Система комплексного коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с ОВЗ
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Галкина Надежда Петровна

Преодоление нарушения речи  у детей с ОВЗ возможно лишь при наличии стройной, поэтапной и комплексной системы всей логопедической работы. Опора на принцип комплексного подхода позволяет выстроить соответствующую образовательную систему. Принцип комплексности представляет интерес прежде всего потому, что он позволяет увидеть то главное, что обеспечивает успешность и эффективность обучения и воспитания детей с ОВЗ.  Комплексный подход в устранении нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие сенсомоторной сферы, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоровления всего организма в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_kompleksnogo_korrektsionno.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Система комплексного коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с ОВЗ

Проблемой преодоления недоразвития речи занимались такие крупнейшие учёные как Н.В.Нищева Г. А. Каше, Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина, Т.В.Туманова, В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко Г.Г. Голубева.

В основу логопедического воздействия они положили комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:

- формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и

  фонематического восприятия;

- формирование звукопроизношения;

- формирование навыков дифференциации звуков;

- формирование звуко-слогового анализа и синтеза слова;

- развитие лексики, грамматического строя и связной речи в соответствии с программой обучения и воспитания в детском саду;

- развитие высших психических функций, необходимых для овладения грамотой (внимание, память, мышление);

- подготовка к обучению грамоте (в старшей группе);

- развитие мелкой моторики рук;

- нормализация оптико-пространственных представлений, развитие зрительного гнозиса;

- обучение послоговому чтению в подготовительной группе;

- подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами.

Таким образом, учёные научно подтвердили, что максимально эффективная коррекция речевых дефектов возможна лишь при многоаспектном подходе к ним.

Комплексный подход к содержанию коррекционно-развивающей работе позволяет сформировать психологическую базу для овладения устной и  письменной речью, способствует профилактике специфических ошибок на письме и при чтении, обусловленных недоразвитием речи.

Программа Т.Е.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»   предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Этими учеными доказано, что обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми. Занятия имеют большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. На каждом занятии в единстве реализуются коррекционно-развивающие, общеобразовательные и воспитательные задачи.

Исследовательские работы О.А.Степановой, Е.Л.Борисовой , О.Л. Козыревой, Р.А Кирьяновой, С.О. Подобед также доказывают, что от того, насколько четко спланирован и проведен каждый вид занятий, напрямую зависят ход и результаты всей коррекционной работы. По мнению авторов, логопедические занятия носят комплексный и интегрально-личностностный характер и предусматривают необходимость коррекционно-педагогического воздействия не только на нарушенную сторону речи логопата, но одновременно и в целом на все стороны его речи (звуковую, лексико-грамматическую, темпо-ритмическую, мелодико-интонационную, письмо и чтение), на все виды его психической деятельности (познавательной и эмоционально-волевой) и социального поведения.

Основным направлением комплексного психолого-педагогического сопровождения Н.В.Нищева считает проектирование и реализация индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Л.А.Боровцова выделила четыре этапа комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

Диагностический этап. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребенка.

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, строят прогнозы, определяют наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, составляют индивидуальные планы (программы), распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки исполнения.

Деятелъностный этап. В ходе этого этапа реализуются индивидуальные планы (программы) комплексного сопровождения детей с нарушениями речи. Занятия, проводимые профильными специалистами, предоставляют большие возможности для формирования всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, связного высказывания. По рекомендации логопеда специалисты включают игры, упражнения на развитие психологической базы речи, артикуляционной, общей и мелкой моторики, по коррекции личностного развития ребенка.

Аналитический этап. На этом этапе анализируются результаты совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, и определяются дальнейшие перспективы их обучения и воспитания.

По мнению М.А.Поваляевой, важным в комплексном сопровождении детей с ОВЗ является процесс организации психолого-медико−педагогического консилиума в ДОУ. Тщательное комплексное обследовании с учетом личностно-ориентированного подхода позволяет получить количественную и качественную характеристику уровня развития детей, дает возможность проанализировать и выявить причины нарушений, наметить маршрут индивидуальной  коррекционной работы с каждым ребенком.

