ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
1.1Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющего логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 1 уровня, обусловленное задержкой психического развития резидуально-органического генезиса.
Программа разработана для обеспечения коррекции нарушений развития ребенка, оказания ему квалифицированной помощи в освоении индивидуальной образовательной программы, а также его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. Программа способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка посредством интеграции образовательных областей и взаимодействия всех участников образовательных отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savinov_sasha_-_kopiya.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с №9
« Дюймовочка»
__________Романова С.Н.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2019-2020
Разработала учитель-логопед Мельникова Ю.Н.
Саки, 2019-2020
1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющего логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 1 уровня, обусловленное задержкой психического развития резидуально-органического генезиса( коллегиальное заключение ЦПМПК)
Программа разработана для обеспечения коррекции нарушений развития ребенка, оказания ему квалифицированной помощи в освоении индивидуальной образовательной программы, а также его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. Программа способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка посредством интеграции образовательных областей и взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Данная программа составлена на основе нормативных документов:
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24 июля 1998 года № 124–ФЗ (с изменениями на 21 декабря 2004 года). - Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года – ООН 1990.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) N 1014 г от 30 августа 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – № 7.
- Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
- Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года).
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». - СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
(с изменениями на 27 августа 2015 года). - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года. - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ).
- Примерная Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР МБДОУ детского сада №9 «Дюймовочка»
Рабочая программа составлена с учетом «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авт. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова). Москва «Просвещение» 2009 г.
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая должна реализовываться в процессе медикаментозного лечения, логопедической деятельности .Индивидуальная коррекционная программа содержит изменения, так как выше названные программы были созданы для логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Дополнены и расширены основные задачи и направления коррекционной работы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
1.5 Цели и задачи программы:
Цель программы: Организация эффективной коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с ребенком, имеющими логопедическое заключение: ОНР 1 уровень речевого развития( согласно ЦПМПК).
Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР( согласно ПрАООП для работы с дошкольниками с ЗПР, с.83-84 эл.вариант)
- формирование функционального базиса устной речи, развитие ее моторных и сенсорных компонентов;
- развитие речевой мотивации, формирование способов ориентировочных действий в языковом материале;
- развитие речи во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности;
- формирование культуры речи;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Для оптимизации образовательной деятельности необходимо определить исходный уровень речевого развития ребенка.
Задачи программы:
- определение особенностей и уровня речевого развития ребёнка;
- создание для воспитанника оптимальных условий для коррекции речевых нарушений;
- обеспечение взаимодействия с семьей воспитанника с целью оптимизации коррекционного процесса;
- взаимосвязь с педагогами и специалистами МБДОУ.
1.3 Планируемые результаты освоения Программы:
Ребенок должен:
- выражать желания с помощью альтернативных средств общения( жесты, символы);
- способен к устойчивому эмоциональному контакту с взрослыми и сверстниками;
- пытаться проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими,
-желание общаться с помощью слова; развитие звуковой имитации;
- понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной
речи;
- понимает и выполняет словесные одноступенчатые инструкции;
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями ребенка.
1.4 Индивидуальные особенности дошкольника с ОНР 1 уровня, ЗПР.
Данная программа составлена для Савинова Александра 29.04.2015 р. (4 года), посещающего среднюю группу. Заключение ЦПМПК от 19.09.2019 г, протокол № 15 «ЗПР обуловленное резидуально-органическим генезиом».
Программа является коррекционно-развивающей и носит индивидуально-ориентированный характер.
Ребенок воспитывается в полной семье. В семье один ребенок.
Логопедическое обследование проводилось по пособию Кирилловой Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. + Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. вопросы дифференциальной диагностики. Учебно – методическое пособие.
1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
(импрессивная речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие)
Выполняет С помощью( +), Не выполняет( -)
Выявление объема и точности словаря.
Задание 1. Выявление объема и точности словаря.
«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)». -
«Возьми куклу (матрешку.)».-
Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку.).-
Если ребенок справляется то попросить -узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).-
Задание 2. Предложите показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки. +
Задание 3. Выяснение знаний слов обобщающего характера.
