План-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Тема: "Волшебная мастерская".
Цель: содействовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста на основе формирования навыков эффективного сотрудничества педагогов со специалистами, и детей с педагогами, и сверстниками в процессе совместной деятельности.
Основные задачи:
1. Создать условия для успешной социальной адаптации ребенка, для развития его личности.
2. Укреплять психическое здоровье.
3. Обогащать представления об окружающем мире.
4. Развивать звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй посредством речевой игры.
5. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков ( з - с ), их дифференциации; способствовать развитию звуко-буквенного анализа слова, развивать внимание, логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslednyaya_versiya_zanyatiya.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Счастливое детство»
План – конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Волшебная мастерская».
Выполнили:
Воспитатель старшей группы «Бабочки» - Заречнева Елена Владимировна,
Инструктор по физической культуре – Кургузова Ольга Васильевна,
Музыкальный руководитель - Пономарёва Светлана Николаевна,
Педагог - психолог - Муравцова Марина Витальевна.
Форма занятия: подгрупповая.
Тип занятия: интегрированное
Количество детей – 10 человек из старшей и подготовительной групп.
Продолжительность занятия - 30 минут.
Цель:
содействовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста на основе формирования навыков эффективного сотрудничества педагогов со специалистами и детей с педагогами и сверстниками в процессе совместной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для успешной социальной адаптации ребенка, для развития его личности.
2. Укреплять психическое здоровье.
3. Обогащать представления об окружающем мире.
4.Развивать музыкальные, физические, творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной и физической деятельности, общей двигательной сферы, мелкой и артикуляционной моторики, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
5. Создать обстановку эмоционального благополучия на основе фольклора, празднично- игровой деятельности, посредством игры на детских музыкальных инструментах и исполнения р. н. песни.
6. Развивать звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй посредством речевой игры.
7. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков ( з - с ), их дифференциации; способствовать развитию звуко-буквенного анализа слова, развивать внимание, логическое мышление.
Материалы и оборудование: х/б ткань для изготовления куклы (на каждого ребенка), толстые нитки, корзинка, подносы, платки, коллекция тряпичных кукол, народные костюмы, образцы деталей куклы из бумаги, магниты на доску, слайдовая презентация «Волшебная мастерская», мультимедиа - установка, компьютер -ноутбук, смайлики «Настроение», кружки с водой на подносе, прикрытые салфеткой, доска –«речка», стулья - 14, столы -5,лавки -3, деревья искусственные -6, цветы искусственные ( венки) -6, платки четырёхсторонние -4, « волшебная книга», ткань голубая – «речка».
Музыкальные инструменты: аккордеон, ложки деревянные, ложки с бубенчиками, маракасы, трещотки, гусли, колокольчик.
Музыка:
«Девка по саду ходила» (аранжировка И. Крутого);
«Выход лебёдушек» (хор имени Пятницкого);
«Звуки волшебной палочки»;
«Утро» Э. Грига;
«Пение птиц»;
«Русская народная музыка»;
«Русская народная плясовая»;
«Уж я улком шла» - (хороводная игра);
«Черёмуха колышется» (минус);
«Музыка волшебного зеркала»;
«Настоящий друг» (муз. Б. Савельева);
«Танец тёмного рыцаря» (из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева).
Планируемые результаты:
Предметные: получат возможность научиться изготавливать народную игрушку, играть на музыкальных инструментах.
Метапредметные: овладеют вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта; получат навыки сотрудничества со взрослыми, со сверстниками
Личностные: повышают чувство уверенности в себе.
Формы обучения: индивидуальные, в парах, фронтальные.
План занятия:
1. Ритуал приветствия.
Цель: установление эмоционально-позитивного настроя на занятие.
2. Разминка - знакомство с историей куклой, просмотр презентации, показ коллекции кукол.
Цель: сбросить психо–эмоциональное напряжение, привлечь внимание детей и настроить детей на активную работу в партнерстве.
3. Основная часть – упражнения – игры, направленные на развитие речи; навыков общения и сплочение группы; на обучение ребёнка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
Цель: формирование чувства принадлежности к группе, умение регулировать своё поведение.