Другие исследователи (Л.М. Шипицына, О.Н.Костенькова, С.О. Подобед) в своих работах также утверждают, что деятельность ПМПк в ДОУ является системообразующей и осуществляет не только коррекционно-диагностическую, но и методическую, просветительскую, воспитательную работу как с педагогами ДОУ, так и с родителями. Благодаря его функционированию проводятся координация и интеграция деятельности всех участников коррекционно-педагогического процесса.

В работах исследователей подчеркивается, что все специалисты при создании модели заимодействия работают под руководством учителя-логопеда, который являлся организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Взаимосвязь специалистов заключается в логопедизации режимных моментов и занятий.

Вместе с тем, необходимо четко определить и разграничить функции педагогов, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Педагоги, занимающие изучением этой проблемы - С.И.Карпова, В.В.Мамаева, А.В.Никитина выделяют несколько составляющих работы специалистов:

− самоподготовка по актуальным вопросам логопедии и смежных с нею наук, постоянный обмен соответствующей информацией;                                                                  

− совместное обсуждение результатов исследования речевой и неречевой сферы детей, оценка степени «продвижения»;

− обмен профессиональной информацией;

− специальный подбор методик и адаптация приёмов работы;

− включение в свою деятельность адаптированных методов и технологий работы коллег.

М.А.Поваляевой, Н.В.Нищевой, Л.А.Боровцовой, О.С.Гомзяк  были определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.

В комплексной системе взаимодействия исследователи каждому специалисту отводят свою сферу профессиональной деятельности.

        Логопед информирует воспитателя и психолога об особенностях речевого развития воспитанников, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалистам в решении их узкопрофильных задач (об особенностях их сенсомоторного развития, восприятия, внимания, памяти, навыков общения, протекания речемыслительных операций и т.д.)

Воспитатель сообщает психологу и логопеду о характере усвоения программного материала воспитанниками, об уровне сформированности у них знаний об окружающем мире, математических представлений, навыков конструирования и реконструирования, моделирования из природного и дидактического материала, навыков рисования и лепки.

Совместно анализируется ход реализации как общеобразовательных, так и коррекционно-развивающих задач, которые помогают преодолевать недостатки сенсорной, аффективно-волевой и интеллектуальной сфер.

Психолог рассказывает коллегам о том, как развиваются познавательные процессы воспитанников (память, восприятие, внимание различной модальности, мыслительные операции и т.д.); дает рекомендации, направленные на успешное освоение каждым ребенком коррекционной и образовательной программ, информирует о психологических особенностях поведения. Данные логопеда и воспитателя помогают психологу составить полную характеристику эмоционально-личностных особенностей воспитанников. Это в свою очередь помогает определить выбор методов и технологий в реализации индивидуального подхода к ребенку. Подробно методика экспертной педагогической оценки описана В.В.Мамаевой в статье «Экспертная оценка в детском саду» (журнал «Обруч», 2004, №5.).

Значительную роль в коррекционно-образовательном процессе играет использование из арсенала коллег методических средств и приемов по развитию речевой и неречевой составляющих развития ребенка Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений, добиться успешного их переноса на другие виды учебно-практической и игровой деятельности дошкольников.

В своих работах РомановичО.А. Лизунова Л.Р.Малышева писали, что обеспечение тесной взаимосвязи в работе педагогического коллектива с родителями — важнейший аспект коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.

О.В. Бачина, А.П. Самородова определили задачи комплексного взаимодействия логопеда и семьи ребёнка, имеющего нарушения речи:

 создание положительной мотивации родителей к сотрудничеству с логопедом;

обоснование необходимости совместной коррекционной логопедической работы с детьми;

формирование атмосферы общности интересов;

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

повышение психолого-педагогической компетенции родителей;

оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

По мнению Ж.В. Цуциевой, И.С.Чижовой, Н.Г.Ватаевой, Г.В. Бариновой, совместная работа логопеда с родителями осуществляется в следующих формах: проведение родительских собраний; оформление стендов и уголков в помощь родителям; просмотры открытых фронтальных и индивидуальных логопедических занятий; речевые семейные праздник; консультации; семинары-практикумы; беседы; чтение лекций; анкетирование; проведение семинаров; обучение родителей игровым занятиям.

Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении.

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что комплексный подход в устранении речевого нарушения у детй с ОВЗ предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие сенсомоторной сферы, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоровления  всего организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно- педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Важным в комплексном сопровождении детей с ОВЗ вляется процесс организации психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ. Тщательное комплексное обследовании с учетом личностно-ориентированного подхода позволяет получить количественную и качественную характеристику уровня развития детей, дает возможность проанализировать и выявить причины нарушений, наметить маршрут индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком.

Ученые утверждали, что целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа всего коллектива дошкольного учреждения, осознанная заинтересованность включения в этот процесс семьи — важнейшие аспекты повышения результативности обучения.

Список используемой литературы

  1. Бачина О.,В Самородова А.П.. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи // Библиотека журнала «Логопед».- М.: Сфера, 2009
  2. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие. Тамбов 2007
  3. Гомзяк О.С. Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей // Научно-методический журнал «Логопед в детском саду».№5, 2017
  4. Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения // Научно-методический журнал «Логопед в детском саду» №1, 2016
  5. Иванова О.Ф. Лакомых С.М. Емельянова Н.И. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. // Научно-методический журнал «Логопед» №3 2017
  6. Карпова C.И., Мамаева В.В., Никитина А.В., Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. // «Логопед в детском саду». 2007.№9
  7. Каше Г. А., Филичева Т. Б.Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием  речи. М.: Просвещение, 2008.
  8. Костенькова О.Н. Комплексный подход в работе по преодолению речевых нарушений у детей.  // Логопед в детском саду №9-10,2015
  9. ЛепихинаН.Л., Лизунова Л.Р.Малышева Н.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной  работе. // Логопед.№8,2016
  10. Лизунова Л.Р.Малышева Организация единого речевого режима в ДОУ.//Логопед.№3, 2016
  11. Панферова И.В., Филиппова Л.Н., Кулаковская В.И. Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ. // Логопед №4, 2017
  12. Поваляева М. А.Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
  13. Подобед С.О., Щербинина Д.К. Комплексный подход к коррекции нарушений речи у детей. // Логопед №1, 2015
  14. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007
  15. ФурееваЕ.П. Е.В Овчинникова Е.В. Бабина Е.С. Работа учителя- логопеда с семьей, имеющей ребёнка с различными речевыми нарушениями. Логопед в детском саду №8 2008
  16. Цуциева Ж.В. Чижова И.С. Ватаева Н.Г. Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребёнка. Логопед №8 2016
  17. Шипицина Л.М., Хилько А.А.и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – Спб. Изд. «Речь»,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы дошкольников с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.

Дети с отклонениями в развитии  нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи.     Успешность воспитания, обучения, социально...

Индивидуальная адаптированная коррекционно-развивающая программа сопровождения дошкольника с ОВЗ или с инвалидностью

Цель программы – коррекция психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания....

«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для дошкольников с ОВЗ (со сложными дефектами) Тема: Драматизация по сказке В.Г. Сутеева «Кто сказал Мяу?»

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для дошкольников с ОВЗ (со сложными дефектами)Тема: Драматизация по сказке В.Г. Сутеева «Кто сказал Мяу?»ЦЕЛЬ: учить детей эмоционал...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для дошкольников с ОВЗ (со сложными дефектами), I этап обучения .Тема: «Вместе мы сможем».

Тема: «Вместе мы сможем».ЦЕЛЬ: формировать интерес к занятиям физической культурой с учётом возможностей детей с ОВЗ (дети со сложными дефектами).ЗАДАЧИ: Воспитательные:- воспитывать у дет...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Оптимизация путей коррекции нарушений звукопроизношения в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» на тему: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])

Тема: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])Цель: дифференциация звуков [c] - [ш] в слогах, словахЗадачи:1. Закреплять навык дифференциации звуков [c] - [ш] в слогах, словах2...

Проект «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».

Проект:Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем  процессе старших дошкольников»....