Конструкт логопедического занятия "Звук и буква Э"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Коробейникова Светлана Владимировна

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_e.docx167.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия

по обучению грамоте в подготовительной  логопедической группе

ТЕМА: «Звук и буква Э».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно - образовательной деятельности дети должны:

  1. Научиться четко артикулировать и произносить звук Э; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука.
  2. Выделять ударный гласный Э, стоящий в начале слова и после согласного в середине слова.
  3. Познакомиться с буквой Э; знать основные отличия звука от буквы.
  4. Тренироваться в определении положения звука Э в слове.
  5. Тренироваться в образовании существительных с помощью соединительной буквы –о-.
  6. Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах.
  7. Тренировать внимание, память, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Предметные картинки (лимон, апельсин, эскимо, ананас).
  • Зеркала.
  • Демонстрационная карточка с буквой Э.
  • Разрезная азбука.
  • Пособие «Раскрути вертушку».
  • Планы анализа и характеристики звука, звуковички.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Этап

Содержание деятельности

Действия педагога и детей

1. Орг. момент. Включение детей в совместную деятельность

- Здравствуйте, ребята!

- Мячик передай, любой гласный звук называй.

Не то беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

Кто пыжится, чтоб умным слыть

И скрыть прорехи в знании,

Тому весь век невеждой быть,

Могу сказать заранее.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь –

Тогда добьешься своего –

Узнаешь, поумнеешь.

Дети и педагог стоят в кругу. Взаимное приветствие. Педагог предлагает выполнить задание с мячиком, эмоционально стимулируя детей к совместной работе, вовлекая их в совместную деятельность.

2.Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики

Артикуляционная гимнастика:

  • улыбка-пятачок – 3 раза;
  • пятачок вертится;
  • пасть крокодила;
  • лопаточка;
  • чашечка;
  • часики;
  • вкусное варенье;
  • лошадка.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы  обеих  рук   складываются   кончиками  вместе

Кто  приехал?

Быстро  хлопаем  кончиками   больших  

пальцев.

Мы,  мы,  мы!

Кончики  больших  пальцев  прижаты  друг  к  

другу,  а  кончики  остальных  пальцев  быстро  

хлопают  одновременно

Мама,  мама, это  ты?

Хлопаем  кончиками  больших  пальцев

Да,  да,  да!

Хлопаем  кончиками  указательных  пальцев

Папа,  папа, это  ты?

Хлопаем  кончиками  больших  пальцев

Да,  да,  да!

Хлопаем  кончиками  средних  пальцев

Братец,  братец, это  ты?

Хлопаем  кончиками  больших  пальцев

Да,  да,  да!

Хлопаем  кончиками  безымянных  пальцев

Ах,  сестричка,  это  ты?

Хлопаем  кончиками  больших  пальцев

Да,  да,  да!

Хлопаем  мизинцами

Все  мы  вместе,

Да,  да,  да!

Хлопаем  всеми  пальцами

Дыхательная гимнастика:

«Раскрути вертушку»

Педагог и дети выполняют упражнения вместе и согласованно.

Движения органов артикуляционного аппарата выполняются одновременно с движениями пальцев рук.

Педагог совместно с детьми выполняют пальчиковую гимнастику.

Педагог раздает детям пособия-вертушки, дети делают вдох носом, а сильным ротовым выдохом пытаются раскрутить вертушку – 3 раза.

3. Ситуативная беседа.

Планирование совместной деятельности

- Что здесь лишнее? – ЭСКИМО.

- Почему? – ЭСКИМО – это мороженое, продукт, а все остальное – это фрукты.

- ЭЭЭскимо – какой звук спрятался в начале этого слова? - Э

- Мы сегодня будем закреплять звук [Э] и познакомимся с буквой, которой обозначается звук [Э] на письме.

На экране (на доске): лимон, апельсин, эскимо, ананас.

 

Проводится

беседа с детьми

4. Анализ артикуляции и характеристика звука

- Как у нас работают органы артикуляции, когда мы произносим звук [Э]?

— губки в улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

- поется голосом, тянется – гласный (знакомство с символом звука [Э]-портретиком звуковичка).

- Звук [Э] гласный, поэтому обозначается красным цветом.

Длительно произносят Э  хором и индивидуально, педагог наблюдает за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом. Дети выражают собственные суждения, анализируя звук [Э] по предложенным планам.

- Педагог раздает каждому ребенку портретик звука Э.

5. Развитие фонематических процессов

Игра «Поймай звук [Э]».

а) из ряда звуков: У, И,О, Э, Ы  А, У,Э,  И,Ы,  О, Э, А, У, О, Ы,И, С, Э, У,И, Ш,Ы,  О, Э, И, А, О, Ы, У и т.п.

