Подготовка к обучению грамоте. Тема «Звуки [д], [д`]. Буква Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Подготовка к обучению грамоте. Тема "Звуки д,.дь. Буква Д"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
48_2.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ОД
в подготовительной к школе группе
Образовательная область: Подготовка к обучению грамоте.
№ 48 Тема ««Звуки [д], [д`]. Буква Д»
Программные задачи:
обучающие: закреплять умение чётко произносить и различать звуков [д], [д`] в слогах, словах, фразах; закреплять умение определять, где находиться звук – в начале слова, в середине, в конце; учить понимать смысл крылатых выражений; познакомить с буквой Д;
развивающие: развивать фонематический слух; развивать внимание, память, мышление;
воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга и педагога, быть внимательными к ответам других детей.
Ход ОД
1. Вводная часть. Психогимнастика.
Встанем дружно, дети, в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Друг другу руки мы пожмём.
Тепло мы рук передаём.
2. Ребята, сегодня ко мне пришел в гости щенок (вношу игрушечного щенка). Он забыл, как его зовут, и просит вас помочь ему вспомнить своё имя. Поможем? Но для этого нам предстоит вспомнить все звуки и буквы, с которыми мы познакомились, и узнать ещё новые звуки и букву, выполнив 5 заданий. Готовы? Раз нам предстоит большая речевая работа – надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе.
3. Гимнастика для артикуляционного аппарата (за столами с настольными зеркалами) : «Улыбка», «Покрась зубки язычком», «Часики», «Качели», «Грибок».
Упражнения на дыхание – игра на дудочках.
4. Знакомство с новым материалом.
Ребята, начнем мы со знакомства с новым звуком, а с каким, вы определите сами, произнеся названия предметов, изображённых на картинках.
1) Выставляю картинки: дом, дым, дуб, домино.
- Какой звук вы слышите первым в этих словах? (Звук [д])
2) Артикуляция звука.
Когда мы произносим звук [д], то: губки свободны;- зубы сближены, но не сомкнуты;- язычок стучит кончиком за верхними зубками; горлышко «работает».
- Давайте вместе произнесём этот звук все вместе громко, тихо, по одному.
3) Характеристика звука.
- Какой звук [д], согласный или гласный?
- Почему?
- Твёрдый или мягкий?
- Каким цветом обозначаем согласные твёрдые звуки?
(Дети дают характеристику звука [д] – согласный твёрдый, обозначаем синим цветом.)
- Кто найдёт и произнесёт его мягкую пару?
[д`] – согласный мягкий, обозначаем зелёным цветом.
4) Игра «Хлопни только на звук [д]».
Называю пройденные звуки : у-п-д-к-о-а-д-к-д-о-ы-д.
5) Чистоговорки.
- Повторяйте за мной строчки по очереди:
Да-да-да — из крана полилась вода.
Ды-ды-ды — моем руки для еды.
Ду-ду-ду — за едой сейчас пойду.
Да-да-да – ох, и вкусная еда!
Одна буква имени у нас есть! (Буква Ы.)
6) Работа со схемами.
- Определение места звука [д] в слове.
На доске схемы из 3-х клеточек: с закрашенными или 1, или 2, или 3. (Каждый ребёнок получает картинку и располагает её под соответствующей схемой на доске: дым, домино, дом, дыня,). Проверяем работу вместе.
Вторая буква – М.
7) Игра «Твёрдый – мягкий».
(Детям раздаются круги синего и зелёного цвета. Задача – поднять круг синего цвета, если услышат слово с твёрдым звуком [д], если с мягким [д`] – зелёным цветом круг.)
Дождь пошёл
Дождь пошел и не проходит. (синий, зелёный, зелёный)
День идет и не уходит. (зелёный, зелёный, зелёный)
Дома мы сидим и ждём. (синий, зелёный, зелёный)
Не гулять же под дождём! (синий, синий, зелёный)
Вот мы и получили 3 букву (Буква О).
8) Составить предложения со словами: дым-дом; дерево-дятел.
- Каждый по желанию выбирает пару картинок и составляет предложение.
4. Работа над пословицей.
- Есть одно очень замечательное слово на звук [д] – дружба. Наш народ сочинил много пословиц о дружбе.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Старый друг лучше новых двух.
(Дети рассказывают, как они понимают значение пословицы.)
Получаем 4 букву – букву К.
5. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать:
Девочки потопали, Мальчики похлопали.
На ногах попрыгали, Ножками подрыгали.
За столы мы сели дружно. Плечики расправить нужно.
6. Знакомство с буквой.
1) Показ буквы Д.
2) На что похожа буква? (Ответы детей.)
3) Прописывание («печатание») на доске по клеточкам.
Палочка и палочка,А под ними лавочка.
4) Прорисовывание буквы Д в воздухе.
5) Печатание буквы в тетрадях.
6. Разгадывание клички щенка.
- Ребята, у нас есть 5 букв : Ы, М, О. К, Д. давайте переставим буквы так, чтобы получилось имя щенка. (ДЫМОК)
Щенок благодарит вас за помощь. Мы напишем его имя на ошейнике, чтобы он не забыл.
7. РЕФЛЕКСИЯ
- Кому мы сегодня помогали?
- А как мы это делали?
- Какие новые звуки нам помогали найти имя щенка?
- Какую новую букву вы узнали?
Если вам понравилась работа с этими звуками и буквой, поднимите смайлик улыбающийся. Если вам было трудно выполнять задания, поднимите смайлик грустный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »
Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...
Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Тема. Гласные звуки А-У-И-О-Э-Ы
Данный материал предназначен учителям-логопедам ДОУ как итоговое занятие по гласным звукам. Это занятие формирует умение чётко артикулировать гласные звуки, способствует развитию умений определять гла...
Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»
Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »
Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их классификация.-знакомить с ударением; закреплят...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»
презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Дифференциация звуков [л] – [л’]. Буква Л»
Дифференциация звуков, буква Л...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...