Индивидуальная адаптированная коррекционно-развивающая программа сопровождения дошкольника с ОВЗ или с инвалидностью
рабочая программа на тему
Цель программы – коррекция психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная программа | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Заместитель заведующей по ВМР
___________ М.М. Шмидт _________Н.А. Висторопских
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального психолого – педагогического сопровождения
008
Автор: педагог – психолог МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» Руссу Наталья Закиевна
Составлена на основе:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. — с.
- В.Л. Шарохина Коррекционно-развивающие занятия в средней группе.- М.: Прометей; Книголюб, 2002. – 72 с.
- Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сферы средствами песочной терапии/ авт.-сост. М.А. Федосеева.- Волгоград: Учитель, 2015.- 122 с.
- Ю.В. Царева Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008. – 48 с.
и методических пособий:
- Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 4 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
- Узорова О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009.
- Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006.
Программа рассчитана на 1 год
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снегурочка»
г. Югорск
2014 г.
Пояснительная записка
Направленность программы.
Комплексная психолого – педагогическая поддержка психического развития, сохранения психического здоровья, развития коммуникативных умений, развития навыков самоконтроля, произвольного внимания.
Причины создания программы.
Причиной создания программы индивидуального сопровождения стало заключение комиссии МСЭ и результаты обследования когнитивной и эмоционально – личностной сферы ребёнка, индивидуальной консультации с матерью ребёнка, специалистами и педагогами ДОУ, исследования особенностей социальной ситуации развития.
Дата рождения 01.07.2010
Возраст на момент обследования 4 года 5 мес.
Посещает среднюю группу общеразвивающего вида.
Внешний вид
Телосложение нормальное, пропорциональное.
Кожные покровы бледные.
Лицо не выразительное.
Порядок рождения
Второй ребёнок в семье.
Эмоциональные реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования (в том числе динамическом) и в процессе наблюдения за особенностями поведения, активностью, успешностью усвоения материалов во время организованной образовательной деятельности.
Евгений на контакт идёт охотно, не избирательно.
Не всегда ведёт себя адекватно ситуации, часто с трудом контролирует своё поведение в соответствии с принятыми социальными нормами. Основные данные о себе: имя, фамилию, пол, свой возраст – знает в недостаточной мере.
В индивидуальной форме взаимодействия проявляет себя по-разному, в зависимости от личной симпатии к взрослому, однако, часто наблюдается замкнутость, слабая мотивация к выполнению предложенных заданий. Во фронтальных формах взаимодействия мотивация к деятельности зависит от предпочтений и интересов. На таких формах организованной образовательной деятельности, как художественное творчество, физическая культура активен, заинтересован, соблюдает принятые нормы поведения. В большинстве других формах организованной образовательной деятельности наблюдается слабая мотивация, слабый самоконтроль, часто не доводит выполнение предложенных заданий до конца, что отражается на успешности усвоения программного материала во время организованной образовательной деятельности. В свободной деятельности часто длительное время выбирает вид деятельности, часто самостоятельно сделать это не может, требуется организующая помощь взрослого, что так же представляет сложность ввиду ярко выраженной независимой позиции ребёнка.
Уважение и признание авторитета взрослых избирательно. У ряда педагогов систематически срывает проведение организованной образовательной деятельности, не подчиняясь установленным правилам и нормам поведения. Оценивает своё поведение и результаты деятельности адекватно, в зависимости от успешности и понимания причинно – следственных связей конфликтных ситуаций.
Адаптация тяжёлая, по словам мамы по утрам часто выражает нежелание идти в детский сад. В детском саду не плачет, негативные эмоции проявляются через упрямство и агрессивное поведение.
Сангво - меланхолический стиль адаптивного поведения (рисуночный тест адаптивного поведения дошкольников). При контактах с детьми преобладают импульсивные реакции, обидчивость, ригидность, упрямство, повышенная конфликтность, агрессия вербальная и физическая. Однако замечена тенденция, желание взаимодействовать с детьми при неумении построить конструктивное общение. Проявляет заметную чувствительность на похвалу, комплименты в свой адрес.
Наблюдаются слабый самоконтроль, произвольность (что подтвердилось при проведении методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина).