б) из ряда слогов: ЭТ, ТЭ, ОП, ИП, ЭК, ЕТ, ПЕ, ПА,СЭ,  КИ, ЭМ, КЫ, КУ, НЭ, ПО, ЫП и т.п.

в) из  ряда слов: этажерка, телефон, эскимос, эскалатор, мир,  этажи, тишина , электросварщик, ананас,  экипаж , сила,  огород, электроприбор, облако,  эвкалипт, игрушка, экскаватор, элеватор, автобус, эму

(можно с использованием картинок).

- какие имена на звук [Э] вы знаете? Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма, Эвелина, Эмиль, Эрика, Эльдар

Дети поднимают вверх звуковичка, когда услышат в речи педагога звук [Э].

Дети выражают собственные суждения.

6. Физминутка

Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покрутитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Дети  и педагог стоят свободно и выполняют соответствующие движения.

7. Автоматизация звука в активной речи, развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Назови одним словом»

- Какое новое слово получится?

Электрический утюг – электроутюг

Электрический прибор – электроприбор

Электрическая станция – электростанция

Электрическая мясорубка – электромясорубка

Дети, продолжая стоять свободно, выполняют задание педагога, который контролирует правильность образования новых слов.

8. Звуко – буквенный анализ

Игра «Живые звуки».

- Сейчас проверим, какие вы дружные и как вы умеете договариваться. Поиграем в живых звуковичков. Я даю вам звуковички, вы должны вместе составить в нужной последовательности справа налево следующие словечки: ЭТА, ЭТИ, ЭТОТ.

– какой первый звук?

– какой последний звук?

- сколько всего звуков?

- какими буквами обозначаются эти звуки?

Дети, договариваясь друг с другом, проводят звуковой анализ слов.

9. Знакомство с буквой

Это — Э с открытым ртом

И большущим языком.

- На что похожа буква Э?

-Давайте сконструируем букву Э с помощью наших рук.

- Чем отличаются «звук» и «буква»?

Рассматривают карточку с буквой Э, отыскивают ее в разрезной азбуке

Педагог подходит к каждому ребенку и показывает карточку с буквой Э, дети, в свою очередь, говорят, как называется буква

Дети выражают свои суждения.

Педагог предлагает схему отличия звука и буквы.

10. Закрепление образа буквы

Игра «Найди все буквы»

- Рассмотрим карточку с буквой Э, пропишем ее в воздухе вытянутой вперед правой рукой, указательным пальцем правой руки на ладошке левой руки

C:\Users\user\Desktop\Мои документы\Интернет\заказ по интернету\ольга Прудникова\Эл.портфолио\AutoPlay\Docs\Буквы\ААА0028.jpg

C:\Users\Sveto4ka\Desktop\Фронтальные занятия\Фронтальные занятия\Штриховка букв\Слайд31.JPG

Педагог встает спиной к детям и совместно с детьми прописывают «прописывают» в воздухе букву Э.

Выполняют задание на карточке, сидя за столами.

Дети рассматривают карточку, и закрашивают или заштриховывают (на выбор) букву Э карандашом.

10.Анализ, рефлексия. Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня поработали? Какой он?

- Какой буквой обозначается?

- Что на занятии вам понравилось?

 - До свидания.

Дети отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии. Педагог контролирует ответы ребенка полными предложениями.

C:\Users\user\Desktop\Мои документы\Интернет\заказ по интернету\ольга Прудникова\Эл.портфолио\AutoPlay\Docs\Буквы\ААА0028.jpgC:\Users\user\Desktop\Мои документы\Интернет\заказ по интернету\ольга Прудникова\Эл.портфолио\AutoPlay\Docs\Буквы\ААА0028.jpgC:\Users\user\Desktop\Мои документы\Интернет\заказ по интернету\ольга Прудникова\Эл.портфолио\AutoPlay\Docs\Буквы\ААА0028.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для логопедических занятий "Выбери букву С или Ш" и "Выбери букву Л или Р".

   Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Обучающая и игровая цели взаимодействуют друг с другом и обеспечивают усвоение программного материала...

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...

Конструкт логопедического занятия звук [ч] и буква "Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...

Конструкт логопедического занятия звук [ж] и буква "Ж"

Конспект занятия по обучения грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конструкт логопедического КВНа «Читай-ка» в рамках областной акции «ДЕНЬ ЧТЕНИЯ – 2019»

Логопедический КВН в старших группах «Читай-ка» Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к художественному слову и воспитания заинтересованного слушателя.Задачи:Ко...