Логопедическое занятие в старшей логопедической группе "Зима. Зимние забавы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Шуть Елена Владимировна

Тема: «Зима. Зимние забавы.»

Цели:

1.     Развитие пространственно- временных представлений

2.     Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)

3.     Развитие связной речи (составление описательного рассказа)

4.     Развитие навыка согласования существительных и прилагательных с числительными.

5.     Развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

6.     Обогащение словаря путём подбора родственных слов.

7.     Развитие навыка образования относительных прилагательных и согласование их с существительными в числе, роде.

8.     Развитие навыка фонематического анализа.

9.     Профилактика нарушений письменной речи.

10.   Развитие навыка образования существительных в родит. падеже мн. числа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Зима. Зимние забавы.»

Цели:

  1. Развитие пространственно- временных представлений
  2. Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)
  3. Развитие связной речи (составление описательного рассказа)
  4. Развитие навыка согласования существительных и прилагательных с числительными.
  5. Развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.
  6. Обогащение словаря путём подбора родственных слов.
  7. Развитие навыка образования относительных прилагательных и согласование их с существительными в числе, роде.
  8. Развитие навыка фонематического анализа.
  9. Профилактика нарушений письменной речи.
  10. Развитие навыка образования существительных в родит. падеже мн. числа.

Оборудование: снежок (мяч, обёрнутый белой бумагой); сундук и белое покрывало (для сугроба); зимняя одежда, обувь; снежинки из тонкой бумаги; снеговик, цифры; рама для картины; картинки, относящиеся к различным временам года; картинки с изображением снега, снежинки, снеговика, снегурочки, снегопада, снегиря, снежка; большая снежинка с липучками; речка и картинки для мостика; рисунок катка, буквы.

Ход занятия:

Логопед.

Дети.

I.Организационный момент.

-Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

II. Сообщение темы занятия.

- Отгадайте, о каком времени года идёт речь:

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила».

- Правильно. Какое время года идёт перед зимой?

Какое время года наступает после зимы?

- Зима приготовила для вас сюрпризы и задания. А поможет нам волшебный снежок, куда он покатится, туда мы и отправимся.

III. Основная часть.

  1. «Картина зимы».

- Снежок привёл нас к раме. Для чего она нужна?

- Картину зимы нарисуйте

  Без красок и карандашей,

  Словами её опишите

  И станет всем веселей.

- Выбирайте картинки, которые имеют отношение к зиме, вставляйте их в раму и составьте предложение.

- Давайте придумаем название нашей картине. Какая у нас получилась зима?

( Если дети затрудняются в ответах, то задаются наводящие вопросы: Зимой крепкие морозы. Значит зима какая? Зимой идёт снег. Значит зима какая?..)

  1. «Снежинки».

- Снежок привёл нас к пеньку, на котором стоит корзинка. Что в ней находится? Угадайте:

« Странные звёздочки с неба упали

  Мне на ладонь,

  Легли и пропали.»

- Сейчас вы превратитесь в ветер, который будет дуть на снежинки.

Логопед даёт чёткие инструкции по правильному выполнению этого задания: плечи не поднимать, щёки не надувать, держать снежинку у рта.

- Как называется явление, когда ветер дует так, что сдувает снежинки, кружит снег?

- Правильно. Когда вьюга воет, она издаёт звук : уууу. Давайте изобразим вьюгу. Она воет сначала тихо, постепенно усиливается.

Теперь наоборот.

  1. «Снеговик».

- Снежок привёл нас на полянку. Отгадайте загадку и узнаете, что здесь должно появиться.

 «Снег катали и лепили

   Человека мы слепили,

   Вместо глаз- два уголька,

   Там, где нос- морковка,

   А в руках – метёлка.»

- Все вы любите лепить снеговиков. И я тоже. Я слепила одного белого снеговика.

Далее логопед показывает на цифры, а дети строят предложение.

- Кого мы считали?

- О ком будете рассказывать потом?

 -Нос- морковку вставляют кому?

-Будем играть с кем?

- Метёлка у кого?

4. Физ.минутка «Снежок».

- Что ещё можно лепить из снега?

-Давайте лепить снежок:

 1, 2, 3, 4,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И … сломаем.

5. Родственные слова.

- Мы пришли с вами к узору, на что он похож? Её надо украсить картинками. Отгадайте загадку:

« Одеяло белое, не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю к нам свалилось.»

Посередине вывешивается картинка с изображением снега.

- У слова «снег» есть родственники, слова, похожие на него. Назовите их.