Изготовление куклы «Колокольчик»
Цель: знакомство с исторической куклой, развитие мелкой моторики, воспитание чувства благодарности, любви.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальцы танцевать», игра на музыкальных инструментах, исполнение р. н. п.
Цель: развитие тактильной чувствительности, развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
4. Заключительная часть. Прощание - «Хоровод «Клубочек» и подарки для всех.
Цель: развитие чувства сплоченности, доверия, воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.
5. Рефлексия занятия.
Цель: закрепление приобретенного опыта, усвоенного материала на занятии, умения формулировать эмоции и чувства словами, развитие речи.
6.Итог занятия
Цель: формирование чувства сплоченности, доверия, поддержки у всех участников и гостей данного открытого мероприятия.
Ход занятия:
1 слайд - светит яркое солнце (звучит русская народная музыка).
Мастерица ( далее М.): «Хозяин весел и гости радостны».
М. встречает гостей в зале:
- Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки! Я – Мастерица.(Дети здороваются)
Пожелаем здоровья и гостям нашим дорогим!
В гости вы ко мне пришли,
Поиграем от души!
Давно я вас жду-поджидаю, посиделки начинаю!
М. - Ребята, какое у вас сейчас настроение, выбирайте картинку«Настроение» и прикрепите в верхний ряд( «солнышко с улыбкой -радостное, тучка с дождиком – грустное.
М.: Проходите, присаживайтесь. Удобно ли Вам? Всем ли места хватило?
2 слайд М.: У меня есть волшебное зеркальце. Посмотрим, какой сюрприз оно нам приготовило. Давайте все вместе произнесем заветные слова:
«Свет мой зеркальце, явись, ( Дети вместе с М. повторяют слова)
На экране покажись. (Звучит музыка «волшебной палочки»)
Что вы видите, друзья?
3 слайд. М. Дети отвечают: «Ведь игрушки это - Да!»
Какое разнообразие материалов было в старину. Из чего сделаны игрушки ? (Из глины –глиняные и т.д.) (соломы, дерева, льна). Фоном звучит русская народная музыка на протяжении рассказа об истории возникновения игрушек.
4 слайд. М. В русской деревне в крестьянских семьях было много самодельных кукол. Куклы крутили, закручивали из разноцветных лоскутков и ниток.
5 слайд. М.В куклы любят играть и дети и взрослые. Свадебные машины и торты украшают цветами и куклами. Откуда это повелось? (Показ куклы). На Руси свадебную тройку лошадей украшали парой кукол. У них одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни вместе в радости и в беде. (Показ куклы). Раньше к свадьбе выпекали каравай с пожеланиями счастливой, семейной жизни, в центре которого находились кукла Невеста и кукла Жених (Показ куклы).
6слайд. М. Мартинички - Эти куколки развешивали на ветвях деревьев. Кукла белого цвета провожала холодную зиму, а красного– «зазывала» тёплую весну и жаркое лето.
7 слайд. М. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. (Показ куклы). Игрушки берегли и хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
8 слайд. М.- Чтобы привлечь в дом достаток, изготавливали главную куклу - Крупеничку. (Показ куклы) ее наполняли гречишным зерном или пшеницей, чтобы она даровала богатый урожай, сытость и достаток в семье.
9слайд. М.А эта куколка с секретом (Показ куклы). Она звенит как колокольчик и называется Колокольчик или куколка добрых вестей, приносит в дом радость и хорошее настроение. Её дарят с любовью и добрыми пожеланиями.
М.: Ой, ребята-молодцы. Понравились вам куколки? (Да). Как я рада! Я помогу Вам сделать своими руками куколку «Колокольчик» для самого родного и близкого для Вас человека.
10 слайд. На слайде фото с сумраком, тучами» (Звучит «Танец тёмного рыцаря» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева).
М.: - Только путь к моей мастерской заколдовал Вещун –Ворчун.
- Путь далёк, тернист и долог,
Чтобы легче было нам,
Позову на помощь я,
С кем дружу давно друзья!
11 слайд М. – Зеркальце волшебное приди,
И подружек покажи! ( на экране появляется «Зеркальце» и звучит музыка «Волшебной палочки»)
12 слайд появляется фото с 3 ведущими: Василиса – Прекрасная, Мастерица, Марья – Искусница.
М. - Подружки мои милые, отзовитесь!
