Сложноподчинённые предложения с союзом «потому что» - занятие для старшей логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Вишневская Татьяна Юрьевна

Представляю конспект занятия для старшей логопедической группы по теме: Сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». А также, презентацию к одному из заданий данного занятия - составление предложений по опорным схемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия27.63 КБ
Файл перезентация1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка-д/с № 26 «Родничок»

Истринского муниципального района

Конспект НОД по теме:

Сложноподчинённые предложения с союзом «потому что».

в старшей логопедической группе для детей с ОНР

                                      Учитель-логопед: Вишневская Т.Ю.

Истра, 2014 год

Тема: Сложноподчинённые предложения с союзом «потому что».

Цель: - Учить составлять и использовать в речи сложноподчинённые предложения с союзом «потому что».

Коррекционно – образовательные задачи:

- Упражнять в составлении сложноподчинённых предложения с союзом «потому что».

- Закреплять навык употребления сложных слов.

- Учить дифференцировать предлоги на – в.

- Учить дифференцировать животных и птиц.

- Закреплять основные цвета.

Коррекционно – развивающие задачи:

- Развивать логическое мышление.

- Развивать мелкую (пальчиковую и артикуляционную) и общую моторику.

- Формировать речевое дыхание.

- Развивать память.

- Развивать тактильные ощущения.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- Воспитывать в детях нравственные качества: доброту, взаимопомощь, отзывчивость, любовь к природе.

Предварительная работа: разучивание приветствия и считалки с детьми, проведение словарной работы (любознательный, за пазухой, цилиндр, клумба, опушка леса), закрепление отличительных признаков животных и птиц, закрепление обобщающих понятий, работа над предложением.

Оборудование: мнемотаблицы с вопросами, музыкальный центр, запись песни «О доброте», цветы с картинками, игрушки животных, панно с липучками, фигурки животных и птиц с липучками и без, мешочек, телевизор, презентация со слайдами, медали.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Заходят дети, встают в круг (звучит минусовка песни «О доброте»).

         

          Приветствие (читаю стихотворение):

- Доброе утро! Здравствуйте, дети!

Пусть доброты будет больше на свете!

(к детям) – Скажите гостям нашим: «Доброе утро!»

Дети: - Доброе утро!

- Ведь это нетрудно! А день будет полон приятными встречами,

И доброта будет с вами до вечера!

- Дети, я хочу рассказать вам историю про одного мальчика. Этот мальчик очень любит задавать всем вопросы. Например, он спрашивает: «Почему трава зелёная?», «Почему небо голубое?», «Почему дует ветер?» «Почему идёт снег?» Все вокруг называют мальчика Почемучкой, и только его мама знает, что когда её сын вырастет, то станет известным учёным – ведь уже сейчас он такой любознательный - ищёт ответы на многие вопросы.

Давайте и мы сегодня тоже будем искать ответы на разные вопросы. Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие – нас ждёт много интересных заданий и приключений. Все готовы? Тогда – в путь!

  1. Артикуляционная гимнастика.

(Проводится под 1-й куплет  песни «О доброте» из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика»).

Артикуляционные движения сочетаются с движениями рук. (Используемые упражнения: «Конфетка», «Часики», «Накажем язычок», «Улыбка» - «Трубочка», «Окошко», «Качели»).

  1. Введение в тему.

(дети садятся на стульчики)

- Вот и началось наше путешествие! А первые вопросы вы зададите сами – давайте вспомним стихотворение «Почемучки» (разучивается с детьми заранее). Тот из вас, кого я назову, будет задавать вопрос, а помогут в этом  мои подсказки (показываю мнемотаблицы):

1-й ребёнок: - Почему бананы не растут на ёлке?

2-й ребёнок: - Почему зайчонок прячется от волка?

3-й ребёнок: - Почему зимой реки замерзают?

4-й ребёнок: - Почему весной все снежинки тают?

5-й ребёнок: - Почему ежа не возьмёшь в ладошки?

6-й ребёнок: - Почему мышата бегают  от кошки?

7-й ребёнок: - Почему мне всё очень интересно,

Все вместе: Но пока ещё не совсем известно?

- Молодцы! Вот на эти и другие вопросы мы будем сегодня учиться отвечать. И нас уже ждёт первое задание.

4. Игра «Почему так называется?»

- Дети, посмотрите вокруг -  сколько разных животных! (показываю на игрушки). Мы с вами пришли в Зоопарк! Но вот названия на табличках написаны непростые – помогите объяснить, почему животные так называются?

 1) - Почему жираф называется длинношеим? 

- Жираф называется длинношеим, потому  что у него длинная шея.

2) Грач чернокрылый.

3) Журавль тонконогий.

4) Лиса черноглазая.

5) Заяц короткохвостый.

6) Кролик длинноухий.

 (сова круглоголовая, гусь краснолапый, аист длинноногий, филин желтоглазый, снегирь красногрудый, сорока длиннохвостая, лошадь длинноногая, медведь толстолапый) – на выбор.

- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием – идём дальше!

  1. Пальчиковая гимнастика.

(Проводится под 2-й куплет песни «О доброте»). Дети делают гимнастику сидя (под текст песни). Используемые упражнения: «Пальчики шагают»,  «Ушки зайчика», «Пальцы здороваются», «Кулачки», «Сердечко» из пальчиков).

  1. Игра «4-й лишний».

- Посмотрите, какая красивая клумба. («Клумба» оформлена цветами, сделанными из ткани. Лепестки пристёгиваются к серединке пуговицами). Очень  необычные цветы на ней распустились – назовите, какие они по цвету? (красный, фиолетовый, жёлтый, оранжевый, синий).

- У каждого цветка 4 лепестка. На каждом лепестке есть картинка (цветы переворачиваются обратной стороной) – вы должны выбрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор:

1) бабочка, ворона, стрекоза, пчела  (Дети выбирают ворону).

- Почему ворона лишняя?

- Ворона лишняя, потому что это – птица.

- А кто такие бабочка, стрекоза и пчела?

- Бабочка, стрекоза и пчела – это насекомые.

(прошу одного ребёнка отстегнуть «лишний» лепесток и, перевернув, пристегнуть к серединке обратной стороной).

2) ромашка, василёк, дуб, колокольчик;

3) ёж, лиса, заяц, собака;

4) земляника, черника, боровик, малина;

5) волк, лиса, заяц, медвежонок (Медвежонок лишний, потому что это – детёныш. А остальные животные – взрослые звери).

- Молодцы, дети, вы справились со всеми вопросами – и мы можем продолжать наш путь дальше!

Встаньте, расправьте плечи, дышите легко, ровно, глубоко – из города наш путь будет лежать в Заколдованный Лес.

7. Дыхательная гимнастика.

(Проводится под 3-й куплет песни «О доброте»).

Дети встают и начинают шагать по кругу – я даю команды «вдох - выдох».

Вдох: руки через стороны вверх.

Выдох: руки через стороны вниз.

  1. повтора – по 2 чередования на каждый повтор).

8. Игра «Животные и птицы».

(дети садятся на стульчики)

- Мы с вами оказались на опушке Заколдованного Леса (показываю панно). Посмотрите, как красиво! Но что-то не видно ни одного лесного жителя – ни птицы, ни животного. Я знаю, что случилось - когда-то давно злой волшебник поймал всех животных и птиц – и посадил их в мешок (показываю мешочек). Помогите спасти лесных жителей – выпустите их на волю! Только помните, что птицы летают в небе, а животные живут на земле. (На доске - панно с изображением неба и земли. Дети по очереди  достают из мешочка фигурки птиц и животных на липучках.)

- Кто у тебя?

- Это заяц.

- Выпусти зайца на волю (ребёнок располагает фигурку на панно). 

- Почему ты выпустил зайца на землю?

- Я выпустил зайца на землю потому, что заяц – это животное.

 - Кто это?

- Это ласточка (располагает птицу на панно).

- Почему ты отпустил ласточку в небо?

- Я отпустил ласточку в небо, потому  что ласточка – это птица. 

И т.д. со всеми фигурками.

- Молодцы, вы освободили всех животных и птиц, и у нас осталось всего одно задание.

9. Игра «Почему это произошло?»

(используется телевизор)

- Вам нужно будет объяснить, почему произошло какое-то событие. Начало предложения я вам скажу, а вы должны закончить его правильно.

(На экране появляются слайды с картинками. Сначала рассматриваем картинки, я составляю по ним простые предложения и задаю вопрос «Почему?» –  дети отвечают на вопрос, составляя сложное предложение):

                                   (Прошёл) Дождь

  1. Лужи  -            (Выглянуло) Солнце

                           (Выпал) Снег

- На асфальте  появились лужи … - почему?

- На асфальте  появились лужи, потому что … (прошёл дождь).

Проверка: на следующем слайде появляется стрелочка, проведённая к нужной картинке.

                               (Наступила) Зима

  1. Медведь -         (Наступила) Весна

                         (Наступила) Осень

- Медведь вылез из берлоги … - почему?

- Медведь вылез из берлоги, потому что… (наступила весна).

                

                                        (Начался) Дождь

  1. Женщина с зонтом -       (Выглянуло) Солнце

   (Сверкнула) Молния

- Мама открыла зонт… - почему?

- Мама открыла зонт, потому что … (начался дождь).

   

     

        (Выпил) Вода

  1. Мальчик с испачканными губами -        (Съел) Шоколадка

       (Откусил) Яблоко

      - Мальчик испачкал губы … - почему?

- Мальчик испачкал губы, потому  что … (он съел шоколадку).

        

                                                                (Убрала)  Игрушки

  1. – Мама и дочка                                         (Испачкала) Платье

                                                         (Разбила) Тарелка

- Мама похвалила дочку … - почему?

- Мама похвалила дочку, потому что … (она убрала игрушки)         

- Молодцы, дети, все задания вы выполнили правильно и наше путешествие заканчивается.

10.  Итог занятия.

- Вам понравилось путешествовать и отвечать на вопросы? ( - Да).

- С каких слов начинается ответ на вопрос «Почему»? (со слов «потому что»).

- Я думаю, что вы теперь сможете ответить на вопросы из стихотворения «Почемучки». Я буду задавать вопрос – а вы отвечайте:

- Почему бананы не растут на ёлке?

- Бананы не растут на ёлке, потому что они растут на пальме.

- Почему зайчонок прячется от волка?

- Зайчонок прячется от волка, потому что он боится волка. И т.д.

Сюрпризный момент.

- Вы сегодня хорошо отвечали, оказались настоящими умниками и умницами, поэтому вы все награждаетесь медалями! (награждение проходит под минусовку песни «О доброте»).

- Попрощайтесь с нашими гостями, скажите всем: «До свидания!»

-   До свидания, дети, до новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 16

М О Л О Д Ц Ы !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Интегрированное игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «В гостях у бабушки Маши»

Конспект интегрированного игрового логопедического занятия, которое мы проводили в рамках недели "Игра и игрушки"....

Логопедическое занятие в старшей логопедической группе "Зима. Зимние забавы"

Тема: «Зима. Зимние забавы.»Цели:1.     Развитие пространственно- временных представлений2.     Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)3....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Понятие о предложении»."

                              ПОНЯТИЕ    О     ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЦЕЛЬ: Дать  п...