Предложите ребенку найти предметы по темам : «Найди посуду (игрушки, одежду, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки.).-
Задание 4. Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей ( покажи нос,показывает на все лицо. Может показать лоб и др. части лица)
туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).
«Покажи свою руку»+
, «Где лапка у зайчика?»_
Задание 5. Соотнесение предметов с их назначением.
Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?» -
Затем замените предметы на предметные картинки и повторите вопросы. -
Задание 6. Выяснение объема глагольной лексики.
сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия. «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)». -
Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке
действий, выраженных возвратными глаголами: «Покажи, кто
умывается (стоит, бежит)». -
Две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто
вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.). -
Задание 7. Понимание названий признаков предметов.
Сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий /низкий дом)»;
«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)»; -
«Где красный (желтый, синий) мячик?».( цвет конкретно не показывает, а сопоставляет» Найди такой же»)
Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.
Задание 1. Понимание форм ед. и множ. числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки,машина/машины, книга/книги)».-
Задание 2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».+
Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов:
«Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)». -
Понимание предложений
Задание 1. Выполнение инструкции:
«Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».( выполняет хорошо знакомые инструкции,на новые не реагирует)
Задание 2. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе:
«Возьми мишку и посади его на стул. (Подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)». -
Иссл-е слуховых функций и фонематического восприятия
Задание 1. Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов:
найти звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.( игрушку не находит, но взглядом прослеживает).
Задание 2. Выяснение направленности слухового внимания:
с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.-
Задание 3. Узнавание и различение гласных звуков из ряда.
Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложите ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши, услышав определенный звук (заранее условленный). ( при неоднократных попытках выделяет звуки А.О.У голосом, но не сопровождает узнавание жестом )
2. НЕРЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ.
(особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте)
Задание 1. Ориентировка в окружающем пространстве.
Попросите ребенка показать «верх/низ», а также направления:
«Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)». -
Дайте ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).-
Задание 2. Ориентировка на плоскости.
На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей (домик — квадрат,
крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложите:
«Покажи, где крыша? Где труба?» ( не показывает, а пытается строить по аналогии)
Задание 3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики). Предложите ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).-
Задание 4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению. Повторить последовательно позы. Чередуйте по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак». -
Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.-
Задание 5. Оральный праксис. Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий:
… широко отрыть рот;
… улыбнуться;
… надуть щеки;
… вытянуть губы в трубочку;
… сделать губы как при звуке [о];
… высунуть язык лопаткой;
… поднять кончик языка вверх;
… опустить кончик языка вниз;
… поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта. -
Задание 6. Способность к переключению движений.
Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения. -
Задание 7. Конструктивный праксис:
воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу +
создать конструкцию по памяти.-
Задание 8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности:
сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; ( делает со знакомыми картинками)
выполнить вкладки в доску Сегена.+
3. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ.
Выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;
изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения
Задание 1. Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.( просто берет за руку)
Задание 2. Реакция на незнакомого человека. В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.(смотрит на незнакомца)
Задание 3. Реакция на впечатление.
Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.(обращает внимание, но не сразу)
Задание 4. Способность к подражанию: предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.-
Задание 5. Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть (руки, чистить (зубы, причесываться, гладить (кошку).
Задание 6. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай). ( во время обеда: если не хочет отталкивает тарелку)
Задание 7. Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания). -
Задание 8. Способность изображать и играть роль:«Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».-
По результатам комплексной диагностики специалистов ДОУ (логопеда, воспитателей) Алексанр является с подтвержденным статусом ОВЗ, требующего особого внимания по всем разделам образовательной программы дошкольного учреждения, что является основанием для обучения ребенка по индивидуальной программе.
Речевое развитие ребенка отстает от возрастной нормы. В самостоятельном общении не может пользоваться фразовой речью, не владеет навыками связного высказывания. В речи использует очень редко обрывки лепетных слов (пить –пи) . В речи не использует жесты, мимику. Понимание речи затруднено, нуждается в неоднократном повторении задания, не выполняет простые речевые инструкции. Артикуляционный аппарат ребенка малоподвижен, артикуляционные позы удержать не может, резко ограничен подъем языка вверх, язык движется медленно, неточно.
