Подготовка к обучению грамоте. Тема «Звуки [д], [д`]. Буква Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Подготовка к обучению грамоте. Тема "Звуки д,.дь. Буква Д"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 48_2.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ОД

в подготовительной к школе группе

Образовательная область: Подготовка к обучению грамоте.

№  48 Тема ««Звуки [д], [д`]. Буква Д»

Программные задачи:

обучающие: закреплять умение чётко произносить и различать звуков [д], [д`] в слогах, словах, фразах; закреплять умение определять, где находиться звук – в начале слова, в середине, в конце; учить понимать смысл крылатых выражений; познакомить с буквой Д;

развивающие: развивать фонематический слух; развивать внимание, память, мышление;

воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга и педагога, быть внимательными к ответам других детей.

Ход ОД

1. Вводная часть. Психогимнастика.

Встанем дружно, дети, в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Друг другу руки мы пожмём.

Тепло мы рук передаём.

2. Ребята, сегодня ко мне пришел в гости щенок (вношу игрушечного щенка). Он забыл, как его зовут, и просит вас помочь ему вспомнить своё имя. Поможем? Но для этого нам предстоит вспомнить все звуки и буквы, с которыми мы познакомились, и узнать ещё новые звуки и букву, выполнив 5 заданий. Готовы? Раз нам предстоит большая речевая работа – надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе.

3. Гимнастика для артикуляционного аппарата (за столами с настольными зеркалами) : «Улыбка»«Покрась зубки язычком»«Часики»«Качели»«Грибок».

Упражнения на дыхание – игра на дудочках.

4. Знакомство с новым материалом.

Ребята, начнем мы со знакомства с новым звуком, а с каким, вы определите сами, произнеся названия предметов, изображённых на картинках.

1) Выставляю картинки: дом, дым, дуб, домино.

- Какой звук вы слышите первым в этих словах? (Звук [д])

2) Артикуляция звука.

Когда мы произносим звук [д]то: губки свободны;- зубы сближены, но не сомкнуты;- язычок стучит кончиком за верхними зубками; горлышко «работает».

- Давайте вместе произнесём этот звук все вместе громко, тихо, по одному.

3) Характеристика звука.

- Какой звук [д], согласный или гласный?

- Почему?

- Твёрдый или мягкий?

- Каким цветом обозначаем согласные твёрдые звуки?

(Дети дают характеристику звука [д] – согласный твёрдый, обозначаем синим цветом.)

- Кто найдёт и произнесёт его мягкую пару?

[д`] – согласный мягкий, обозначаем зелёным цветом.

4) Игра «Хлопни только на звук [д]».

Называю пройденные звуки : у-п-д-к-о-а-д-к-д-о-ы-д.

5) Чистоговорки.

- Повторяйте за мной строчки по очереди:

Да-да-да — из крана полилась вода.

Ды-ды-ды — моем руки для еды.

Ду-ду-ду — за едой сейчас пойду.

Да-да-да – ох, и вкусная еда!

Одна буква имени у нас есть! (Буква Ы.)

6) Работа со схемами.

- Определение места звука [д] в слове.

На доске схемы из 3-х клеточек: с закрашенными или 1, или 2, или 3. (Каждый ребёнок получает картинку и располагает её под соответствующей схемой на доске: дым, домино, дом, дыня,). Проверяем работу вместе.

Вторая буква – М.

7) Игра «Твёрдый – мягкий».

(Детям раздаются круги синего и зелёного цвета. Задача – поднять круг синего цвета, если услышат слово с твёрдым звуком [д], если с мягким [д`] – зелёным цветом круг.)

Дождь пошёл

Дождь пошел и не проходит. (синий, зелёный, зелёный)

День идет и не уходит. (зелёный, зелёный, зелёный)

Дома мы сидим и ждём. (синий, зелёный, зелёный)

Не гулять же под дождём! (синий, синий, зелёный)

Вот мы и получили 3 букву (Буква О).

8) Составить предложения со словами: дым-дом; дерево-дятел.

- Каждый по желанию выбирает пару картинок и составляет предложение.

4. Работа над пословицей.

- Есть одно очень замечательное слово на звук [д] – дружба. Наш народ сочинил много пословиц о дружбе.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Старый друг лучше новых двух.

(Дети рассказывают, как они понимают значение пословицы.)

Получаем 4 букву – букву К.

5. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать:

Девочки потопали, Мальчики похлопали.

На ногах попрыгали, Ножками подрыгали.

За столы мы сели дружно. Плечики расправить нужно.

6. Знакомство с буквой.

1) Показ буквы Д.

2) На что похожа буква? (Ответы детей.)

3) Прописывание («печатание») на доске по клеточкам.

Палочка и палочка,А под ними лавочка.

4) Прорисовывание буквы Д в воздухе.

5) Печатание буквы в тетрадях.

6. Разгадывание клички щенка.

- Ребята, у нас есть 5 букв : Ы, М, О. К, Д. давайте переставим буквы так, чтобы получилось имя щенка. (ДЫМОК)

Щенок благодарит вас за помощь. Мы напишем его имя на ошейнике, чтобы он не забыл.

7. РЕФЛЕКСИЯ

- Кому мы сегодня помогали?

- А как мы это делали?

- Какие новые звуки нам помогали найти имя щенка?

- Какую новую букву вы узнали?

Если вам понравилась работа с этими звуками и буквой, поднимите смайлик улыбающийся. Если вам было трудно выполнять задания, поднимите смайлик грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...

Конспект НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Тема. Гласные звуки А-У-И-О-Э-Ы

Данный материал предназначен учителям-логопедам ДОУ как итоговое занятие по гласным звукам. Это занятие формирует умение чётко артикулировать гласные звуки, способствует развитию умений определять гла...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

презентация занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...