Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР «Как хорошо уметь читать!»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Юдина Светлана Анатольевна

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение  детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.08 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

С.А. Коробейникова,

учитель-логопед  МБДОУ д/с № 8

                                           г. Североморска Мурманской обл.

Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР

«Как хорошо уметь читать!»

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение  детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Цель проекта: Обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
Задачи проекта:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
-  правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку
.

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Срок  реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая).

Основополагающие принципы  организации проекта:

 - развивающего обучения;

 - учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;

- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;

-деятельностного подхода  (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческойпознавательно-коммуникативной деятельности);

- интегративного подхода к обучению.

Этапы проекта: проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.

I–Подготовительный этап

Цель: создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита, обучение чтению по слоговому принципу.

  1. Использованиеэффективных приемов и методов коррекции речи.

Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно, для усвоения сложной системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно.

Появилась необходимость систематизировать, модифицировать и апробировать дидактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы, направленные    на обучение грамоте и навыка чтения.

Интерес и внимание  к звуку и букве у детей появляется, если использоватьигровые образовательные ситуации с применениемметода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно).

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.

Необходимо отметить, что компьютерные средства обучения, мультимедиа технологии и различные виды интерактивных материалов, а так же Интернет-ресурсы,  позволяют добиться положительных результатов в обучении.

2) Привлечение родителей к сотрудничеству по данному проекту началось с  анкетирования, цель которого - выявить уровень  заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для  родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей. Усилиями  всех участников проекта создали  «Библиотеку  Звуковичка». Это книжки – малышки на определённый звук, букву. Чтобы создать такую книжку необходимо подобрать речевой материал, соответствующий изучаемому звуку и букве, а также проявить творческие способности. Такая работа сотрудничества способствует системному и эмоциональному повторению речевого материала у детей. Просматривая книжки, воспитанники вместе с родителями самостоятельно выполняют представленные в ней задания и упражнения. Иллюстративный материал самостоятельно изготовленных пособий делает выполнение домашних заданий более интересными и яркими.

3) Работа с дошкольниками началась с диагностикиправильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга  звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя,  из полученных результатов определено содержание работы по проекту:

  •  Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР чтению;
  • Выстроена системаобразовательных ситуаций творческого цикла «Как хорошо уметь читать!» с использованием метода наглядного моделирования;
  • Разработан перспективный план по работе с родителями;
  • Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
  • Оформлена картотека пальчиковых и дидактическихигр;
  • Созданы буквенные фризы и книжки-малышки;
  • Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
  • Определены предполагаемые результаты.

Результаты работы  по проектуна I этапе

определены задачи  и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

II – Основной (практический) этап

Предполагает проведение работы по  обучению чтения в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям творческого цикла «Как хорошо уметь читать!»:

  • Цикл «Фонетика». Создание картотеки фонетических игр, направленных на развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка; обучение звуковому анализу и синтезу.
  • Цикл «Слово». 1. При изучении букв соблюдала последовательность и постепенность, вдумчиво подбирала слова и составляла слоговые таблицы разных видов к каждому занятию.

2. Ознакомила с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, ъ и ь знаками, их значением.

3. Показала слогообразующую роль гласного и значение ударения.

4. Научила читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двухсложные и трёхсложные слова, слова с двумя рядом стоящими гласными.

5. Научила составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова. Игра «Семейка слов».

6. Особое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми.

  • Цикл «Предложение».1. Отмечала, что наша речь делится на предложения и слова.

2. Обращала внимание на смысловую и интонационную законченность предложений.  (. ! ?)

3. Учила детей красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.

Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось какв непосредственно образовательной деятельности, так и  в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности.

Результаты работы  по проекту на II этапе

Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа:

- осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;

- чтению без утомления и перенапряжения;

- работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению;

- обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.

III - Итоговый этап.

Обобщение и оценка результатов, анализ работы и  прогнозирование дальнейшей деятельности.

Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация», проводимый на конец учебного года, показал, что у детей:

-  сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;

- наблюдается осмысленное чтение слов, предложений и небольших рассказов.

Следовательно, полученные положительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности создания проекта «Как хорошо уметь читать!»

Вывод по проекту:

Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми, приобретают качество системности и обобщённости.

В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос  профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ по обучению чтению дошкольников с ОНР «Как хорошо уметь читать!» Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ д/с №8 г. Североморск Мурманской области

Слайд 2

Цель проекта: Обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами. Задачи проекта: - хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; - различать гласные и согласные звуки; - правильно ставить ударение в знакомых словах; - свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; - правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?). - проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Слайд 3

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители. Срок реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая ). Основополагающие принципы организации проекта: - развивающего обучения; - учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников; - вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка; - деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности); - интегративного подхода к обучению.

Слайд 4

I – Подготовительный этап, его цель : создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита. Использование эффективных приемов и методов коррекции речи; Привлечение родителей к сотрудничеству; Работа с дошкольниками

Слайд 5

Использование эффективных приемов и методов коррекции речи Д идактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы направленные на обучение грамоте и навыка чтения.

Слайд 6

Игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования ( мнемотаблицы , рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно)

Слайд 7

Использование многофункциональных наглядных модулей

Слайд 8

К омпьютерные средства обучения, мультимедиа технологии, различные виды интерактивных материалов и интернет-ресурсы

Слайд 9

2)Привлечение родителей к сотрудничеству; месяц Формы взаимодействия Пути осуществления взаимодействия с родителями сентябрь 1. День открытых дверей. 2.Анкетирование «Ваши запросы, наши возможности». 3. Ознакомление родителей с уставом о выполнении правил посещения логопедической группы. 4. Оформление уголка для родителей Информация о МДОУ (режим работы, сотрудники, графики приёма специалистов) Режим дня, меню Сетка занятий, цель занятий Консультация «Методы и приёмы выполнения заданий логопеда дома» 5. Тренинг «Давайте познакомимся». Беседы, показ осуществления режимных моментов, игр и занятий. Собеседование с родителями, сбор основных сведений о ребёнке, анкетирование. Беседы, памятка. Письменные консультации. См. методические рекомендации по работе с родителями Нищевой Н.В. См. методические рекомендации И.А.Пазухиной « Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». П ерспективный план работы; консультации.

Слайд 10

Библиотека для родителей

Слайд 11

« Библиотека Звуковичка »

Слайд 12

3) Работа с дошкольниками

Слайд 13

Исходя, из полученных результатов определено содержание работы по проекту: - Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР чтению; - Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Как хорошо уметь читать!» с использованием метода наглядного моделирования; - Разработан перспективный план по работе с родителями; - Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы); - Оформлена картотека пальчиковых и дидактических игр; - Созданы буквенные фризы и книжки-малышки; - Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.); - Определены предполагаемые результаты.

Слайд 14

Результаты работы по проекту на I этапе – определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

Слайд 15

II – Основной (практический) этап Направления творческого цикла «Как хорошо уметь читать!»: Цикл «Фонетика».

Слайд 16

Цикл «Слово » Цикл «Предложение»

Слайд 17

Результаты работы по проекту на II этапе Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа: - осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями; - чтению без утомления и перенапряжения; - работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению; - обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.

Слайд 18

Третий этап - итоговый. обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности. Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация» по разделу «Обучение грамоте и чтению» 2012 – 2013 уч.год 2013 – 2014 уч.год

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

«Как хорошо уметь читать» Советы психолога о формировании интереса к чтению.

Советы психолога о формировании интереса к чтению....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...

Обучение детей чтению «Как хорошо уметь читать!»

Как учить ребенка читать?Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь  правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном  синте...

Программа по обучению дошкольников чтению «Как хорошо уметь читать»

Программа по обучению дошкольников чтению«Как хорошо уметь читать» Пояснительная записка Он взрослых изводил вопросом «почему?»Его прозвали «маленький философ&r...

Программа по обучению дошкольников чтению «Как хорошо уметь читать»

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Нау...