План-конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Заречнева Елена Владимировна

Тема: "Волшебная мастерская".

Цель: содействовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного  возраста на основе формирования навыков эффективного сотрудничества педагогов со специалистами, и детей с педагогами, и сверстниками в процессе совместной деятельности.

Основные задачи:

1. Создать условия для успешной социальной адаптации ребенка, для развития его личности.

2. Укреплять  психическое здоровье.

3. Обогащать представления об окружающем мире.

4. Развивать  звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй посредством речевой игры.

5. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков ( з - с ), их дифференциации; способствовать развитию звуко-буквенного анализа слова, развивать внимание, логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslednyaya_versiya_zanyatiya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Счастливое детство»

План – конспект занятия

для детей старшего дошкольного  возраста.

Тема: «Волшебная мастерская».

 Выполнили:

Воспитатель старшей группы «Бабочки» - Заречнева  Елена Владимировна,

Инструктор по физической культуре – Кургузова Ольга Васильевна,

Музыкальный руководитель - Пономарёва  Светлана  Николаевна,

Педагог - психолог  - Муравцова Марина Витальевна.

                                                               

Форма занятия:  подгрупповая.

Тип занятия: интегрированное

Количество детей – 10 человек из старшей и подготовительной групп.

Продолжительность занятия -  30 минут.

Цель:

 содействовать  формированию  коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного  возраста на основе  формирования  навыков эффективного сотрудничества педагогов со специалистами и  детей с педагогами и  сверстниками в процессе совместной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для успешной социальной адаптации ребенка, для развития его личности.
2. Укреплять  психическое здоровье.

3. Обогащать представления об окружающем мире.

4.Развивать музыкальные, физические, творческие способности дошкольников в                   различных видах музыкальной и физической деятельности,   общей двигательной сферы,  мелкой и артикуляционной моторики, используя   здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

5. Создать обстановку эмоционального благополучия на основе фольклора,     празднично- игровой деятельности, посредством  игры на детских музыкальных инструментах и исполнения р. н. песни.

6. Развивать  звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй посредством речевой игры.

7. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков ( з - с ), их дифференциации; способствовать развитию звуко-буквенного анализа слова, развивать внимание, логическое мышление.

Материалы и оборудование: х/б ткань для изготовления куклы (на каждого ребенка), толстые нитки, корзинка, подносы, платки,  коллекция тряпичных  кукол, народные костюмы, образцы деталей куклы из бумаги, магниты на доску,  слайдовая презентация «Волшебная мастерская», мультимедиа - установка, компьютер -ноутбук, смайлики «Настроение», кружки с водой на подносе, прикрытые салфеткой, доска –«речка», стулья - 14, столы -5,лавки -3, деревья искусственные -6, цветы  искусственные ( венки) -6, платки четырёхсторонние -4, « волшебная книга», ткань голубая – «речка».

Музыкальные инструменты: аккордеон, ложки деревянные, ложки с бубенчиками, маракасы, трещотки, гусли, колокольчик.

Музыка:

«Девка по саду ходила» (аранжировка И. Крутого);

«Выход лебёдушек» (хор имени Пятницкого);

«Звуки волшебной палочки»;

«Утро» Э. Грига;

«Пение птиц»;

«Русская народная музыка»;

«Русская народная плясовая»;

«Уж я улком шла» - (хороводная игра);

«Черёмуха колышется» (минус);

«Музыка волшебного зеркала»;

«Настоящий друг» (муз. Б. Савельева);

«Танец тёмного рыцаря» (из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева).

Планируемые  результаты:

Предметные: получат возможность научиться изготавливать народную игрушку, играть на музыкальных инструментах.

Метапредметные: овладеют вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта;  получат навыки сотрудничества со взрослыми, со сверстниками

Личностные: повышают  чувство уверенности в себе.

Формы обучения: индивидуальные, в парах, фронтальные.

План  занятия:
1.    Ритуал приветствия.

Цель: установление эмоционально-позитивного настроя на занятие.

2.   Разминка  - знакомство с историей куклой, просмотр презентации, показ коллекции кукол.

 Цель: сбросить  психо–эмоциональное напряжение, привлечь внимание детей и настроить детей на активную работу в партнерстве.
3.   Основная часть – упражнения – игры,  направленные на развитие  речи;  навыков общения и сплочение группы; на обучение ребёнка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

Цель:  формирование чувства принадлежности к группе, умение регулировать своё поведение.

