ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛИ | ОБОРУДОВАНИЕ | ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
|
|
|
|
СЕНТЯБРЬ 1.Пересказ рассказа в раздевалке составленного по демонстрируемым действиям | Коррекционно-образовательные: - учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;
Коррекционно-развивающие: - систематизировать знания о детском саде;
- активизировать словарь по данной теме;
Коррекционно-воспитательные: - воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.
| Сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия. | Объяснить детям, для чего они ходят в детский сад. Познакомить с помещениями детского сада и сотрудниками. Напомнить о правилах поведения в детском саду. Чтение с обсуждением: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку-Яшь «Не только в детском саду». |
2.Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям. | Коррекционно-образовательная: - учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ.
Коррекционно – развивающие: - систематизировать знания по теме «Игрушки»;
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать умение подбирать местоимения к именам существительным.
Коррекционно–воспитательная: - воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.
| Кубики, кукла, кукольная одежда, картинки - раскраски. | Чтение художественных текстов: А. Барто «Игрушки», С. Маршак «Мяч», Е. Серова «Нехорошая история». Беседа о бережном отношении к игрушкам. Лепка на тему «Моя любимая игрушка». |
ОКТЯБРЬ 3. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа (магнитной доски).
| Коррекционно – образовательная: учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Коррекционно – развивающие: знания детей о поведении животных в осенний период; - активизировать словарь по теме «Осень»;
- закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
| Текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный), картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец. | Чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П.Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее). |
4.Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. | Коррекционно – образовательные : - учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;
- соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;
- учить узнавать овощи по описанию.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь, по теме «Овощи»;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.
Коррекционно - воспитательная: - воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.
| Картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей. | Рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей). |
5.Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. | Коррекционно - образовательные: - учить детей подбирать существительные к прилагательным;
- учить составлять рассказ с опорой на схему.
Коррекционно – развивающие: - закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;
- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- закреплять употребление притяжательных местоимений.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
| Картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов. | Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Косточка», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах. Лепка «Фрукты на блюде». Аппликация – «Ваза с фруктами». |
6.Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.
НОЯБРЬ 7. Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок. | Коррекционно - образовательные: - учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад и огород»;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- учить согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.
Коррекционно - образовательные: - учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.
| Сюжетные картинки по тексту рассказа, сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка.
Предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, другая пустая), дедушка. | Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Декоративное рисование «Жостовская роспись». Дидактическая игра «В магазине овощей и фруктов». Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино».
Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного. Лепка – «Ягоды в корзинке». Рисование – «Осенний лес».
|
8.Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин
| Коррекционно - образовательные: - учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
| Сюжетные картинки по тексту рассказа (рис. 4 -5). | Чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л. Толстой «Птичка», украинская сказка «Хроменькая уточка», с обсуждением прочитанного. Чтение сказки «Лягушка – путешественница» и рисование к ней иллюстраций.
|
9. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. | Коррекционно – образовательная: - учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь детей по теме «Одежда»;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.
| Схема описания одежды, кукла, части платья, предметные картинки с изображением предметов одежды. | Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди», Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка»; роспись варежки, фартука, сарафана; аппликация – «Коврик» (их кусочков ткани). |
10. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин. | Коррекционно – образовательная: - учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды.
| Серия сюжетных картин (рис. 6 – 8), картинки с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов. | Чтение с обсуждением: Ш. Перро «Кот в сапогах», Л. Воронкова «Маша – Растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Саша Черный «На коньках»; роспись – «Сапожок», рисование – иллюстрации к сказке «Кот в сапогах». |
ДЕКАБРЬ 11.Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок.
| Коррекционно - образовательные: - учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
- учить логическому построению высказывания.
