Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
проект по логопедии
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23»
Согласовано: Утверждаю:
педагогическим советом заведующая МДОУ «Детский сад №23»
от «___» __________20___г. __________________________________
Протокол №____________ от «___»__________20___г.
Принято заседанием педагогического совета
Протокол №_____________
«___» __________20___г.
Социально-педагогическая направленность
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста
(проект)
«Как хорошо уметь читать…»
Возраст детей 3-6 лет
Срок реализации 3 года
Автор-составитель:
Кукушкина Елена Владимировна,
учитель-логопед МДОУ
«Детский сад №23».
Ростов,2018
Оглавление
- Пояснительная записка………………………………………………………………3
- Учебно-тематический план …………………………………………………………..7
- Учебно-тематический план 1-го года обучения…………………………………….7
- Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………………………..8
- Учебно-тематический план 3-го года обучения……………………………………..8
- Содержание…………………………………………………………………………….9
- Содержание 1-го года обучения………………………………………………………9
- Содержание 2-го года обучения……………………………………………………….17
- Содержание 3-го года обучения……………………………………………………….28
- Обеспечение……………………………………………………………………………36
- Методическое обеспечение……………………………………………………………..36
- Материально-техническое обеспечение………………………………………………37
- Мониторинг образовательных результатов……………………………………….38
- Мониторинг образовательных результатов 1-го года обучения………………..…38
- Мониторинг образовательных результатов 2-го года обучения…………………..38
- Мониторинг образовательных результатов 3-го года обучения…………………..38
Список информационных источников……………………………………………………39
Приложения ……………………
Приложение 1……………………………………………………………………….
Приложение2…………………………………………………………………
- Пояснительная записка
"О муки чтения в раннем детстве, когда с головой
погружаешься в механизм зубчатого сплетения букв,
всем существом отдаваясь изучению машины
из бесчисленных мельчайших колесиков!
...Именно тогда мы испытали первую головную боль от чтения
и почти лишились чувств в густом тропическом лесу литературы"
Рамон Гомес де ла Серна, 1983
К настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами). Но, прежде всего, необходимо выяснить, когда, в каком возрасте обучение ребенка чтению будет целесообразнее и, главное, не принесет ему вреда.
Никто не отрицает тот факт, что в раннем и младшем дошкольном возрасте способность ребенка усваивать информацию беспрецедентна, а желание получать ее велико, как никогда.
В нейрофизиологических исследованиях установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребенка, так как всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.
Проблема раннего обучения чтению является актуальной на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком.
Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознания буквы, ее связи со звуком, соединение букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмысленностью.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше «положительных» эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению благоприятно влияет на их речевое развитие. Во-первых, буква в отличие от звука имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразах. Во-вторых, развивается аналитико -синтетическая деятельность. В-третьих, уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования. В-четвертых, появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты.
Начиная обучать ребенка чтению, необходимо сначала сформировать его психологическую готовность (повышение уверенности в себе, нормализация отношений со сверстниками, формирование адекватной самооценки).
Сформировать графический образ буквы помогает выкладывание букв из палочек, обведение контура буквы пальцем, прорисовывание буквы в воздухе и на ладони.
В процессе раннего обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, важно использовать книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, рисунки детей к текстам.
Наиболее уязвимым звеном в развитии как устной, так и письменной речи (при чтении) у детей с речевыми нарушениями является нарушение просодической стороны речи (темпа, ритма, выразительности, интонации). Чтение этих детей отличается монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логического ударения. Поэтому при раннем обучении чтению этих детей необходимо начинать с диалогов.
Следует отметить, что при раннем обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в себе, собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах). Такие занятия с родителями доставят ему удовольствие и будут стимулировать дальнейшее обучение.
Но не всегда раннее обучение чтению дает положительные результаты. Оно может навредить в том случае, если не учтены следующие требования:
- индивидуальные возможности ребенка (физические, умственные, психологические, речевые);
- количество и сложность материала (важно не перезагружать ребенка, материал должен соответствовать возрасту);
- темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения и снижает у детей уверенность в своих силах.
- психологическая готовность самого ребенка к обучению.
Поэтому к раннему обучению чтению следует подходить очень серьезно: главное – не навредить!
Цель: обучение детей 3-6 лет чтению.
Задачи:
- Развивать познавательных функций (наглядно-образного мышления, мыслительные операций;
- Развивать зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировка в форме, величине и цвете (сенсорное развитие);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать психических функций, связанных с речевой деятельностью.
- учить ориентироваться в пространстве.
- формировать способность к наблюдательности;
- - формировать у детей 6 лет навыки звуко - буквенного анализа;
- - расширять словарный запас, обогащать активный словарь;
- - прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку;
- - развивать мелкую моторику рук;
- - развитие коммуникативных способностей на основе общения.
Программа составлена для детей 3-6 лет. Учебная программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 15 минут.
При реализации программы используются следующие принципы:
- Принцип психологической комфортности включает в себя, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов педагогического процесса, во-вторых, создание в группе позитивного микроклимата, в-третьих, опору на мотивацию успешности.
- Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения знаний, обеспечения доступного для него уровня трудности материала, построения индивидуального маршрута развития.
- Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи, педагога, ребенка, использование различных средств, методов, приемов, технологий.
- Принцип доступности обеспечивает соответствие программного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей, подачу материала в понятной форме.
- Принцип дифференциации предполагает учет индивидуальных, психофизических, возрастных особенностей.
- Принцип преемственности – построение работы от простого к сложному.
- Принцип интегративности, реализуемый в объединении всех видов детской деятельности при решении поставленных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23»
Согласовано: Утверждаю:
педагогическим советом заведующая МДОУ «Детский сад №23»
от «___» __________20___г. __________________________________
Протокол №____________ от «___»__________20___г.
Принято заседанием педагогического совета
Протокол №_____________
«___» __________20___г.
Социально-педагогическая направленность
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста
(проект)
«Как хорошо уметь читать…»
«Читаю легко»
Возраст детей 3-6 лет
Срок реализации 3 года
Автор-составитель:
Кукушкина Елена Владимировна,
учитель-логопед МДОУ
«Детский сад №23».
Ростов,2018
Оглавление
- Пояснительная записка………………………………………………………………3
- Учебно-тематический план …………………………………………………………..7
- Учебно-тематический план 1-го года обучения…………………………………….7
- Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………………………..8
- Учебно-тематический план 3-го года обучения……………………………………..8
- Содержание…………………………………………………………………………….9
- Содержание 1-го года обучения………………………………………………………9
- Содержание 2-го года обучения……………………………………………………….17
- Содержание 3-го года обучения……………………………………………………….28
- Обеспечение……………………………………………………………………………36
- Методическое обеспечение……………………………………………………………..36
- Материально-техническое обеспечение………………………………………………37
- Мониторинг образовательных результатов……………………………………….38
- Мониторинг образовательных результатов 1-го года обучения………………..…38
- Мониторинг образовательных результатов 2-го года обучения…………………..38
- Мониторинг образовательных результатов 3-го года обучения…………………..38
Список информационных источников……………………………………………………39
Приложения ……………………
Приложение 1……………………………………………………………………….
Приложение2…………………………………………………………………
- Пояснительная записка
"О муки чтения в раннем детстве, когда с головой
погружаешься в механизм зубчатого сплетения букв,
всем существом отдаваясь изучению машины
из бесчисленных мельчайших колесиков!
...Именно тогда мы испытали первую головную боль от чтения
и почти лишились чувств в густом тропическом лесу литературы"
Рамон Гомес де ла Серна, 1983
К настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами). Но, прежде всего, необходимо выяснить, когда, в каком возрасте обучение ребенка чтению будет целесообразнее и, главное, не принесет ему вреда.
Никто не отрицает тот факт, что в раннем и младшем дошкольном возрасте способность ребенка усваивать информацию беспрецедентна, а желание получать ее велико, как никогда.
В нейрофизиологических исследованиях установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребенка, так как всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.
Проблема раннего обучения чтению является актуальной на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком.
Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознания буквы, ее связи со звуком, соединение букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмысленностью.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше «положительных» эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению благоприятно влияет на их речевое развитие. Во-первых, буква в отличие от звука имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразах. Во-вторых, развивается аналитико -синтетическая деятельность. В-третьих, уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования. В-четвертых, появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки, нейтрализуются возникающие из-за этого внутрисемейные конфликты.
Начиная обучать ребенка чтению, необходимо сначала сформировать его психологическую готовность (повышение уверенности в себе, нормализация отношений со сверстниками, формирование адекватной самооценки).
Сформировать графический образ буквы помогает выкладывание букв из палочек, обведение контура буквы пальцем, прорисовывание буквы в воздухе и на ладони.
В процессе раннего обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, важно использовать книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, рисунки детей к текстам.
Наиболее уязвимым звеном в развитии как устной, так и письменной речи (при чтении) у детей с речевыми нарушениями является нарушение просодической стороны речи (темпа, ритма, выразительности, интонации). Чтение этих детей отличается монотонностью, отсутствием пунктуационной интонации, логического ударения. Поэтому при раннем обучении чтению этих детей необходимо начинать с диалогов.
Следует отметить, что при раннем обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в себе, собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах). Такие занятия с родителями доставят ему удовольствие и будут стимулировать дальнейшее обучение.
Но не всегда раннее обучение чтению дает положительные результаты. Оно может навредить в том случае, если не учтены следующие требования:
- индивидуальные возможности ребенка (физические, умственные, психологические, речевые);
- количество и сложность материала (важно не перезагружать ребенка, материал должен соответствовать возрасту);
- темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения и снижает у детей уверенность в своих силах.
- психологическая готовность самого ребенка к обучению.
Поэтому к раннему обучению чтению следует подходить очень серьезно: главное – не навредить!
Цель: обучение детей 3-4 лет чтению.
Задачи:
- Развивать познавательных функций (наглядно-образного мышления, мыслительные операций;
- Развивать зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировка в форме, величине и цвете (сенсорное развитие);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать психических функций, связанных с речевой деятельностью.
- учить ориентироваться в пространстве.
- формировать способность к наблюдательности;
- - формировать у детей 6 -7 лет навыки звуко - буквенного анализа;
- - расширять словарный запас, обогащать активный словарь;
- - прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку;
- - развивать мелкую моторику рук;
- - развитие коммуникативных способностей на основе общения.
Программа составлена для детей 3-7 лет. Учебная программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 15 минут.
При реализации программы используются следующие принципы:
- Принцип психологической комфортности включает в себя, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов педагогического процесса, во-вторых, создание в группе позитивного микроклимата, в-третьих, опору на мотивацию успешности.
- Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения знаний, обеспечения доступного для него уровня трудности материала, построения индивидуального маршрута развития.
- Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи, педагога, ребенка, использование различных средств, методов, приемов, технологий.
- Принцип доступности обеспечивает соответствие программного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей, подачу материала в понятной форме.
- Принцип дифференциации предполагает учет индивидуальных, психофизических, возрастных особенностей.
- Принцип преемственности – построение работы от простого к сложному.
- Принцип интегративности, реализуемый в объединении всех видов детской деятельности при решении поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Раннее обучение слоговому чтению" Возраст обучающихся: 5-6 лет
Цель программы: создание условий для развития у учащихся постоянного сознательного интереса к чтению художественной литературы и овладению первыми навыками самостоятельного чтения. Задачи програм...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению чтению детей 5-7 лет
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.В процессе ее реализации ребенок должен овладеть знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легко ада...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа"АБВГДейка"( обучение буквам ,чтению по слогам) 2021 год
Цель: обучение детей дошкольного возраста буквам,пропевание слов по кубикам по слогам....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " АБВГДейка"(обучение букваи и чтению по слогам) 2021 год
Цель: обучение детей дошкольного возраста буквам ,чтению по слогам и " письму" слов по кубикакам....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста «Цветик - семицветик»
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию художествен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Дошколёнок" - обучение чтению
ДООП "Дошколёнок"...
ПРОГРАММА «Играя читаем» РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ, дошкольного возраста от 5-7 лет
Программа «Играя читаем» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Она способствует развитию речи и направлена на обучение чтению в игровой форме. Эта программа основана на ме...