Конспект логопедического занятия "Звук Л, звуки С-Сь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Логопедическое занятие по автоматизации звука Л в предложениях и дифференциации звуков С-Сь в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема: Звук Л, звуки С-СЬ.
Цель: автоматизация звука Л в предложениях, дифференциация звуков С-СЬ в тексте.
Задачи:
I.--автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях;
–развивать фонематическое восприятие в работе со звуком Л.
II.—дифференцировать звуки С-Сь на слух и в собственном произношении в слогах, словах и предложениях;
-- формировать навык фонемного анализа слов типа СГС (лось, лес).
Оборудование: предметные картинки, зеркала, фишки синего и зеленого цвета, листы-дома синего и зеленого цвета.
План-конспект урока.
I. Звук Л.
1.Организационный момент:
- Сегодня к тебе на занятие прилетели 2 птицы. Посмотри и скажи, какая птица находится слева, кого ты видишь справа?
Р.: -Слева голубь, справа - ласточка.
- Правильно. Какой звук в слове «голубь» ты слышишь в середине, а в слове «ласточка» в начале? (-Л)
- Сегодня эти птицы с тобой вместе поиграют со звуком Л.
- Прежде, чем начать нужно наши пальчики размять. Повторяй за мной:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог:
— Тук-тук-тук.
2.Артикуляционная гимнастика:
«Окошко»
- Давай улыбнемся нашим гостям. Еще раз. Как птенчики просят пищу? Открой широко рот и положи язычок на дно ротика. Еще раз повтори. Молодец.
«Блинчик»
-У всех птиц разные клювы. Покажи, какой широкий клюв у утки. Улыбнись, открой широко рот и положи язык на нижнюю губу. Я буду считать, а ты держи.
«Иголочка»
- У аиста, наоборот, узкий и острый язычок. Сделай и держи.
«Индюк»
- Покажи, как болтает индюк?
3. Уточнение артикуляции:
Вспомни, как работают губы, язык при правильном произнесении звука:
Губы улыбаются, старательно удерживают улыбочку; зубы разомкнуты;
Кончик языка поднимается вверх и прижимается в бугорочки за верхними зубами;
Воздушная струя идет по бокам языка; горлышко дрожит.
4.Характеристика звука (по схеме):
Если есть преграда( язык, зубы), то звук Л какой? --Согласный
Если голос звенит? --Звонкий
Средняя часть спинки языка опущена(показать на профиле) --Твердый
Итак, звук Л – согласный, твердый, звонкий.
5. Развитие фонематического восприятия со звуком Л:
- Ласточка предлагает тебе поиграть. Когда ты услышишь звук Л, хлопни в ладоши:
С, З, Л, Ш, Н, Ж, Л ; ла, со, ро, су,лы, па; мак, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.
- Где слышится звук Л в слове: лук, баклажан, лопата, салат, козел, топал.
6.Автоматизация звука Л в слогах:
- Птички очень рады, что ты такой внимательный. Теперь я буду говорить начало слова, а ты конец – маленькое слово ЛА: Кук...(ла), пи...(ла), Ми...(ла), иг...(ла), ска…(ла), пче…(ла).
Произнеси слог ЛЫ тихо и медленно, как будто далеко летят журавли.
А теперь громко и быстро слог ЛУ, как будто галдят птенцы.
7.Автоматизация звука Л в словах:
- Ласточка с голубем принесли с собой картинки. Посмотри на них и назови те картинки, в которых есть звук Л.
-Озвучь картинки, четко и правильно произнеси их ( белка, лось, заяц, лодка ,акула, кот, стул, молоток, ежик).
8.Автоматизация звука Л в предложениях:
Проговори четверостишие:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
9.Физкультминутка. Игра с мячом «Один и много».
Бокал – бокалы пенал – пеналы
Вокзал – вокзалы овал – овалы
Стол—столы скала – скалы
Пчела – пчелы пила – пилы
II. Звуки С-Сь.
1.Организационный момент:
-Наши птицы улетели, но прилетели другие, угадай кто?
--- Ночная птица (сова).
--- Птица с желтой грудкой (синица)
-Они просят ответить на вопросы:
--- Число, следующее за числом шесть (семь)
--- Самая болтливая птица (сорока).
