ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
учебно-методический материал по логопедии

Забодаева Надежда Петровна

В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на результаты многолетних практических наблюдений логопедов и дефектологов, организацию коррекционного процесса, характеристики детей, некоторый практический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический блок

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Перковского Егора

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    открытая ринолалия

Пояснительная записка

В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на результаты многолетних практических наблюдений логопедов и дефектологов, организацию коррекционного процесса, характеристики детей, некоторый практический материал.

Общая цель этой программы – отразить поэтапное устранение у детей с открытой ринолалией специфических дефектов произношения, развитие физиологического дыхания, фонематического восприятия, артикуляции, закрепление полученных произносительных навыков. Специальными приемами исправляется звукопроизношение, развивается фонематическое восприятие, слуховая память, анализ и синтез звукового состава речи, осуществляется обучение детей элементарным навыкам чтения, чтобы дети с ринолалией открытой были готовы к обучению в речевой или общеобразовательной школе.

Работа по устранению открытой ринолалии строится с учетом дидактических принципов. Это доступность, наглядность, системность, последовательность, сознательность и активность в обучении, а также учетом особенной структуры дефекта детей с открытой ринолалией.

Ринолалия открытая может сочетаться с другими тяжелыми речевыми расстройствами – дизартрией, ОНР, заиканием и требует комплексное и систематическое наблюдение и работу других специалистов – хирурга, ортодонта, психолога и др.

Организация работы.

        Логопедические занятия с ребенком 3х лет, страдающим ринолалией, проводятся строго индивидуально. Это объясняется различными клиническими проявлениями ринолалии. При  тщательном зрительном контроле логопеда за каждым артикуляционным движением, звучанием фонем, дыханием ребенка. Продолжительность занятия  20 минут с обязательной динамической  паузой. Занятие проводится по всем разделам коррекционно-педагогической работы 2 раза в неделю. У ребенка должна быть индивидуальная тетрадь, где подробно записываются все указания логопеда, дидактический материал, дозировка упражнений, домашнее задание. Один раз в неделю логопед встречается с родителями. Родителям лучше заниматься 2-3 раза в день по 10-25 минут за одно занятие.

   В обязанности воспитателя группы, которую посещает ребенок-инвалид входит знание индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Воспитатель должен  уделять внимание таким формам работы, которые способствуют снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом, создавать положительный фон в межличностных отношениях детей с ребенком с ринолалией. Если у ребенка ринолалия сочетается с общим недоразвитием речи, воспитатель должен расширять знания детей об окружающей жизни в соответствии с Программой:  в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изодеятельности, физической культуре, развивать графические навыки, навыки самообслуживания и элементов труда, проводить коррекцию моторного развития детей.  Если у ребенка нет носового оттенка в речи, то поставленные звуки даются логопедом на автоматизацию, после тщательного объяснения того, как должны выполняться упражнения. Воспитатель в этих случаях должен следить, чтобы поставленный звук ребенок употреблял в связной речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Основная задача логопедической работы при открытой  ринолалии является формирование нормального звучания речи, то есть формирование речи без носового оттенка.

Принципы логопедической работы при ринолалии открытой вытекают из причин дефекта и его сути.

  1. В основе всей работы принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое с ротовым выдохом.
  2. Принцип параллельности в формировании дыхания и звуков.
  3. Определенная последовательность работы над звуками. Звуки речи взаимосвязаны и поэтому нормально звучащие звуки одной группы являются базой для формирования следующих звуков.
  4. Использование специальной артикуляционной гимнастики. Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, которые не являются основой каких-либо звуков. Следить, чтобы ребенок выполнял упражнения без напряжения, легко. Дополнительные упражнения надо применять только в случаях комбинированных расстройств, например, при дизартрии, с учетом полезности этого упражнения и служить формированию определенных артикуляционных укладов речевых звуков.
  5. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.
  6. После того, как звук будет сформирован, вводится буквенное обозначение звука и проводится его автоматизация в словах и фразах под контролем логопеда. Первые 10-15 занятий контроль за формированием необходимых навыков осуществляет только логопед, т.е. ребенок не получает задания на дом.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ РИНОЛАЛИИ ОТКРЫТОЙ

  1. Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.
  2. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.
  3. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений.
  4. Коррекция звукопроизношения.

