Коррекционное индивидуальное занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Коррекционное индивидуальное занятие
с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
(Ребёнок 4,5 года: ДЦП атонико-астатической формы – выраженное нарушение двигательной функции, лёгкая умственная отсталость, общее недоразвитие речи 1 уровня,
сходящееся содружественное косоглазие.)
Тема: Животные.
Цели: развитие импрессивной и активной экспрессивной речи;
активизация словаря по теме «Животные»;
актуализация обобщающего понятия «животные»;
формирование представлений о разделении животных на диких и домашних;
развитие артикуляционной моторики, мимики;
развитие физиологического и речевого дыхания, силы голоса;
развитие произносительной стороны речи: позвукового, послогового отражённого
произношения слов, звукоподражаний;
развитие прослеживающей функции глаз, снятие зрительной усталости;
развитие моторной функции рук в процессе пальчиковой гимнастики, действия
с предметами;
развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти, мышления;
воспитание интереса к собственной речи, познавательной деятельности, мотивации
к обучению.
Ход занятия:
1. Логопед и ребёнок здороваются.
«Кошка на коврике» - проводится пассивно-активное упражнение на развитие ручной моторики с использованием массажного коврика и речевой инструкции. Ребёнок по показу логопеда имитирует движения кошки:
Кулачок, ладошка, я иду, как кошка. ( Повторить несколько раз.)
Кулачок, ладошка, я бегу, как кошка. ( Повторить несколько раз.)
У нашей кошки лапки-царапки. ( Поцарапать коврик.)
Мимическая и артикуляционная гимнастика с элементами лицевого массажа.
По показу логопеда ребёнок подражает кошке: кошка зевает, облизывается, показывает и прячет язык, жмурится, закрывает и открывает глаза.
Логопед, накладывая большие пальцы рук на веки, на щёки ребёнка, производит круговые движения, приговаривая:
- Нарисуем мы очочки, а потом погладим щёчки. ( Повторить несколько раз.)
2. «Говорящая книга». Логопед открывает перед ребёнком электронную игрушку «Говорящая книга», поясняет, что «в ней живут» разные животные, и просит найти среди них кота. Затем ребёнку предлагаются следующие задания:
Покажи кота. Покажи, как кот мяукает (громко, тихо). Нажми на кнопку рядом с картинкой. Послушай и повтори слово.
Покажи пчелу. Нажми на кнопку рядом с картинкой. Послушай и повтори за мной: «З-з-з-з». Покажи, как пчела поёт тихо (громко).
3. «Бабочка и цветы». 1. Логопед просит ребёнка закрыть и открыть глаза (ребёнок может помочь себе руками). Когда ребенок закрывает глаза, логопед кладёт перед ним цветок. Упражнение повторяется 10 раз.
Педагог предлагает рассмотреть цветы на поляне и говорит, что на поляну прилетела бабочка. (Используется бабочка-игрушка на палочке.) Логопед выполняет действия с бабочкой, а ребёнок наблюдает, как бабочка перелетает с цветка на цветок (влево – вправо по 4 раза), взлетает и опускается (по 4 раза), летает в воздухе по вогнутой, выгнутой линии, по восьмёрке, как по волнам (по 4 раза), садится ребёнку на нос и улетает от него.
2. Ребёнок выполняет упражнение с бабочкой по заданию логопеда:
Посади бабочку на красный (жёлтый, синий,...) цветок. Покажи, как бабочка летает над цветком, садится на ладошку, улетает, т.д.
4. «Позовем животных». Логопед предлагает вспомнить, какие животные живут в «Говорящей книге», дает ребенку дудочку и предлагает позвать их. ( Отрабатывается сила и продолжительность диафрагмального выдоха.) На каждый громкий продолжительный звук музыкальной игрушки по очереди появляются животные: кот, собака, конь, утка, петух. Ребёнок по подражанию манипулирует игрушкой, выполняя голосовые и артикуляционные упражнения:
Кот мяукает: « Мя-а-а-у-у !» Кот ходит (топ-топ-топ), умывается (облизывание
губ), пьет молоко (имитация лакания: движения языка вверх – вниз ).
Собака лает: « Га-а-в-в!» Собака держит в зубах косточку (удерживание в зубах
трубочки для коктейля, губы в улыбке).
Конь цокает копытами (цокание языком) и кричит: « И-и-го-го!»
Утка, петух поймали червячка (удержание трубочки губами).
5. «Найди папу». Логопед обращает внимание ребёнка на то, что у детей есть родители
(папы и мамы), и спрашивает ребёнка, есть ли у животных (кота, собаки, коня, утки, петуха) детки. Ребёнок должен ответить, используя любые речевые средства (слово, жест, мимику).
Педагог предлагает подуть в дудочку и позвать детёнышей животных. После того, как они появляются, ребёнок должен помочь им найти своих родителей.
6. «Кто где живет?» Логопед строит из конструктора забор с домом, а из бумажных ёлочек делает лес и предлагает подуть ещё раз в дудочку. Перед ребёнком появляются игрушки (ёжик и медвежонок). Логопед говорит, что ёжик и медвежонок тоже ищут своих родителей, и предлагает подумать, где живут животные, которые пришли к нам в гости (кот, собака, конь, утка, петух, детёныши этих животных; ёжик, медвежонок).
С помощью педагога ребенок «расселяет» животных по «домам».
Пояснения логопеда: Коты живут в доме, они домашние животные. У них есть хозяин, он их кормит. Утки, петухи гуляют во дворе, они домашние. Хозяин их кормит. Кони
ходят во дворе, они домашние животные. У них есть хозяин, он кормит их травой. Ежик живёт в лесу. Он боится людей, собаку, кота, коня и прячется в нору. Он дикое животное. Медвежонок ищет своих родителей (медведя и медведицу). Медвежонок вырастет и станет медведем. Медведя все боятся. Медведь живет в лесу, он дикое животное. Собака охраняет дом. Это домашнее животное.
7. Итог занятия. Логопед просит ребёнка показать домашних, а затем диких животных, хвалит за хорошую работу на занятии.
Педагог и ребёнок прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное индивидуальное занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
Тема: "Животные"...
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (образец)...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
1.1Пояснительная записка Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на резул...
Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....