых листьев.
Логопед. Какие листья вы видит на картинке?
Посчитайте, сколько их.
Послушайте внимательно задание: девочки раскрашивают маленькие кленовые листочки, мальчики - большие.
III. Итог занятия.
Логопед. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Давайте вспомним и назовем все осенние признаки, о которых мы сегодня говорили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"
Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе Тема: «Посуда. Составление описательного рассказа»
В данной публикации представлен конспект НОД по развитию связной речи детей старшей логопедической группы по теме "Посуда. Составление описательног рассказа".Конспект публикуется с презениацией.Данная...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»
Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...