Лексико-грамматические игры по лексической теме "Масленица".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Представлены лексико-грамматические игры по лексической теме "Масленица". Рекомендованы воспитателям и родителям логопедических групп для закрепления речевого материала, для активизации и расширения словарного запаса детей, для формирования словообразования и актуализации знаний детей о русском празднике "Масленица".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_material_po_teme.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал по лексической теме «Масленица».
1.Игра "Сосчитай" от 1 до 5.(согласование существительных с числительными)
один блин, два блина, три блина, четыре блина, пять блинов
(пряник, оладья, гора, песня, танец, частушка, шутка, прибаутка, балаган, театр, скоморох, обычай, карусель)
2. Упражнение "Семейка слов" (упражнять в подборе родственных слов)
Блин - блинчик, блинок, блиночек, блинная, блиница, блинчатый, блинец. Масло-маслице, масляный, масленка, маслобойка, маслить.
3. Пересказ - развитие связной речи:
Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый шумный и весёлый. Масленица берет начало еще в древних традициях наших далёких предков - древних славян, которые в конце февраля - начале марта устраивали проводы Зимы. Праздник Масленица посвящался рождающемуся Солнцу. Поэтому и эмблемой этого старинного праздника стал, блин, как знак Солнца.
4.Образование относительных прилагательных.
Масленица, какая? Голова у нее сделана из глины, значит, она …(глиняная), лицо из бумаги - …(бумажное), волосы из соломы, значит, они…(соломенные), руки из камыша -…(камышовые), платок из ситца….(ситцевый), рубашка изо льна -…(льняная), юбка из шерсти -…(шерстяная), лента из шелка -…(шелковая), бусы из картона – … (картонные), подставка из дерева -… (деревянная).
5.Упражнение «Назови действия»
Что делают с блинами? (Пекут, едят, макают, лакомятся…)
Что делают скоморохи? (Веселят, смешат народ, поют частушки…)
Что делают люди на Масленицу? (Пекут блины, веселятся, радуются, угощают, угощаются, едят, сжигают чучело, просят друг у друга прощенья…)
6.Дидактическая игра “Скажи, какой”
Масленица (какая?) – Широкая, Честная, веселая, разудалая, сытная…
Блины (какие?) – вкусные, сытные, толстые, тонкие, кружевные, сладкие, жирные, аппетитные…
Скоморохи (какие?) – веселые, заводные, озорные…
Чучело (какое?) – страшное, смешное, потешное, соломенное…
Огонь (какой?) – горячий, яркий, обжигающий, красный, желтый…
Праздник (какой?) - весёлый, народный, русский, славянский, забавный...
Блин (какой?) - круглый, желтый, масленый, гречишный, пшеничный, сладкий, дрожжевой, тонкий, вкусный....
7.Составить предложение из слов:
где, тут, мы, блины, и.
семь, Масленица, гуляет, дней.
Идет, Масленица, несет, блин, мед, да.
Провожаем, масленица, ожидаем, свет, солнце.
8.Учим: Масленица, масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придет!
9.Дидактическая игра «Скажи по-другому»
Дети – детвора, ребята Восторг – восхищение, радость
Друг – приятель, товарищ Традиция – обычай
Веселый – радостный, счастливый Народ – люди
10.Загадки
Белая морковка зимой растет ловко (сосулька).
я один его не съем, разделю ребятам всем (бублик). а посередине – огонь да вода (самовар). да вчетверо сгибают (блин). мои шутки и смех, веселят всех (Петрушка) Всю неделю отдыхаем, Всех блинами угощаем. Холод зимний провожаем, А весну с теплом встречаем. (Масленица) | Тетушка крутая, Заря-заряница Желтый, круглый, ароматный И на вкус такой приятный И с вареньем, и с медком, Со сгущенным молочком! (блин) |
11.Объясните ребенку смысл пословиц и поговорок, выучите по желанию:
Где блины – тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Без блинов – не Масленица.
Не житьё, а Масленица.
12.Стихи для чтения детям и заучивания наизусть:
Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студеную со двора прогнать. Утро…Понедельник. Наступает «Встреча». Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер. Накатавшись вволю, все блины едят. «Заигрыш» беспечный – вторника отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них награда: Сдобный и румяный масленичный блин! Тут среда приходит – «Лакомкой» зовется. Каждая хозяюшка хлопочет у печи. Кулебяки, сырники – все им удается. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! А в четверг – раздольный «Разгуляй» приходит. Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. Пятница настала – «Вечера у тещи»… Теща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы. Близится суббота – «Золовки угощенье». Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ! Воскресенье светлое быстро наступает. Облегчают душу все в «Прощеный день». Чучело соломенное – Зимушку сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень… Пышные гулянья Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять! Через год Красавицу снова повстречаем. Снова будем праздновать, блинами угощать! | Как на масленой неделе. Из печи блины летели! Масленица, масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей придет! (В. Степанов) Приезжай к нам в гости, Масленица, На широкий двор — На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцам потешаться! Масленица Прасковея, Приходи к нам поскорее. Везет, везет Весна, Везет, везет Красна, Ясные денечки, Частые дождички, Зеленые травы, Красные цветы, Теплые деньки! Идет Масленица по льду, Несет блинов сковороду. Принимайте молоду - Разбирайте по блину! Весна! Весна красная! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом обильным! |
Викторина:
1.Что вы знаете о празднике Масленица?
2.Когда он бывает? (Это праздник проводов зимы, длился всю неделю. Всю неделю устраивались игры, гулянья, потехи с ряжеными, скоморохами. Главное угощение праздника - блины).
3.Почему блины были главным угощением? (Потому что блин - круглый, он напоминает солнце, такой же желтый, круглый и горячий. Земледелец как бы призывал солнце на помощь, ведь скоро сев).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр на закрепление лексико-грамматического строя речи (по лексическим темам)
картотека...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»
Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...
Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.
Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...
Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»
Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....