  1. Устранение назального оттенка голоса.
  2. Работа над просодикой речи.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
  5. Развитие связной речи.
  6.  Психологическая помощь ребенку.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РИНОЛАЛИЕЙ ОТКРЫТОЙ

Период

Основное содержание работы

Рекомендации

Развитие фонематичекого восприятия

Сентябрь- первая половина

ноября

Вторая половина ноября – февраль

Март- май

  1. Обследование речи ребенка. Заполнение речевой карты.
  2. Формирование физиологического и фонационного дыхания:
  1. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания.
  2. Отработка направленной воздушной струи при фонации
  3.  Дифференциация носового и ротового дыхания. Схема последовательности выполнения различных видов вдоха и выдоха (по А.Г. Ипполитовой)
  1. Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений
  1. Логопедический массаж артикуляционных и мимических мышц
  2. Гимнастика артикуляционного аппарата

       

  1. Развитие полноценного небно-глоточного смыкания
  1. Массаж мягкого и твердого неба
  2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки
  1. Коррекция звукопроизношения.

   Последовательность работы над звуками (по А.Г. Ипполитовой)

ГЛАСНЫЕ   ЗВУКИ            

       А, Э, О, Ы, У, И

        Я, Е, Ё, Ю, Й

     СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ                

                Ф, С, Ш, Щ, Х

          П, Т, К, Ц, Ч

          В, З, Ж

 Б, Д, Г                                           Л, Р, М, Н  

МЯГКИЕ   ЗВУКИ

      в том же порядке

  1. Для работы над гласными звуками используем символы звуков (по А.Г. Ипполитовой)
  1. Формирование длительного ротового выдоха на примере фонем: Ф, С, Ш, Щ, Х

     Работа над звонкими согласными проводится в последовательности                                   В, З, Ж, Б, Д, Г.

  1. Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков

 П, Т, К, Б, Д, Г.

  1. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения сонорных звуков и аффрикат: Л, Р, М, Н, Ц, Ч.
  1. Формирование мягких звуков
  1. Вызванные звуки автоматизируются на доступном речевом материале
  1. Работа над просодикой речи

                 

Добиваться легкого дутья безнапряжении, не напрягая плечи, шею. Занятия проводят лежа, сидя, стоя в игровой форме.

Положить на живот мягкую игрушку для зрительного контроля.

   Дыхательные упражнения выполняются не более 5 раз подряд.

Дома заниматься по 10-15 минут до 5 раз в день. Предлагаем ребенку поплевать на высунутый язык, подуть на кончик языка (положить ватку), выплюнуть крошку и т.д.

     Используем специальную дыхательную гимнастику (см.приложение).

 

  Обращаем внимание детей на ощущения

проходящей по слизистой ротовой и глоточной полости воздушной струи во время вдоха и выдоха. Движения выдыхаемой через рот струи контролируем ваткой.

     У детей необходимо устранить патологические особенности артикуляции и взаимодействия артикуляционных и мимических мышц.

     Логопедический массаж (ручной) и артикуляционная гимнастика проводятся одновременно, ребенка знакомят с органами артикуляции:

игра «Что нам помогает говорить?». Развитие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания.

Массаж мягкого неба проводится в течение 6-8 месяцев после уранопластики. Продолжительность массажа на одном участке 3 

Коррекция звукопроизношения идет параллельно с работой над дыханием.

Каждое занятие начинается с повторения всего изученного. В начале проводятся многократные повторения каждого типа упражнений, позже, после усвоения материала, достаточно беглого их повторения.

 

 особое внимание на положение кончика языка при произношении гласных звуков, на выдох изо рта, каждый ротовой выдох контролируется ваткой, окрашенной в разные цвета. Очень важно добиваться открытия рта на 2 пальца.

        

   Добиваться сопряженого, отраженно, ребенок самостоятельно «читает» по символам.

    Тренировка правильного ротового выдоха продолжается, как при формировании гласных, так и согласных звуков.