Речевое дыхание не сформировано.
Общая моторика нарушена наблюдается неловкость движений,нарушена переключаемость от одного движения к другому, не все позы удерживает, Нет чувства ритма, отстает в темпе. Мелкая моторика развита слабо, наличие лишних движений, застревания при переключении, моторная напряженность, испытывает трудности при удерживании карандаша, кисточки.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: недостаточная сформированность средств языка, специфические нарушения речи.
1.6 Характеристики особенностей развития детей с ЗПР. Возрастные особенности и индивидуальные характеристики
В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР. 1) нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоциональноволевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом; 2) нарушения познавательной деятельности вследствие стойких астенических и церебрастенических состояний.
Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движения (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы При относительно высоком среднем уровне развития ходьбу отличает неуверенная, неустойчивая, шаркающая, неритмичная походка; большинство детей передвигаются семенящим шагом, с опущенной головой и плечами; мышцы ног, рук, спины в процессе ходьбы напряжены. Вследствие несформированного самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения. Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения дошкольниками с задержкой психического развития всеми видами деятельности. У некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях. Дети, впервые поступающие в ДОУ, не обнаруживают потребности в продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют негативизм. Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать в контакт и включаться в совместную деятельность. Они активно идут на контакт также с новым человеком, положительно реагируют на содержание совместной деятельности, особенно тогда, когда она предлагается индивидуально. В свободной деятельности дети с задержкой психического развития бывают крайне несамостоятельны и безынициативны. Без организующей помощи взрослого они редко могут найти себе занятие. Они редко вступают друг с другом во взаимодействие по поводу игры или совместный переживаний каких-либо событий. Многие проявляют безразличие ко всему происходящему, не замечают трудности и переживания сверстников, не пытаются самостоятельно предложить свою помощь. Практически все не организованы. Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются навыки самообслуживания, однако практически все дети четвертого года жизни самостоятельно ими не владеют. При этом к пяти годам многие способны ими овладеть. Для этих детей характерным является многократное, стереотипное повторение одних и тех же действий, обычно не сопровождающееся эмоциональными реакциями. При поступлении в ДОУ дети крайне слабо информированы: не знают названия предметов их функционального назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию и использованию. Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи, которое является весьма широкий диапазон: от полного ее отсутствия у детей с задержкой психического развития четвертого-пятого года жизни до небольших грамматических ошибок в речевых высказываниях, имеющих место у детей с ЗПР. Даже те дети, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения. Выполняя какие-либо действия, контактируя друг с другом, играя, дошкольники, как правило, действуют молча. Они не сопровождают свои действия речью или иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера в связи с выполняемыми действиями. Мышление детей с интеллектуальными нарушениями формируется в условиях неполноценного чувственного познания, недоразвития речи, ограниченной практической деятельности. Они не умеют решать задачи на уровне наглядно-действенного мышления, т.к. они очень часто не осознают наличия проблемной ситуации, не осуществляют поиск решения, а в тех случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств. Остаются, как правило, равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи.
Логопедическая НОД с детьми ЗПР проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
1.7 Характеристика детей с I уровнем развития речи
Речевые средства общения ребёнка крайне ограничены.
Активный словарь состоит из небольшого количества невнятно произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Структура этих слов нарушена. Широко используются указательные жесты, мимика. Пассивный словарь несколько шире активного.
Фразовая речь отсутствует. Свои желания ребёнок выражает отдельными словами, грамматически не связанными между собой. Ребёнок пользуется одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Дифференцированное обозначение предметов и действий отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов. Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.
Понимание значений грамматических изменений слова отсутствует. При отсутствии ситуационно-ориентирующих признаков не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимает значения предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение.
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков преобладает над правильно произносимыми.
Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Задача выделения отдельных звуков для ребенка в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.
Способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова ограничена.
Задача учителя-логопеда — стимулировать, поддерживать, поощрять речевую активность детей, их желание общаться с помощью слова.
Основное значение придается стимулированию речевой активности детей с ОНР 1 на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в индивидуальной форме.
