Обобщение опыта "Профилактика и коррекция дисграфии у дошкольников с ОНР посредством песочной терапии"
методическая разработка по теме

Голдырева Елена Александровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx189.08 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\DNS\Desktop\91\Слайд2.JPG

Перечень модулей:

  1. Актуальность
  2. Новизна
  3. Цель
  4. Задачи
  5. Трудоемкость
  6. Адресная направленность
  7. Условия формирования опыта
  8. Ведущая педагогическая идея
  9. Сущность
  10. Задачи обучения
  11. Теоретическая интерпретация опыта
  12. Учебно-методический комплекс

1. Актуальность

     Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения не только в логопедических, но общеразвивающих группах дошкольных образовательных учреждений. Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения.

     В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.

     Актуальностью проблемы является реальная возможность проведения коррекции несформированных компонентов в речевом развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Намного легче предупредить заболевание, чем лечить его. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.     

     Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии  у дошкольников.

     Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

          В настоящее время в  логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии. Известно, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. Наряду с традиционными методами работы мы используем и нетрадиционный метод воздействия, такой как песочная терапия. Она  становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требует особых усилий и оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов.

2. Новизна

     Уникальность данной технологии заключается в адаптации психологического направления песочной терапии в логопедическое. Она позволяет углубленно изучать звукобуквенный анализ и синтез, систематизировать и расширять задачи по развитию графомоторных умений и навыков, формировать навыки оптико-пространственной ориентировки, проводить своевременную коррекцию дисграфии. Развивающая методика, последовательность изучения тем, основанная на наглядности, позволяет добиться высоких результатов в обучении детей. Технология основана на базе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г. В. «Преодоление общего недоразвития речи у детей» и Грабенко Т.М.  «Игры с песком, или песочная терапия». А так же использованы рекомендации и методики современных авторов, специалистов разных направлений: Т.Ю. Бардышевой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Гомзяк.

3. Цель

Создать условия для предупреждения и коррекции дисграфии у дошкольников с ОНР посредством песочной терапии.

4. Задачи

1. Теоретически обосновать проблему предупреждения дисграфии у детей с ОНР в дошкольном возрасте.

2. Выявить уровень сформированности устной речи у детей с ОНР дошкольного возраста.

3. Разработать систему занятий, способствующих более эффективному развитию речевых способностей в процессе работы с детьми в песочницах.

4. Проверить разработанную систему занятий по предупреждению и коррекции дисграфии посредством песочной терапии.

5. Трудоемкость

Значительные временные затраты для изучения соответствующий литературы. Адаптированные планирования работы, конспектов занятий, консультационного материала для родителей  и включение их в развивающие игры и упражнения на песке.

6. Адресная направленность

     Опыт работы адресован учителям-логопедам, воспитателям общеобразовательных учреждений, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР и в общеразвивающих группах.

7. Условия формирования опыта

     Автор: Голдырева Елена Александровна, 1982 год рождения, учитель-логопед 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №73 – ЦРР». Педагогический стаж 12 лет, образование – высшее (БиПГУ им. В.М. Шукшина, МОСА), специальность – филология, логопедия.

     Опыт формировался в условиях типового муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, расположенного в городе Бийске Алтайского края.

     Опыт формировался в условиях практической работы с детьми группы №5 «Солнечные лучики», начиная со средней группы, происходили последовательные индивидуальные и групповые занятия о теме «Предупреждение и коррекция дисграфии у дошкольников с ОНР посредством песочной терапии».

8. Ведущая педагогическая идея

   В период дошкольного возраста необходимо найти такие коррекционно-развивающие и педагогические подходы к каждому ребёнку, которые способствовали бы скорейшему формированию и развитию речевых навыков и умений.

 

Сущность

     Решением проблем дисграфии у младших школьников является ее профилактика у детей в дошкольном периоде.  Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты, т.к. письменная речь формируется на основе устной.

     В настоящее время является общепризнанным, тот факт, овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалиюалалиюдизартриюафазию, задержку психоречевого развития. К этой категории относятся дети с общим недоразвитием речи.

     Согласно классификации, которая была создана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена и уточнена Р.И. Лалаевой, выделяются следующие  видоы дисграфии:

1. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая), в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия, при которой имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения находят свое отражение на письме.

3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, при котором ребенок затрудняется в определении количества и последовательности звуков в слове, а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова.

4. Аграмматическая дисграфия обусловленная несформированностью у ребенка грамматических систем словоизменения и словообразования.