     Следим, чтобы ребенок заранее не знал, над каким звуком будем работать.

    При работе над согласными звуками используем символы. Например,      

     «Парусная лодка», где «парус» - это язык. Или «Погреем руки» при постановке звука Х.

      При постановке звуков используем тактильно-вибрационный контроль.        Указательный палец ребенка кладем на щитовидный хрящ, логопед демонстрирует, при ротовом выдохе без голоса у глухих звуков гортань

мягкая, а у звонких звуков гортань напрягается.

   

 Поставленный звук обозначается соответствующей буквой.

    Обратить внимание детей на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Опять используем контроль ватой и тактильно-вибрационный контроль.

При постановке всех звуков используем опорные (исходные) звуки. Это облегчает и ускоряет работу. Цепи опорных звуков по А.Г. Ипполитовой

Так же используется общепринятая методика.

 

Формирование мягких звуков проводиться в той же последовательности, что и твердых звуков. При отсутствии сопутствующих расстройств – тугоухости, дизартрии, ОНР постановка мягких звуков у детей не составляет особых трудностей. Часто

они появляются спонтанно.

   

Вся логопедическая работа с дошкольниками с ринолалией должна быть максимально наглядной и эмоциональной.

   Проводится в общении, игре, при чтении.

  1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки
  • Звучащих инструментов (свисток, дудочка).
  • Звучащих предметов (крупа в коробочке, шелест листьев).
  • Действий предметов (хлопанье, скрип, звуки транспорта)
  • Игры на узнавание голосов товарищей и тд. (Игра «Кто позвал?», «Кто кричит?», «Угадай, на чем играют три медведя», «Кто пришел в гости»)
  • Дифференциация речевых и неречевых звуков.
  • Различение слогов из правильно произносимых звуков.

Работа по развитию фонематического слуха проводиться только на материале правильно произносимых звуков. Если дети смешивают

ротовые-носовые звуки, ротовые звуки заменяются на носовые, работа по дифференциации слогов проводиться наиболее

полно.

   

 

Если у ребенка дефекты произношения типичны для других речевых нарушений, то работа с детьми этой группы проводиться выборочно и материал изучается в достаточно быстром темпе.

    После того, как ребенок хорошо научится различать  сложные слоговые ряды,  проводится работа по различению слов, близких по звуковому составу на примере правильно произносимых звуков:

  • повторить за логопедом слова, близкие по звучанию.
  • сравнить лексические значения слов, близких по звучанию.
  • подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу. (Выдели слог «на» из слогового ряда – на – ма – да – на – ма).
  • Найди лишний слого на-на-ма-на.
  • Повтори за логопедом слова, близкие по звуковому составу, обратив особое внимание на конечный согласный звук: вол-пол-дол-кол-тол.
  • Сравнить лексические значения слов, близких по звучанию: лыжи-лужа.
  • Подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу: лук-сук, булка-белка,

       уточка-удочка.

  • Выбери лишнее слово по звуковому составу не похожее на остальные: мак – бак – так – башмак.

Дополни предложение, выбрав по картинке нужное слово:

       У девочки (батон, бутон)

       У мальчика (бинт, винт)

  • Исключить лишнее слово: кот – дом – сом – мох.
  • Разделить картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки       н-м в 2 столбика (машина, носки, майка, ноги, мыло, мухомор).
  • Отобрать из набора картинок только те, в названии которых есть звук Ф: фартук, вата, фата, фантик, ванна, фрукты, флажок, флакон, ворона.
  • Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, ребенок должен вставить пропущенное слово:
  • Шепчет ночью

мне на ушко

  Сказки разные.(подушка)

  • Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась…(шишка)

  • Логопед читает стихотворение, ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово.
  • Что скатали мы зимой? (дом, ком, гном, сом)
  • Что построим мы с тобой? (дом, ком, гном, сом)
  •  На крючок в реке попал? (дом, ком, гном, сом)
  • Может все, хоть ростом? (дом, ком, гном, сом)
  1. Развитие звукового анализа и синтеза.