- Зима приготовила вам стихотворение, я его буду читать, а вы добавляйте снежные слова:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю …

С неба всё скользят пушинки,

Серебристые …

Вот веселье для ребят,

Всё сильнее…

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …

Словно в белый пуховик

Нарядился…

Рядом снежная фигурка-

Это девочка-…

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой…

- Молодцы, ребята. А теперь поиграем,

снежок поймай, и слово ласково называй:

снег-

снегурка-

снегирь-

и т.д.

6. «Мостик через речку»

- Ребята, перед нами река. Что с ней произошло?

- «Мостик вы соорудите, звук первый и последний определите.»

Перед речкой лежат картинки.

-Первую картинку определите: в её названии первый звук [к], а последний [т], всего 3 звука.

-Какая картинка имеет отношение к зиме?

7. «Каток».

- мы пришли на какое-то странное место. Угадайте, куда мы пришли? « Буквы вы узнайте и слово прочитайте.»

- Что можно делать на катке?

-Сколько коньков нужно одному человеку?

- Как это называется по-другому?

- Какие ещё парные предметы вы знаете?

- Скажите со словом «пара»:

Коньки-

Сапоги-

Варежки-

И т.д.

8. «Сугроб».

- Вот мы и добрались до сугроба. Давайте его разроем.

-Под сугробом оказался сундук. Его оставила нам зима, в нём наверное подарки.

- Давайте разберём сундук.

- Смотрите, на дне оказался конверт с письмом, прочитаем его:

«К вам я в гости собиралась,

Но немного задержалась,

Отвлекли меня дела:

Метели, вьюги, холода.

Вы задания выполняли,

Дружно за снежком шагали.

Снова в гости к вам приду

В садик в будущем году.

А сейчас вы не скучайте

И подарки получайте.

ВАША ЗИМА.»

- Здравствуйте!

- это стихотворение о зиме.

- Осень.

-Весна.

Дети идут за снежком.

- Для того, чтобы вставлять фотографии, картины.

Дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют их на полотно и составляют предложение по ним. Например: Солнце зимой светит, но не греет. Медведь зимой спит в берлоге. И т.д.

- Снежная. Морозная. Ветреная. Холодная.

- это снежинки.

Дети получают снежинки.

Сначала дуют через губы длительно, держа снежинку за кончик. Затем кладут снежинку на ладошку и сильным коротким выдохом сдувают её.

- Вьюга, метель, пурга.

Дети приседают, Тянут звук У сначала тихо, постепенно усиливая голос, поднимаются. И наоборот: тянут звук громко, постепенно приседая , тянут звук всё тише.

- Это снеговик.

- Я слепил два белых снеговика. Я слепила пять белых снеговиков. И т.д.

-Снеговиков.

- О снеговике.

-Снеговику.

-со снеговиком.

-у снеговика.

-снежки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Лепят, меняя положение ладоней.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком.

Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Встают, роняют воображаемый снежок.

Топают.

- На снежинку.

- Это снег.

Дети называют слова, получают соответствующую картинку и вешают её к лучику снежинки: снежок, снегурка, снеговик, снежинка, снегопад, снегирь.

-снег.

-снежинки.

-снегопад.

-снежки.

-снеговик.

-снегурка.

-снегири.

-снежок

-снегурочка

-Снегирёк.

- Река покрылась льдом.

Дети называют картинки.

- Это кот.

Угадавший кладёт картинку к речке.

Далее дети выкладывают цепочку из картинок, определяя первый и последний звук, так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

(кот-танк-кабан-насос-санки-индюк).

- санки.

Дети узнают буквы, закрытые «снегом», открывают их и читают слово: каток.

- На катке катаются на коньках.

-два.

-пара.

Называют.

-пара коньков

-пара сапог

-пара варежек

Разрывают.

Дети открывают сундук, а он заполнен вещами.

Дети достают по одной вещи и согласовывают с прилагательными: зимняя(ее, ие, ий):

- Шарф-зимний

-варежки-зимние

-куртка-зимняя

И т.д.

Дети получают подарки от зимы, прощаются с гостями и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Интегрированное игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «В гостях у бабушки Маши»

Конспект интегрированного игрового логопедического занятия, которое мы проводили в рамках недели "Игра и игрушки"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Зимние забавы" с использованием ИКТ.

"Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности" - Л.С. Выготский.Формирование умений и навыков связной речи - одна из важных задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зав...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Зима, зимние забавы"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Зима, зимние забавы"...