По результатам исследования социального интеллекта (субтест «Истории с завершением» и субтест «Группы экспрессии» в модификации Я.И. Михайловой) можно констатировать заниженный уровень развития. По результатам оценки личностной тревожности (методика «Выбери нужное лицо» Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена) был констатирован повышенный уровень (то же можно констатировать при анализе рисунка человека с точки зрения состояния эмоциональной сферы).
Выводы по результатам индивидуальной консультации матери ребёнка
После проведения индивидуальной консультации с матерью ребёнка, было выявлено, что родители расходятся между собой в стилях воспитания. Умеренные запреты матери наталкиваются на либерально – попустительский стиль воспитания отца, ввиду чего ребёнок привык получать всё, что ему хочется, невзирая на объективные обстоятельства. По словам матери, в медицинской карте указан диагноз – гиперактивность, в связи с чем ребёнок периодически проходит курс лечения лекарственными препаратами.
Представленные данные дают основание о предположении причин повышенной конфликтности в особенностях темперамента (сангво - меланхолический), констатируемой гиперактивностью, адаптацией к стилю педагогической деятельности некоторых педагогов и особенностями стиля воспитания в семье, что отразилось в приобретении в поведении ряда характерологических особенностей таких, как ригидность. Построению конструктивного общения препятствует так же ярко выраженное нарушение в речи – заикание.
Моторика
Мальчик физически развит. Рост соответствует возрасту. Общая моторика соответствуют нормальному уровню развитию: уверенная походка, координация движений.
При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции (результаты обследования инструктора по физкультуре).
При исследовании координации движений пальцев (по результатам наблюдений во время организованной образовательной деятельности) был констатирован средний уровень развития мелкой моторики рук: хорошее владение ножницами; карандаш держит правильно, нажим умеренный, линии ведёт достаточно уверенно, однако, соединения не всегда точные, с образца так же срисовывает неточно что, вероятнее всего, связано с низким уровнем произвольного внимания.
Ведущая рука – правая.
Артикуляционная моторика не развита в соответствии с возрастной нормой. Звукопроизношение сильно нарушено, заикание.
Познавательное развитие
Внимание
Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания (опосредованное наблюдение во время организованной образовательной деятельности). Объем произвольного внимания так же существенно снижен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания (согласно результатам диагностического среза «Домик» и тесту Тулуза - Пьерона).
Память
Кратковременная слуховая память развита на среднем уровне, отличается неровностью процесса запоминания (тест «10 слов» А.Р. Лурия). По результатам оценки развития зрительной памяти (10 предметов) был констатирован высокий уровень.
Мышление
Наглядно-действенное мышление сформировано.
Наглядно-образное мышление – высокий уровень сформированности данного вида мышления (быстро собирает разрезные картинки из 5 частей).
Элементы словесно-логического мышления. Выполняет классификации обобщающих понятий, но не всех. При просьбе назвать обобщающим словом приведенную группу предметов часто затрудняется с ответом.
Особую трудность вызвали задания, направленные на исследование словесно – логического мышления: причинно – следственные связи находит частично, либо совсем самостоятельно не справляется с заданием (диагностический срез «Последовательные картинки»).
Речевое развитие
Звукопроизношение сильно нарушено. Предложения не всегда строит грамматически правильно. Речь связная. Словарь – низкий. Требуется целенаправленная коррекционно – развивающая логопедическая помощь.
Воображение
Невербальное
Воспроизводящее и творческое воображение развито на среднем уровне.
Вербальное
Низкий уровень.
Сформированность элементов трудовой деятельности и навыков самообслуживания
Сформированы согласно возрасту.
Выводы по результатам индивидуальной консультации со специалистами и педагогами ДОУ
По наблюдениям педагогов и специалистов во время взаимодействия с ребёнком большинством отмечена низкая мотивация к деятельности, замкнутость, агрессивность, что препятствует успешности усвоения программного материала, конструктивному общению как с взрослыми, так и с детьми, оказанию коррекционно – развивающей помощи, в частности, это имеет место на индивидуальных логопедических занятиях, что препятствует положительной динамике по коррекции звукопроизношения и устранению заикания.
Рекомендации
Поскольку пребывание в данном детском саду ребёнком будет составлять период 2-х лет, то индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения так же будет разделена на два года. В течение двух лет коррекционно – развивающую работу по развитию коммуникативных умений рекомендуется проводить на протяжении всего периода.