Коррекционно – развивающие: - закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;
- развивать внимание, мышление, связную речь;
- закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;
- упражнять детей в согласовании слов в предположениях.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.
| Предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цвета, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка». | Экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей. Чтение с последующим обсуждением: Б. Заходер «Портниха». Аппликация – «Коврик» (из кусочков ткани). Сюжетно – ролевая игра «Ателье».
|
12. Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. | Коррекционно - образовательные: - формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;
- учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей навык планирования связного высказывания;
- упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;
- активизировать и развивать словарь и лексико – грамматический строй речи.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
| Сюжетная картина «На горке» (рис.9), предметные картинки: зима, снег, снежинки, лед, ветер, дети зимой, метель. | Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», выучить и выразительно рассказывать стихотворение М. Карема «Снеговик» (в пер. В. Берестова). Рисование – «Снег идет» (на голубом фоне), аппликация – «Зима», ручной труд – «Снежинка». |
13. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. | Коррекционно – образовательная: - учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизведя реплики главных героев.
Коррекционно – развивающие: - закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением;
- упражнять детей в логическом изложении высказывания.
Коррекционно – воспитательная: воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки. | Маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя». | Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды). Сходить на экскурсию в мебельный магазин. |
14. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества). | Коррекционно - образовательные: - обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;
- формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;
- упражнять в установлении причинно – следственной связи изображенных событий;
- развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи.
| Серия сюжетных картин «Семейный ужин» (рис. 10 – 12), картинка с изображением пылесоса. | Чтение с последующим обсуждением: Т. Александрова «Зверик», И. Косяков «Все она», русская народная сказка «Гуси - лебеди». Рисование – «Я и моя семья». |
ЯНВАРЬ 15. Составление рассказ «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. | Коррекционно – образовательные: - учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;
- формировать навык соблюдения последовательности изложения.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать словарь по теме;
- упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
| Серия сюжетных картин «Новый год на пороге» (рис. 13 – 15), елочные украшения, изготовленные совместно воспитателем и детьми в группе. | Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: С. Маршак «Двенадцать месяцев», З. Александрова «Дед Мороз», К. Чуковский «Елка». Коллективная аппликация – «Здравствуй, Новый год», изготовление елочных украшений. |
16. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. | Коррекционно - образовательные: - учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
- учить составлять описательные рассказы.
Коррекционно – развивающие: - упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;
- упражнять в подборе синонимов;
- учить согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.
| Схема описания птиц, предметные картинки с изображением зимующих птиц. | Чтение с последующим обсуждением: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке». Наблюдение за птицами на территории детского сада. Аппликация – «Снегири на ветках», лепка – «Птицы на кормушках». |
17. Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.»). | Коррекционно – образовательная: - учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.
Коррекционно – развивающие: - упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;
- учить составлять загадки о животных;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.
| Предметные картинки с изображением зайца, белки, волка. | Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Белка и волк», И. Соколов – Микитов «В берлоге», «На лесной дороге», «Белки», русская народная сказка «Хвосты». Слепить из пластилина диких животных; аппликация – «Лесная полянка зимой».
|
18. Пересказ рассказ «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинам. | Коррекционно – образовательная: - учить составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам.
Коррекционно – развивающие: - развивать и активизировать словарь детей по теме;
- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже;
- развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей культурные навыки общения.
| Картинки с изображением самолета, голубя, компьютера, вагона, собачей упряжки, открытки, почтового ящика, марки, посылочного ящика, сумки почтальона, конверта; сюжетные картинки по ходу рассказа (рис. 16 – 19). | Чтение художественных текстов: С. Маршак «Почта», экскурсия на почту, рассматривание иллюстраций к произведению С. Маршака «Почта». Конструирование и ручной труд – «Конверт из бумаги». Аппликация – «Поздравительная открытка». |
ФЕВРАЛЬ 19. Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок. | Коррекционно – образовательная: - учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем.
Коррекционно – развивающие: - активизировать и расширять словарный запас детей по теме;
- закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;
- развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.
| Текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката. | Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Б. Житков «Железная дорога», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», М. Ильин «Как ребята переходили улицу». Конструирование из крупного конструктора – «Мост», «Модель перекрестка»; раскрашивание и рисование различного транспорта по выбору детей. |
20. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке». |
Коррекционно - образовательные: - учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия;
- учить составления рассказ по сюжетной картине.
Коррекционно – развивающие: - упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе.
|
Сюжетная картина «В живом уголке» (рис. 20).
|
Рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения. Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения. Как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев, опрыскивать растения. Нарисовать одно из комнатных растений по выбору детей. |
21. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» | Коррекционно – образовательная: - формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст.
Коррекционно – развивающие: - расширять знания детей о мужестве людей во время войны;
- учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;
- развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.
| Текст рассказа Л. Кассиля «Сестра», сюжетные картинки с изображением защитников Отечества. | Чтение с последующим обсуждением: С. Алексеев «Первая колонна», А. Митяев «Мешок овсянки», Е. Благинина «Шинель» (выучить наизусть). Изготовление поздравительной открытки для пап и дедушек. |
22. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. | Коррекционно – образовательные: - формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
- обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.
Коррекционно – развивающие: - закреплять у детей навыки составления рассказа по серии сюжетных картин.
- активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;
- упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.
| Серия сюжетных картинок «Заяц и морковка» (рис. 21 – 23). | Чтение с последующим обсуждением: В. Берестов «Гололедица», Л. Воронков «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка», Г. Снегирев « Отважный пингвиненок». Вырезание снежинок из бумаги, рисование снеговика. |
МАРТ 23. Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. | Коррекционно – образовательная: - учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии.
Коррекционно – развивающие: - развивать монологическую речь и связные высказывания детей;
- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно.
| Портреты мам, нарисованные детьми; фотографии. | Нарисовать портрет мамы и принести ее фотографию. Чтение с анализом: Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколодованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка». Изготовление поздравительной открытки для мамы. |
24. Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы.
25. Пересказ - инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. | Коррекционно – образовательные: - формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;
- учить составлять подробные описательные рассказы.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;
- активизировать и расширять словарь по теме.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей уважение к труду взро
Коррекционно – образовательные: - учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации;
- обучать логическому построению высказывания.
Коррекционно – развивающие: - закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;
- развивать внимание, мышление связную речь;
- активизировать и развивать словарь по теме;
- учить согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.
| Картинный материал с изображением людей различных профессий; схема для описания профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии.
Сюжетные картинки по тексту сказки (рис. 24 – 28), текст сказки «Колосок», маски мышки и петушка. | Чтение с последующим обсуждением: В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар». Экскурсия в медицинский кабинет, к заведующему, в массажный кабинет и т.д.
Чтение с последующим обсуждением: В. Пальчинскайте «Хлеб», латышская народная сказка «Каравай», С. Капутикян «Мы сварили плов», «Маша обедает», немецкая сказка «Горшочек каши»; экскурсия в продовольственный магазин, сюжетно – ролевая игра «Магазин», лепка – «Бублики, пирожки, булочки».
|
26.Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин.
АПРЕЛЬ 27. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
28. Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала рассказа.
9. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок».
| Коррекционно – образовательные:
- обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.
Коррекционно – развивающие: - закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме;
- закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже;
- закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ.
Коррекционно воспитательная: - воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу.
Коррекционно-образовательные: - учить детей подробно пересказывать художественный текст;
- формировать навык построения связных монологических высказываний.
Коррекционно – развивающие: - закреплять знания детей о предназначении различной посуды;
- развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;
- развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.
Коррекционно – образовательные: - обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
- учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.
Коррекционно – развивающие: - активизировать и расширять словарь детей по теме;
- развивать умение образовывать сложные слова;
развивать навыки планирования развернутых высказываний. Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Коррекционно – образовательные: - формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;
- учить пересказывать художественный текст.
Коррекционно – развивающие: - расширять знания детей о домашних животных;
- развивать самостоятельную связную речь;
- закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.
| Серия сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (рис. 29 – 33).
Текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
Сюжетная картина «Одни дома» (рис. 34).
Текст рассказа Л.Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей. | Чтение с последующим обсуждением: В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Вананг «Хлеб, заработанный своими руками», «Хлеборобы», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Пальчинскайте «Хлеб». Аппликация – «Комбайн», лепка – «Бублики, булочки, батон».
