Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи на тему: "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Цели:
Образовательные:
· Расширение и активизация словаря по теме «транспорт».
· Закрепление понятий: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта.
· Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что».
· Упражнять в употреблении существительных в Родительном падеже.
· Упражнять в образовании сложных слов.
· Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
· Развитие связной речи по теме «Транспорт».
· Упражнять в составлении рассказов-описаний с опорой на картинно-графические схемы.
План занятия:
I часть.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
II часть.
1. Развитие памяти, внимания, связной речи.
Игра «Загадай загадку».
2. Составление предложений с союзом «потому что».
Игра «Найди место».
3. Работа карточках.
Игра «Найди части транспорта».
Игра «Скажи без чего?»
4. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Гонки».
5. Физминутка.
«Игра с мячом». Образование сложных слов. Образование прилагательных от существительных.
6. Развитие слухового внимания.
Игра «Угадай звук транспорта».
8.Составлении рассказов-описаний с опорой на схемы.
III часть.
Рефлексия. Создание благоприятного эмоционального фона.
Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_organizovannoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_na_temu.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 25 «Пчёлка»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи на тему: «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила: учитель-логопед
первой категории
Абадкова Анна Сергеевна
д. Покровское, 2018 год
Цели:
Образовательные:
- Расширение и активизация словаря по теме «транспорт».
- Закрепление понятий: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта.
- Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что».
- Упражнять в употреблении существительных в Родительном падеже.
- Упражнять в образовании сложных слов.
- Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
- Развитие связной речи по теме «Транспорт».
- Упражнять в составлении рассказов-описаний с опорой на картинно-графические схемы.
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать зрительное внимание.
- Развивать психические процессы: память, мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
МАТЕРИАЛ:
Раздаточный (по количеству детей – 8):
- Маски космонавтов.
- Предметные картинки с изображением различных видов транспорта (самолёт, вертолёт, теплоход, поезд, автомобиль, автобус, лодка, велосипед, трамвай, троллейбус, катер, лодка).
- Карандаши.
- Картинки с изображением транспорта и его частей.
- Картинки с изображением транспорта без частей.
- Игрушечные машинки.
- Мяч.
Демонстрационный:
- Плакат с изображением воды, неба, земли.
- Презентация «Путешествие на планету Транспорта».
- Схемы для составления рассказов-описаний (велосипед, автомобиль, автобус, летающая тарелка).
План занятия:
I часть.
- Организационный момент.
- Введение в тему.
II часть.
- Развитие памяти, внимания, связной речи.
Игра «Загадай загадку».
- Составление предложений с союзом «потому что».
Игра «Найди место».
- Работа карточках.
Игра «Найди части транспорта».
Игра «Скажи без чего?»
- Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Гонки».
- Физминутка.
«Игра с мячом». Образование сложных слов. Образование прилагательных от существительных.
- Развитие слухового внимания.
Игра «Угадай звук транспорта».
8.Составлении рассказов-описаний с опорой на схемы.
III часть.
Рефлексия. Создание благоприятного эмоционального фона.
Подведение итогов.
Ход работы:
I часть.
1. Организационный момент.
Создание эмоционального фона.
Логопед: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Логопед: Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть Вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у Вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение. Давайте мы улыбнемся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.
2. Введение в тему.
Логопед: Ребята, давайте пройдем к экрану. К нам прибыл один очень интересный гость. Давайте узнаем кто это и послушаем, что он нам расскажет.
Сказочный персонаж инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья, я был рад побывать у Вас в гостях и получить новые знания. Теперь я хочу пригласить Вас в путешествие на планету Транспорта. Вот как эта планета выглядит из космоса. (Показ слайда планеты).
Логопед: Ребята, а на чём мы полетим на эту планету? Конечно, на космическом корабле, ведь это космический транспорт. Все готовы к полёту? Займем свои места.
Юпик: Вы готовы? Ну тогда вперед к звездам!
Дети проходят к стульчикам. (На стульчиках лежат маски космонавтов).
Логопед: 10, 9, 8…1 Пуск! Мы взлетели.
II часть.
- Развитие памяти, внимания, связной речи.
Логопед: Пролетаем мимо первой звезды. (Звезда на экране). Какого она цвета?
Дети: Белая.
Логопед: Это звезда нам приготовила игру: «Загадай загадку».
Логопед предлагает подойти к доске, где находятся изображения различного транспорта (самолёт, велосипед, поезд, автомобиль, вертолет, теплоход, автобус, корабль, катер, трамвай, лодка, троллейбус). Детям предлагается загадать загадки. Тот кто отгадал берет картинку себе.
- Составление предложений с союзом «потому что».
Логопед: Летим дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета?
Дети: Желтая.
Логопед: Здесь нас ждёт игра: «Найди место». Давайте определим где наш транспорт должен передвигаться.
Дети подходят к плакату, который разделен на три части: небо, земля, вода
Логопед: Поставьте ваш транспорт в нужное место. Начните ответ так, например: «Я поставлю самолёт на землю, потому что это….(воздушный, водный, наземные транспорт).
- Работа на карточках.
Логопед: Летим дальше. Мимо какой звезды мы пролетаем?
Дети: Это голубая звезда.