Изготовление куклы «Колокольчик»

Цель: знакомство с исторической куклой,  развитие мелкой моторики, воспитание  чувства благодарности, любви.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальцы танцевать»,  игра на музыкальных инструментах, исполнение р. н. п.

Цель: развитие тактильной чувствительности, развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

4.   Заключительная часть. Прощание - «Хоровод  «Клубочек» и подарки для всех.

Цель:  развитие чувства сплоченности, доверия, воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.
5.  Рефлексия  занятия.
Цель:  закрепление приобретенного опыта, усвоенного материала на занятии, умения формулировать эмоции и чувства словами, развитие речи.

6.Итог занятия

Цель: формирование  чувства сплоченности, доверия, поддержки у всех участников  и гостей данного открытого мероприятия.

Ход занятия:

1 слайд - светит яркое солнце (звучит русская народная музыка).

Мастерица ( далее М.): «Хозяин весел и гости радостны».

М. встречает гостей в зале:

- Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки! Я – Мастерица.(Дети здороваются)

Пожелаем здоровья и гостям нашим дорогим!

В гости вы ко мне пришли,

Поиграем от души!

Давно я вас жду-поджидаю, посиделки  начинаю!

М.  - Ребята, какое у вас сейчас  настроение,  выбирайте картинку«Настроение» и прикрепите в   верхний ряд( «солнышко с улыбкой -радостное, тучка с дождиком – грустное.

М.: Проходите, присаживайтесь. Удобно ли Вам? Всем ли места хватило?

2 слайд М.: У меня  есть волшебное  зеркальце. Посмотрим, какой сюрприз оно нам приготовило. Давайте все вместе  произнесем заветные слова:

«Свет мой зеркальце, явись,   ( Дети вместе с М. повторяют слова)

На экране покажись.  (Звучит музыка «волшебной палочки»)

Что вы видите, друзья?

3 слайд. М. Дети отвечают: «Ведь игрушки это  - Да!»

Какое разнообразие материалов было в старину. Из чего сделаны игрушки ? (Из глины –глиняные и т.д.) (соломы, дерева, льна). Фоном звучит русская народная музыка на протяжении рассказа об истории возникновения игрушек.

4 слайд. М. В русской деревне в крестьянских семьях было много  самодельных   кукол. Куклы крутили, закручивали из разноцветных лоскутков и ниток.

 5 слайд. М.В куклы любят играть и дети и взрослые. Свадебные машины и торты украшают цветами и куклами. Откуда это повелось?   (Показ куклы). На  Руси свадебную тройку лошадей украшали парой кукол. У  них одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни вместе в радости и в беде. (Показ куклы). Раньше к свадьбе выпекали каравай с пожеланиями счастливой, семейной жизни, в центре которого находились кукла Невеста и кукла Жених (Показ куклы).    

 6слайд. М. Мартинички - Эти куколки развешивали на ветвях деревьев. Кукла белого цвета провожала холодную зиму, а красного– «зазывала»  тёплую весну и жаркое лето.
7 слайд. М. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. (Показ куклы). Игрушки  берегли и хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

8 слайд. М.- Чтобы привлечь в дом достаток, изготавливали  главную куклу -  Крупеничку. (Показ куклы)  ее наполняли гречишным зерном или пшеницей, чтобы она даровала богатый урожай,  сытость и достаток в семье.

9слайд. М.А эта куколка с секретом (Показ куклы). Она звенит как колокольчик и называется Колокольчик или куколка добрых вестей, приносит в дом радость и хорошее настроение. Её дарят с любовью и добрыми пожеланиями.

М.: Ой, ребята-молодцы. Понравились вам куколки? (Да). Как я рада! Я помогу Вам сделать своими руками куколку «Колокольчик» для самого родного и близкого для Вас человека.

10 слайд. На слайде фото с сумраком,  тучами» (Звучит «Танец тёмного рыцаря» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева).

М.:  - Только путь к моей   мастерской заколдовал Вещун –Ворчун.

 - Путь далёк, тернист и долог,

Чтобы легче было нам,

Позову на помощь я,  

С кем дружу давно друзья!

11 слайд М. – Зеркальце волшебное приди,

И подружек покажи! ( на экране появляется  «Зеркальце» и звучит музыка «Волшебной палочки»)

12 слайд появляется фото с 3 ведущими: Василиса – Прекрасная, Мастерица, Марья – Искусница.