Чтение с последующим обсуждением: русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Лиса и кувшин» (в обработке К. Ушинского), А. Кушнер «Кто разбил большую вазу». Лепка – «Кувшин», «Чайный сервиз».
К. Мурзалиев «Твой дом», английская сказка «Три поросенка» (в обработке С. Михалкова), с последующим обсуждением. Выучить с детьми домашний адрес. Рисование – «Мой дом», «Моя улица».
Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», А. Шибаев «Кто кем становится», К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Нарисовать домашнего питомца.
|
30. Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин. | Коррекционно – образовательные: - формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
- обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану.
Коррекционно – развивающие: - упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;
- расширять знания детей о военных профессиях;
- развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту
| Серия сюжетных картин (рис. 35 – 37). | Чтение с последующим обсуждением: Н. Забила «Наша Родина», Н. Рубцов «Привет, Россия», П. Воронько «Лучше нет родного края», Н. Тихонов «Кремль», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей…» (выучить наизусть). Коллективная работа (аппликация) – «Мой родной город». |
МАЙ 31. Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» | Коррекционно – образовательная: - учить детей последовательно пересказывать литературный образец.
Коррекционно – развивающие: - расширять и уточнять знания детей по теме;
- развивать способность к целостному восприятию произведения;
- упражнять детей в подборе слов – антонимов.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.
| Предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек». | Чтение с последующим обсуждение: Саша Черный «Про Катюшу», Э. Шим «Не смей», Я. Аким «Жадина», Л. Толстой «Два товарища», О. Дриз «Мы мужчины». Нарисовать автопортрет. |
32. Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. | Коррекционно - образовательные: - учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
- формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.
Коррекционно – развивающие: - упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;
- закреплять знания о частях тела насекомых;
- активизировать и расширять словарь детей по теме.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.
| Схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука. | Чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики – макарики», Л. Мадзалевский «Мотылек», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик». Аппликация – «Бабочка». Наблюдение за насекомыми. |
33. Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине. | Коррекционно – образовательная: - учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.
Коррекционно – развивающие: - упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;
- развивать и активизировать словарный запас детей;
- отвечать на заданный вопрос полным предложением.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.
| Сюжетная картина «Лето красное пришло» (рис.38). | Чтение с обсуждением: В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». Рисование – «Я рисую лето», аппликация – «Цветочная клумба». |
Перспективное планирование занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на 2016-2017 г ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛИ | ОБОРУДОВАНИЕ | ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
|
СЕНТЯБРЬ - Рассказывание по теме «Осень».
|
Коррекционно – образовательная: - учить детей отвечать на вопросы и задавать их.
Коррекционно – развивающие: - систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
|
Сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени. |
Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П.М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам. |
- Составление описательного рассказа о дереве.
|
Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказ с опорой на схему.
Коррекционно – развивающие: - закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;
- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;
- обобщать знания о деревьях.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать бережное отношение детей к природе.
|
Предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга. |
Чтение литературных текстов Л.Н. Толстого «Дуб и орешник», А.С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок и бросового материала; игра «Чего много?» (образование родительного падежа множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина), экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек. |
ОКТЯБРЬ 2. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь». (с элементам драматизации) | Коррекционно – образовательная: - учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение распространять предположения определениями;
развивать мыслительную деятельность; - расширять знания детей по теме.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей самоконтроль за речью.
| Текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика. | Чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин». |
- Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка».
| Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок.
Коррекционно – развивающие: - закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;
- развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.
| Текст рассказа Л.Н. Толстого «Косточка», фрукты, сюжетные картины к тексту (рис. 2 – 3). | Чтение рассказов Б. Житкова «Баштан», «Сад». Игры: «Определили на вкус», «Отгадай по описанию. |
- Составление описательного рассказа о пчеле.
| Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему.
Коррекционно – развивающие: - пополнить словарный запас детей на тему «Насекомые»;
- развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
- закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей самоконтроль за речью.
| Схема описания насекомых, баночка меда с ложками, предметная картинка с изображением пчелы (подбирает логопед). | Рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Игра: «Узнай по описанию». |
- Пересказ рассказа И.С. Соколова – Микитова «Улетают журавли».
| Коррекционно – образовательная: - обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов.