Логопед: На этой звезде нас ждет игра «Найди части транспорта».
На столах картинки с изображением транспорта и частей.
Логопед: Найдите в левом верхнем углу картинку с изображением транспорта. Возьмите карандаш, выберите и обведите только те части, которые подходят именно к вашей картинке.
Дети обводят детали.
Логопед: Расскажите какие детали вы выбрали (ответы 4-5 детей).
Игра «Скажи без чего?»
Логопед: Возьмите следующую карточку. Скажите какой детали не хватает вашему транспорту. Скажите без чего он? (Ответы детей.)
- Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Чтобы наши пальчики были ловкие и послушные выполним пальчиковую гимнастику «Гонки».
Раз, два, три, четыре, пять (водят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого).
Можно гонки начинать.
По кругу, по кругу. Вперед и назад. (По кругу, в одну и другую сторону).
Но пальцы машинку мою тормозят. (По пальцам, которые слегка согнуты).
Закрылись (сжимают кулак).
Машинка стоит в гараже, и фары погасли, не светят уже. (Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).
- Физминутка. Игра с мячом. Образование сложных слов.
Логопед: Нам осталось еще чуть-чуть лететь до планеты. Какая звезда нам встречается на пути?
Дети: Красная.
Логопед: На что похожа звезда?
Дети: На мяч.
Логопед: Так давайте поиграем в мяч.
Дети выходят и становятся в круг.
Логопед: Я вам буду кидать мяч и говорить два слова, а вы ловить мяч и соединять эти слова в одно:
Лес возит – лесовоз.
Бензин возит – бензовоз.
Рыбу возит – рыбовоз.
Молоко возит – молоковоз.
Воду возит – водовоз.
Мусор возит – мусоровоз.
Хлеб возит – хлебовоз.
Муку возит – муковоз.
Логопед: А теперь, я буду говорить из чего сделана деталь, а вы говорить какая она.
- Развитие слухового внимания. Игра «Угадай звук транспорта».
Колесо из резины – резиновое.
Сиденье из кожи – кожаное.
Руль из металла – металлическая.
Окно из стекла – стеклянное.
Кузов из дерева – деревянный.
Рама из пластмассы – пластмассовая.
Рельсы из железа – железные.
Дверь из металла – металлическая.
Логопед: Вот мы и прилетели. Нас встречает Юпик. Давайте, послушаем, что он нам скажет.
Инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья! Я рад приветствовать Вас на планете «Транспорта». Ваш путь был нелегким, но вы со всем справились. Давайте же поиграем с вами в игру «Угадай сигнал».
Логопед: Давайте закроем глазки и на слух угадаем, какой это транспорт.
Логопед по очереди включает детям запись звуков, производимых различными видами. Дети должны определить, какому транспорту соответствует характерный звук.
8.Составлении рассказов-описаний с опорой на схемы.
Логопед: А давайте покажем Юпику как мы умеем составлять красивые рассказы о транспорте. Давайте смотреть на схемы и рассказывать.
Легковой автомобиль.
Это легковой автомобиль. Это наземный транспорт, потому что он движется на земле. У автомобиля есть: кабина, руль, окна, двери, колеса, сиденья, мотор. Управляет автомобилем водитель. Чтобы автомобиль поехал, его надо заправить бензином. Автомобиль нужен для того, чтобы перевозить людей и вещи. Он похож на железный дом.
Велосипед.
Это велосипед. Это наземный транспорт, потому что он движется на земле. У автомобиля есть: руль, седло, колеса, рама, педали. Велосипеды могут быть взрослыми и детскими. В движение его приводит сила ног. На велосипеде можно совершать прогулки и заниматься спортом. Велосипед похож на железного коня
Автобус.
Это автобус. Это наземный вид транспорта, потому что он движется на земле. У автобуса есть кабина, в которой сидит водитель, руль, салон с сидениями, мотор. Чтобы автобус мог двигаться, его нужно заправить бензином. Автобус нужен для того, чтобы перевозить детей. Автобус похож на большой дом, в котором много окон.
Логопед: Скажите, ребята, а на каком транспорте мы сегодня совершали путешествие?
Дети: На летающей тарелке.
Логопед: Давайте составим рассказ и об этом транспорте.
Летающая тарелка.
Это летающая тарелка. Это космический транспорт. У летающей тарелки есть: верхний и нижние диски, кабина управления с иллюминаторами. Он нужен для того, чтобы летать в космосе на другие планеты. Летающей тарелкой управляет инопланетянин. Она похожа на большой, яркий, светящийся шар.
III часть.
Рефлексия. Создание благоприятного эмоционального фона. Подведение итогов.
Логопед: Пора отправляться домой.
Дети проходят к стульчикам.
Логопед: Все готовы? 10, 9, 8….1 Пуск!
Вот мы и вернулись домой.
Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего? (Дети отвечают).
Вручение подарков от Юпика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи предназначен для детей старшего возраста.Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенк...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».
Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Тема «Транспорт». Познавательное развитие.
Расширить представления детей о видах наземного транспорта водного и воздушного; дать понятие о транспорте специального назначения.1. Продолжать знакомить с видами наземного транспорта: наземног...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.
Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».
Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе...