План-конспект КОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Постановка звука Р».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Степанова Светлана Николаевна

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности представляет собой опыт работы по проведению открытого мероприятия для педагогов структурного подразделения "Детский сад", которое состоит из двух частей - первая часть проводилась непосредственно с воспитанниками старшего дошкольного возраста, посещающими логопункт, вторая - с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_dlya_pedagogov_dou.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, имени полного кавалера ордена Славы А.И. Дырина п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

План-конспект КОД  для детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Постановка звука Р».

Составил:

 учитель-логопед

Степанова Светлана Николаевна

п.г.т. Балашейка, 2018 год.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

  1. Сформировать правильный артикуляционный уклад звука Р;
  2. развивать слуховое восприятие;
  3. учить правильно и четко произносить звук Р;
  4. познакомить с обозначением звука Р в звуковой схеме и на письме.

Материал и оборудование: индивидуальные зеркала (3 шт.), влажные салфетки, пособия для развития мелкой моторики и фонематического слуха: коктейльные трубочки, массажный мяч, шумовые коробочки, тактильные ящики, контейнеры с крупами, бусами, мелкие игрушки, геометрические фигуры, мини-поле, шар, баночки с крупой, колокольчики.

Методы и приёмы:

Словесные:  чтение сказки, беседа, вопросы, чтение загадок.

Наглядные: рассматривание слайдов.

Практические: дидактическое задание «Волшебный ящик».

Игровые: игры на развитие слухового восприятия, мелкой моторики, речевого дыхания.

Ход коррекционно-образовательной деятельности:

Дети входят в зал, здороваются с гостями, проходят и садятся за стол.

  1. Вводная часть. Организационный момент:

Логопед: Ребята, сегодня нам помогут правильно настроиться на занятие вот такие слова:

Наши уши внимательно слушают,

Наши глаза внимательно смотрят,

Наши руки нам помогают,

Наши ножки нам не мешают.

  1. Основная часть.

Беседа.

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Правильно, зима. А как вы определили, что сейчас зима? По каким признакам? Верно, потому что на улице стало холоднее, морозно, выпал снег. Зиму называют волшебным временем года. Как вы думаете, почему? Правильно, потому что наступает самый волшебный праздник - Новый год. Мы наряжаем елку и украшаем дом различными игрушками, шарами. И сейчас я предлагаю вам поиграть с новогодними шарами. Представьте, что вы превратились в зимний ветерок. Возьмите шарики за нить и подуйте на них так, чтобы шар закрутился. Посмотрите, как это сделаю я. А теперь приступайте.

Упражнение «Ветерок» (повторить 3-4 раза).

Логопед: Молодцы, а сейчас мы поиграем в «волшебные коробочки». Вам нужно будет разложить коробочки от самой тихой к самой громкой по звучанию по порядку.

Игра «Шумовые коробочки». (Дети выполняют самостоятельно).

Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам послушать сказку.

«Сказка о Весёлом Язычке». Презентация, слайд 4.

Жил-был в домике своём Весёлый Язычок. Отгадайте, что это за домик? Это домик – рот. Слайд 5.

Проснулся Язычок рано утром. Улыбнулся, потянулся.
Возьмите ваши зеркала и приготовьтесь выполнять.
Упражнение «Улыбка-Трубочка» (повторить 5-6 раз). Слайд 6.

Встал и подошёл к окну. Открыл его пошире, чтобы взглянуть на утреннее солнышко.

Упражнение «Окошко» (выполнять под счет до 10). Слайд 7.

Затем он пошёл умываться и чистить зубы.
Упражнение «Почистим зубки» (по 5 раз сверху и снизу). Слайд 8.

Умывшись и почистив зубы, он принялся за завтрак.

Упражнение «Напечем блины» (повторить 2-3 раза). Слайд 9.

Упражнение «Блинчик на тарелочке» (выполнять под счет до 10).Слайд 10.

Блины Язычок любит с клубничным вареньем.

Упражнение «Вкусное варенье» (выполнять под счет до 10).Слайд 11.

Ещё на завтрак у него были бублики.

Упражнение «Бублик» (выполнять под счет до 10). Слайд 12.

Он налил себе горячий чай в чашку

Упражнение  «Чашка» (выполнять под счет до 10). Слайд 13.

С шоколадными конфетами

Упражнение «Конфетка» (выполнять по 5 раз в каждую сторону).Слайд 14.

После завтрака он решил прогуляться. Во дворе он встретил свою любимую лошадку и захотел прокатиться на ней.

Упражнение «Лошадка» (выполнять под счет до 10). Слайд 15.

Тут он услышал, как болбочет индюк на лужайке и решил подразнить его.

Упражнение «Индюк» (выполнять под счет до 10). Слайд 16.

Потом он решил прокатиться с горки.

Упражнение «Горка» (выполнять под счет до 10). Слайд 17.

И покататься на своих любимых качелях

Упражнение «Качели» (выполнять на слова «вверх-вниз» в течение 1 минуты). Слайд 18.

Как вдруг он услышал стук на дереве. Кто это?  - подумал Язычок. Это был дятел.

Упражнение «Дятел» (выполнять под счет до 10). Слайд 19.

И тут он посмотрел на часы и вспомнил, что ему пора возвращаться домой.

Упражнение «Часы» (выполнять на слова «тик-так»). Слайд 20,21.

На этом моя сказка закончилась. И теперь мы с вами поговорим о звуке Р.

Слайд 22.

Логопед: Посмотрите, вот так синим квадратом звук Р обозначается в звуковой схеме, а вот так он пишется на письме. Напишите в воздухе сверху вниз Р.

Логопед: Давайте вспомним, как располагаются губы, зубы и язык при произнесении звука Р? Верно, губы находятся в положении «Улыбка», зубы видны, рот приоткрыт, язык за верхними зубами, кончик языка дрожит. Слайд 23.

Логопед: А теперь, подумайте и скажите, звук Р какой? Слайд 24

Логопед: Звук Р -  согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай звуки Р и Рь». Я вам буду называть звуки, а вы, когда услышите звук Р, должны поднять синий карандаш, а когда услышите звук Рь, поднять зеленый карандаш. Приготовились, начали:

Р, З, М, РЬ, Ч, Ж, Ш, С, Р, Д, Ф, Ц, РЬ, Р, С, Л, Н, Т, Р

Логопед: Молодцы, закончили. Сейчас мы будем учиться правильно произносить звук Р. Для этого мы будем выполнять упражнение «Моторчик», по очереди. Рома, начинай заводить свой мотор, произнося Д-Д-Д-Д-Д-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р. Молодец.

Таня, заведи мотор, произнося ДЖ-ДЖ-ДЖ-ДЖ-ДЖ. Хорошо.

Алиса, заведи мотор, произнося Д-Д-Д-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р. Молодцы, закончили.

И в завершении предлагаю вам поиграть в «Волшебный ящик». Вам нужно с закрытыми глазами на ощупь достать карточку, которую я вам покажу.

  1. Заключительная часть.

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь, подумайте и скажите, какой звук мы сегодня учились произносить правильно? Мы учились произносить звук Р. Он какой? Звук Р – согласный, твёрдый звонкий. Где находится язык при произнесении звука Р? Верно, язык за верхними зубами, дрожит его кончик.

Молодцы, ребята, спасибо за внимание! (Слайд 25)

Вторая часть мастер-класса проводится непосредственно с педагогами.

Логопед (обращаясь к педагогам  и специалистам): А сейчас я предлагаю всем вам поучаствовать и почувствовать себя, пусть ненадолго, снова детьми.

Я предлагаю вашему вниманию серию игр и заданий на развитие фонематического слуха, мелкой и артикуляционной моторики как факторов благоприятного речевого развития.

К нам на занятие пришла вот такая гостья, это Мартышка-Шалунишка. Она, как и полагается обезьянке, очень любит строить рожицы и кривляться перед зеркалом.

Повторяйте за Мартышкой (логопед показывает с помощью игрушки упражнения для языка, педагоги выполняют):

1 упражнение «Блины»;

2 упражнение «Качели»;

3 упражнение «Лошадка»;

4 упражнение «Чашка»;

5 упражнение «Парус»;

6 упражнение «Часы»;

7 упражнение «Индюк»;

8 упражнение «Грибочек».

Логопед: Молодцы. Закончили.

Мартышка-Шалунишка пришла не с пустыми руками, она принесла много интересных игр. (Логопед предлагает игры и пособия на развитие фонематического слуха, речевого дыхания и мелкой моторики).

На развитие фонематического восприятия и речевого дыхания.

  1. «Шумовые коробочки».
  2. «Угадай по звуку (коробочки с крупой)».
  3. «Колокольчики».
  4. «Султанчики».
  5. «Елочные шарики».
  6. «Мини-футбол».

На развитие мелкой моторики:

  1. «Найди, что спрятано?» (геометрические фигуры).
  2. «Найди и назови» (бусы).
  3. «Перебери бусы» (мелкие и крупные бусы).
  4. «Рисуем манкой».
  5. «Живой песок» (белый, цветной).
  6. «Тактильный ящик».
  7. «Найди, кто спрятался в крупе?» (рис, гречка, игрушки-животные).
  8. «Волшебный слон» (на ощупь найти, описать предмет и назвать его).

Логопед: Молодцы. А сейчас я предлагаю поиграть в мяч.

1-ая игра «Мяч передавай – слово называй» (придумать слово на звук Р и передать следующему).

2-ая игра «Слог да слог – и будет слово»: придумать слова на заданный слог и назвать сразу слово  (РА, РО, РУ, РЫ, РЭ, АР, ОР, УР, ЭР, РА, РО).

3-я игра «Живое слово»: из первых букв вашего имени нужно составить слово или несколько слов, первые буквы ваших имен записаны на листах бумаги. Предлагаю выйти и встать так, чтобы на ваших листах получилось слово.

(СЕНИ,  ТЕНИ, ВСЕ, СВЕТ, СНЕГ).

Логопед: Молодцы. Отлично справились со всеми заданиями. Благодарю всех за внимание и участие и предлагаю вам взять с подноса вот такие цветные кружки и нарисовать на них смайлик с эмоциями, которые вы испытываете сейчас после просмотренного мастер-класса (грусть, радость, задумчивость, удивление, огорчение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

К 75-летию написания первой книги о приключениях девочки Элли и ее друзей в Волшебной стране, созданной фантазией А.Волкова....

План-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: "Волшебная мастерская".Цель: содействовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного  возраста на основе формирования навыков эффективног...

План-конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Вернисаж осени".

Сценарий интегративной НОД с детьми старшего дошкольного возраста....

План – конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Улах» (Чувашские посиделки)

План – конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Улах» (Чувашские посиделки)...

План – конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок»

Материал представляет собой занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием АМО. Целью прповедения данного мероприятия является формирование интереса у детей к детским книгам и сказкам...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]».

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]». В занятии используются «сопряженные» упражнения, которые повышают эффекти...