Коррекционно – развивающие: - закреплять у детей умение синтаксически правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;
- закреплять умение синтаксически верно строить предложения;
- упражнять детей в образовании сложных прилагательных.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.
| Текст рассказ И.С. Соколова – Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы (подбирает логопед). | Чтение художественных текстов Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит». |
НОЯБРЬ - Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы».
| Коррекционно – образовательная: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин.
Коррекционно – развивающие: - уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать и принимать интерес к художественному слову.
| Текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4 – 7), предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает логопед). | Чтение и беседа по произведением Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы». Лепка: «Грибы в лукошке». |
- Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.
| Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин.
Коррекционно – развивающие: - развивать умение строить последовательно свое высказывание;
- активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.
| Серия сюжетных картин «Неудачная охота» (рис. 8 – 11); игрушки – котенок и дерево. | Чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Котенок», «Лев и собачка», Н.Г. Гарина – Михайловского «Тема и Жучка». Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах. |
9. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Коррекционно – образовательная: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту.
Коррекционно – развивающие: - закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;
- развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей интерес к художественному слову.
| Текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат», предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника (подбирает логопед). | Чтение художественных текстов: М. Пришвина «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя». Игры: «Чей домик?», «У кого кто?». |
10. Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему. | Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлению описательного рассказа.
Коррекционно – развивающие: - расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;
упражнять в употреблении распространенных предложений. Коррекционно – воспитательная: - воспитание навыков самообслуживания.
| Предметные картинки: мужская рубашка, детское платье, куртка для мальчика, женский плащ, берет (подбирает логопед); схема описания одежды (по Т.А. Ткаченко). | Игры «Что из чего – какое?», «Ателье». Чтение сказок Г.Х. Андерсена «Новый наряд короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», с обсуждением их содержания. |
ДЕКАБРЬ 11. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине. | Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Коррекционно – развивающие: - развивать умение составлять распространенные предложения;
- активизировать у детей словарь прилагательных;
- обобщать и систематизировать знания детей о зиме.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.
| Сюжетная картина «Зимние забавы» (рис. 12). | Чтение и обсуждение произведений И.С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег). |
12. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин. | Коррекционно – образовательные: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям.
Коррекционно – развивающие: - уточнять знания детей о зимующих птицах;
- развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.
| Серия сюжетных картин «Кормушка» (рис. 13 – 15), предметные картинки с изображением зимующих птиц (подбирает логопед). | Чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И.С. Соколова – Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала. |
13. Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель». | Коррекционно – образовательная: - учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам.
Коррекционно – развивающие: - расширять и активизировать словарь детей по теме;
- развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы.
Коррекционно – воспитательная: - воспитать у детей навык самоконтроля за речью.
| Предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом (подбирает логопед). | Чтение отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер – краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания. |
14. Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации). | Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям.
Коррекционно - развивающие: - развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;
- активизировать словарь по теме;
- развивать у детей творческие способности и артистизм.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей правила хорошего тона.
| Текст русской народной сказки «Лиса и журавль», маски журавля и лисы, посуда. | Чтение и обсуждение художественных текстов К.И. Чуковского «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», братьев Гримм «Горшок каши». Игра «Назови правильно» (классификация посуда – кухонная, столовая, чайная и т.д.). |
ЯНВАРЬ 15. Пересказ рассказа Б. С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». |
Коррекционно – образовательная: - обучать детей пересказать рассказ близко к тексту и по плану.
