Этап | Содержание деятельности | Действия педагога и детей |
1. Орг. момент. Включение детей в совместную деятельность | - Здравствуйте, ребята! - Мячик передай, любой гласный звук называй. Не то беда, что мы всегда Чего-нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. Кто пыжится, чтоб умным слыть И скрыть прорехи в знании, Тому весь век невеждой быть, Могу сказать заранее. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь – Тогда добьешься своего – Узнаешь, поумнеешь.
| Дети и педагог стоят в кругу. Взаимное приветствие. Педагог предлагает выполнить задание с мячиком, эмоционально стимулируя детей к совместной работе, вовлекая их в совместную деятельность.
|
2.Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики | Артикуляционная гимнастика: - улыбка-пятачок – 3 раза;
- пятачок вертится;
- пасть крокодила;
- лопаточка;
- чашечка;
- часики;
- вкусное варенье;
- лошадка.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе | Кто приехал? | Быстро хлопаем кончиками больших пальцев. | Мы, мы, мы! | Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев быстро хлопают одновременно | Мама, мама, это ты? | Хлопаем кончиками больших пальцев | Да, да, да! | Хлопаем кончиками указательных пальцев | Папа, папа, это ты? | Хлопаем кончиками больших пальцев | Да, да, да! | Хлопаем кончиками средних пальцев | Братец, братец, это ты? | Хлопаем кончиками больших пальцев | Да, да, да! | Хлопаем кончиками безымянных пальцев | Ах, сестричка, это ты? | Хлопаем кончиками больших пальцев | Да, да, да! | Хлопаем мизинцами | Все мы вместе, Да, да, да! | Хлопаем всеми пальцами |
Дыхательная гимнастика: «Раскрути вертушку» | Педагог и дети выполняют упражнения вместе и согласованно. Движения органов артикуляционного аппарата выполняются одновременно с движениями пальцев рук.
Педагог совместно с детьми выполняют пальчиковую гимнастику.
Педагог раздает детям пособия-вертушки, дети делают вдох носом, а сильным ротовым выдохом пытаются раскрутить вертушку – 3 раза.
|
3. Ситуативная беседа. Планирование совместной деятельности | - Что здесь лишнее? – ЭСКИМО. - Почему? – ЭСКИМО – это мороженое, продукт, а все остальное – это фрукты. - ЭЭЭскимо – какой звук спрятался в начале этого слова? - Э - Мы сегодня будем закреплять звук [Э] и познакомимся с буквой, которой обозначается звук [Э] на письме.
| На экране (на доске): лимон, апельсин, эскимо, ананас. Проводится беседа с детьми |
4. Анализ артикуляции и характеристика звука | - Как у нас работают органы артикуляции, когда мы произносим звук [Э]? — губки в улыбке; — зубки сближены; — широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята; — горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке). - поется голосом, тянется – гласный (знакомство с символом звука [Э]-портретиком звуковичка). - Звук [Э] гласный, поэтому обозначается красным цветом.
| Длительно произносят Э хором и индивидуально, педагог наблюдает за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом. Дети выражают собственные суждения, анализируя звук [Э] по предложенным планам. - Педагог раздает каждому ребенку портретик звука Э.
|
5. Развитие фонематических процессов | Игра «Поймай звук [Э]». а) из ряда звуков: У, И,О, Э, Ы А, У,Э, И,Ы, О, Э, А, У, О, Ы,И, С, Э, У,И, Ш,Ы, О, Э, И, А, О, Ы, У и т.п. б) из ряда слогов: ЭТ, ТЭ, ОП, ИП, ЭК, ЕТ, ПЕ, ПА,СЭ, КИ, ЭМ, КЫ, КУ, НЭ, ПО, ЫП и т.п. в) из ряда слов: этажерка, телефон, эскимос, эскалатор, мир, этажи, тишина , электросварщик, ананас, экипаж , сила, огород, электроприбор, облако, эвкалипт, игрушка, экскаватор, элеватор, автобус, эму (можно с использованием картинок). - какие имена на звук [Э] вы знаете? Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма, Эвелина, Эмиль, Эрика, Эльдар
| Дети поднимают вверх звуковичка, когда услышат в речи педагога звук [Э].
Дети выражают собственные суждения. |
6. Физминутка | Встаньте дружно, потянитесь! Пошагайте, покрутитесь. Руки вправо, руки влево, А потом присядьте смело. Снова встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь.
А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело.
| Дети и педагог стоят свободно и выполняют соответствующие движения. |
7. Автоматизация звука в активной речи, развитие лексико-грамматической стороны речи | Игра «Назови одним словом» - Какое новое слово получится? Электрический утюг – электроутюг Электрический прибор – электроприбор Электрическая станция – электростанция Электрическая мясорубка – электромясорубка | Дети, продолжая стоять свободно, выполняют задание педагога, который контролирует правильность образования новых слов.
|
8. Звуко – буквенный анализ | Игра «Живые звуки». - Сейчас проверим, какие вы дружные и как вы умеете договариваться. Поиграем в живых звуковичков. Я даю вам звуковички, вы должны вместе составить в нужной последовательности справа налево следующие словечки: ЭТА, ЭТИ, ЭТОТ. – какой первый звук? – какой последний звук? - сколько всего звуков? - какими буквами обозначаются эти звуки?
| Дети, договариваясь друг с другом, проводят звуковой анализ слов. |
9. Знакомство с буквой | Это — Э с открытым ртом И большущим языком. - На что похожа буква Э?
-Давайте сконструируем букву Э с помощью наших рук.
- Чем отличаются «звук» и «буква»? | Рассматривают карточку с буквой Э, отыскивают ее в разрезной азбуке Педагог подходит к каждому ребенку и показывает карточку с буквой Э, дети, в свою очередь, говорят, как называется буква
Дети выражают свои суждения. Педагог предлагает схему отличия звука и буквы.
|
10. Закрепление образа буквы | Игра «Найди все буквы» - Рассмотрим карточку с буквой Э, пропишем ее в воздухе вытянутой вперед правой рукой, указательным пальцем правой руки на ладошке левой руки
| Педагог встает спиной к детям и совместно с детьми прописывают «прописывают» в воздухе букву Э. Выполняют задание на карточке, сидя за столами. Дети рассматривают карточку, и закрашивают или заштриховывают (на выбор) букву Э карандашом. |
10.Анализ, рефлексия. Итог занятия | - С каким звуком мы сегодня поработали? Какой он? - Какой буквой обозначается? - Что на занятии вам понравилось?
- До свидания.
| Дети отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии. Педагог контролирует ответы ребенка полными предложениями.
|