Конспект фронтального логопедического занятия: Звук [Ы]. Буква Ы. в старшей логопедической группе с детьми ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Абрамова Елена Николаевна

Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Калужской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья
”Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида”

                    Звук [Ы]. Буква Ы.

учитель - логопед

высшей

квалификационной

категории          

                                          Абрамова Елена

Николаевна

2013

Цель:

Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы.

Задачи:

  • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слогов, воспроизведение слоговых рядов со звуком [Ы]. Выкладывание и печатание буквы Ы.
  • Развивать слуховое  внимание, слуховую и зрительную  память, фонематическое восприятие, просодическую сторону речи, логическое мышление.
  • Воспитывать дружеские отношения в  детском коллективе.

Оборудование:

 Предметные картинки (дым, дыня, ягоды, лимоны, кот, банты, губы, панамы, петух, дом, тюльпаны),  тетради, красные карандаши, Звуковичок [Ы], индивидуальные зеркала, схемы произнесения звуков: «громко-тихо», «длинно-коротко»,  сказка о звуке [Ы], клоун Васенька.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед:-  Ребята, давайте вспомним, с какими гласными звуками мы познакомились? Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новым звуком.  Послушайте  сказку.

Васенька: - Подождите, подождите, я тоже хочу послушать сказку.

Сказка о звуке [Ы]

       Маленьким гномикам-Звуковичкам очень нравилось учить первых людей произносить звуки. И, вот, однажды Звуковичок [Ы] проснулся, очень сладко-сладко потянулся----ЫЫЫ, так он делал всегда и считал, что если этого не делать по утрам, то никакие дела не будут получаться в течение дня.

Звуковичок [Ы] рано утром пошел гулять и случайно заглянул к людям. Люди крепко спали. Но, вот один из них стал просыпаться и тогда, Звуковичок слегка коснулся его своей волшебной палочкой, и вдруг, человек стал тянуться руками вверх и при этом произносить ЫЫЫЫ-----, так сладко-сладко.

Звуковичок [Ы] пошел дальше своей дорогой, он был уверен, что у человека теперь тоже будут получаться все дневные дела.

А первый человек разбудил всех и стал показывать,  как он может сладко тянуться ЫЫЫ----. Все люди вслед за ним стали также повторять ЫЫЫ---

Вот так, в речи людей появился звук [Ы]- «потянушка».

Основная часть:

Васенька: - Давайте играть в игру: «Потянушки». Все встанем и представим. Девочки сладко спят, а мальчики просыпаются и при этом тянуться Ы—Ы—Ы, а теперь девочки громко тянутся после долгого, сладкого сна Ы—Ы—Ы. Молодцы ребята!

Логопед: -  Спасибо, Васенька за  игру!  Сейчас, сядем за столы и возьмем зеркала в руки, поем звук [Ы] и смотрим в зеркало. При  произнесении звука [Ы]  губы слегка растягиваются в улыбку, воздух  выходит свободно, не встречая на своем пути преград (зубы, губы). Звук [Ы] можно петь громко, тихо, долго. Давайте попробуем… Ребята, если звук поем,значит он? Звук  [Ы]  какой?    Кто-то стучится!

Звуковичок: -  Здравствуйте, ребята! Я звуковичок [Э] пришел  к вам из прекрасного красного замка Звукового королевства. Пришел к вам, чтобы подружиться с вами, чтобы вы научились слышать  мой звук в словах.  Для этого давайте немного  потренируемся, поиграем!

Игра «Поймаем звук»

 Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки! Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

  • [У] [О] [И]  [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

  • МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

  • Мышь, мыло, пыль, куст, дым, лук, индюк, утка

Васенька: - Ребята,  а я  принес картинки, с которыми мы будем играть. (Васенька вывешивает картинки на доску (дым, дыня, ягоды, лимоны, банты, губы, петух, дом, кот, панамы, тюльпаны) и  проводит игры с пятью-шестью картинками:

  • «Какая картинка лишняя?»
  • «Запоминай-ка»
  • «Что пропало?»
  • «Что пропало? Что появилось?»

Логопед: -   Пора, Звуковичок, познакомить ребят с буквой, обозначающей твой звук.

 Звуковичок:-  Мой звук обозначается буквой Ы.  Будем букву Ы выкладывать из спичек, готовы. (Выкладывание маленькой буквы ы из трех спичек и большой буквы Ы из большого числа спичек)

Буква Ы  ходит с палочкой увы.

Логопед: -   Напишите букву в воздухе. А теперь на спинах друг друга. Откройте тетради и напишите  букву Ы. Каким цветом надо нарисовать кружок под буквой Ы? Молодцы, ребята! Я хочу рассказать вам секрет нашего  звуковичка. Буква Ы ходит всегда с палочкой, увы. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой,  становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

Васенька: - И я, ребята, знаю секрет звука [Ы]. Сейчас вам его расскажу, слушайте внимательно: звук [Ы] любит все увеличивать, например: вот один стол, вот …; вот один цвет, на окне стоят…; вот альбом, а вот… и т. д.

                                            Итог занятия:

Логопед: - Ребята, с каким звуком мы познакомились?          

                 - каким цветом будем обозначать звук [Ы]?

                 -какие секреты у звука [Ы]?

                 - какие секреты у буквы Ы?          

Васенька:- Молодцы, Ребята! Вам понравилось играть, дружить со  мной и Звуковичком [Ы]? Давайте для нашего нового друга   подготовим небольшие подарки. Вместе с родителями выложите букву Ы.

Звуковичок:  Чья буква Ы будет  самой красивой, получит от меня приз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...

Конспект фронтального логопедического занятия "Звук и буква Л"

Подробный конспект открытого занятия в подготовительной группе....

Конспект фронтального логопедического занятия "Звук [Ч] Буква Ч"

На занятии дети в игровой форме знакомятся со звуком Ч и буквой, которой он обозначается....

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук и буква Ж» с элементами игр В.Воскобовича

Цель занятия: автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.Коррекционно-образовательные задачи: научить детей характеризовать звук [ж] по акустическ...

Конспект фронтального логопедического занятия "Звук и буква О"

План - конспект фронтального занятия "Звук и буква О" для детей подготовительной логопедической группы...