Сформированные учителем-логопедом речевые умения необходимо систематически уточнять, расширять и закреплять на занятиях, проводимых различными специалистами — участниками образовательного процесса, а также в повседневной жизни родителями.
1.8 Педагогические ориентиры:
– преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание
неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со
сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;
– развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во
взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
– развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей;
– расширять понимание речи детьми;
– развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения,
обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками;
– учить детей отражать в речи содержание (вербализация действий детьми);
– формировать элементарные общие речевые умения.
Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка речевого развития (позднее появление первых слов, отставание в формировании фразовой речи), а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.
Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Движения языка неточные. При смене артикуляционных укладов нарушается плавность переключения и последовательность движений.
Многие артикуляторные позы дети могут выполнить только по подражанию после нескольких попыток.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
• развитие понимания речи;
• развитие активной подражательной речевой деятельности;
• развитие внимания, памяти, мышления детей.
2. Содержательный раздел программы
Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода обучения:
1 период – ноябрь, декабрь, январь.
2 период - февраль, март, апрель, май.
2.1 Содержание логопедической работы
Период | Основное содержание работы |
I период обучения: ноябрь, декабрь, январь | Развитие понимания речи Учить ребенка находить предметы, игрушки. Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт». Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить подражанию: голосам животных; звукам окружающего мира; звукам музыкальных инструментов. Развитие внимания, памяти, мышления Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки). Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики). Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. |
II период обучения: февраль, март, апрель, май. | Развитие понимания речи Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи сущ, глаголов, прилаг по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник). Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить указывать на определенные предметы: вот, это, тут. Развитие внимания, памяти, мышления Учить запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.). Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда: 3 красных кубика и 1 синий; кукла, клоун, Буратино — шапка; Учить складывать картинки из двух, четырех частей. Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. |
2.2 Индивидуальный план работы по лексическим темам по плану ДОУ
Ноябрь, 2-3 неделя.
Лексическая тема: Игрушки
Цели: Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции, учить звукоподражанию, вырабатывать сильный ротовой выдох.
Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «заборчик», «окошко».
Дыхательное упражнение: «Воздушный шарик»
Пальчиковая гимнастика:
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю (Кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю (Двигаем перед собой – «катаем машинку».)
Звукоподражание: А-а-а- укачиваем куклу,О-о-о - рычит мишка, И-и-и – ржет лошадка,
Ноябрь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Фрукты
Цели: Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать фрукты. Познакомить с прилагательными большой, маленький., развивать движения кистей рук.
Артикуляционная гимнастика: «лошадка», «иголочка», «чистим зубки».
Дыхательное упражнение: «Ветерок»
Пальчиковое упражнение: «Положи яблоки в ведерки»
Звукоподражание: М-м-м! – вкусная груша, Фу-у-у! – кислое яблоко.
Д\и для активизации словаря: «Покажи фрукт» по картинкам», «Договори словечко».
Декабрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Овощи
Цели: Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить, формировать умение договаривать за логопедом слоги, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание
Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «заборчик», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Овощи толстушки, овощи –худышки»
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим (ребром правой ладошки бьем по ладони левой руки)
Мы капусту солим, солим (кончиками пальцев солим)
Звукоподражание: Ам! – зайчик ест капусту, У-ух! – тянем морковочку, О-о-о-х! – капуста растет, О-г-о-о! – большая тыква,
Декабрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Семья
Цели: Вызывать желание говорить. Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких людей.. Вырабатывать правильную артикуляцию гласных звуков А, У. Развивать сильный, плавный выдох.
Артикуляционная гимнастика: «Часики», «лошадка», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»
Звукоподражание: д\и «Повтори и послушай»: А-а-а! – мама качает малыша; Уа! Уа! – плачет малыш; О-о-ох! – стонет старая бабушка
Д\и для активизации словаря: «Кто это?» по картинкам (Муха, дети, тетя, баба).
Декабрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Части тела
Цели: Формировать потребность в речевом общении и умение договаривать за логопедом слоги и слова. Учить показывать чати тела в соответствии с просьбой взрослого. Формировать пассивный словарь по теме. Подражать движениям рук взрослого.
