Коррекция дисграфии
учебно-методический материал по логопедии на тему
Изучение современных методов коррекции дисграфии. Анализ различных методик профилактики всех видов дисграфии в дошкольном возрасте у детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_korrektsii_disgrafii.docx | 562.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы коррекции дисграфии.
Цели:
- Изучение современных подходов к проблеме
- коррекции дисграфии.
- Анализ методик профилактики различных видов дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
- Проведение профилактики дисграфии у детей с
- общим недоразвитием речи в условиях логопедической
- группы детского сада
Задачи
- Формирование звукобуквенного и слогового анализа слов
- Формирование грамматических отношений слов
- Формирование структуры словосочетания и предложения с использованием моделей и наглядного моделирования
- Развитие буквенного гнозиса, дифференциация смешиваемых букв
Основные направления работы
- Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
- Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
- Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
- Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Обучение звуковому, а затем звукобуквенному анализу помогает предотвратить нарушения при письме, связанные с пропуском букв, недописывание букв, помогает дифференцировать смешиваемые звуки.
Визуализация звуков (зрительные символы звуков) помогает ребенку «увидеть» слово, понять принцип соединения звуков в слова, а в последующем более точно соотнести букву со звуком.
В коррекционных группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления речевых дефектов, профилактики дисграфии и подготовки детей к школьному обучению.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.
Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во
время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания
У детей с речевой патологией эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дети делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения, говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
При коррекции речи в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.
В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки.
Основными из них являются следующие:
1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв,
2. Списывание с готового образца – прописей, образца в тетради.
3. Обведение образца буквы (копировальный прием).
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
Однако следует помнить, что при профилактике дисграфии не следует давать задания на исправление ошибочного письма, т.к. суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать.
Профилактика оптической дисграфии
- Развитие зрительного восприятия
- Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений
- Развитие буквенного гнозиса.
- Выработка правильной траектории руки (только сверху вниз)
Упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия.
- Выкладывание букв из палочек, шнурков, лепка из пластилина, построение букв из пальчиков.
- Узнавание букв в предметах
- Узнавание букв на зашумленном фоне, наложенном изображении букв, изображение недописанных букв и слов.
Профилактика акустической дисграфии
- Дифференциация звуков по звонкости – глухости
- Дифференциация звуков по мягкости – твердости
- Дифференциация свистящих и шипящих звуков
- Дифференциация аффикатов и их компонентов
Упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия.
- Игра «Веселый рыболов» - дифференциация звуков по твердости- мягкости
- Игра «Девочки – Звуковочки» - дифференциация звуков по звонкости – глухости
- Игра «Звенит – жужжит», «Вода и змея» - дифференциация шипящих и свистящих звуков.
Профилактика артикуляторно-аккустической дисграфии
- Развитие речевого дыхания
- Работа над развитием подвижности мышц речевого аппарата
- Коррекция и введение в речь дефектных и отсутствующих звуков
- Дифференциация и закрепление в речи смешиваемых звуков
Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, артикуляции, автоматизации и дифференциации звуков:
- Игра «Послушный ветерок» - развитие дыхания
- Игра «Сказка о веселом язычке» - развитие артикуляции
- Игра «Лабиринт» - автоматизация звуков в словах
- Игра «Закрой картинку» - дифференциация смешиваемых звуков
Профилактика нарушения языкового анализа и синтеза.
- Определение позиции звука в слове
- Нахождение слов с заданным звуком, с заданной позицией звука в слове
- Обучение слоговому анализу и синтезу слов
- Обучение звуковому анализу и синтезу слогов, слов
Упражнения, способствующие развитию языкового анализа и синтеза.
- Игра «Веселый поезд» - определение количества слогов в слове,
определение позиции звука в слове
- Игра « Что не так?» - звуковой анализ слов
- Игра «Собери пирамидку» - определение количества звуков в слове
- Игра «Заколдованные слова» - составление слов по первым звуком
названий картинок
- Игра «Волшебное окно» - составление слов из данных слогов или букв.
Профилактика аграмматической дисграфии
- Уточнение понятия «слово»: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия
- Дифференциация понятий «слово» - «предложение»
- Уточнение смысловых и пространственных значений предлогов
- Анализ и составление предложений, составление схем предложений
Упражнения, способствующие развитию грамматического строя речи
- Составление словосочетаний и предложений с предлогами
- Составление предложений по схемам без предлогов и с предлогами
- Выкладывание предложений из букв азбуки
Перечень игр, которые могут быть использованы в работе логопеда.
Дидактическая игра
«Веселый поезд»
Цели: определение позиции звука в слове: начало, середина, конец.
Ход игры:
Дети получают от логопеда или выбирают самостоятельно картинки с заданным звуком. Затем логопед предлагает разместить картинки в вагонах поезда в зависимости от позиции звука: 1-ый вагон – звук в начале слова, 2-ой вагон – звук в середине слова, 3-ий вагон – звук в конце слова.
Вариант 1. Ставя картинку в вагон, ребенок называет слово и позицию звука в нем.
Вариант 2. Дети ставят картинки самостоятельно, а затем проверяют выполнение задания вместе: логопед называет слово, а дети правильность выполнения задания.
Дидактическая игра
«Волшебное окно»
Цель игры: учить составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; упражнять в чтении слов.
Ход игры:
На панно слева с справа от окошка расставляются буквы или слоги, или то и другое одновременно. Окошко закрыто. Затем логопед предлагает прочитать буквы/ слоги и составить из них слово, выложив его в кармашке под окошком. Если слово составлено верно, логопед открывает окошко и дети проверяют правильность составления слова по картинке.
Дидактическая игра
«Птица говорун»
Цель игры: упражнять в чтение слогов и слов.
Ход игры.
Логопед вставляет в центральный карман на животе птицы изучаемую букву, на концы перьев с каждой стороны – гласные буквы или слоги.
Логопед предлагает прочитать слоги/слова, которые принесла птица: сначала обратные: АТ, ОТ, ИТ, УТ, ЫТ;
а затем прямые: ТА, ТО, ТЫ, ТУ, ТИ
Дидактическая игра
«Найди домик для картинки»
Цель игры: дифференциация звуков по твердости – мягкости (для сильной подгруппы: дифференциация звуков по твердости – мягкости + определение позиции звука в слове).
Ход занятия.
Логопед предлагает определить изучаемые звуки в названии своих картинок и разместить их в соответствующих домиках: с мягким звуком – в домике с зеленой крышей, с твердым – в домике с синей крышей.
Дети сильной подгруппы могут также определить позицию звука в словах (начало, середина, конец) и разместить картинку на соответствующем этаже: верхний – звук в начале слова, средний – звук в середине слова, нижний – звук в конце слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....
Коррекция дисграфии
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения мотивации, трудностей в общении, а иногда даже криминального поведения. Ср...
Обобщение опыта "Профилактика и коррекция дисграфии у дошкольников с ОНР посредством песочной терапии"
Опыт работы...
Групповое занятие для учащихся 1-4 классов, направленное на профилактику и коррекцию дисграфии
Конспект содержит различные игры и упражнения, направленные на коррекцию дисграфии...
"Система работы по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза"
Родительское собрание. "Коррекция дисграфии на почве языкового анализа и синтеза". Этот вид дисграфии чаще встречается у детей с интеллетуальной недостаточностью....
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...
Разноуровневые задания для обучающихся по коррекции дисграфии
Разноуровневые задания для обучающихся по коррекции дисграфии...