Конспект логопедического занятия "Звук Л, звуки С-Сь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Логопедическое занятие по автоматизации звука Л в предложениях и дифференциации звуков С-Сь в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l_zvuki_s-s.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: Звук Л, звуки С-СЬ.

Цель:  автоматизация звука Л в предложениях, дифференциация звуков С-СЬ в тексте.

Задачи:

I.--автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях;

   –развивать фонематическое восприятие в работе со звуком Л.

II.—дифференцировать звуки С-Сь  на слух и в собственном произношении в слогах, словах и предложениях;

    -- формировать навык фонемного анализа слов типа  СГС (лось, лес).

Оборудование: предметные картинки, зеркала, фишки синего и зеленого цвета, листы-дома синего и зеленого цвета.

                  План-конспект урока.

I. Звук  Л.

1.Организационный момент:

- Сегодня к тебе на занятие прилетели 2 птицы. Посмотри и скажи, какая птица находится слева, кого ты видишь справа?

Р.: -Слева голубь, справа - ласточка.

- Правильно. Какой звук в слове «голубь» ты слышишь в середине, а в слове «ласточка» в начале?   (-Л)

-  Сегодня эти птицы  с тобой вместе поиграют со звуком Л.

- Прежде, чем начать нужно наши пальчики размять. Повторяй за мной:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог:

— Тук-тук-тук.

2.Артикуляционная гимнастика:

«Окошко»

- Давай улыбнемся нашим гостям. Еще раз. Как птенчики просят пищу? Открой широко рот и положи язычок на дно ротика. Еще раз повтори. Молодец.

«Блинчик»

-У всех птиц разные клювы. Покажи, какой широкий клюв у утки. Улыбнись, открой широко рот и положи язык на нижнюю губу. Я буду считать, а ты держи.

«Иголочка»

- У аиста, наоборот, узкий и острый язычок. Сделай и держи.

«Индюк»

- Покажи, как болтает индюк?

3. Уточнение артикуляции:

Вспомни, как работают губы, язык при правильном произнесении звука:

Губы улыбаются, старательно удерживают улыбочку; зубы разомкнуты;

Кончик языка поднимается вверх и прижимается в бугорочки за верхними зубами;

Воздушная струя идет по бокам языка; горлышко дрожит.

4.Характеристика звука (по схеме):

Если есть преграда( язык, зубы), то звук Л какой?                      --Согласный

Если голос звенит?                                                                                --Звонкий

Средняя часть спинки языка опущена(показать на профиле)    --Твердый

Итак, звук Л – согласный, твердый, звонкий.

5. Развитие фонематического восприятия со звуком Л:

- Ласточка предлагает тебе поиграть. Когда ты услышишь  звук Л, хлопни в ладоши:

С, З,  Л, Ш, Н, Ж, Л ; ла, со, ро, су,лы, па; мак, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.

- Где слышится звук Л в слове: лук, баклажан, лопата, салат, козел, топал.

6.Автоматизация звука Л в слогах:

- Птички очень рады, что ты такой внимательный. Теперь я буду говорить начало слова, а ты конец – маленькое слово ЛА: Кук...(ла), пи...(ла), Ми...(ла), иг...(ла), ска…(ла), пче…(ла).

Произнеси слог ЛЫ тихо и медленно, как будто далеко летят журавли.

А теперь громко и быстро слог ЛУ, как будто галдят птенцы.

7.Автоматизация звука Л в словах:

- Ласточка с голубем принесли с собой картинки. Посмотри на них и назови те картинки, в которых есть звук Л.

-Озвучь картинки, четко и правильно произнеси их ( белка, лось, заяц, лодка ,акула, кот, стул, молоток, ежик).

8.Автоматизация звука Л в предложениях:

Проговори четверостишие:

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой белка не была.

9.Физкультминутка. Игра с мячом «Один и много».

Бокал – бокалы пенал – пеналы

Вокзал – вокзалы овал – овалы

Стол—столы скала – скалы

Пчела – пчелы пила – пилы

II. Звуки С-Сь.

 1.Организационный момент:

-Наши птицы улетели, но прилетели другие, угадай кто?

---        Ночная птица (сова).

 ---        Птица с желтой грудкой (синица)

-Они просят ответить на вопросы:

---        Число, следующее за числом шесть (семь)

---        Самая болтливая птица (сорока).

---        Птица с желтой грудкой (синица)

---        Усатая рыба (сом)

---        Что видим, когда спим (сон)

---        Цвет моря (синий)

---        Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

- Какие звуки часто повторялись в словах? (Звуки  С и Сь)

- Во второй части урока мы будем произносить звуки С и Сь и искать слова, в которых  эти звуки  встречаются.

2.Артикуляционная гимнастика:

"Научим язычок слушаться".

Пошлепаем непослушный язычок. Приоткрыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить "пя, пя, пя" на одном выдохе.

"Почистим зубки".

- Ну - ка, язычок, почисти зубки. Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх - вниз. Вот, какие чистые стали зубки.

"Язычок - силач".

- Язычок стал сильным. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык. Повторить 3 - 5 раз.

3.Уточнение артикуляции и звучания:

-В слове «сова» как звучит звук  С, давай произнесем вместе: С-С-С-С.

-Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук С – согласный, твердый, глухой. Повтори звук С.

-А в слове «синица»? Произнеси…

- Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубки. Средняя часть язычка поднимается вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по - середине языка. Звук Сь – согласный, мягкий, глухой. Повтори звук Сь.

4. Сравнительная характеристика звуков:

- В чем сходство между звуками   С и Сь? (оба звука согласных, глухих, свистящих)

- А в чем разница между ними? (Звук С — твердый, обозначаем синей фишкой, а звук Сь- мягкий, обозначаем зеленой фишкой)

5.Дифференциация звуков С-Сь в слогах:

а) на слух:

-Послушай и подними синюю фишку , если услышишь звук С:

Ла, са, вы, се, ку, со, лы , си, ма, су.

-А теперь, то же самое, и  если услышишь звук Сь, то поднимешь зеленую фишку:

Ла, са, вы, се, ку, со, лы, си, ма, су

б) проговаривание:

-повтори за мной:  са-си-са, си-су-су, сы-са-ся

-придумай и проговори сам по схеме:    (синий-зеленый-синий; зеленый-зеленый-синий)

6.Дифференциация звуков С-Сь в словах:

а) на слух:

Подвижная игра "Прыгай, приседай".

- Услышишь в слове С - присядь и встань, а звук Сь - прыгни на месте:

Сытый, синий, доска, кисель, гусята, полоса, брось, трос, лось, лис.

б) проговаривание:

-Сова и синица  пригласили каждая к себе гостей.      Посмотри на картинки и назови всех гостей. (собака, лось, лиса, свинья, поросенок).

Как думаешь, кого пригласила сова, а кого синица?  

- Если слышим звук С  в названии животного, то кладем его на синий лист-дом совы, а если слышим звук   Сь то на зеленый лист-дом синицы.

– Кто пришел к сове? (собака, свинья, лиса) – А кто в гостях у синицы? (поросенок, лось)

7. Фонемный анализ:

Все гости разошлись, остался только  лось, давай выложим его имя с помощью фишек.

(выкладывание слов: лось)

-Где живет лось? (в лесу), выложи слово «лес».

8.Дифференциация звуков С-Сь в предложениях:

а) - Послушай:

У Сони и Сани синие сани.

- Какие слова услышали со звуком С?    (Сони, Сани, сани)

- Какие  со звуком Сь?   (синие)

б)- Придумай предложение со словом «сова»; со словом «синица».

9. Дифференциация звуков С- Сь в тексте.

- Прослушай текст:

Собака Сонька снова в лесу. Тут столько интересного! Вот высокая сосна. На сосне сидит сова. Сонька стала лаять на сову. Сова вспорхнула и улетела – испугалась. Весело Соньке!

- Повтори текст по предложениям. Ответь на вопросы по тексту полным предложением.

9. Итоги урока:

-Вот и наши птицы улетели домой.

 - Ты сегодня хорошо позанимался. Кто к тебе приходил в гости? Какие звуки ты поизносил вместе с ними? В какие игры вы играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж], [ш]"

Конспект открытого логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Р"

На данном занятии происходит автоматизация звука "Р" в различных звуковых сочетаниях, словах, и предложениях. Материал подобран по лексической теме "Птицы"...

Конспект логопедического занятия "Гласные звуки А,У"

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Гласные звуки «О, У»    Программное содержание:  1.     Закрепить у детей навыки различ...

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [ Р ] в слогах»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКИЙ  ДЕТСКИЙ  САД «УЛЫБКА»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука  [ Р ] в слогах»Составитель: учитель-...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука (Р) в слогах и словах."

Данное занятие по автоматизации звука [Р] предназначено для старшей логопедической группы. На этом занятии используются разные методы, направленные на закрепление звука [Р] в слогах и словах, также за...

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [с][с,]»

Цель: знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звуков С, Сь.Задачи: уточнить произношение звуков С, Сь; дифференцировать их изолированно, в слогах, словах; закрепить умение проводить звук...