Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи на тему: "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Абадкова Анна Сергеевна

Цели:

Образовательные:

·        Расширение и активизация словаря по теме «транспорт».

·        Закрепление понятий: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта.

·        Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что».

·        Упражнять в употреблении существительных в Родительном падеже.

·        Упражнять в образовании сложных слов.

·        Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

·        Развитие связной речи по теме «Транспорт».

·        Упражнять в составлении рассказов-описаний  с опорой на картинно-графические схемы.

План занятия:

I часть.

1.     Организационный момент.

2.     Введение в тему.

II часть.

1.     Развитие памяти, внимания, связной речи.

Игра «Загадай загадку».

2.     Составление предложений с союзом «потому что».

     Игра «Найди место».

3.     Работа карточках.

     Игра «Найди части транспорта».

     Игра «Скажи без чего?»

4.     Развитие мелкой моторики.

     Пальчиковая гимнастика «Гонки».

5.     Физминутка.

«Игра с мячом». Образование сложных слов. Образование прилагательных от существительных.

6.     Развитие слухового внимания.

     Игра «Угадай звук транспорта».

     8.Составлении рассказов-описаний  с опорой на схемы.

 

III часть.

Рефлексия. Создание благоприятного эмоционального фона.

Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 25 «Пчёлка»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи на тему: «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                     

                                                                       Подготовила: учитель-логопед

                                                первой категории

                                                              Абадкова Анна Сергеевна

д. Покровское, 2018 год

Цели:

Образовательные:

  • Расширение и активизация словаря по теме «транспорт».
  • Закрепление понятий: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта.
  • Упражнять в составлении предложений с союзом «потому что».
  • Упражнять в употреблении существительных в Родительном падеже.
  • Упражнять в образовании сложных слов.
  • Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
  • Развитие связной речи по теме «Транспорт».
  • Упражнять в составлении рассказов-описаний  с опорой на картинно-графические схемы.

Развивающие:

  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать зрительное внимание.
  • Развивать психические процессы: память, мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику.

    Воспитательные:

  • Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

МАТЕРИАЛ:

Раздаточный (по количеству детей – 8):

  1. Маски космонавтов.
  2. Предметные картинки с изображением различных видов транспорта (самолёт, вертолёт, теплоход, поезд, автомобиль, автобус, лодка, велосипед, трамвай, троллейбус, катер, лодка).
  3. Карандаши.
  4. Картинки с изображением транспорта и его частей.
  5. Картинки с изображением транспорта без частей.
  6. Игрушечные машинки.
  7. Мяч.

Демонстрационный:

  1. Плакат с изображением воды, неба, земли.
  2. Презентация «Путешествие на планету Транспорта».
  3. Схемы для составления рассказов-описаний (велосипед, автомобиль, автобус, летающая тарелка).

План занятия:

I часть.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

II часть.

  1. Развитие памяти, внимания, связной речи.

Игра «Загадай загадку».

  1. Составление предложений с союзом «потому что».

     Игра «Найди место».

  1. Работа карточках.

     Игра «Найди части транспорта».

     Игра «Скажи без чего?»

  1. Развитие мелкой моторики.

     Пальчиковая гимнастика «Гонки».

  1. Физминутка.

«Игра с мячом». Образование сложных слов. Образование прилагательных от существительных.

  1. Развитие слухового внимания.

     Игра «Угадай звук транспорта».

     8.Составлении рассказов-описаний  с опорой на схемы.

III часть. 

Рефлексия. Создание благоприятного эмоционального фона.

Подведение итогов.

Ход работы:

I часть.

1. Организационный момент.

     Создание эмоционального фона.

     Логопед:  Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

     Логопед: Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть Вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры  и  ещё  много чего интересного. Я хочу, чтобы у Вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение. Давайте мы улыбнемся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

2. Введение в тему.

     Логопед: Ребята, давайте пройдем к экрану. К нам  прибыл один очень интересный гость. Давайте узнаем кто это и послушаем, что он нам расскажет.

     Сказочный персонаж инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья,  я был рад побывать у Вас в гостях и получить новые знания. Теперь я хочу пригласить Вас в путешествие на планету Транспорта. Вот как эта планета выглядит из космоса. (Показ слайда планеты).

