Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_zh.docx | 116.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия
по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
ТЕМА: «Звук и буква Ж».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе непосредственно - образовательной деятельности дети должны:
- Закрепить правильное произношение звука Ж, познакомиться с буквой Ж.
- Тренироваться в определении места звука Ж в словах
- Уточнить и обогатить словарный запас по теме «Насекомые».
- Проводить звуко-слоговой анализ слов типа ЖУК, ЛУЖА.
- Развивать связную речь, грамматический строй родного языка.
- Уметь находить букву Ж среди других букв.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать выразительность речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Предметные картинки (муха, стрекоза, пчела, шмель, муравей, богомол, жук, муравей, бабочка, комар).
- Зеркала.
- Демонстрационная карточка с буквой Ж.
- Разрезная азбука.
- Счетные палочки.
- Пособие «Раскрути вертушку».
- Планы анализа и характеристики звука, звуковички.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Этап | Содержание деятельности | Действия педагога и детей |
1. Орг. момент. Включение детей в совместную деятельность | - Здравствуйте, ребята! - Мячик передай, задание выполняй: Закончи предложение «Я (не) люблю весну, потому что…». Не то беда, что мы всегда Чего-нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. Кто пыжится, чтоб умным слыть И скрыть прорехи в знании, Тому весь век невеждой быть, Могу сказать заранее. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь – Тогда добьешься своего – Узнаешь, поумнеешь. | Дети и педагог стоят в кругу. Взаимное приветствие. Педагог предлагает выполнить задание с мячиком, эмоционально стимулируя детей к совместной работе, вовлекая их в совместную деятельность. |
2.Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики | Артикуляционная гимнастика:
Пальчиковая гимнастика: Насекомые Дружно пальчики считаем Бабочка, кузнечик, муха, Дыхательная гимнастика: «Раскрути вертушку» | Педагог и дети выполняют упражнения вместе и согласованно. Движения органов артикуляционного аппарата выполняются одновременно с движениями пальцев рук. Педагог совместно с детьми выполняют пальчиковую гимнастику. Педагог раздает детям пособия-вертушки, дети делают вдох носом, а сильным ротовым выдохом пытаются раскрутить вертушку – 3 раза. |
3. Ситуативная беседа. Планирование совместной деятельности | -Послушайте внимательно стихотворение К. Хетагурова. О каком времени года в нем говорится? На северных склонах- Проталин узор, На южном – зеленых Травинок ковер. Блистающий, тающий Снег уплывает, И вспашут поля, И листва оживет. - Какие признаки весны описаны в этом стихотворении? - Посмотрите, кто же проснулся весной? - А теперь закройте глаза, кто же появился новый? - Правильно, ЖУК - Как одним словом можно назвать эти слова? – НАСЕКОМЫЕ. - Сегодня мы на занятии отправимся вместе с жуком Жужу в гости к звуку [Ж]. | На доске иллюстрация весны Дети выражают свои суждения Педагог показывает картинки с изображением насекомых, а дети их называют: муха, стрекоза, пчела, шмель, муравей, богомол, жук. |
4. Анализ артикуляции и характеристика звука | Наш веселый ЖУ-жу жук Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! - Как жужжит жук? Вы звук [Ж] произнесите, Все о звуке расскажите. - Как мы произносим звук [Ж]? – Губки рупором, зубки сближены, язычок в виде чашечки приподнят за верхние зубы, теплая струя воздуха выходит из ротика. - Какой звук [Ж]? – Согласный, звонкий, твердый. - Как будет выглядеть звуковичок звука [Ж]? | Длительно произносят [Ж] хором и индивидуально, педагог наблюдает за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом. Дети выражают собственные суждения, анализируя звук Ж по предложенным планам. |
5. Развитие фонематических процессов | - Я вас всех превращаю в жуков. Все жуки спят, просыпаются только тогда, когда услышат звук [Ж]. а) из ряда звуков:с-з-ш-ж-ш-ж-с-з-ж-ж; б) из ряда слогов: СА, ША, ЖА, СУ, ЗУ, ЖУ, СЫ, ЖИ, ЗЫ, ЫС, ЫШ, АС, АШ и др. в) из ряда слов: ЗАЯЦ, САНКИ, ЖАБА, ШУБА, ЗОЛОТО, ЖУК, ШАПКА. | Дети закрывают глаза и открывают только тогда, когда услышат звук [Ж]. |
6. Автоматизация звука с слогах и словах | А теперь с жучком Мы вместе пожужжим, Только слоги с звуком [Ж] Говорим. Жук в гостях у ежа Жа-жа-жа, жа-жа-жа. Он пришел не зря к ежу Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Мне ежаток покажи Жи-жи-жи, жи-жи-жи. С ежиком ведь я дружу Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Погостил жук у ежа Жа-жа-жа, жа-жа-жа. Жук уходит от ежа Жа-жа-жа, жа-жа-жа. - Летает жук от цветка к цветку, а в каждом цветке спрятана картинка С жуком вместе полетай И картинки называй. | Дети повторяют за педагогом только слоги со звуком [Ж]. Перед детьми разложены цветы, на обратной стороне которых приклеены картинки содержащие звук [Ж]. Дети свободно передвигаются по группе и подходят, берут цветы и называют картинку. Педагог при этом тщательно следит за правильным произношением звука [Ж] в словах: жираф, жаба, ужи, ежик, жакет, пижама, лужа, пожарный, флажок, медвежонок, жеребенок, журнал, журавль, абажур, пирожок. |
7. Физминутка | В группу к нам жук влетел. Зажужжал и запел: Ж-ж-ж-ж Вот он вправо полетел, Каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел. Жук на нос хочет сесть. Не дадим ему присесть. Жук наш приземлился. Зажужжал и закружился. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-, Жук, вот правая ладошка – Посиди немножко. Жук, вот левая ладошка – Посиди немножко. Жук наверх полетел И на потолок присел. На носочки мы привстали, Но жука мы не достали. Хлопнем дружно: Хлоп-хлоп-хлоп, Чтобы улететь он смог. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. | Дети и педагог стоят свободно и выполняют соответствующие движения. |
8. Развитие фонематических процессов | Игра “Волшебные художники”. - Раскрасить ту картинку, в названии которой есть звук [Ж]. Цвет карандаша тоже со звуком [Ж]. Что ты раскрашиваешь? Образец ответа: “Я раскрашиваю желтым карандашом жирафа” и т.д. | Педагог раздает детям карточки и они выполняют задание. |
9. Автоматизация звука в активной речи, развитие лексико-грамматической стороны речи | - А теперь жук познакомит вас со своими друзьями-насекомыми. Муравьи-полезные насекомые. Они строят в лесу муравейники. Муравейники разорять нельзя. Бабочка – очень красивое насекомое. Мы летом часто видим, как порхают бабочки над цветами. У бабочек тоненькие красивые крылышки, покрытые пыльцой. Комары пьют кровь у людей и животных. У комара прозрачное брюшко и тоненький носик. Комары очень тонко пищат. - Теперь вы составьте предложения о понравившемся насекомом. -Будьте внимательны, я буду называть слово-действие, а вы поднимаете карточку с изображением насекомого, которое выполняет это действие.
| Педагог представляет вниманию детей научные факты о насекомых. Дети высказывают свои суждения |
10. Звуко – буквенный анализ | - Жук полетел дальше и увидел Звуковичков, которые не могли справится со словами ЖУК, ЛУЖА. - Ребята, давайте им поможем, возьмем звуковики и выложим с их помощью нужные слова под картинками. – какой первый звук? – какой последний звук? - сколько всего звуков? - какими буквами обозначаются эти звуки? | Дети, сидя за столом выкладывают схемы слов с помощью звуковичков. После выполнения задания идет самопроверка у доски. |
11. Знакомство с буквой | Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек. - На что по- вашему похожа буква Ж? - Буква Ж обозначает звук Ж. - Чем отличаются «звук» и «буква»? | Рассматривают карточку с буквой Ж, отыскивают ее в разрезной азбуке Педагог подходит к каждому ребенку и показывает карточку с буквой Ж, дети, в свою очередь, говорят, как называется буква. Дети выражают свои суждения. Педагог предлагает схему отличия звука и буквы. |
12. Развитие выразительности речи | - Жук Жужу будет очень рад, если вы правильно и красиво произнесете стихотворение о нем Жук. Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи? -Жу-жу, жу-жу, Я на дереве сижу. Жук, жук, покажись! Надо мною покружись! Жу, жу, жу, жу Я летаю и жужжу. - В каких словах встречается звук Ж? | Проговаривают стихотворение несколько раз вместе, тихо, громко, медленно, быстро. Затем желающие дети рассказывают ее быстро по одному. |
13.Анализ, рефлексия. Итог занятия | - С каким звуком мы сегодня поработали? Какой он? - Какой буквой обозначается? - Что на занятии вам понравилось? - До свидания. | Дети отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии. Педагог контролирует ответы ребенка полными предложениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Звук [ч], буква Ч"
Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит дете...
Конспект фронтального логопедического занятия: Звук [Ы]. Буква Ы. в старшей логопедической группе с детьми ОНР
Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы....
Конструкт логопедического занятия звук [ч] и буква "Ч"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...
Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"
Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...
Конструкт логопедического занятия "Звук и буква Э"
Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе...
Конструкт логопедического занятия "Звук А"
Технологическая карта совместной деятельности с детьми, имеющими фонентико-фонематическое недоразвитие речи....