Сюрпризный момент для детей 13 слайд – на экране появляется видео – запись с Василисой – Прекрасной.
Василиса – Прекрасная – Здравствуй, Мастерица и гостюшки твои дорогие,
Рада видеть я тебя!
М. – Здравствуй, Василиса – Прекрасная!
Помощь мне твоя нужна,
Приходи, мы ждём тебя!
Сюрпризный момент для детей 14 слайд - на экране появляется видео – запись с Марьей – Искусницей.
Марья – Искусница - Здравствуй, подруженька моя,
Да ты я вижу не одна,
Ребята около тебя!
М.– Здравствуй, Марья – Искусница!
- Я зову тебя к себе,
Выручай, иди скорее! (Звучит музыка «Выход лебёдушек» хора имени Пятницкого). Входят 2 ведущие: Марья – Искусница с гуслями из – за ширмы, где сначала занятия ведет его музыкальное сопровождение и Василиса Прекрасная с волшебной книгой из коридора в музыкальный зал ).
15 слайд ( представлены павло – посадские платки) М.- Подруженьки мои дорогие,
Помогите пройти через сказочный лес и с ребятами сделать подарок – куколку.
16 слайд ( представлена « волшебная» книга)Василиса –Прекрасная – Конечно, мы вам поможем. Я взяла с собой волшебную книгу, она подскажет нам путь – дорожку.
17слайд ( представлены гусли)Марья Искусница –
Под гусли звонкие напевы,
Пройдёте испытанья все вы,
Под перебор волшебных струн
Повеселитесь, стар и юн.
В горнице останусь я,
А вам, дорога скатертью, друзья!
Василиса Прекрасная- я дам волшебное зеркальце, чтобы Марья Искусница видела весь наш путь ( отдаёт волшебное зеркальце Марье Искуснице)
Василиса – Прекрасная. ( Звучит «волшебный» колокольчик и Василиса – Прекрасная открывает волшебную книгу)
Василиса – Прекрасная - Чтобы попасть в волшебный лес, надо произнести волшебные слова, закрываем глаза и повторяем: « Су - су-су- живет лиса в лесу,
Сы – сы - сы - не боюсь я злой лисы.
Са - са - са - появляйтесь чудеса!
(Дети открывают глаза).
18 слайд «Дремучий лес» (музыка леса и пение птиц)
19 слайд «Дремучий лес с животными»Василиса –Прекрасная Вот дремучий, тёмный лес. Кого мы видим между деревьями?; Как назвать их всех одним словом?(Ответы детей).Все животные добрые. Назовём их ласково (зубр – зубрёнок…, заяц - …, барсук - …, лиса - …).
Ребята! Определите, где стоят звуки «З» и «С» - сначала, середине или конце слов.
20слайд - лиса (Ответы детей);
21 слайд - заяц(Ответы детей);
22 слайд – барсук(Ответы детей);
23 слайд – зубр(Ответы детей).
Василиса – Прекрасная проводит упражнение-игру «Сказочный лес».
Упражнение «Кричалки».
Путь далёк, идти пора,
Отправляемся друзья!
Вы друг другу улыбнитесь,
Крепко за руки возьмитесь.
Только дружба и друзья
– нам помощники всегда! (музыка «Дорога по лесу с детьми»).
Василиса –Прекрасная Держаться надо всем вместе, как в пословице: « Один за всех и все за одного». Пройдём цепочкой по узкой тропинке между деревьями. Давайте покричим громко, поздороваемся с животными, которых мы видели между деревьями, чтобы они знали, что мы желаем им добра. ( Дети идут и кричат)
Василиса – Прекрасная Ребята, что вы слышите?(Слышны потоки бурной реки)
24 слайд ( горная река) – Василиса – Прекрасная - Посмотрите, перед нами раскинулась река. Что делать, ребята? ( Звучит «волшебный» колокольчик и Василиса – Прекрасная открывает «волшебную» книгу).
Речка, реченька – река,
Высокие берега,
Широка ты, глубока,
Ты в Девицу обернись,
Перед нами появись!
Сюрпризный момент для детей
Звучит р. н. п «Как пойду я на быструю речку» и «выплывает» из – за занавеса Девица – Водица).
Девица – Водица – Звали вы меня, ребятки?
