Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Игрушки»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Подгрупповое занятие логопеда на тему «Игрушки» с детьми среднего дошкольного возраста с ОВЗ. Образовательная деятельность подразумевает малую подгруппу (3-4 человека), построена с использованием кейс-технологий, технологии разноуровневого обучения. Цель занятия заключается в расширении знаний об игрушках, способах действий с ними, формировании лексико-грамматических средств языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Игрушки»

Калачева Галина Игоревна,
логопед государственного казенного учреждения здравоохранения
«Кашинский специализированный Дом ребенка»

Подгрупповое занятие логопеда на тему «Игрушки» с детьми среднего дошкольного возраста с ОВЗ. Образовательная деятельность подразумевает малую подгруппу (3-4 человека), построена с использованием кейс-технологий, технологии разноуровневого обучения.

Цель: Расширение знаний об игрушках, способах действий с ними, формирование лексико-грамматических средств языка

Задачи:

  • Уточнить представления об игрушках, закрепить обобщающее понятие, расширять словарь по теме (названия частей игрушек, их свойства и качества). Закреплять умение использовать существительные в единственном и множественном числе. Формировать навык количественного счета в пределах трех, умение согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя) и числительные  с существительными мужского и женского рода; использовать глаголы несовершенного вида в будущем времени. Формировать понимание графических схем, уточнять систему сенсорных эталонов.
  • Формировать операции анализа и синтеза предмета (выделение частей предмета, составление целого из части), зрительно - пространственного гнозиса и праксиса. Развивать двигательные навыки, диафрагмальное дыхание, фонематическое восприятие.
  • Формировать бережное отношение к игрушкам, эмоциональную отзывчивость, навыки сотрудничества.

Интеграция образовательных областей:  речевая, познавательная.

Материал: кукла «почтальон», дидактическая игра «Эмоции», игрушки и предметные картинки с изображением игрушек (пирамидка, матрешка, мяч, кукла, машинка, мишка), разрезные картинки (2-6 частей, в зависимости от возможностей ребенка), мягкий плоскостной конструктор «Машина», графические схемы, строительный материал, «чудесный мешочек», небольшие игрушки для обыгрывания.

Подготовительная работа: чтение стихотворений об игрушках «Хрестоматия семейного чтения» (Москва, «Махаон», 2008 г), разучивание стихотворений А.Барто.

Ход НОД:

  1. Ритуал приветствия

Логопед встречает детей с куклой-почтальоном, здоровается, называя  каждого ребенка ласково. (По возможности, дети сами называют друг друга ласково)

  1. Мотивационно-целевой этап

Кейс-ситуация: Почтальон рассказывает о машине, которая везла почту и сломалась в пути.

Вопросы:

  • Как вы думаете, какое настроение у почтальона? (Логопед предлагает выбрать соответствующее личико – дидактическая игра «Эмоции»)
  • Почему? (Если дети затрудняются, логопед предлагает варианты: не выполнил свою работу, жалко машину, замерз…)
  • Как поступить в этой ситуации? Можем ли мы помочь?

С помощью взрослого дети узнают (называют)  части машины (мягкий плоскостной конструктор), составляют машину  из частей. Звучит аудиозапись песни «Машина».

  1. Актуализация знаний

3.1. Почтальон благодарит детей, предлагает посмотреть, что находится в его посылке. Открыв контейнер, обнаруживает, что игрушки (разрезные картинки, 2 – 6 частей; вертикаль, горизонталь) «сломались». Дети помогают почтальону, находят части одной игрушки, составляют. Называют по образцу логопеда: «Это мой мяч. Это моя кукла». Логопед предлагает рассказать, как ребята будут играть с игрушками: «Я буду катать мяч. Я буду кормить куклу…».

3.2. Появляются соответствующие реальные игрушки. Дети совместно с логопедом описывают их, определяют размер, цвет, форму (если у ребенка нет данных понятий в активном словаре он использует прием соотнесения с соответствующем сенсорным эталоном). Выделяются части игрушек.

3.3. Развитие фонематического восприятия: почтальон предлагает послушать, как он умеет называть игрушки. Называет игрушку то верно, то неправильно: кукла-тукла, мач-мяч, машина-масына, рамидка-пирамидка, мышка-мишка, катрешка-картошка-матрешка.