     Все названные виды дисграфии в различных сочетаниях могут присутствовать у одного ребенка. Эти случаи относят к смешанной дисграфии.

     В дошкольном возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Можно говорить о следующих предпосылках дисграфии:

1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: твердых - мягких; звонких - глухих, свистящих - шипящих, а также звуков [р], [й], [л]. Это явная предпосылка акустической дисграфии, поскольку фонемы каждой группы недифференцируемые на слух, в дальнейшем взаимозаменяются на письме.

2. Наличие полных звуковых замен в устной речи (в основном вышеперечисленных групп фонем) неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.

3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.

       В.К. Орфинская к таким видам анализа относит следующие:

- узнавание звука на фоне слова;

- выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова;

- определение  места звука в слове.

      Несформированные зрительно-пространственные представления и зрительный анализа и синтез. Это затрудняет ребенку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, что приводит к оптической дисграфии.

      Несформированные грамматические системы словоизменения и словообразования проявляется в неправильном употреблении ребенком окончаний слов в устной речи. Это приводит к аграмматической дисграфии.

     Отсюда следует, что раннее выявление детей с общим недоразвитием речи  и предпосылками возможных нарушений письма и устранение у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции устной речи в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма в дальнейшем.

      Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных видов дисграфии можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а значит нужно сделать все возможное для того, чтобы ликвидировать ее предпосылки еще до начала обучения ребенка в школе.

   

11. Теоретическая интерпретация опыта

   Письмо — сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.

Наиболее подготовленными специалистами для осуществления профилактики дисграфии являются детские логопеды, главными задачами которых являются профилактика нарушений речи и ее недоразвития у детей раннего и младшего дошкольного возраста: преодоление нарушений речи, совершенствование речевого развития. Однако широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи. Эта работа направлена и на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т. е. тех функций и качеств, без которых невозможны полноценные речевое поведение и речемыслительная деятельность, а также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития — овладение письменной речью. Так, логопед, работающий с дошкольниками, обязательно уделяет внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков, формированию у них навыков языкового анализа и синтеза. В большинстве случаев за время пребывания в логопедической группе дети овладевают и навыками символизации устной речи с помощью букв. Иначе говоря, в правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все направления профилактики дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.

       В нашем дошкольном учреждении работа по устранению общего недоразвитию речи осуществляется с 4 летнего возраста детей. Работа начиналась с традиционного логопедического обследования детей: сформированности звукопроизношения; звукослоговой структуры слов; фонематического восприятия; навыков звукового анализа и синтеза; словаря, грамматического строя речи; монологической связной речи. За основу диагностики была взята речесвая карта Т.Б Филичевой «Речевое развитие детей III уровня».  Исходя из результатов тестирования (Приложение 2), были определены направления коррекционной работы, индивидуальное и подгрупповое планирование. 

     Поскольку преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения письма должны осуществляться комплексно, поэтому целесообразно выделить главные разделы коррекционно-образовательной деятельности:

- воспитание слуховой дифференциации звуков речи;

- устранение звуковых замен в устной речи;

- воспитание простейших видов фонематического анализа слов;

- развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

- формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи. 

      Свою работу по предупреждению и коррекции дисграфии провожу поэтапно.

Подготовительный этап

     Этот этап проходят в течении одного года дети 4-х летнего возраста на и индивидуальных занятиях  в рамках кружка «Волшебные песчинки».

 Основные направления коррекционной работы на данном этапе: 

1. Развитие пространственной ориентации.

2. Формирование правильного звукопроизношения через закрепление звуковых символов Ткаченко.

4. Развитие тонких тактильных ощущений, мелкой моторики.

     Основной целью на данном этапе является формирование таких функциональных предпосылок оптически грамотного письма, как зрительное восприятие, внимание, памяти, лежащих в основе пространственного ориентирования. Работа по формированию зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти включается в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте.

     Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому, работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие реальных предметов или их изображений. Затем следует переходить к схематичным изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь используются материалы с наложенным изображением и зашумлением. Все игровые задания, упражнения связываются с основной темой занятия и его этапом.

      Работа по развитию зрительно-моторной координации является важной на этом этапе. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам,  точное воспроизведение последовательности графического ряда. Упражнения такого типа активно включается в домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия. Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.
     Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
    Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.     Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они?
    Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.      
    На этом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи
 мы используем игры на развитие фонематического слуха:
- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] и т.д.
    Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся вначале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями.

     Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
     При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
     Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами-трехсложные.
   

Основной этап

    Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов, слов и предложений. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового-буквенного анализа. Продолжается работа по коррекции артикуляционных нарушений и развитию зрительно-пространственного гнозиса.

Основные направления коррекционной работы на данном этапе:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Работа над звукопроизношением.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4. Развитие грамматических навыков.

5. Развитие связной речи.

     На этом этапе осуществлялась работа по формированию пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений, которая строится с учётом всех уровней в структуре пространственных представлений.

     Освоение телесного пространства является базовой системой ориентаций. Первый шаг работы в данном направлении – маркировка левой руки. Далее отрабатываются понятия: «верх», «низ», затем дети знакомятся с понятием о направлении пространства, причём всё связывается с определёнными движениями: «вперёд», «назад», «вверх», «вправо» - шаг, прыжок, «вниз» - приседание.

     Такие упражнения включаются не только в игровые упражнения в песочнице, но и в динамические паузы. Они способствуют развитию чувства ритма, координируют слово и движение, закрепляют умение ориентироваться в схеме собственного тела.

      Упражнения с движением используются на занятиях по произношению («Поставь точку в верхнем левом углу, если услышите звук [м]»), формированию лексико-грамматических компонентов («проведи линию вверху, если я назову дикое животное, проведи линию внизу, если назову домашнее»), обучению грамоте («Поставь столько больших кругов, сколько слогов в слове «машина»).

            Далее дошкольники учатся определять направления в пространстве относительно своего тела. На занятиях даются такие инструкции: «Посмотрите на картинки, которые находится слева от вас в песочнице. Определите 1-й звук в названии предметов, изображённых на картинках» и т. п.

      Следующим этапом является выработка ориентировки у дошкольников в местоположении предметов относительно друг друга. Когда дети начинают безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами. Используются следующие видов заданий: поиск предмета или картинки по описанию его расположения относительно других предметов и самостоятельное описание пространственного положения предмета относительно других предметов.

      Формирование логико-грамматических представлений является самым последним и сложным этапом развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. На этом этапе закрепляется понимание и употребление в речи предлогов пространственного значения. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры, физкультминутки.

      В работе над предложно-падежными конструкциями выделяют две ступени:

  1. Наблюдение над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове.
  2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.

      Для облегчения усвоения значения предлогов вводятся графические схемы.

      Лексическое и грамматическое значение предлогов дошкольники познают на занятии по формированию лексико-грамматических компонентов в соответствии с требованиями методики преодоления общего недоразвития речи. На занятиях по обучению грамоте дети учатся определить позицию звука в слове. На занятии по развитию связной речи предложно-падежные конструкции включаются в активную практику детей.

      Формирование логико-грамматических представлений невозможно без усвоения сравнительных инструкций. На занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов на наглядном примере и в игре в песочнице отрабатываются пространственные понятия: «короткий – длинный», «большой – огромный», «маленький – крохотный», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «тонкий – толстый», «рядом – далеко – близко».

       На протяжении всего этапа ведётся работа по развитию буквенного гнозиса, автоматизации смешиваемых букв, дифференциации графически сходных букв. С этой целью в занятия по обучению грамоте включаются упражнения на подбор зрительного образа к букве, конструирование и реконструирование букв из элементов. Дошкольники знакомятся с объёмным вариантом буквы, закрепляют её образ при пропечатовании на песке,  выкладывании из различных материалов (фасоль, морские камни и тд.) на песке.

      Дети упражняются в узнавании букв в усложнённых условиях – на зашумлённом фоне, наложенном изображении, узнают недописанные, неправильно написанные буквы и т. д. Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.

       Необходимой является работа по дифференциации смешиваемых букв. С этой целью проводятся упражнения на сравнение смешиваемых букв, нахождение общего и различного в их написании; реконструирование одной буквы в другую; шифрование смешиваемых букв при помощи графических опор, а потом их расшифровка.

   

     В  результате сравнительного анализа обследования мы выяснили, что общая картина радикально изменилась к лучшему. Так на начальном этапе проведения коррекционно-образовательной работы все 18 детей показали недостаточное развитие всех компонентов речи, другими словами 100% - с абсолютной степенью риска возникновении дисграфии. В конце первого года обучения низкий уровень исчез, остальные - 9 показали средний уровень, и 9 – показали высокий уровень,  что составило по 50%. На этапе выпуска в школу 15 детей, т. е. 83,4% представили возрастное соответствие развития всех компонентов речи, что указывает на низкий уровень развития дисграфии в дальнейшем. И лишь 3 детей – 16,6% - что отдельные компоненты речи недостаточно развиты, это соответствует среднему уровню, в связи со сложными вторичными нарушениями. Количество предпосылок дисграфии по всем ее видам уменьшилось в среднем на 83,4 %. Достигнутые результаты представляются обнадеживающими. Отмечается положительная динамика по устранению предпосылок всех видов дисграфии.

  Таким образом, комплексное и систематическое использование песочной терапии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, является целенаправленным методом профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи. Применение качественно нового подхода в использовании песочной терапии, как средства профилактики дисграфии, создает все условия для преодоления речевых дефектов и формирует у детей базу для овладения знаниями, умениями, навыками.

Приложение 1

Результаты диагностических исследований

Мониторинг осуществляется  2 раза в год (сентябрь, май), а также по запросу.  Анализ результатов оформляется в сводные таблицы  и для наглядности мониторинга составляются гистограммы.

Обработка данных проводилась по следующим показателям:

Все стороны речи сформированы – высокий уровень

Нарушено от 1 до 3  речевых компонентов – средний уровень

Нарушено более 3х речевых компонента – низкий уровень

Результаты обследования речевого развития у детей средней группы №5 за сентябрь 2012 учебный год, старшей группы №5 за сентябрь 2013 учебный год, подготовительной группы №5 за сентябрь 2014 учебный год

Таблица1

Учебный год, месяц

Речевое развитие

Высокий

Средний

Низкий

1

Сентябрь 2012

учебный год

0 %

22,2 %

77,8%

2

Сентябрь 2013

учебный год

50 %

50 %

0 %

3

Сентябрь 2014

учебный год

83,4 %

16,6%

0 %

              Рисунок 1. Гистограмма. Результаты изучения уровня речевого развития.

     

 

Построение рангового ряда оценок детей

в начале 2012-2013 учебного года

Ф.И. ребенка

Фонематические

процессы

Состояние связной речи

Экспрессивная речь

Импрессивная речь

Грамматический строй речи

Звукопроизношение

Слоговая структура

Уровни

Б. Миша

+

+

+

С

В. Кира

+

+

+

С

Г. Данил

+

+

+

С

Е.Станислав

+

+

+

+

+

Н

Ж. Кирилл

+

+

+

С

С. Катя

+

+

+

+

+

Н

М. Влад

+

+

+

+

+

+

Н

П. Полина

+

+

+

+

+

Н

Р. Лена

+

+

+

+

+

Н

С. Денис

+

+

+

+

+

Н

Т. Миша

+

+

+

+

+

+

+

Н

Х. Катя

+

+

+

+

+

+

+

Н

М. Максим

+

+

+

+

Н

Б. Кристина

+

+

+

+

+

+

Н

К. Сергей

+

+

+

+

Н

В. Матвей

+

+

+

+

+

Н

К. Саша

+

+

+

+

+

+

+

Н

Н. Артем

+

+

+

+

Н

Сводная таблица результатов диагностики детей

в начале 2012-2013 учебного года

Количество детей с высоким уровнем

0

Количество детей со средним уровнем

22,2%

Количество детей с низким уровнем

77,8%

Построение рангового ряда оценок детей

в начале 2013-201 учебного года

Ф.И. ребенка

Фонематические

процессы

Состояние связной речи

Экспрессивная речь

Импрессивная речь

Грамматический строй речи

Звукопроизношение

Слоговая структура

Уровни

Б. Миша

+

+

С

В. Кира

+

+

С

Г. Данил

+

+

С

Е.Станислав

+

+

+

+

+

Н

Ж. Кирилл

+

+

+

С

С. Катя

+

+

+

+

Н

М. Влад

+

+

+

+

+

Н

П. Полина

+

+

+

С

Р. Лена

+

+

+

+

+

Н

С. Денис

+

+

+

С

Т. Миша

+

+

+

+

+

Н

Х. Катя

+

+

+

+

+

+

+

Н

М. Максим

+

+

+

С

Б. Кристина

+

+

+

+

Н

К. Сергей

+

+

С

В. Матвей

+

+

+

+

+

Н

К. Саша

+

+

+

+

+

+

Н

Н. Артем

+

+

+

С

Сводная таблица результатов диагностики детей

в начале 2013-2014 учебного года

Количество детей с высоким уровнем

0

Количество детей со средним уровнем

50%

Количество детей с низким уровнем

50%

Построение рангового ряда оценок детей

в начале 2014-2015 учебного года

Ф.И. ребенка

Фонематические

процессы

Состояние связной речи

Экспрессивная речь

Импрессивная речь

Грамматический строй речи

Звукопроизношение

Слоговая структура

Уровни

Б. Миша

В

В. Кира

В

Г. Данил

В

Е.Станислав

В

Ж. Кирилл

В

С. Катя

В

М. Влад

В

П. Полина

В

Р. Лена

В

С. Денис

В

Т. Миша

+

+

+

С

Х. Катя

+

+

+

С

М. Максим

В

Б. Кристина

В

К. Сергей

В

В. Матвей

В

К. Саша

+

+

+

С

Н. Артем

В

Сводная таблица результатов диагностики детей

в начале 2014-2015 учебного года

Количество детей с высоким уровнем

0

Количество детей со средним уровнем

83,2%

Количество детей с низким уровнем

16,6%

Речевая карта для детей с III уровнем развития речи

Ф. И. О._____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата рождения (год, месяц, число)___________________________ ____________________

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Откуда поступил ребенок_______________________________________________________

Сведения о родителях_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Жалобы родителей на речь ребенка_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Обращались ли ранее к логопеду_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сведения о раннем развитии ребенка.

Особенности протекания беременности и родов_____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раннее физическое и психическое развитие (когда начал сидеть, ходить, узнавать родных и близких и т. д.)______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие:

когда   появились  гуление,   лепет,   первые   слова   и предложения _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

прерывалось ли речевое развитие (когда, по какой причине, в чем выражалось)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

когда родители заметили отставание в речевом развитии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

какое участие семья принимала в стимуляции развития речи ребенка _____________________________________________________________________________

Заключение специалистов.

Отоларинголог   (о   состоянии   физического   слуха  и лорорганов) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Окулист (о состоянии зрения)___________________________________________________

Психоневролог (о состоянии интеллекта и наличии/отсутствии органического поражения ЦНС) _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________

                                                 Логопедическое обследование.

Способность устанавливать и поддерживать контакт________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности внимания и памяти (объем долговременной памяти, быстрота переключения внимания с одного объекта на другой, устойчивость запоминания

и т. д.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности мыслительных операций (выполнение операций классификации, сравнения, сопоставления, сформированность логического мышления) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние мелкой моторики________________________________________

Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика состояния речи ребенка на момент обследования.

Образец беседы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее звучание речи (общая оценка темпа, выразительности,   разборчивости   речи,   звучания   голоса и т.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие фразовой речи (указать, предложения какой структуры используются в самостоятельной речи)_________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Звуки

Произнесение изолированно

Произнесение

в слогах, словах,

во фразе

Гласные звуки первого ря-' да ([а], [у], [о], [ы] и т. д.)

Иотированные  гласные

Шипящие и свистящие ([с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж], [Щ], [ч], [ц])

Соноры ([р], [р'], [л], [л'])

Звонкие/глухие ([т]—[д], [п]-[б],[в]-[ф]ит.д.)

Твердые/мягкие ([т]-[т'], [д]-[д'], [п]-[п'],[в]-[в']ит.д.)

Заднеязычные

(М, [к'], [г], [г'], [X], [X'])

Состояние фонематического восприятия (выделение звука в ряду других звуков, в слогах, словах, подбор картинок на заданный звук, самостоятельное придумывание слов с заданным звуком)______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Навыки звукового анализа и синтеза (выделение первого гласного/согласного звука в слове; выделение последнего согласного звука в слове; гласного звука в положении после согласного; составление слова по отдельно названным звукам)________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование слоговой структуры слова и звуконаполняемости:

— воспроизведение слов различной слоговой структуры:

велосипедистка______________________

экскаваторщик_______________________

фигуристка:________________________

регулировщик__________________________________

— воспроизведение фраз, включающих слова сложной слоговой структуры:

Экскурсовод проводит интересную экскурсию _____________________________________________________________________________Библиотекарь выдает детям книги в библиотеке __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Пингвин с пингвиненком живут в Антарктиде __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В цирке-шапито выступают гимнасты и акробаты __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование лексического строя речи

Лексический материал

Понимание/употребление слов

Части тела человека и животных

Подбородок

Веко

Ресницы

Ноздря

Локоть

Поясница

Запястье

Щиколотка

Ребра

Грива

Копыта

Лапы

Рога

Бивни

Клыки

Клюв

Шерсть

Туловище

Предмет и его части

Стул: сиденье, спинка, ножки

Дерево: ствол, корни, листва, почки, ветки

Часы: стрелки, цифры, циферблат

Чайник: носик, ручка, крышка, бока

Слова, сложные по семантике

Подоконник

Подсвечник

Салфетница

Гребешок (у петуха)

Кольчуга

Подстаканник

Обобщающие слова

Одежда, обувь (мужская, женская, детская, спортивная), головные уборы

Посуда (чайная, столовая)

Мебель (детская, кухонная, спальная и т. п.)

Транспорт (воздушный, наземный, водный)

Понимание и употребление названий: профессий и соответствующих им атрибутов:

продавец — весы,  гири;

 врач — градусник,  шприц,  

халат;  маляр — кисти,  краски;

портной — швейная машинка,  ножницы,  нитки, иголки

животных, птиц и их детенышей:

собака — щенок                           кошка — котенок                морж — моржонок

 свинья — поросенок              лошадь — жеребенок                корова — теленок

 сова —совенок                          ворона — вороненок

действий, обозначающих голосовые реакции животных и птиц:

каркает                      мычит                      чирикает                       воркует                 пищит лает                           мяукает                     кукует                           хрюкает               кукарекает блеет

чувств, эмоций:

плачет           смеется                  веселится                    грустит                радуется       злится удивляется

различных явлений природы:

снег                    ветер                      дождь                      метель                град                  мороз жара                    иней                      гололед                  проталины         ураган               туман

действий, связанных с различной профессиональной деятельностью:

измеряет температуру                                                      учит детей                                          делает укол                                                                         разносит почту                              водит автобус                                                                      взвешивает продукты

 печет хлеб

действий, связанных с животным и растительным миром

роет                                     вьет                             цветет                   пахнет                    растет набухают (почки)              летает                          порхает                 жужжит                плавает скачет                                 крадется                       ползает                охотится

семантически близких названий действий:

моется — купается                           спит — лежит                             говорит — поет

 вяжет — шьет                                   копает — роет

признаков предметов, обозначающих величину, форму, цвет, вес, температуру, сезонность:

большой                                маленький                                 горячий

 теплый                                 прохладный                               высокий

 низкий                                  широкий                                     узкий

 короткий                             длинный                                   белый

 красный                              зеленый                                     желтый

тяжелый                              легкий                                        круглый

 квадратный                        треугольный                             овальный      

 весенний                              летний                                       осенний

Подбор антонимов

сладкий — горький                   веселый — грустный                        светлый — темный, утро — вечер, день — ночь, шум-ный — тихий, румяный — бледный, старый — молодой, вредный   —   полезный,   тихий   —   шумный,   сгибать   —

разгибать, вползать — выползать и пр.)______________

синонимов (мальчик — храбрый, смелый, отважный, мужественный; река — бежит, течет, струится; азбука — букварь; беседовать — разговаривать)______'

однородных членов предложения к заданным словам (снег — идет, падает, ложится, сверкает, тает, блестит; кукла — большая, нарядная, красивая, модная)______

Объяснение:

значений слов (конура, берлога, дупло, половник, терка, чашка, тарелка)______________________________

переносного значения слов и целых выражений (без труда не выловишь и рыбку из пруда, не рой другому

яму, на чужой каравай рот не разевай)   _________________________________________

Обследование грамматического строя речи. Понимание значения производных слов (чайник, светильник, умывальник, выключатель, будильник, футболист, писатель, мясник, скворечник, снегопад, мясорубка и т. д.)__________________________________

Образование:

существительных мужского, женского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным и уничижительным значением (ремешок, коровушка, дубок, сапожок, рощица, рожица, соловушка, лужица, окошко, пальтишко, платьице)___________________________________

существительных с увеличительным значением (сапожище, ножище, ручища, глазище, носище) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

существительных со значением единичности (волосинка, песчинка, бусинка, изюминка) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

существительных с суффиксами -ник-, -ниц- (чайник, кофейник,    умывальник,    мыльница,    салфетница,

конфетница) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

названий профессий мужского и женского рода (дворник, рыбак, грибник, учитель, воспитатель, строитель, пианист (пианистка), футболист, теннисист (теннисистка), портной (портниха) и т. д.)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

приставочных глаголов (перепрыгнул, подпрыгнул, обошел, подошел, ушел, полил, вылил, налил, недолил, слил и т. п.)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

притяжательных прилагательных (лисья, волчья, медвежья, моржовый, китовый, бабушкин, мамин, кошачий, собачий)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

относительных прилагательных (гороховый, кирпичный, меховой, абрикосовый, клубничный, вишневый, ватный, свекольный, фасолевый, пластмассовый, шерстяной, льняной, мартовский, ночной, утренний)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

качественных прилагательных, выражающих эмоциональную окраску (смешливый, говорливый, молчаливый, хвастливый, драчливый) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

сложных слов (ледокол, пароход, листопад, снегопад,

пылесос, снегокат)_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выявление словотворческих способностей (придумай имя человеку, который: все время играет, все бросает, все моет, всегда смеется, всегда грустит и т. п.)___________________

_____________________________________________________________________________

Использование падежно-предложных конструкций, выражающих отношения лиц, предметов между собой (покажи указкой ручку, покажи указку ручкой. Коля и Маша ехали в автобусе. Коля уступил место Маше. Кто

вежливый?) __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Использование временных отношений (Миша смотрит детскую передачу перед тем, как лечь спать. Что делает Миша сначала? Что делает потом? Когда выполнены уроки, Оля идет гулять. Что она делает раньше?) ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Употребление:

существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах (окно — окна, дерево — деревья, стул — стулья, лев — львы, крыло — крылья; нет столов, деревьев, стульев, папок,

окон, крыльев, львов и т. д.) ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

существительных в родительном падеже (Чего не стало? — карандашей, фло\4астеров, колес, костра, колгот

и т. д.) .______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

существительных множественного числа в дательном и винительном падежах (что дадим собакам, тиграм, лошадям; кого погладим — кошек, котят, кроликов, крольчат, медведей, медвежат и т. .) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексический материал

Понимание/употребление слов

Согласование прилагательных с существительными

Красная рубашка

Красный рюкзак

Красное пальто

Согласование числительных с существительными

Одна книга

Две книги

Пять книг

Один палец

Два пальца

Пять пальцев

Одно ухо

Два уха

Пять шаров

Лексический материал

Понимание/употребление слов

Предлоги

Простые: на, в, под, за, из, над

Сложные: из-за, из-под, через, между, около

Составление рассказа:

по картине

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

по представлению (описанию)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

по серии картин ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление пересказа.

Хитрая лиса

Зимой в лесу меньше животных и птиц. Трудно стало лисе охотиться. Вот как-то раз приметила лиса воронье гнездо на дереве. Легла под ним и притворилась мертвой. Любопытная ворона не удержалась и слетела вниз. Решила подойти поближе и посмотреть на мертвую лису. Тут-то лиса вскочила и схватила любопытную ворону.

Владение элементами грамоты: знание печатных букв, умение их читать, печатать, соединять в слоги______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

Рекомендации

Приложение 2

Песочные игры по речевому развитию

Игры на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

«БУРЯ»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«ЛОШАДКА»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«ИНДЮКИ»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«КАЧЕЛИ»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку  в том же направлении.

«ЧАСИКИ»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

«СИЛЬНЫЙ МОТОР»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«ГОРОЧКА»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«ДОРОЖКА»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

«СОВПАДЕНИЕ»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

«СПРЯЧЬ РУЧКИ»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«ДВА ГОРОДА»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"МОЙ ГОРОД".

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

«СТРОИТЕЛИ»

Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

 -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

-приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

 - наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование: песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

«ЧЕГО НЕ СТАЛО»

Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование: песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«ПОДБЕРИ СЛОВО»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

«РОДНЫЕ СЛОВА»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование: песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

«Я ДЕЛАЛ - Я СДЕЛАЛ»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).

Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю и т.п.)

«ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ»

Цель: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

«ВОЛШЕБНЫЙ КЛАД»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«ДРУЗЬЯ»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»)

«ДВЕ ИГРУШКИ»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.


ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

«ПОЛОСКИ»

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

«ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ»

Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры.

Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.

(зачитывает стихотворную инструкцию).

На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!

Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.

Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.

Односложные слова: мак

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме.

2. Где растет этот цветок?

3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку о цветах.

"ПОСТРОЙ СТУПЕНЬКИ".

Цель: научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование: песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.

Ход игры.

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»

Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

«НАПИШИ НА ПЕСКЕ»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает (или логопед пишет, а ребенок читает.). Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ»

Цель: упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры.

Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.

«НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛЬЦАМИ»

Цель: развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры.

Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. [Текст]  Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика - М .,2001.- С 52-58.

2. Волкова Г.А. [Текст] Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики - СПб. 2003.

3. Выготский Л.С. [Текст] Мышление и речь: Избранные психологические исследования. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1959

4. Гвоздев А.Н. [Текст] Вопросы изучения детской речи - М., 1961г- 472с.

5. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. [Текст] Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М.

6. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. [Текст]  – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.

7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. [Текст] Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

8. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. [Текст] Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.

9.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. [Текст] Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

10. Дубровская Н.Ф., Фарбер Д.А., Безруких М.М., [Текст]  Психофизиология ребенка. М., 2000.

11. Жинкин Н.И. [Текст]  Язык. Речь. Творчество. - М. Лабиринт, 1998.

12. Жинкин Н.И. [Текст] Интеллект, язык и речь

13. Жинкин Н.И. [Текст]  Психологические основы развития речи

14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. [Текст]  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990

15. Зееман М. [Текст] Расстройства речи в детском возрасте. М.. 1962.

16. Иншакова О.Б. [Текст] Альбом для логопеда М.:Владос, 1998.

17. Корнев А.Н. [Текст] «Нарушение чтения и письма у детей» - С-Пб.: № Мим», 1997.

18. Корнев А.Н. [Текст] Нарушение письменной речи у детей.- М., 1997г.С 77-132.

19. Коррекция нарушений речи у дошкольников. Организационные вопросы программно-методического обеспечения. [Текст] Под редакцией Л.С. Сесковец.- М.:Аркти.2005

20. Лалаева Р.И. [Текст]  Дисграфия 1998г //Логопедия // С 286-301.

21. Логинова Е. А. [Текст]  «Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития. - С.-Пб.:Детство -Пресс, 2004.

22. Логинова Е.А. Нарушения письма.- СПб.,2004.- С 8-50

23. Лурия А.Р. [Текст] Очерки психофизиологии письма - М., - 1950.- С 121-138.

24. Лурия А.Р. [Текст] Психологическое содержание процесса письма //Методическое наследие. Логопедия. Книга IV.

25. Лурия А.Р. [Текст]  Язык и сознание - М.,19

26. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений, [Текст] Под редакцией Г.В.Чиркиной. М.: Аркти, 2005.

27. Микляева Н.В. [Текст] «Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста». М.: «Арис Пресс», 2006.

28.Набойкина. Е.Л. [Текст] Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.

29. Орфинская В.К. [Текст] Типы моторной и оптической алалии // Ученые записки ЛГПИ им Герцена ,СПб.,1959

30. Парамонова Л.Г. [Текст] «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». - С.Пб.: «Согаз», 2004

31. Парамонова Л.Г. [Текст]  Дисграфия. Профилактика и коррекция - СПб., 2006.-С -2-55.

32. Парамонова Л.Г. [Текст]  Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.- С-Пб.: «Детство пресс», 2006.

33. Репина З.А. [Текст] «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.пособие. - Екатеринбург: 2004.

34. Репина З.А. [Текст] Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи.- Уч п. Екатеринбур 1995.

35. Рубенштейн С.Л. [Текст] Основы общей психологии. Глава 11 Речь.- СП., 1999

36. Садовникова И.Н. [Текст]  Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- 1995. С 34-151

37.Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту [Текст]  / Н.А. Сакович  – СПб. : Речь,2006.– 176с.

38. Сиротюк А.Л. [Текст] Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003

39. Токарева О.А. [Текст] Расстройства чтения и письма. - М.,1971

40. Урунтаева Г.А. , Афонькина [Текст] « Помоги принцу найти Золушку», М.: «Просвещение», 1994.

41. Ушакова О.С. [Текст] Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. [Текст] - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.

42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. [Текст]  «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» - М.:2003.

43. Фотекова Т.А. [Текст]  Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников . М.,2000

44. Цветкова Л.С. [Текст] Нейропсихология счета, письмо и чтение: нарушение и восстановление.- М., 1997 С 65.

45. Чиркина Г.В. [Текст] Методы обследования речи детей. Пособие по диагностики речевых нарушений. М., 2005

46. Эльконин Д.Б. Развитие речи [Текст]  //Психология детей дошкольного возраста/под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. М. 196


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Статья "Коррекция детских страхов посредством песочной терапии"

В данной статье рассматриваются причины детских страхов, а также методы коррекционной работы. Данный материал будет полезен родителям, педагогам-психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям.На се...

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии»

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...