Приключилось, что у вас?
Расскажите мне сейчас. (Ответы детей Василисы – Прекрасной и М.)
Девица – Водица – Выслушала вас, ребята,
Хорошо всё поняла
Вот задачка! Вот беда! ( Пауза)
Девица – Водица – Знаю, как её решить,
Путь вам дальше проложить
И для этого друзья,
Подскажу решенье - я!
Загадки или добавлялки о друге и друзьях и музыкальная ( запись «Настоящий друг» муз. Б. Савельева).
Девица – Водица – Справились успешно вы,
Молодцы и умницы!
Отгадали все слова,
Те, что спрятала там я.
Вот и объясните мне,
Почему всем так нужны,
А для вас сейчас важны –
Эти главные слова
Дружба, вера и друзья! (Ответы детей)
Девица – Водица – Славные ответы здесь,
Слышу я и гости все.
Вот и в путь идти пора
И запомнить навсегда,
Чтобы легче было жить,
Надо дружбой дорожить!
И водицы на дорожку
Предлагаю всем испить! (Звучит р. н. п. «Как пойду я на быструю речку»)
Девица – Водица - Посмотрите, перед нами раскинулась широкая река, а мостик узенький- узенький. Чтобы перейти встанем друг за другом, положим руки на плечи. Идём за мной и будем, помогая друг другу преодолевать препятствие, держать равновесие.
25 слайд (река на фоне горы) Василиса – Прекрасная - Через речку перешли и к горе мы подошли. Звучит музыка «Утро» Э. Грига
Все за талию взялись и на горку поднялись.( Василиса –Прекрасная ведёт детей с ведущими, перешагивая через кочки вокруг горы, соединяя в круг).
26 слайд (светит яркое «улыбающееся» солнце). Василиса – Прекрасная - Посмотрела я на небо, солнышко светит тёплое, родное. И своими лучиками нежно и ласково греет наши спинки. Упражнение «Ласковый мелок»: нарисуем на спинках солнышко с лучиками. (Звучит музыка «Утро» Э. Грига)
27 слайд ( фото горницы) М. - Ребята, вы очень внимательны, осторожны были в пути, все испытания мы вместе прошли и в мастерскую пришли. Проходите, присаживайтесь. По русскому обычаю посиделки начнём с русской песни!
( Марья - Искусница запевает песню, аккомпанируя на аккордеоне себе и детям р. н. п : «Дуня тонкопряха», а дети с Волшебницами играют на музыкальных инструментах).
28 слайд ( на фото мастерица - рукодельница). М. Посмотрите сюда. Звучит музыка «Черёмуха колышется» минус из репертуара «Золотое кольцо». ( Дети рассматривают фигуры на доске). Какие фигуры вы видите на доске? (Дети отвечают: - Круги большой, средний, маленький – их сколько? - 3, овал - 1; треугольники - 1 Сколько всего их? ( 5)
29слайд ( фото алгоритм изготовления М.:. Посмотрите сколько у вас всех деталей? ( 5) (Дети считают, затем отвечают.) (Запись р-н песни «Черёмуха колышется») М.: – А умелые руки - не знают скуки. Начинаем с добрыми намерениями «крутить» куколку. Мы накладываем одну на другую по очереди 3 юбочки: сначала большую, затем среднюю и маленькую. Теперь я беру нитку и обматываю, а вы повторяете. Нитки у всех разноцветные, похожи на яркую, солнечную цветочную поляну. У меня синего цвета, как василёк. Какого цвета у тебя нитки? (Подружки - Волшебницы помогают детям).
30 слайд ( на фото мастерица - рукодельница). М.:- Ох, тяжёлая работа, уморилиь мы немного. Так давайте – отдохнём, наши пальцы разомнём.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальцы танцевать»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальцы танцевать.
Вот большой пустился пляс,
Указательный - в припляс.
Средний пальчик поклонился.
Безымянной - притаился.
А мизинец – молодец!
Цепь сомкнул – вот удалец!
Как же дальше танцевать?
Надо пальцы разорвать.