  Ребенок должен овладеть следующими навыками:

  • Вычленение первого и последнего звука в слове.
  • Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Определение звука перед или после выделенного звука, последовательности звуков в слове.
  • Определение количества звуков или слогов в словах.

    Выделяют два этапа обучения звуковому анализу:

  1. Подготовка к звуковому анализу и синтезу на уровне предложения, составление схем предложений, определение количества слов и их порядок.
  2. Звуковой анализ и синтез на уровне звука. Звуковой анализ и синтез проводится только на материале правильно произносимых звуков.

 

   Особенность работы над звукопроизношением у детей, страдающих ринолалией заключается в следующем:

  • Параллельность в работе над дыханием и звукопроизношением.
  • Осознанный слуховой контроль ребенка над звукопроизношением.
  • Введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что также служит подготовкой к обучению грамоте.
  • Автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложение, текст.)
  • Предупреждение дисграфии.
  • Если у ребенка наблюдается еще ОНР, то лексико-грамматический материал отрабатывается в соответствии с Программой работы по преодолению ОНР.

            В итоге логопедической работы ребенок, страдающий ринолалией открытой, должен правильно артикулировать, произносить звуки в различных формах речи и быть готовым к школьному обучению.

Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха

МАССАЖ ПРИ МЫШЕЧНОМ НАПРЯЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ЛБА, НОСА, ЩЕК.

Массаж проводится в исходном положении (ИП) «лежа на спине» при полном расслаблении всего тела, или в исходном положении «сидя», головой на подголовнике.

1.Поглаживание лба кончиками 3-4 пальцев,
направление движений от средней линии лба к волосистой части головы.

2. Поглаживание носа кончиками 2-3 пальцев движениями от кончика носа к переносице.

3. Поглаживание щечной области кончиками 2-3 пальцев

от спинки носа к височной области;

от средней линии верхней губы к уху;

от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин.

МАССАЖ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ.

  1. Языком в преддверии полости рта.
  2. Набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами.
  3. «Пальцевой душ» - постукивание около рубцов подушечками     пальцев.
  4. «Щипки пальцами»

                                           МАССАЖ    НЁБА                                                                                                                                          При массаже нёба применяются поглаживающие и надавливающие движения. Ребёнок сам вначале:

              - Поглаживает нёбо влажной подушечкой большого пальца по всей поверхности в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от неё.

          - Затем делать надавливающие движения в области рубцов

          - Винтообразные движения

         - Поглаживание

             Сначала одну минуту по пять раз в день, далее три      минуты по      десять раз в день.  Один раз прогладить и размять нёбо, затем десять раз в день с интервалом в один час прогладить и размять нёбо по три раза подряд.

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ПРИРОТОВОЙ ОБЛАСТИ.

  1. Губы в трубочку и расслабить.
  2. Углы рта в стороны и расслабить.
  3. Выдувание воздуха из уголков рта поочередно.
  4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.
  5. Посвистеть.
  6. Показать зубы верхней челюсти.
  7. Показать зубы нижней челюсти.
  8. Облизать нижнюю и верхнюю губу.
  9. Надуть щеки и расслабить.
  10. Втянуть щеки и расслабить.
  11. Набрать воздух под верхнюю губу.
  12. Набрать воздух под нижнюю губу.
  13. «Перегонять» воздух из одной щеки в другую.
  14. Беззвучное произношение губных звуков: М, Б, П, а также О, У, И.

   Весь комплекс гимнастики повторять три - четыре раза в день перед зеркалом.

Каждое упражнение повторять пять - шесть раз подряд.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ ПРИ РУБЦАХ В ОБЛАСТИ НЁБНЫХ ДУЖЕК.

  1. Открыть рот и закрыть.
  2. выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
  3. Открыть рот и закрыть.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Открыть рот и закрыть.
  6. Движения нижней челюсти вбок.
  7. Открыть рот и закрыть.
  8. Втянуть щеки и расслабить.
  9. Открыть рот и закрыть.
  1. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть.
  2. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот - голову прямо.

Комплекс гимнастики повторять три - четыре раза в день перед зеркалом.

Каждое упражнение повторить пять - шесть раз.