--- Птица с желтой грудкой (синица)
--- Усатая рыба (сом)
--- Что видим, когда спим (сон)
--- Цвет моря (синий)
--- Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
- Какие звуки часто повторялись в словах? (Звуки С и Сь)
- Во второй части урока мы будем произносить звуки С и Сь и искать слова, в которых эти звуки встречаются.
2.Артикуляционная гимнастика:
"Научим язычок слушаться".
Пошлепаем непослушный язычок. Приоткрыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить "пя, пя, пя" на одном выдохе.
"Почистим зубки".
- Ну - ка, язычок, почисти зубки. Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх - вниз. Вот, какие чистые стали зубки.
"Язычок - силач".
- Язычок стал сильным. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык. Повторить 3 - 5 раз.
3.Уточнение артикуляции и звучания:
-В слове «сова» как звучит звук С, давай произнесем вместе: С-С-С-С.
-Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук С – согласный, твердый, глухой. Повтори звук С.
-А в слове «синица»? Произнеси…
- Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубки. Средняя часть язычка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук Сь – согласный, мягкий, глухой. Повтори звук Сь.
4. Сравнительная характеристика звуков:
- В чем сходство между звуками С и Сь? (оба звука согласных, глухих, свистящих)
- А в чем разница между ними? (Звук С — твердый, обозначаем синей фишкой, а звук Сь- мягкий, обозначаем зеленой фишкой)
5.Дифференциация звуков С-Сь в слогах:
а) на слух:
-Послушай и подними синюю фишку , если услышишь звук С:
Ла, са, вы, се, ку, со, лы , си, ма, су.
-А теперь, то же самое, и если услышишь звук Сь, то поднимешь зеленую фишку:
Ла, са, вы, се, ку, со, лы, си, ма, су
б) проговаривание:
-повтори за мной: са-си-са, си-су-су, сы-са-ся
-придумай и проговори сам по схеме: (синий-зеленый-синий; зеленый-зеленый-синий)
6.Дифференциация звуков С-Сь в словах:
а) на слух:
Подвижная игра "Прыгай, приседай".
- Услышишь в слове С - присядь и встань, а звук Сь - прыгни на месте:
Сытый, синий, доска, кисель, гусята, полоса, брось, трос, лось, лис.
б) проговаривание:
-Сова и синица пригласили каждая к себе гостей. Посмотри на картинки и назови всех гостей. (собака, лось, лиса, свинья, поросенок).
Как думаешь, кого пригласила сова, а кого синица?
- Если слышим звук С в названии животного, то кладем его на синий лист-дом совы, а если слышим звук Сь то на зеленый лист-дом синицы.
– Кто пришел к сове? (собака, свинья, лиса) – А кто в гостях у синицы? (поросенок, лось)
7. Фонемный анализ:
Все гости разошлись, остался только лось, давай выложим его имя с помощью фишек.
(выкладывание слов: лось)
-Где живет лось? (в лесу), выложи слово «лес».
8.Дифференциация звуков С-Сь в предложениях:
а) - Послушай:
У Сони и Сани синие сани.
- Какие слова услышали со звуком С? (Сони, Сани, сани)
- Какие со звуком Сь? (синие)
б)- Придумай предложение со словом «сова»; со словом «синица».
9. Дифференциация звуков С- Сь в тексте.
- Прослушай текст:
Собака Сонька снова в лесу. Тут столько интересного! Вот высокая сосна. На сосне сидит сова. Сонька стала лаять на сову. Сова вспорхнула и улетела – испугалась. Весело Соньке!
- Повтори текст по предложениям. Ответь на вопросы по тексту полным предложением.
9. Итоги урока:
-Вот и наши птицы улетели домой.
- Ты сегодня хорошо позанимался. Кто к тебе приходил в гости? Какие звуки ты поизносил вместе с ними? В какие игры вы играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"
Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р"
На данном занятии происходит автоматизация звука "Р" в различных звуковых сочетаниях, словах, и предложениях. Материал подобран по лексической теме "Птицы"...
Конспект логопедического занятия "Гласные звуки А,У"
Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Гласные звуки «О, У» Программное содержание: 1. Закрепить у детей навыки различ...

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ Р ] в слогах»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ Р ] в слогах»Составитель: учитель-...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука (Р) в слогах и словах."
Данное занятие по автоматизации звука [Р] предназначено для старшей логопедической группы. На этом занятии используются разные методы, направленные на закрепление звука [Р] в слогах и словах, также за...
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»
Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...