В первый год рекомендовано ребёнку пройти курс коррекционно – развивающих занятий, преимущественно направленных на развитие произвольности, самоконтроля, внимания, развитию социального интеллекта, оптимизации адаптивных возможностей, снижению конфликтности, развитию умения строить конструктивное общение.
Во второй год рекомендовано пройти специальный курс психолого – педагогического сопровождения группы по коррекции заикания (куда ребёнок будет переведён в соответствии с логопедическим диагнозом), развитию когнитивной сферы, по психологической подготовке к школьному обучению.
Помочь родителям сформировать более осознанный подход к выбору стиля воспитания в семье.
Цель и задачи индивидуальной программы сопровождения.
Цель программы – оказание комплексной психолого – педагогической поддержки психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания.
Задачи:
- Развивать двигательный контроль.
- Развивать концентрацию внимания.
- Элиминация импульсивности, агрессии.
- Развивать навык удерживания программы.
- Развивать навыки и умения взаимодействия со сверстниками.
- Снять психомоторное напряжение.
- Снять эмоциональные зажимы.
- Развивать эмоциональную сферу.
- Формировать положительную самооценку.
- Развивать зрительно – моторную координацию.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год.
Основные формы работы.
Циклограмма психолого – педагогического сопровождения Максима Л.
№ п/п | День недели | Основная форма работы | Программы и методические пособия | Количество занятий | Сроки реализации |
1. | Понедельник | Групповое фронтальное занятие | Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. | 26 занятий | III неделя сентября – II неделя апреля |
2. | Вторник | Индивидуальное занятие |
| 30 занятий | II неделя октября – IV неделя мая |
3. | Среда, пятница | Занятие в малой группе (по 2 человека) | Программа «Преодоление противоречий между детьми и взрослыми, или «Дружба»/ Работа с детьми: школа доверия/ Н. Сальникова. – СПб.: Питер, 2003. | 15 занятий | III неделя сентября – II неделя ноября |
4. | Среда, пятница | Занятие в малой группе | Программа нейропсихологичес-кого развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности/ Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. | 16 занятий | III неделя января– II неделя марта |
Длительность одного занятия (и индивидуального, и группового) 30 – 35 минут. В арт – терапевтических занятиях длительность может быть увеличена в зависимости от пожеланий и активности детей – участников. Длительность занятий по программе нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности/ Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 50 – 60 минут.
Формы подведения итогов реализации программы:
Психолого – педагогическое заключение о развитии коммуникативных умений, состоянии эмоционально – личностной сферы, развитии произвольного внимания, самоконтроля.
Критерии оценки выполнения программы.
Первичное психологическое обследование было проведено в конце сентября:
- Первичная комплексная оценка (комплекс субтестов): Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов – психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008. (по старшей группе)
- Оценка межличностных отношений в детской группе (социометрический метод «мгновенного картирования» Ю.М. Плюснина): Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб.: КАРО, 2004.
- Изучение особенностей, динамики работоспособности и внимания детей старшего дошкольного возраста (тест Тулуз – Пьерона в модификации Л.Я. Ясюковой): Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. – СПб.: ИМАТОН, 2001.
- Методика исследования социального интеллекта (субтест «Истории с завершением» и субтест «Группы экспрессии» в модификации Я.И. Михайловой): Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
- Оценка личностной тревожности ребёнка (методика «Выбери нужное лицо» Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена): Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
- Рисуночный тест оценки адаптивного поведения для дошкольников: Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. – СПб.: КАРО, 2004, с. 157 - 173
Примечание: сформированность необходимых интегративных качеств данного возрастного этапа, согласно реализуемой в ДОУ программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, осуществляется совместно с воспитателями и ведётся отдельным протоколом.
Повторное психологическое обследование будет проведено на основе расширенного комплекса первичного обследования в апреле - мае.
Расширенный комплекс включает в себя:
- Методика «Самооценка» или «Круги Б. Лонга»: Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: Книголюб, 2008. – с. 54 – 55
- Исследование уровня эмоционального развития и умения общаться (наблюдение и анкетирование воспитателей и родителей – опросник Дж. Чейни): Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: Книголюб, 2008. – с. 55
- Обследование эмоциональной сферы и актуального эмоционального состояния ребёнка (проективный рисуночный тест «Звёзды и Волны» У. Аве – Лаллемант): Аве – Лаллемант У. Графический тест «Звёзды и Волны». – СПб.: Издательство «Речь» совместно с издательством «Семантика – С», 2002.