Артикуляционная гимнастика: «Часики», «лошадка», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»
Пальчиковая гимнастика: «Ладошки»
Звукоподражание:-Топ – малыш идет, Ам – мальчик кушает, Фу – девочка не хочет есть,
Ох – болит зуб, Ух – дядя работает, Эх – мальчик танцует, Ха-ха-ха – дети смеются.
Д\и для активизации словаря: «Это я». «Назови части тела»- голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза.
Декабрь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Осень
Цели: Учить понимать слова обобщающего значения..
Артикуляционная гимнастика: «футбол», «вкусное варенье», «чистим зубки».
Дыхательное упражнение: «Снежинка»
Пальчиковая гимнастика:
Вышла осень погулять («Идём» указательным и средним пальцами одной руки)
Стала листья собирать (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую).
Д\и для активизации словаря: «Где много, а где мало?»,
Январь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Домашние животные
Цели:. Учить проговаривать слоги. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Артикуляционная гимнастика: «парус», «вкусное варенье», «змейка».
Дыхательное упражнение: «Согрей кошечку »
Пальчиковая гимнастика:
Киска, киска киска брысь (машет рукой, прогоняя воображаемую кошку)
На дорожку не садись (погрозить указательным пальцем)
Наша деточка пойдет (указательным и средним пальцем шагать)
Через киску упадет.
Д\и для активизации словаря: «Назови части тела», «Кто как голос подает»
Январь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Домашние животные
Цели: Учить проговаривать односложные фразы . Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Артикуляционная гимнастика: «парус», «вкусное варенье», «змейка».
Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»
Пальчиковая гимнастика:
Вот какой котишка (качают головой вправо-влево)
Круглая мордашка (обводят ладонью вокруг лица)
И на каждой лапке (сжимают и разжимают пальчики)
Коготки-царапки (скребут пальцами по ладони).
Д\и для активизации словаря: «Отгадай кто это?», «Кто что ест?»
Яневарь,4-я неделя.
Лексическая тема: Дикие животные
Цели :Продолжать учить проговаривать односложные фразы. Развивать моторику артикуляционного аппарата,
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «футбол», «парус».
Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Д\и для активизации словаря:
«Мой, моя»- Мой зайчик, мой кабан. «Найди картинку».
.
Февраль, 1-я неделя.
Лексическая тема: Дикие животные
Цели :Продолжать учить проговаривать односложные фразы. Развивать моторику артикуляционного аппарата
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «футбол», «парус».
Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Февраль, 2-я неделя.
Лексическая тема: Одежда.
Цели: Пополнять пассивный словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки. Развивать сильный ротовой выдох.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Варенье», «Горка».
Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Юбку, кофточку, платочки.
Д\и для активизации словаря: «Большой-маленький»-большое платье-маленькое платье, «Кто что оденет?»- Коля оденет кофту,
«Один-много»- одна майка-много маек.
Составление фразы по демонстрируемым действиям: Я одеваю; Одеваю майку (юбку, платье, рубашку, шубу, пальто, носки)
Февраль,3-я неделя.
Лексическая тема: Обувь
Цели: Расширять словарный запас глаголами: надеваю, обуваю, снимаю, гулять, ходить, бегать.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Варенье», «Горка».
Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Юбку, кофточку, платочки.
Д\и для активизации словаря: «Что обувают летом, а что зимой», «Что купила мама?»-Мама купила сапоги. Мама купила туфли. Мама купила валенки.
Составление фразы по картинке: Оля обула туфли. Мака обула валенки. Наташа обула тапки.
Февраль, 4-я неделя.
.Лексическая тема: Зима
Цели: Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Активизировать моторику речевого аппарата. Развивать память, внимание, мышление.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «варенье», «Парус».
Дыхательное упражнение: «Снег идет»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: учить проводить прямые горизонтальные линии «Прокати комочки по дорожкам».
.Март, 1-я неделя.
Лексическая тема: Мамин праздник.
Цели: Продолжать пополнять словарь прилагательных. Развивать диалогическую речь.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Качели», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Подуй на одуванчик»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бусы для мамы»
Д\и для активизации словаря: «Подарок маме», «Помощник»
Март, 2-я неделя.
Лексическая тема: Весна.
Цели: Закреплять употребление cущ ед и множ числа, числительных один, два, три с сущ. Развивать речевое дыхание.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Маляр», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Солнышко» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «Один -много», «Сосчитай -ка»
Составление фразы по картине «Весна»: Солнце светит. Небо голубое. Сосульки капают. На улице лужи. Снеговик тает.
Март, 3-я неделя.
Лексическая тема: Признаки весна.
Цели: Закреплять употребление числительных один, два, три с сущ. Активизировать словарь глаголов.
Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Маляр», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Ветерок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Обведи листочки по контуру».
Д\и для активизации словаря: «Сосчитай-ка», «Кто что делает?»
Составление фразы по картине «Весна пришла»
Март, 4-я неделя.
Лексическая тема:
Цели: Закреплять употребление числительных один, два, три с сущ.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Маляр», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Солнышко» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «», «Сосчитай -ка»
Составление фразы по картине «Весна»: Солнце светит. Небо голубое. Сосульки капают. На улице лужи. Снеговик тает.
Апрель, 1-я неделя.
Лексическая тема:
Лексическая тема: Мебель.
Цели: Формировать обобщающее понятие “мебель”, названия предметов мебели и их назначения. Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами. Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Лопата», «Змейка».
Дыхательное упражнение: «Катись, карандаш!»
Пальчиковая игра: выкладывание предметов мебели по образцу из счетных палочек.
Д\и для активизации словаря: «Запомни и повтори», «Большой-маленький»
Д\и «Выполни команды»- сядь на стул, ляг на кровать, иди к шкафу, иди к столу, возьми из шкафа мяч, положи мяч на стол
Составление фразы по вопросу и предметной картинке: «Где котенок?»-котенок на стуле, котенок на диване, котенок на окошке, котенок на кресле
Апрель, 2-я неделя.
Лексическая тема: Транспорт
Цели: Продолжать формировать обобщающее понятие транспорт. Учить употреблять существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, множественного числа.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Лопата», «Змейка».
Дыхательное упражнение: «Самолет летит»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Проведи машинку по дорожкам»-рисование волнистых линий
Д\и для активизации словаря: «Назови ласково», «Один-много».
Составление Фразы по вопросу и предметной картинке: Машина едет. Машина стоит, машина гудит. Машина синяя. Машина белая. Машина большая.
Апрель, 3-я неделя.
Лексическая тема: Транспорт
Цели: Учить правильно показывать и называть транспорт. Учить называть части машины. Активизировать словарь глаголов. Уточнять произношение гласных и согласных звуков. Учить строить предложения из двух слов.
Артикуляционная гимнастика: «иголочка», «заборчик», «футбол».
Дыхательное упражнение: «Плыви, кораблик!»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Проведи машинку по дорожкам»-рисование волнистых линий
Д\и для активизации словаря: «Что едет? что летит? что плывет?», «Назови части машины».
Составление фразы по вопросу и предметной картинке: Это Вова. У Вовы машина. Вова, дай машину. Машина гудит.
Апрель, 4-я неделя.
Лексическая тема: Насекомые
Цели: Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, около и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Лети, бабочка!».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бабочка» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «Где бабочка?», «Вверху или внизу»
Составление фразы по вопросам: Бабочка летает. Кузнечик прыгает. Плела летает. Жук ползет.
Май, 1-я неделя.
Лексическая тема: Цветы
Цели: Учить согласовывать прилагательные с сущ, Учить употреблять cущ в родительном падеже. Формировать плавный вдох, развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Цветочек» из мозаики.
Д\и для активизации словаря: «Какой цветок», «Чего не стало?»
Составление предложений: У мамы маки. Маки красные. У Сони ромашка. Она белая.
Май, 2-я неделя.
Лексическая тема: Лето
Цели: Развивать диалогическую речь, согласовывать cущ с прилагательным.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Иголочка», «Часики».
Дыхательное упражнение: « Дуем на листочки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Дождик и тучка».
Д\и для активизации словаря: «Какой, какая?» солнышко-желтое, трава зеленая, небо голубое.
Составление предложений по картине «Что делаю дети летом?»
2.3 Индивидуальный план коррекционной работы с воспитанником
на 2019____ - 2020__ учебный год
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Направления коррекционной работы | ноябрь | Результативность коррекционной работы, февраль | Результативность коррекционной работы, май | Примечания | ||||
Без улуч-шений | Улуч-шение | Значитель-ное улучшение | Без улуч-шений | Улучше-ние | Значитель-ное улучшение | |||
| ||||||||
2.Развитие понимания обращенной речи | ||||||||
3.Развитие психологической базы речи | ||||||||
4.Развитие физиологического, речевого дыхания | ||||||||
5.Формирование просодических компонентов речи | ||||||||
6.Укрепление мышц речевого аппарата, развитие артикуляционной моторики | ||||||||
7.Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза | ||||||||
8.Закрепление звуков раннего онтогенеза | ||||||||
9. Развитие фонематических процессов | ||||||||
10. Формирование слоговой структуры слова | ||||||||
11.Активизация, обогащение словарного запаса | ||||||||
12.Развитие понимания грамматических категорий | ||||||||
13.Формирование фразовой речи -предложение из 2 слов | ||||||||
14.Формирование фразовой речи -предложение из 2 слов (+категория числа) | ||||||||
15.Формирование фразовой речи -предложение из 3 слов |
3 Организационный раздел
3.1Условия реализации программы
Расписание непосредственной образовательной деятельности является нормативным локальным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики организации педагогического процесса, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.
( ПрАооп,с.208,эл.вариант). Согласно рекомендациям, указанным в ПрАооп для детей дошкольного возраста с ЗПР, план НОД и названия занятий носят примерный, условный характер. Приведенный план может служить ориентиром, каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно разработать расписание занятий, объединяя задачи из разных образовательных областей по своему усмотрению.
Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Согласно примерным требования ПрАооп для детей дошкольного возраста с ЗПР коррекционные занятия 3 раза в недель проводит учитель-дефектолог.
Основной формой работы учителя-логопеда с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи) являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2—3 раза в неделю ( на ставку рабочего времени)[Н.В. Нищева,с.25]
В течение всего учебного года индивидуальная деятельность проводятся не более 2 раз в неделю (на 0,5 ставки учителя-логопеда) в первой половине дня. Продолжительность занятия не более 20 минут. Каждое занятие содержит 2—3 игровых задания или игры продолжительностью 4—5 минут. Содержание деятельности рассчитано на 1 учебный год, распределено по периодам.
3.2Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда
Описание предметно-пространственной развивающей среды для всех возрастных групп представлено в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.
Материально-техническое оснащение кабинета:
- Компьютер.
- Принтер.
- Сканер.
- Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
- Звучащие игрушки.
- зондозаменители.
- Дыхательные тренажеры.
- Картотека предметных и сюжетных картинок по всем лексическим темам.
- Картотека заданий для автоматизации и дифференциации звуков всех групп в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, рассказах.
- Картотека упражнения дыхательной гимнастики.
- Картотека упражнения мимической гимнастики.
- Картотека упражнения артикуляционной гимнастики.
- Картотека упражнения пальчиковой гимнастики.
- Картотека подвижных игр и упражнений.
- Картотека словесных игр.
- Дидактические игры по всем лексическим и грамматическим темам.
- Пособия для развития мелкой моторики.
- Мячи массажные
- Мелкие игрушки по всем лексическим темам.
- Детская художественная и развивающая литература.
Список литературы
Электронные ресурсы
1.Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авт. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова).- Москва «Просвещение» 2009 г.
2.Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной. -Санкт-Петербург
2014
3. КирилловаЕ. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.
4.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. вопросы дифференциальной диагностики. Учебно – методическое пособие
5. Нищева Н.В. Картотека занятий для алаликов
6. Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) -Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут воспитанника ДОУ с ограниченными возможностями здоровья
В маршруте отражено содержание работы педагога-психолога с воспитанником с ОВЗ. Маршрут разработан на четыре года.Включает разделы:Ознакомление с окружающим и развитие общего кругозораСенсорное развит...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (образец)...
Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).
Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...
Использование дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и тяжёлыми множественными нарушениями разви
Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:• описание общих целевых групп по потребности в коммуника...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на резул...