Лексико-грамматические игры по лексической теме "Масленица".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Шабалина Светлана Витальевна

 Представлены лексико-грамматические игры по лексической теме "Масленица". Рекомендованы воспитателям и родителям логопедических групп для закрепления речевого материала, для активизации и расширения словарного запаса детей, для формирования словообразования и актуализации знаний детей о русском празднике "Масленица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_material_po_teme.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал по лексической теме «Масленица».

1.Игра "Сосчитай" от 1 до 5.(согласование существительных с числительными)

один блин, два блина, три блина, четыре блина, пять блинов

 (пряник, оладья, гора, песня, танец, частушка, шутка, прибаутка, балаган, театр, скоморох, обычай, карусель)

2. Упражнение "Семейка слов" (упражнять в подборе родственных слов)

Блин - блинчик, блинок, блиночек, блинная, блиница, блинчатый, блинец. Масло-маслице, масляный, масленка, маслобойка, маслить.

3. Пересказ - развитие связной речи:

Масленица - один из самых любимых в народе  праздников, самый шумный и весёлый. Масленица берет начало еще в древних традициях наших далёких предков - древних славян, которые в конце февраля - начале марта устраивали проводы Зимы. Праздник Масленица посвящался рождающемуся Солнцу. Поэтому и эмблемой этого старинного праздника стал, блин, как знак Солнца.

4.Образование относительных прилагательных.

Масленица, какая? Голова у нее сделана из глины, значит, она …(глиняная), лицо из бумаги - …(бумажное), волосы из соломы, значит, они…(соломенные), руки из камыша -…(камышовые), платок из ситца….(ситцевый), рубашка изо льна -…(льняная), юбка из шерсти -…(шерстяная), лента из шелка -…(шелковая), бусы из картона – … (картонные), подставка из дерева -… (деревянная).

5.Упражнение «Назови действия»

Что делают с блинами? (Пекут, едят, макают, лакомятся…)

Что делают скоморохи? (Веселят, смешат народ, поют частушки…)

Что делают люди на Масленицу? (Пекут блины, веселятся, радуются, угощают, угощаются, едят, сжигают чучело, просят друг у друга прощенья…)

6.Дидактическая игра “Скажи, какой”

Масленица (какая?) – Широкая, Честная, веселая, разудалая, сытная…

Блины (какие?) – вкусные, сытные, толстые, тонкие, кружевные, сладкие, жирные, аппетитные…

Скоморохи (какие?) – веселые, заводные, озорные…

Чучело (какое?) – страшное, смешное, потешное, соломенное…

Огонь (какой?) – горячий, яркий, обжигающий, красный, желтый…

Праздник (какой?) - весёлый, народный, русский, славянский, забавный...

Блин (какой?) - круглый, желтый, масленый, гречишный, пшеничный, сладкий, дрожжевой, тонкий, вкусный....

7.Составить предложение из слов:

где, тут, мы, блины, и.

семь, Масленица, гуляет, дней.

Идет, Масленица, несет, блин, мед, да.

Провожаем, масленица, ожидаем, свет, солнце.

8.Учим:  Масленица, масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придет! 

9.Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Дети – детвора, ребята Восторг – восхищение, радость

Друг – приятель, товарищ Традиция – обычай

Веселый – радостный, счастливый Народ – люди

10.Загадки

Белая морковка зимой растет ловко (сосулька).


Маленькое, сдобное колесо съедобное,

я один его не съем, разделю ребятам всем (бублик). 

Сверху дыра, снизу дыра,

а посередине – огонь да вода (самовар). 

Что на сковородку наливают,

да вчетверо сгибают (блин).

Наряд мой пестрый, колпак мой острый,

мои шутки и смех, веселят всех (Петрушка)

Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем.

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем.

(Масленица)

Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу трясет:
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает.
(Зима)

Заря-заряница
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной -
С сохой, бороной,
С ключевой водой.
(Весна)

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком! (блин) 

11.Объясните ребенку смысл пословиц и поговорок, выучите по желанию:

Где блины – тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Без блинов – не Масленица.

Не житьё, а Масленица.

12.Стихи для чтения детям и заучивания наизусть:

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студеную со двора прогнать.

Утро…Понедельник.

Наступает «Встреча».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

«Заигрыш» беспечный – вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут среда приходит – «Лакомкой» зовется.

Каждая хозяюшка хлопочет у печи.

Кулебяки, сырники – все им удается.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А в четверг – раздольный «Разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

Пятница настала – «Вечера у тещи»…

Теща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится суббота – «Золовки угощенье».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «Прощеный день».

Чучело соломенное – Зимушку сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

Пышные гулянья Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Как на масленой неделе.

Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Масленица, масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придет!

(В. Степанов)

Приезжай к нам в гости, Масленица,

На широкий двор —

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцам потешаться!

Масленица Прасковея,

Приходи к нам поскорее.

Везет, везет Весна,

Везет, везет Красна,

Ясные денечки,

Частые дождички,

Зеленые травы,

Красные цветы,

Теплые деньки!

Идет Масленица по льду,

Несет блинов сковороду.

Принимайте молоду -

Разбирайте по блину!

Весна! Весна красная!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом обильным!

Викторина:

1.Что вы знаете о празднике Масленица?

2.Когда он бывает? (Это праздник проводов зимы, длился всю неделю. Всю неделю устраивались игры, гулянья, потехи с ряжеными, скоморохами. Главное угощение праздника - блины).

3.Почему блины были главным угощением? (Потому что блин - круглый, он напоминает солнце, такой же желтый, круглый и горячий. Земледелец как бы призывал солнце на помощь, ведь скоро сев).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...

Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.

Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...

Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»

Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....