Коррекционно – развивающие: - развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
- закреплять у детей знания о животных жарких стран.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом.
|
Текст рассказа Б.С. Житкова «Как слон хозяина от тигра»; предметные картинки с изображениями обезьяны, бегемота, льва, зебры, верблюда, жирафа, слона (подбирает логопед). |
Чтение рассказов «Про слона», Д.Р. Киплинга (рассказы из «Книги джунглей»). Игры: «Назови ласково», «Сосчитай». |
16. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья». |
Коррекционно – образовательная: - обучать детей понимать содержание картины;
- учить детей связно и последовательно описывать изображенные события.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;
- учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
- активизировать словарный запас;
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать заботливое отношение к членам свое семьи.
|
Сюжетная картина «Семья» (рис. 16.)
|
Рассматривание картины «Семья» и беседа по ней; чтение художественных текстов В. Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик – помогай». |
17. Пересказ сказки «Две косы». |
Коррекционно – образовательная: - учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту.
Коррекционно – развивающая: - активизировать словарь по теме.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд.
|
Текс сказки «Две косы» (в обработке К. Нефедовой), предметные картинки с изображением «косы – труженицы» и «косы – бездельницы», которая пролежала в сарае (ржавой). |
Чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами. |
+ 18. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». |
Коррекционно – образовательная: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану.
Коррекционно – развивающие: - расширять и активизировать словарь по теме;
- развивать у детей умение грамматически правильно
- строить свое высказывание.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать самоконтроль за речью.
|
Текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб (подбирает логопед). |
Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучьему велению». Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок». |
ФЕВРАЛЬ 19. Составление рассказа «Собака – санитар» по серии сюжетных картин.
20. Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий). | Коррекционно – образовательная: - учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом.
Коррекционно – развивающие: - активизировать и расширять словарь по теме;
- закреплять знания детей о военных профессиях.
Коррекционно – воспитательная: - воспитание патриотических чувств.
Коррекционно – образовательная: - учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение подробно объяснять свои действия;
- развивать у детей умение рассказывать по плану;
- закреплять у детей знания по теме.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей умение следовать правилам дорожного движения.
| Серия сюжетных картин «Собака – санитар» (рис. 17 – 19).
Сюжетная картина «Случай на улице» (рис. 20); модель перекрестка из конструктора; три светофора, с выделенным красным (первый светофор), желтым (второй) и зеленым (третий) светом. | Чтение художественных текстов А. Твардовского «Рассказа танкиста», А. Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой». Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитниками Родины».
Провести экскурсии на перекресток (наблюдать за движением транспорта и пешеходов), с дальнейшим анализом увиденного; чтение художественных текстов И. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик»; работы с конструктором по теме «На улице» (изготовление модели перекрестка). |
21. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». |
Коррекционно – образовательная: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание;
- активизировать словарь прилагательных;
- упражнять детей в работе над деформированной фразой.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.
|
Текст рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года (подбирает логопед). |
Чтение художественных текстов А.К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…», Г.К. Скребицкого «Зима», И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает…», игры: «Подбирает признак», «Наоборот». |
22. Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму». | Коррекционно – образовательные: - учить детей составлять рассказ по картине;
- формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;
- развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.
| Сюжетная картина «Поздравляем маму» (рис. – 21.). | Беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке»; игра «Старше – младше». |
МАРТ 23. Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок. |
Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- учить детей различать понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;
- развивать словарь по заданной теме;
- развивать у детей навыки словообразования.
Коррекционно – воспитательная: - учить детей заботиться о птицах.
|
Серия сюжетных картин «Скворечник» (рис. 22 – 24), нарисованный скворечник и бумажные фигурки скворцов, предметные картинки: ворона, скворец, воробей, сова (подбирает логопед), дидактическая игрушка «Квакуша». |
Чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майкова «Ласточка», В.А. Жуковского «Жаворонок», проведение беседы после прочитанного; игры; «Подбери признаки», «Подбери действия». |
24. Пересказ рассказ Г. А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий. | Коррекционно – образовательная: - учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные;
- развивать творческое воображение и логическое мышление.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.
| Текст рассказа Г.А. Скрибицкого «Весна», опорные картинки (подбирает логопед). | Чтение и обсуждение художественных текстов А.Н. Плещеева «Весна», Е. Серовой «Подснежник», Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Игры: «Скажи иначе» (подбор синонимов), «Телефон» (подбор родственных слов к слову вода), «Подбери признаки». |
25. Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» (с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий). | Коррекционно – образовательная: - обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.