М.  - Подружки мои милые, отзовитесь!

Сюрпризный момент для детей 13 слайд – на экране появляется видео – запись с Василисой – Прекрасной.

Василиса – Прекрасная – Здравствуй, Мастерица и гостюшки твои дорогие,

Рада видеть я тебя!

М. – Здравствуй, Василиса – Прекрасная!

Помощь мне твоя нужна,

Приходи, мы ждём тебя!

Сюрпризный момент для детей 14 слайд - на экране появляется видео – запись с Марьей – Искусницей.

Марья – Искусница - Здравствуй,  подруженька моя,

Да ты я вижу не одна,

Ребята около тебя!

М.– Здравствуй, Марья – Искусница!

- Я зову тебя к  себе,

Выручай,  иди скорее! (Звучит музыка «Выход лебёдушек» хора имени Пятницкого).   Входят 2 ведущие: Марья – Искусница с гуслями  из – за ширмы, где сначала занятия ведет его музыкальное сопровождение  и Василиса Прекрасная с волшебной книгой из коридора в музыкальный зал ).

15 слайд (  представлены павло – посадские платки) М.- Подруженьки мои дорогие,

Помогите пройти через сказочный лес и  с ребятами сделать подарок – куколку.

16 слайд ( представлена « волшебная» книга)Василиса –Прекрасная – Конечно, мы вам поможем. Я взяла с собой волшебную книгу, она подскажет нам путь – дорожку.

17слайд ( представлены гусли)Марья Искусница

Под гусли  звонкие напевы,

Пройдёте испытанья все вы,

Под перебор волшебных струн

Повеселитесь, стар и юн.

В горнице останусь я,

А вам, дорога скатертью, друзья!

Василиса Прекрасная- я дам волшебное зеркальце, чтобы  Марья Искусница видела весь наш путь ( отдаёт волшебное зеркальце Марье Искуснице)

Василиса – Прекрасная. ( Звучит «волшебный» колокольчик и Василиса – Прекрасная открывает волшебную книгу)

Василиса – Прекрасная  - Чтобы попасть в волшебный лес, надо произнести волшебные слова, закрываем глаза и повторяем: « Су - су-су-  живет лиса в лесу,

                Сы – сы - сы - не боюсь я злой лисы.

                                        Са - са - са - появляйтесь чудеса!

(Дети открывают глаза).

18 слайд «Дремучий лес» (музыка  леса и пение птиц)

19 слайд «Дремучий лес с животными»Василиса –Прекрасная Вот дремучий, тёмный лес. Кого мы видим между деревьями?; Как назвать их всех одним словом?(Ответы детей).Все животные добрые. Назовём их ласково (зубр – зубрёнок…, заяц - …, барсук - …, лиса - …).

Ребята! Определите, где стоят звуки «З» и «С» - сначала, середине или конце слов.

20слайд  - лиса (Ответы детей);

21 слайд  - заяц(Ответы детей);

22 слайд – барсук(Ответы детей);

23 слайд – зубр(Ответы детей).

Василиса – Прекрасная проводит упражнение-игру «Сказочный лес». 

Упражнение «Кричалки».

Путь далёк, идти пора,

Отправляемся друзья!

Вы друг другу улыбнитесь,

Крепко за руки возьмитесь.

 Только дружба и друзья

– нам помощники всегда!  (музыка «Дорога по лесу с детьми»).

Василиса –Прекрасная  Держаться надо всем вместе, как в пословице: « Один за всех и все за одного». Пройдём цепочкой по узкой тропинке между деревьями. Давайте покричим громко, поздороваемся с животными,  которых  мы видели между деревьями, чтобы они знали, что  мы желаем им  добра. ( Дети идут и кричат)

Василиса – Прекрасная  Ребята, что вы слышите?(Слышны потоки бурной реки)

24 слайд ( горная река) Василиса – Прекрасная  -  Посмотрите, перед нами раскинулась река. Что делать, ребята? ( Звучит «волшебный» колокольчик и Василиса – Прекрасная открывает «волшебную» книгу).

Речка, реченька – река,

Высокие берега,

Широка ты, глубока,

Ты в Девицу обернись,

Перед нами появись!

 Сюрпризный момент для детей   

Звучит р. н.  п  «Как пойду я на быструю речку» и «выплывает» из – за занавеса Девица – Водица).

Девица – Водица – Звали вы меня, ребятки?