Упражнения для развития направленного ротового выдоха и умения дифференцировать ротовой и носовой выдох.

  1. Вдох и выдох широко открытым ртом, язык высунуть и положить на   нижнюю       губу (как дышит собачка);
  2. Вдох широко открытым ртом, выдох носом;
  3. Вдох и выдох носом;
  4. Вдох носом, выдох ртом; возможны различные варианты выполнения данного упражнения: можно предложить ребенку широко открыть рот во время выдоха, а в другом случае при выдохе губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой;
  5. Вдох через одну ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем, выдох через эту же ноздрю;
  6.  Вдох правой ноздрей, левая закрыта указательным или средним пальцем; выдох через левую ноздрю, затем поменять;

7. Вдох носом, выдох поочередно через правую или левую
ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем;

8.  Вдох ртом, выдох через правую или левую ноздрю;

9. Вдох поочередно через правую или левую ноздрю, выдох широко открытым ртом;

  1.  Вдох носом, выдох по возможности направить вверх, пытаясь сдуть ватку с носа.

Развитие силы голоса

Развивая силу голоса, ребенка учат говорить четко, громко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот.

Пример упражнений для развития силы голоса:

  1. постепенное удлинение произнесения звуков на одном выдохе при средней     громкости голоса;
  2.    усиление голоса: артикуляция - шепот — тихо - громко; используются сочетания гласных звуков;
  3.   ослабление голоса: громко - тихо - шепот - артикуляция;
  4.   счет до десяти с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;
  5.   аналогичное произнесение алфавитного ряда;
  6.   чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСОБИЙ ПО РИНОЛАЛИИ

ОТКРЫТОЙ

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.- М., 1973.
  2. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. – М., 2000.
  3. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. – СПб.:САТИС,1995.
  4. Воронцова Т.Н. К вопросу о логопедической работе при открытой ринолалии после уранопластики. //Уч. зап. МГПИ,1964.
  5.  Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после уранопластики: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – М.,1966.
  6.    Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. – М.,1990.
  7. Городилова В.И., Кузьмина. Устранение недостатков произношения при ринолалии. Пособие для учителей-логопедов. – М., 1961.
  8. Дмитриева В.С., Ландо Р.Л. Хирургическое лечение врожденных послеоперационных дефектов неба. – М., 1989.
  9. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. – М., 1960.
  10. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков:кн для логопеда: 2е изд.перераб. - М., 1996.
  11. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия / Под ред. О.Н. Усановой. М., 1983.
  12. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. // Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Логопедия. Методическое наследие. – М., 2003.
  13. Мамедов А.П. Врожденная расщелина неба и пути ее устранения. – Екатеринбург, 1998.
  14.  Мессина В.М. Врожденные расщелины неба (этиология, клиника, лечение): Автореф. докт. дисс. – М.,1971.
  15. Пособие для родителей по комплексному восстановительному лечению детей с врожденной патологией лица и челюсти. Методические рекомендации. – Свердловск, 1990.
  16. Соболева Е.А. Ринолалия. – М.:АСТ:Астрель, 2006.
  17. Соломатина Г.В., Володацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. –М.:ТЦ Сфера, 2005.
  18. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедиичеакая работа при нарушениях голоса: кн. Для логопеда. – М., 1984.
  19.  Уракова А.И. Сравнительная характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью. //Дефектология,1972, №2.
  20. Фролова Л.Е. Врожденные расщелины верхней губы и неба. – М., 1973.
  21. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969.
  22. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат. диссертации. докт.пед. наук. – М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут воспитанника ДОУ с ограниченными возможностями здоровья

В маршруте отражено содержание работы педагога-психолога с воспитанником с ОВЗ. Маршрут разработан на четыре года.Включает разделы:Ознакомление с окружающим и развитие общего кругозораСенсорное развит...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (образец)...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

1.1Пояснительная записка     Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности  учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег...

Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).

Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...

Использование дополнительной (альтернативной и аугментативной) коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и тяжёлыми множественными нарушениями разви

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:• описание общих целевых групп по потребности в коммуника...