Коррекционно – развивающие: - развивать диалогическую и монологическую речь детей;
- развивать память и воображение;
- пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»;
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим.
| Переработанный и адаптированный текст рассказа А.С. Баруздина «Страна, где мы живем», географическая карта России и сюжетные картины по данной тематике (подбирает логопед). | Беседы воспитателей по темам «Наша страна», «Мой город». Чтение художественных произведений: З. Александровой «Родина», М. Исаковского «Поезжай за моря – океаны», А. Прокофьева «Родина». |
26. Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта). | Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлять рассказы из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада.
Коррекционно – развивающие: - упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану;
- развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед;
- развивать память, внимание.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей уважение к труду взрослых, а именно к профессии повара.
| Сюжетные картины, способствующие составлению связного рассказа по заданной теме (подбирает логопед). | Экскурсия на кухню детского сада, беседы, игры для закрепления впечатлений об увиденном. |
АПРЕЛЬ 27. Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта). |
Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей логическое мышление и долговременную память;
- развивать умение строить распространенные предложения;
- развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей аккуратность и навыки поведения в доме.
|
Картина «Дом» (подбирает логопед); текст стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». |
Чтение и анализ художественной литературы по данной теме, прогулка с целью сравнения и описания вида здания детского сада внутри и снаружи, повторение домашнего адреса рисование своего дома. |
28. Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (с придумыванием предшествующих событий). | Коррекционно – образовательные: - обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшествующими данными в тексте;
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение синтаксически правильно строить предложения;
- развивать творческие способности;
- развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ.
Коррекционно – воспитательная: - воспитание навыков правильного поведения на природе.
| Текст рассказа В.В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», пособие к игре «Где мы были, что мы видели» (схематичное изображение сада, леса и огорода – подбирает логопед). | Чтение и обсуждение художественных текстов: М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг». Игры «Узнай дерево по листку», «Телефон» (лесные деревья, дикие животные). |
29. Составление рассказа «Человек» по серии картин. | Коррекционно – образовательные: - обучать детей составлению рассказа по серии предметных картин;
- формировать правильное употребление в речи возвратных глаголов;
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение логически правильно выстраивать свой рассказ;
- развивать умение видеть главное в картине;
- пополнять словарь детей прилагательными и глаголами противоположного значения.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.
| Серия картин «Развитие человека»: от возраста младенца до возраста дедушки и бабушки (подбирает логопед).
| Чтение художественных произведений Е. Благининой «Аленушка» и А. Барто «Девочка чумазая», басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»; игры: «Что для чего человеку нужно?», «Подбери предмет (часть тела) к действию». |
30. Составление рассказа «Щенок». |
Коррекционно – образовательные: - обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке;
- обучать составлению рассказа в соответствии с планом.
Коррекционно – развивающие: - развивать словарь прилагательных;
- развивать у детей мыслительную деятельность и память.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать чувство сострадания.
|
Серия сюжетных картин «Щенок» (рис. 25 -27), игрушки – щенок и взрослая собака. |
Игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки. |
МАЙ 31.Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом).
|
Коррекционно – образовательные: - обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте);
- обучать составлению плана.
Коррекционно – развивающие: - развивать у детей умение рассказывать по плану;
- развивать воображение и творческие способности детей.
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.
|
Серия сюжетных картинок (рис. 28 – 30), два портфеля, школьные принадлежности и игрушки. |
Чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Филипок», А.Л. Барто «Первый урок», З.Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье – путь уменью», «Ученье – свет, неученье – тьма». Игра «Четвертый лишний» (ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко). |
32. Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему). | Коррекционно – образовательная: - обучать детей составлению рассказа на заданную тему.
Коррекционно – развивающие: - пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Лето»;
- развивать умение логически выстраивать свои высказывание;
Коррекционно – воспитательная: - воспитывать умение правильно и с пользой проводить свободное время.
| Сюжетные картины по теме «Лето» и «Летний отдых» (подбирает логопед). | По заданию логопеда дети беседуют с родителями о том, где они проведут лето. Воспитатели проводят беседы по данной теме. |
|