31 слайд ( фото из сказки «Василиса - Премудрая»)
М.: – Ручки наши отдохнули, продолжаем. Деталь - ручки наложить на голову куклы и опять закрутить нитками. Скручивая куклу, мы думаем и желаем от всего сердца добра любимому человеку, тогда в трудную минуту, взглянув на эту куколку, человек вспомнит, что он нужен и любим, и это придаст ему сил. Мастерицы помогают детям и задают вопросы: (Какое у тебя пожелание кукле?)
32 слайд ( фото тряпичной куклы «Колокольчик»)
М. -Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку. Кукла готова!
33 слайд ( фото хоровода «Клубочек»)
М.- Что-то мы засиделись, а давайте - поиграем! У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! Собирайся, детвора - Ждет вас русская игра!
Гости дорогие, песню подхватите, веселье поддержите! ( Подружки – Волшебницы водят с детьми хоровод под музыку). Игра называется «Клубочек». Взялись за ручки, и как одна длинная ниточка заворачиваемся в клубочек.
Хороводная игра «Клубок»: (Аудиозапись русской – народной игры)
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится, перекатится.
Нитка тянется, перетянется,
Клубок дали-дали-дали, Нитка доли-доли-доли.
Я за ниточку бралась, Тонка нитка порвалась. ( Напев повторяется, участники игры закручиваются, а после «клубок» раскручивается.)
34слайд ( фото тряпичных кукол ) М: - Вот ребята незадача, что же делать, как нам быть? Вы с подарками, я – тоже. А гости? (Ответы детей)
М: Подруженьки, поможем детишкам? (Подружки – Волшебницы выносят 3 подноса с куклами для гостей)
М: Вам в подарок от детей – кукла добрых вестей.
Марья – Искусница: Всех гостей Вы обнесите, и подарком одарите.
Девица Водица: Выбор есть, так пусть рука, выберет себе - сама.
Василиса Прекрасная: Становитесь парами, берите подносы и пусть гости сами выберут куклу. (Дети дарят куклы, изготовленные заранее, Мастерицами. Звучит р. н. плясовая).
Василиса –Прекрасная – Много нового мы сегодня узнали и интересного?
Марья – Искусница - Что же вам больше всего запомнилось?
35 слайд ( фото тряпичных кукол ) М.- А что научились делать своими руками? А каких кукол вы запомнили? (Ответы детей).
36слайд ( фото картин )
Девица- Водица –Ребята, какие качества нам помогали нам сегодня . Это: взаимовыручка, сотрудничество, дружба и забота.
37 слайд ( картина «Плясовая»)
М. - Сказка наша закончилась. Ребята, какое у вас настроение? Выбирайте картинку вашего настроения, и прикрепите к доске нижний ряд. Давайте сравним? (На магнитной доске дети выбирают и прикрепляют смайлики, формируя второй ряд, характеризующий их настроение после занятия). М. Как хорошо, у кого было хорошее настроение и осталось таким, а у кого было грустным - стало весёлым и озорным!
38 слайд. М.- Возьмите свои куколки и подарите тому, кто дорог сердцу Вашему.
Прощайте, прощайте, все счастливы будьте.
Здоровы, послушны и нас не забудьте - Марью – Искусницу, Василиса – Прекрасную, Девицу- Водицу и Мастерицу. До новых встреч! (Дети уходят)
39 слайд ( фото с 4 ведущими: Марья – Искусница с гуслями и ложками;
Василиса –Прекрасная с «волшебной книгой; Девица- Водица с подносом с кувшином с водой; Мастерица с куклами на подносе).
40 слайд. ( фото - хоровода). Подружки – Волшебницы приглашают гостей водить хоровод. (Звучит весёлая музыка «Девки по саду гуляли» и ведущие исполняют танец с платками по замыслу ансамбля «Берёзка»).
Подружки – Волшебницы благодарят всех: Спасибо всем за внимание и активное участие! (Ведущие прощаются с гостями).
(Звучит р. н. музыка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"
Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...
"Эх, Масленица!" план-конспект фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста (по результатам проекта)
Систематизация представлений детей о русском народном празднике «Масленица»...
План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»
«Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...
Примерный план – конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Волшебница вода»Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»....
План-конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением здоровьесберегающих технологий
Данный материал разработан для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, старшего дошкольного возраста. Физкультурное занятие длится в течение 25 минут. В основе данного занятие лежит применен...
План-конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Дикие животные".
План - конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи....