Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР «Как хорошо уметь читать!»
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 30.08 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
учитель-логопед МБДОУ д/с № 8
г. Североморска Мурманской обл.
Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР
«Как хорошо уметь читать!»
Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к овладению элементами грамоты.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
Цель проекта: Обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
Задачи проекта:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Срок реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая).
Основополагающие принципы организации проекта:
- развивающего обучения;
- учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;
- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;
-деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческойпознавательно-коммуникативной деятельности);
- интегративного подхода к обучению.
Этапы проекта: проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.
I–Подготовительный этап
Цель: создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита, обучение чтению по слоговому принципу.
- Использованиеэффективных приемов и методов коррекции речи.
Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно, для усвоения сложной системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно.
Появилась необходимость систематизировать, модифицировать и апробировать дидактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы, направленные на обучение грамоте и навыка чтения.
Интерес и внимание к звуку и букве у детей появляется, если использоватьигровые образовательные ситуации с применениемметода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно).
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.
Необходимо отметить, что компьютерные средства обучения, мультимедиа технологии и различные виды интерактивных материалов, а так же Интернет-ресурсы, позволяют добиться положительных результатов в обучении.
2) Привлечение родителей к сотрудничеству по данному проекту началось с анкетирования, цель которого - выявить уровень заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей. Усилиями всех участников проекта создали «Библиотеку Звуковичка». Это книжки – малышки на определённый звук, букву. Чтобы создать такую книжку необходимо подобрать речевой материал, соответствующий изучаемому звуку и букве, а также проявить творческие способности. Такая работа сотрудничества способствует системному и эмоциональному повторению речевого материала у детей. Просматривая книжки, воспитанники вместе с родителями самостоятельно выполняют представленные в ней задания и упражнения. Иллюстративный материал самостоятельно изготовленных пособий делает выполнение домашних заданий более интересными и яркими.
3) Работа с дошкольниками началась с диагностикиправильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя, из полученных результатов определено содержание работы по проекту:
- Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР чтению;
- Выстроена системаобразовательных ситуаций творческого цикла «Как хорошо уметь читать!» с использованием метода наглядного моделирования;
- Разработан перспективный план по работе с родителями;
- Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
- Оформлена картотека пальчиковых и дидактическихигр;
- Созданы буквенные фризы и книжки-малышки;
- Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
- Определены предполагаемые результаты.
Результаты работы по проектуна I этапе–
определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.
II – Основной (практический) этап
Предполагает проведение работы по обучению чтения в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям творческого цикла «Как хорошо уметь читать!»:
- Цикл «Фонетика». Создание картотеки фонетических игр, направленных на развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка; обучение звуковому анализу и синтезу.
- Цикл «Слово». 1. При изучении букв соблюдала последовательность и постепенность, вдумчиво подбирала слова и составляла слоговые таблицы разных видов к каждому занятию.
2. Ознакомила с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, ъ и ь знаками, их значением.
3. Показала слогообразующую роль гласного и значение ударения.
4. Научила читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двухсложные и трёхсложные слова, слова с двумя рядом стоящими гласными.
5. Научила составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова. Игра «Семейка слов».
6. Особое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми.
- Цикл «Предложение».1. Отмечала, что наша речь делится на предложения и слова.
2. Обращала внимание на смысловую и интонационную законченность предложений. (. ! ?)
3. Учила детей красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.
Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось какв непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности.
Результаты работы по проекту на II этапе
Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа:
- осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;
- чтению без утомления и перенапряжения;
- работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению;
- обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.
III - Итоговый этап.
Обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.
Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация», проводимый на конец учебного года, показал, что у детей:
- сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;
- наблюдается осмысленное чтение слов, предложений и небольших рассказов.
Следовательно, полученные положительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности создания проекта «Как хорошо уметь читать!»
Вывод по проекту:
Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми, приобретают качество системности и обобщённости.
В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами. Задачи проекта: - хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; - различать гласные и согласные звуки; - правильно ставить ударение в знакомых словах; - свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; - правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?). - проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители. Срок реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая ). Основополагающие принципы организации проекта: - развивающего обучения; - учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников; - вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка; - деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности); - интегративного подхода к обучению.
I – Подготовительный этап, его цель : создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита. Использование эффективных приемов и методов коррекции речи; Привлечение родителей к сотрудничеству; Работа с дошкольниками
Использование эффективных приемов и методов коррекции речи Д идактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы направленные на обучение грамоте и навыка чтения.
Игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования ( мнемотаблицы , рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно)
Использование многофункциональных наглядных модулей
К омпьютерные средства обучения, мультимедиа технологии, различные виды интерактивных материалов и интернет-ресурсы
2)Привлечение родителей к сотрудничеству; месяц Формы взаимодействия Пути осуществления взаимодействия с родителями сентябрь 1. День открытых дверей. 2.Анкетирование «Ваши запросы, наши возможности». 3. Ознакомление родителей с уставом о выполнении правил посещения логопедической группы. 4. Оформление уголка для родителей Информация о МДОУ (режим работы, сотрудники, графики приёма специалистов) Режим дня, меню Сетка занятий, цель занятий Консультация «Методы и приёмы выполнения заданий логопеда дома» 5. Тренинг «Давайте познакомимся». Беседы, показ осуществления режимных моментов, игр и занятий. Собеседование с родителями, сбор основных сведений о ребёнке, анкетирование. Беседы, памятка. Письменные консультации. См. методические рекомендации по работе с родителями Нищевой Н.В. См. методические рекомендации И.А.Пазухиной « Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». П ерспективный план работы; консультации.
Библиотека для родителей
« Библиотека Звуковичка »
3) Работа с дошкольниками
Исходя, из полученных результатов определено содержание работы по проекту: - Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР чтению; - Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Как хорошо уметь читать!» с использованием метода наглядного моделирования; - Разработан перспективный план по работе с родителями; - Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы); - Оформлена картотека пальчиковых и дидактических игр; - Созданы буквенные фризы и книжки-малышки; - Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.); - Определены предполагаемые результаты.
Результаты работы по проекту на I этапе – определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.
II – Основной (практический) этап Направления творческого цикла «Как хорошо уметь читать!»: Цикл «Фонетика».
Цикл «Слово » Цикл «Предложение»
Результаты работы по проекту на II этапе Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа: - осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями; - чтению без утомления и перенапряжения; - работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению; - обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.
Третий этап - итоговый. обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности. Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация» по разделу «Обучение грамоте и чтению» 2012 – 2013 уч.год 2013 – 2014 уч.год
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"
Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....
«Как хорошо уметь читать» Советы психолога о формировании интереса к чтению.
Советы психолога о формировании интереса к чтению....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...
Обучение детей чтению «Как хорошо уметь читать!»
Как учить ребенка читать?Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синте...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...
Программа по обучению дошкольников чтению «Как хорошо уметь читать»
Программа по обучению дошкольников чтению«Как хорошо уметь читать» Пояснительная записка Он взрослых изводил вопросом «почему?»Его прозвали «маленький философ&r...
Программа по обучению дошкольников чтению «Как хорошо уметь читать»
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Нау...