  1. Массаж ладоней и рук массажными мячами:

Этот шарик не простой, весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем, свои ручки разминаем.

  1. Поисково-исследовательский этап

5.1. Почтальон достает из конверта письмо с загадками об игрушках:

Он резиновый, упругий, так и просится на руки,
Чтоб подбросить и поймать, по дорожке поскакать,
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Мяч)

Любит наряжаться свечка в разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же: снизу – шире, сверху – уже. (Пирамида)

Прячется от нас с тобой одна куколка в другой.
На косыночках горошки. Что за куколки? (Матрешки)

Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.
Возит грузы и людей, ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

Зверь забавный сшит из плюша, есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу. (Мишка)

Ей меняю я наряды, спать кладу, гулять вожу.
Расчешу, и, если надо, бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла)

5.2. Дети отгадывают загадки (возможна опора на предмет), логопед предлагает  игру «Что изменилось?». Дети закрывают глаза, педагог меняет большую матрешку на маленькую, синий мяч на желтый, ставит пирамидку с меньшим количеством колец, меняет игрушки местами. Дети объясняют (либо показывают и объясняют с помощью взрослого), где произошло изменение.

5.3. Физкультминутка. Суставная гимнастика «Лошадка» (активная, пассивно-активная):

У нас в саду площадка,

Повороты головы вправо-влево

Стоит на ней лошадка

Наклоны головы вперед-назад

Очень боевая,

Ну совсем живая.

Поочередное сгибание ног в коленном и тазобедренном суставе

Лошадка скок-поскок

Подскоки, либо имитация движения лошади неглубокими приседаниями

Копытцами цок-цок,

Сгибание ног в голеностопном суставе

Не ходит, а летает,

Плечевые и локтевые суставы (имитация крыльев птицы)

Деток всех катает.

Подскоки, либо имитация движения лошади неглубокими приседаниями

5.4. Дыхательная гимнастика

  • «Надуй шарик» Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держат шарик.  Плавный вдох через нос, выдох долгим звуком «Ф-ф-ф».
  • «Летят мячи» Ноги на ширине плеч, руки с мягким мячом у груди. Вдох через нос, на выдохе бросить мяч от груди вперед, произносить длительное «Ух».

5.5. Из следующего конверта (посылки) почтальон достает карточки с изображением одной, двух, трех точек. Картинки с соответствующим количеством изображенных игрушек. Предлагает положить картинки с игрушками к подходящей карточке с точками. Дети с помощью взрослого «догадываются» соотнести количество точек с количеством игрушек на картинке: одна точка - один мяч,  две точки – два мяча…

  1. Практический этап

Постройка дома для куклы  по образцу или графической схеме. В зависимости от возможностей детей используется подробный, поэтапный анализ образца, соотнесение элементов схемы с элементами строителя, направляющая, организующая помощь взрослого.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

7.1. Дети передают друг другу куклу-почтальона и рассказывают ей, что понравилось на занятии, что было легко (трудно)  выполнить, как бы хотели поиграть в следующий раз.

7.2. Кукла хвалит ребят и  предлагает выбрать себе игрушку в  «чудесном мешочке» (небольшие игрушки для обыгрывания). Дети стараются определить игрушку на ощупь, достают, обыгрывают свои постройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Игрушки».

Данный материал будет интересен воспитателям средних и старших групп. Образовательная деятельность представлена в форме познавательной игры, по образовательной области «Социализация».Дети демонстрирую...

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему : "Игрушки" в логопедической группе" (5 - 7 лет).

Расширить кругозор детей по теме: "Игрушки". Упражнять в составлении описательного рассказа....

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности на тему: «Игрушки» в логопедической группе (5-7 лет.)

Уточнять и активизировать словарь детей по теме: «Игрушки». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, образо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Народная игрушка"

Цель: познакомить воспитанников с историей создания куклы.   Задачи: 1. Развивать  эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к окружающим предметам, творческую активность в...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности на тему «Игрушки» для детей второй младшей группы

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности на тему «Игрушки» для детей второй младшей группы.Интегрированная образовательная деятельность включает в себя: познавательно...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности на тему: «Игрушки» в логопедической группе (5-6 лет.)

Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура&ra...