Приключилось, что у вас?

Расскажите мне сейчас. (Ответы детей Василисы – Прекрасной  и М.)

Девица – Водица – Выслушала вас, ребята,

 Хорошо всё поняла

Вот задачка! Вот беда! ( Пауза)

Девица – Водица – Знаю, как её решить,

Путь вам дальше проложить

И для этого друзья,

Подскажу решенье -  я!

Загадки или добавлялки  о друге и друзьях  и музыкальная ( запись «Настоящий друг» муз. Б. Савельева).

Девица – Водица – Справились успешно вы,

Молодцы и умницы!

Отгадали все слова,

Те, что спрятала там я.

Вот и объясните мне,

Почему всем так  нужны,

А для вас сейчас  важны –

Эти главные слова

Дружба, вера и друзья! (Ответы детей)

Девица – Водица – Славные ответы здесь,

Слышу я и гости все.

Вот и в путь идти пора

И запомнить навсегда,

Чтобы легче было жить,

Надо дружбой дорожить!

И        водицы на дорожку

Предлагаю всем испить!  (Звучит р. н. п. «Как пойду я на быструю речку»)

Девица – Водица - Посмотрите, перед нами раскинулась широкая река, а мостик узенький- узенький. Чтобы перейти встанем друг за другом, положим руки на плечи. Идём за мной и будем, помогая друг другу преодолевать препятствие, держать равновесие.

25 слайд (река на фоне горы) Василиса – Прекрасная  - Через речку перешли и к горе мы подошли.    Звучит музыка «Утро» Э. Грига  

 Все за талию  взялись и на горку поднялись.( Василиса –Прекрасная  ведёт детей с ведущими, перешагивая через кочки  вокруг горы,  соединяя в круг).

26 слайд (светит яркое «улыбающееся»  солнце). Василиса – Прекрасная   - Посмотрела я на небо, солнышко светит тёплое, родное. И своими лучиками нежно и ласково греет наши спинки. Упражнение «Ласковый мелок»: нарисуем на спинках солнышко с лучиками.  (Звучит музыка «Утро» Э. Грига)  

27 слайд ( фото горницы) М.     -  Ребята, вы очень внимательны, осторожны были в пути, все  испытания мы вместе прошли и в мастерскую пришли. Проходите, присаживайтесь. По русскому обычаю посиделки начнём с русской песни!

 ( Марья - Искусница запевает песню, аккомпанируя на аккордеоне  себе и детям р. н. п : «Дуня тонкопряха», а дети с Волшебницами играют на музыкальных инструментах).

28 слайд ( на фото мастерица - рукодельница). М. Посмотрите   сюда.  Звучит музыка «Черёмуха колышется» минус  из репертуара «Золотое кольцо». ( Дети рассматривают  фигуры на доске).  Какие фигуры вы видите  на доске? (Дети отвечают: - Круги большой, средний,  маленький – их сколько? - 3, овал  - 1; треугольники - 1 Сколько всего  их?  ( 5)

29слайд ( фото алгоритм изготовления М.:. Посмотрите сколько у вас всех деталей? ( 5) (Дети считают, затем отвечают.) (Запись р-н песни «Черёмуха колышется») М.: – А умелые руки  - не знают скуки. Начинаем с добрыми намерениями «крутить» куколку. Мы накладываем  одну на  другую  по очереди 3 юбочки: сначала большую, затем среднюю и маленькую. Теперь я беру нитку и обматываю, а вы повторяете. Нитки у всех разноцветные,  похожи на яркую, солнечную цветочную поляну. У меня  синего цвета, как василёк.  Какого цвета у тебя нитки?   (Подружки - Волшебницы  помогают детям).

30  слайд ( на фото мастерица - рукодельница). М.:- Ох, тяжёлая работа, уморилиь мы немного. Так давайте – отдохнём, наши пальцы разомнём.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальцы танцевать.

Вот большой пустился   пляс,

Указательный - в припляс.

Средний пальчик поклонился.

Безымянной - притаился.

А мизинец – молодец!

Цепь сомкнул – вот удалец!

 Как же дальше танцевать?

Надо пальцы разорвать.

31  слайд ( фото  из сказки «Василиса   - Премудрая»)

М.: –  Ручки наши отдохнули, продолжаем. Деталь  - ручки наложить на голову куклы и  опять закрутить нитками. Скручивая куклу, мы  думаем и желаем от всего сердца добра любимому человеку, тогда в трудную минуту, взглянув на эту куколку, человек вспомнит, что он нужен и любим, и это придаст ему сил. Мастерицы  помогают детям и задают вопросы: (Какое у  тебя пожелание кукле?)

