Конспект фронтального логопедического занятия: Звук [Ы]. Буква Ы. в старшей логопедической группе с детьми ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Калужской области для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
”Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида”
Звук [Ы]. Буква Ы.
учитель - логопед
высшей
квалификационной
категории
Абрамова Елена
Николаевна
2013
Цель:
Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы.
Задачи:
- Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слогов, воспроизведение слоговых рядов со звуком [Ы]. Выкладывание и печатание буквы Ы.
- Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, логическое мышление.
- Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Оборудование:
Предметные картинки (дым, дыня, ягоды, лимоны, кот, банты, губы, панамы, петух, дом, тюльпаны), тетради, красные карандаши, Звуковичок [Ы], индивидуальные зеркала, схемы произнесения звуков: «громко-тихо», «длинно-коротко», сказка о звуке [Ы], клоун Васенька.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед:- Ребята, давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Послушайте сказку.
Васенька: - Подождите, подождите, я тоже хочу послушать сказку.
Сказка о звуке [Ы]
Маленьким гномикам-Звуковичкам очень нравилось учить первых людей произносить звуки. И, вот, однажды Звуковичок [Ы] проснулся, очень сладко-сладко потянулся----ЫЫЫ, так он делал всегда и считал, что если этого не делать по утрам, то никакие дела не будут получаться в течение дня.
Звуковичок [Ы] рано утром пошел гулять и случайно заглянул к людям. Люди крепко спали. Но, вот один из них стал просыпаться и тогда, Звуковичок слегка коснулся его своей волшебной палочкой, и вдруг, человек стал тянуться руками вверх и при этом произносить ЫЫЫЫ-----, так сладко-сладко.
Звуковичок [Ы] пошел дальше своей дорогой, он был уверен, что у человека теперь тоже будут получаться все дневные дела.
А первый человек разбудил всех и стал показывать, как он может сладко тянуться ЫЫЫ----. Все люди вслед за ним стали также повторять ЫЫЫ---
Вот так, в речи людей появился звук [Ы]- «потянушка».
Основная часть:
Васенька: - Давайте играть в игру: «Потянушки». Все встанем и представим. Девочки сладко спят, а мальчики просыпаются и при этом тянуться Ы—Ы—Ы, а теперь девочки громко тянутся после долгого, сладкого сна Ы—Ы—Ы. Молодцы ребята!
Логопед: - Спасибо, Васенька за игру! Сейчас, сядем за столы и возьмем зеркала в руки, поем звук [Ы] и смотрим в зеркало. При произнесении звука [Ы] губы слегка растягиваются в улыбку, воздух выходит свободно, не встречая на своем пути преград (зубы, губы). Звук [Ы] можно петь громко, тихо, долго. Давайте попробуем… Ребята, если звук поем,значит он? Звук [Ы] какой? Кто-то стучится!
Звуковичок: - Здравствуйте, ребята! Я звуковичок [Э] пришел к вам из прекрасного красного замка Звукового королевства. Пришел к вам, чтобы подружиться с вами, чтобы вы научились слышать мой звук в словах. Для этого давайте немного потренируемся, поиграем!
Игра «Поймаем звук»
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки! Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:
- [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
- МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
- Мышь, мыло, пыль, куст, дым, лук, индюк, утка
Васенька: - Ребята, а я принес картинки, с которыми мы будем играть. (Васенька вывешивает картинки на доску (дым, дыня, ягоды, лимоны, банты, губы, петух, дом, кот, панамы, тюльпаны) и проводит игры с пятью-шестью картинками:
- «Какая картинка лишняя?»
- «Запоминай-ка»
- «Что пропало?»
- «Что пропало? Что появилось?»
Логопед: - Пора, Звуковичок, познакомить ребят с буквой, обозначающей твой звук.
Звуковичок:- Мой звук обозначается буквой Ы. Будем букву Ы выкладывать из спичек, готовы. (Выкладывание маленькой буквы ы из трех спичек и большой буквы Ы из большого числа спичек)
Буква Ы ходит с палочкой увы.
Логопед: - Напишите букву в воздухе. А теперь на спинах друг друга. Откройте тетради и напишите букву Ы. Каким цветом надо нарисовать кружок под буквой Ы? Молодцы, ребята! Я хочу рассказать вам секрет нашего звуковичка. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
Васенька: - И я, ребята, знаю секрет звука [Ы]. Сейчас вам его расскажу, слушайте внимательно: звук [Ы] любит все увеличивать, например: вот один стол, вот …; вот один цвет, на окне стоят…; вот альбом, а вот… и т. д.
Итог занятия:
Логопед: - Ребята, с каким звуком мы познакомились?
- каким цветом будем обозначать звук [Ы]?
-какие секреты у звука [Ы]?
- какие секреты у буквы Ы?
Васенька:- Молодцы, Ребята! Вам понравилось играть, дружить со мной и Звуковичком [Ы]? Давайте для нашего нового друга подготовим небольшие подарки. Вместе с родителями выложите букву Ы.
Звуковичок: Чья буква Ы будет самой красивой, получит от меня приз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.
Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....
конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.
Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....
конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.
. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...
Конспект фронтального логопедического занятия "Звук и буква Л"
Подробный конспект открытого занятия в подготовительной группе....
Конспект фронтального логопедического занятия "Звук [Ч] Буква Ч"
На занятии дети в игровой форме знакомятся со звуком Ч и буквой, которой он обозначается....
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук и буква Ж» с элементами игр В.Воскобовича
Цель занятия: автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.Коррекционно-образовательные задачи: научить детей характеризовать звук [ж] по акустическ...
Конспект фронтального логопедического занятия "Звук и буква О"
План - конспект фронтального занятия "Звук и буква О" для детей подготовительной логопедической группы...