Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Постановка звука [ш]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработала Докшина Алла Андреевна
учитель-логопед, Пермский край
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка звука [ш].
Программное содержание:
1.Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].
2.Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.
3.Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.
Организация: индивидуальное занятие.
Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с микрофоном, аудиопроигрыватель, аудиозапись «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.
Ход занятия:
I. Психологический настрой на правильную речь:
- Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.
-Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.
II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
(«сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается - наш давний друг Тигренок.
III. Объявление темы занятия:
-Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].
Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.
IV. Постановка звука [ш].
а) По подражанию.
б) От артикуляционного уклада.
в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.
г) От слога са.
д) От звука р.
V. Анализ артикуляции: положение языка, губ, зубов. Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса . См. выше.
VI. Закрепление изолированного звука [ш].
- Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».
Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).
VII. Развитие фонематического слуха.
а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).
б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)
в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
(хлопки в ладоши).
г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).
д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»
VIII. Закрепление [ш] в слоге.
-Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] - левая рука [а] получилось [ша] и т.д )
IX. Закрепление [ш] в слове.
-Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
X. Закрепление [ш] в предложении.
-Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
XI. Домашнее задание: нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].
XII. Итог: какой звук отрабатывался, его анализ.
-Напомним Тигренку, чтобы не забывал.
XIII. Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью: выбор настроения на экране.
Занятие окончено!
Предварительный просмотр:
Приложение
Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес
Текст говорит ведущий взрослый (желательны "подсказки" детей) | Движения или статическая поза рук | Движения или статическая поза языка |
Однажды пальчики пошли в лес: топ - топ, топ - топ, топ - топ - топ, топ - топ - топ | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Вверх - вниз, вверх - вниз, вверх - вниз |
Подошли к опушке -ровной - ровной, гладкой - гладкой | Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны | Язык ровный, свободно лежит на нижней губе |
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона | Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы - в стороны, при этом пальцы загнуты "чашечкой" | Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх "чашечкой" |
Крона состоит из веток листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают | Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются "чашечкой", пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища | Язык в той же позе Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу |
На дереве - гнездо, а в нём - синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов | Руки соединяются рёбрами ладоней - "чашечкой", большие пальцы то спускаются на дно "чашечки", то поднимаются | Язык - "чашечкой", а потом - свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны |
Текст говорит ведущий взрослый (желательны "подсказки" детей) | Движения или статическая поза рук | Движения или статическая поза языка |
Под деревом - грибы с толстой и тонкой ножками | Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется ("грибов-боровиков много"). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь - шляпка (меняются пальцы и положение рук ("поганок очень много") | Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается ("гриб растёт") |
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину | Руки вверх (к солнцу) см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней - кверху | Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, "чашечка"; язык опускается на нижнюю губу |
Идём по лесу дальше . . . | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Имитация ходьбы" |
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые | Руки от локтя до запястий вместе, ладони - в кулаки, а большой палец - вверх; махнуть рукой (Эх!) | Язык скруглённый, выгнутый - с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык |
Но дома сварим из них варенье - во какое! Поэтому соберём их в корзинку | Поднять большой палец вверх. Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки - в стороны | Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык - "чашечкой" |
Через лес ("топ-топ") вышли к реке | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Плавное движение широким языком вперёд - назад |
Тяжело нести корзины, увидали лодку | Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение "лодки") | Сложить язык пополам -("лодочкой") и вытягивать его вперёд |
Приплыли домой | Соединить пальцы "домиком" | Присос - крыша домика ровная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР. Тема: "Автоматизация звука Л в слогах"
В процессе работы над коррекцией ОНР у дошкольников, разработала серию индивидуальных занятий, где сюжет и тема всего занятия соответствует лексической теме недели. В игровой форме...
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Постановка звука [р]"
В занятии показаны методы и приемы постановки звука [р], а также проводится работа по развитию мелкой моторики....
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»
Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....
Конспект индивидуального логопедического занятия c элементами песочной терапии. Тема: «Приключения Тигра. Автоматизация звука [Р]».
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Приключения Тигра. Автоматизация звука [Р]».Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Приключения Тигра. Автоматизаци...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»
Цели:1. Коррекционно – образовательные:- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием компьютерной презентации Тема: «Автоматизация звука [р] в слогах и словах»
Автоматизация звука [р] в слогах и словах...