Примечание: сформированность необходимых интегративных качеств данного возрастного этапа, согласно реализуемой в ДОУ программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, осуществляется совместно с воспитателями и ведётся отдельным протоколом.
Тематическое планирование
- Тематическое планирование групповых фронтальных занятий по Погудкиной И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий. – М.: Издательство «Книголюб», 2007 представлено в отдельной Рабочей программе по формированию положительной самооценки, развитию коммуникативных навыков и групповой сплочённости у проблемных детей 6-7 лет.
- Тематическое планирование индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики руки, точности координации пальцев рук, графических навыков, зрительно – моторной координации по Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003; Узоровой О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005; Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002; Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009; Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006.
Месяц | Тема | Программные задачи (едины для каждого занятия) | Дидактический материал, оборудование |
Октябрь | Занятие №1 |
|
|
Октябрь | Занятие №2 |
|
|
Октябрь | Занятие №3 |
|
|
Октябрь | Занятие №4 |
|
|
Ноябрь | Занятие №5 |
|
|
Ноябрь | Занятие №6 |
|
|
Ноябрь | Занятие №7 |
|
|
Ноябрь | Занятие №8 |
|
|
Декабрь | Занятие №9 |
|
|
Декабрь | Занятие №10 |
|
|
Декабрь | Занятие №11 |
|
|
Январь | Занятие №12 |
|
|
Январь | Занятие №13 |
|
|
Январь | Занятие №14 |
|
|
Февраль | Занятие №15 |
|
|
Февраль | Занятие №16 |
|
|
Февраль | Занятие №17 |
|
|
Февраль | Занятие №18 |
|
|
Март | Занятие №19 |
|
|
Март | Занятие №20 |
|
|
Март | Занятие №21 |
|
|
Март | Занятие №22 |
|
|
Апрель | Занятие №23 |
|
|
Апрель | Занятие№24 |
|
|
Апрель | Занятие №25 |
|
|
Апрель | Занятие №26 |
|
|
Май | Занятие №27 |
|
|
Май | Занятие №28 |
|
|
Май | Занятие №29 |
|
|
Май | Занятие №30 |
|
|
- Тематическое планирование занятий в малой группе по развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей, доверия, группового сотрудничества; по развитию представлений о понятии «дружба» на основе собственного опыта и переживаний (помочь настроиться на дружеские отношения с миром, с другими людьми – детьми и взрослыми – и с самим собой; помочь формированию умения сознательно корректировать неправильно сложившиеся отношения с другими людьми) по программе «Преодоление противоречий между детьми и взрослыми, или «Дружба»/ Работа с детьми: школа доверия/ Н. Сальникова. – СПб.: Питер, 2003.
Особенности проведения: все 15 занятий проводятся по одной из тем, представленной в указанной программе: «Дом для друзей» (Работа с детьми: школа доверия/ Н. Сальникова. – СПб.: Питер, 2003, с. 58 - 59).Каждая встреча осуществляется в паре: Максим Л. и один из детей группы (каждый раз состав пары разный).
- Тематическое планирование занятий в малой группе по развитию двигательного контроля, концентрации внимания, по элиминации импульсивности, агрессии, по развитию навыка удерживания программы, навыков и умений взаимодействия со сверстниками по программе нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности/Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Рекомендуемый списочный состав детей – «компаньонов»: Влад Н., Артём С., у которых в ходе обследования так же был выявлен низкий уровень развития самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа (В.И. Ганичева)
Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формирование...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»
Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...
Технологическая карта индивидуального коррекционно – развивающего занятия для дошкольника с ТНР ( 4- 5 лет) Тема «Одежда»
Тема: "Одежда"Цель:Развитие компетенции познавательной сферы через создание комфортных условий для интеллектуальной и творческой деятельности ребенка...
Проект «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».
Проект:Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников»....
Влияние индивидуальных особенностей детей на планирование коррекционно-развивающей работы с дошкольниками
В данной статье рассмотрены условия для достижения детьми дошкольного возраста своего уровня актуального развития. Сделан акцент на игре как ключевом факторе психолого-педагогической коррекции. Предло...
Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с дошкольником, страдающим заиканием.
Индивидуальный образовательный маршрут логопедической работы с дошкольником, страдающим нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием) включает: основные направления работы, перспективное п...