32 слайд   ( фото тряпичной куклы «Колокольчик»)

 М. -Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку. Кукла готова! 

33 слайд    ( фото хоровода «Клубочек»)

М.- Что-то мы засиделись, а давайте -  поиграем! У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!   Собирайся, детвора -  Ждет вас русская игра!

Гости дорогие, песню подхватите, веселье поддержите! ( Подружки – Волшебницы  водят с детьми хоровод под музыку). Игра называется «Клубочек». Взялись за ручки, и как одна длинная  ниточка заворачиваемся в клубочек.

Хороводная игра «Клубок»: (Аудиозапись русской – народной игры)

Уж я улком шла, переулком шла,  

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, перекатится.

Нитка тянется, перетянется,

Клубок дали-дали-дали, Нитка доли-доли-доли.                            

Я за ниточку бралась, Тонка нитка порвалась. ( Напев повторяется, участники игры  закручиваются, а после «клубок» раскручивается.)  

34слайд   ( фото тряпичных   кукол ) М:   - Вот ребята незадача,  что  же делать, как нам быть? Вы с подарками, я – тоже. А гости?   (Ответы детей)

М:   Подруженьки, поможем детишкам? (Подружки – Волшебницы выносят 3 подноса с куклами для гостей)

М: Вам в подарок от детей – кукла добрых вестей.

Марья – Искусница:    Всех гостей Вы обнесите, и подарком одарите.

Девица Водица:  Выбор есть, так пусть рука, выберет себе - сама.

Василиса Прекрасная: Становитесь парами, берите подносы и пусть гости сами выберут куклу. (Дети дарят куклы, изготовленные заранее, Мастерицами.  Звучит р. н. плясовая).

 Василиса –Прекрасная –  Много нового мы сегодня узнали и интересного?

Марья – Искусница  -  Что же вам больше всего запомнилось?

35 слайд   ( фото тряпичных   кукол ) М.- А что научились делать своими руками? А каких кукол вы запомнили?  (Ответы детей).

 36слайд   ( фото   картин )

 Девица-  Водица –Ребята, какие качества нам помогали нам сегодня . Это: взаимовыручка, сотрудничество, дружба и забота.

37 слайд   (   картина «Плясовая»)

М. - Сказка наша закончилась. Ребята, какое у вас   настроение?  Выбирайте картинку  вашего настроения, и прикрепите к доске  нижний ряд. Давайте сравним? (На магнитной доске дети выбирают и  прикрепляют смайлики, формируя второй ряд, характеризующий их настроение после  занятия). М. Как хорошо, у кого было хорошее настроение и осталось таким,  а у кого было грустным -  стало весёлым и озорным!

 38  слайд. М.- Возьмите свои куколки и  подарите тому,  кто дорог сердцу Вашему.

 Прощайте, прощайте, все счастливы будьте.

Здоровы, послушны и нас не забудьте - Марью – Искусницу,  Василиса – Прекрасную, Девицу-  Водицу  и Мастерицу.  До новых встреч! (Дети уходят)

39 слайд (  фото с 4 ведущими: Марья – Искусница с гуслями и ложками;

Василиса –Прекрасная с «волшебной  книгой;   Девица-  Водица с подносом с кувшином  с водой; Мастерица с куклами на подносе).

40 слайд. ( фото  - хоровода).  Подружки – Волшебницы приглашают гостей   водить хоровод. (Звучит весёлая музыка «Девки по саду гуляли» и ведущие исполняют танец с платками по замыслу ансамбля «Берёзка»).

Подружки – Волшебницы благодарят всех:  Спасибо всем  за внимание и активное участие! (Ведущие прощаются с гостями).

(Звучит р. н. музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"

Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...

"Эх, Масленица!" план-конспект фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста (по результатам проекта)

Систематизация представлений детей о русском народном празднике  «Масленица»...

План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»

      «Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...

Примерный план – конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Волшебница вода»Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»....

План-конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением здоровьесберегающих технологий

Данный материал разработан для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, старшего дошкольного возраста. Физкультурное занятие длится в течение 25 минут. В основе данного занятие лежит применен...

План-конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Дикие животные".

План - конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи....