Обучение детей чтению «Как хорошо уметь читать!»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Зубкова Татьяна Николаевна

Как учить ребенка читать?

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь  правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном  синтетическом процессе принимают участие разные психические способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_chteniyu.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей чтению

«Как хорошо уметь читать!»

I этап

Развитие фонематического слуха:

- узнавание и различение неречевых звуков

- узнавание и различение речевых звуков

II этап

Развитие фонематического восприятия, как подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.

ЭТА СПОСОБНОСТЬ ВРОЖДЕННАЯ!

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1. способность слышать есть данный звук в слове или нет;

2. способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3. способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Как учить ребенка читать?

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь  правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном  синтетическом процессе принимают участие разные психические способности ребенка.

Зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.

Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала.

Кинестетическое  (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.

Советы по обучению чтения

  • 1.Поиграйте с каждым звуком. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть. При произнесении гласных звуков

Воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных звуков (их нельзя пропеть- и они

«согласны», чтобы их не пели.

Названия букв, произносится коротко М,Р…  

  • 2.Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.
  • 3.Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребенку, что звук мы слышим, а буквы  видим, читаем и пишем
  • 4.Учите слушать и определять место нахождения звука в слове.
  • 5.После гласных букв, переходим к ознакомлению с согласных букв.
  • 6.Объясняем детям, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
  • 7.Объясняем детям, что в нашей речи все звуки «дружат», поэтому  при чтении не рассыпаются.
  • 8.Обратить внимание детей на то, что без гласных не получится слога, а значит и слова не получится.
  • 9.Гласные второго ряда Е, Ё, Ю, Я произносятся кратко, не растягивая.
  • 10.Соединяя слоги в слова, обратите внимание детей на то, что слова нужно произносить плавно, не деля их при произношении на слоги.

Знакомство  с гласными звуками  и буквами

  • А     У     И     Э   Ы   О

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ

Кто  из  детей  произносит АУ, а кто  УА? Прочитай!

Дети находят гласные звуки в трех-звуковых словах.

Знакомство с согласными звуками и буквами

Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, называются согласными.

Твердый согласный звук обозначается синей фишкой.

Мягкий согласный звук обозначается зеленой фишкой.

Согласные звуки могут звонкими и глухими

Прочитаем вместе слова:

  • Мама
  • Папа
  • Бабушка
  • Дедушка

Играем вместе с детьми

Назови всё, что нарисовано на картинке.

На какой звук  оканчивается каждое слово?    

Какой предмет в каждом ряду лишний?

ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК «К» В СЛОВЕ?

Выбери картинку, в названии которой 5 звуков.

Определение последовательности звуков в слове

Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука.

РРРРРАК

РАААААК

РАККККК

ПРИ ЧТЕНИИ ТИПИЧНЫ ОШИБКИ:

1. трудности слияния звуков в слоги и слова;

2. взаимные замены фонетически или    артикуляционно близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких – глухих);

3. побуквенное чтение;

4. искажение слоговой структуры слов;

5. слишком медленный темп чтения;

6. нарушения понимания прочитанного.

К НЕДОСТАТКАМ ПИСЬМА ОТНОСЯТСЯ:

     замены букв, пропуски гласных;

     пропуски согласных в их стечении;

     слияние слов на письме;

     раздельное написание частей одного слова;

     пропуски, перестановки слогов;

     орфографические ошибки.

Представление слова в виде модели

Реально представить слово дает

возможность картинка-схема его

звукового состава. На ней помещается

рисунок-предмет, под которой ряд клеточек,

которые последовательно

заполняются фишками (цветными).

Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Закрепление навыка звукового анализа слов

Выполните звуковой анализ слова МЫШКА 

Измените схему так, чтобы получилось слово МИШКА 

Деление слов на слоги

Знакомство с буквами

«Найди и обведи все буквы Э»

Почему так важно?  ( ответы коллег)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР «Как хорошо уметь читать!»

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение  детьми оптическ...

«Как хорошо уметь читать» Советы психолога о формировании интереса к чтению.

Советы психолога о формировании интереса к чтению....

Рабочая программа дополнительного образования детей по обучению грамоте «Как хорошо уметь читать».

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Как хорошо уметь читать. Сценарий конкурса художественного чтения для детей 3-8 лет (04.12.22)

Конкурс проводится в целях активизации интереса детей к искусству слова, формирования у детей базовых культурных ценностей....

Программа по обучению дошкольников чтению «Как хорошо уметь читать»

Программа по обучению дошкольников чтению«Как хорошо уметь читать» Пояснительная записка Он взрослых изводил вопросом «почему?»Его прозвали «маленький философ&r...

Программа по обучению дошкольников чтению «Как хорошо уметь читать»

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Нау...