     Логопед: Ребята, а на чём мы полетим на эту планету? Конечно, на космическом корабле, ведь это космический транспорт. Все готовы к полёту? Займем свои места.

     Юпик: Вы готовы? Ну тогда вперед к звездам!

Дети проходят к стульчикам. (На стульчиках лежат маски космонавтов).

Логопед: 10, 9, 8…1 Пуск! Мы взлетели.

II часть.

  1. Развитие памяти, внимания, связной речи.

     Логопед: Пролетаем мимо первой звезды. (Звезда на экране). Какого она цвета?

     Дети: Белая.

    Логопед: Это звезда нам приготовила игру: «Загадай загадку».

     Логопед предлагает подойти к доске, где находятся изображения различного транспорта (самолёт, велосипед, поезд, автомобиль, вертолет, теплоход, автобус, корабль, катер, трамвай, лодка, троллейбус). Детям предлагается загадать загадки. Тот кто отгадал берет картинку себе.

  1. Составление предложений с союзом «потому что».

     Логопед: Летим дальше. Пролетаем мимо следующей звезды. Какого она цвета?

     Дети: Желтая.

     Логопед: Здесь нас ждёт игра: «Найди место». Давайте определим где наш транспорт должен передвигаться.

      Дети подходят к плакату, который разделен на три части: небо, земля, вода

     Логопед: Поставьте ваш транспорт в нужное место. Начните ответ так, например: «Я поставлю самолёт на землю, потому что это….(воздушный, водный, наземные транспорт).

  1. Работа на карточках.

     Логопед: Летим дальше. Мимо какой звезды мы пролетаем?

     Дети: Это голубая звезда.

     Логопед: На этой звезде нас ждет игра «Найди части транспорта».

     На столах картинки с изображением транспорта и частей.

     Логопед: Найдите в левом верхнем углу картинку с изображением транспорта. Возьмите карандаш, выберите и обведите только те части, которые подходят именно к вашей картинке.

     Дети обводят детали.

     Логопед: Расскажите какие детали вы выбрали (ответы 4-5 детей).

      Игра «Скажи без чего?»

      Логопед: Возьмите следующую карточку. Скажите какой детали не хватает вашему транспорту. Скажите без чего он? (Ответы детей.)

  1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

     Логопед: Чтобы наши пальчики были ловкие и послушные выполним пальчиковую гимнастику «Гонки».

Раз, два, три, четыре, пять (водят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого).

Можно гонки начинать.

По кругу, по кругу. Вперед и назад. (По кругу, в одну и другую сторону).

Но пальцы машинку мою тормозят. (По пальцам, которые слегка согнуты).

Закрылись (сжимают кулак).

Машинка стоит в гараже, и фары погасли, не светят уже. (Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).

  1. Физминутка. Игра с мячом. Образование сложных слов.

     Логопед: Нам осталось еще чуть-чуть лететь до планеты. Какая звезда нам встречается на пути?

      Дети: Красная.

     Логопед: На что похожа звезда?

      Дети: На мяч.

     Логопед: Так давайте поиграем в мяч.

     Дети выходят и становятся в круг.

     Логопед: Я вам буду кидать мяч и говорить два слова, а вы ловить мяч и соединять эти слова в одно:

Лес возит – лесовоз.

Бензин возит – бензовоз.

Рыбу возит – рыбовоз.

Молоко возит – молоковоз.

Воду возит – водовоз.

Мусор возит – мусоровоз.

Хлеб возит – хлебовоз.

Муку возит – муковоз.

     Логопед: А теперь, я буду говорить из чего сделана деталь, а вы говорить какая она.

  1. Развитие слухового внимания. Игра «Угадай звук транспорта».

Колесо из резины – резиновое.

Сиденье из кожи – кожаное.

Руль из металла – металлическая.

Окно из стекла – стеклянное.

Кузов из дерева – деревянный.

Рама из пластмассы – пластмассовая.

Рельсы из железа – железные.

Дверь из металла – металлическая.

     Логопед: Вот мы и прилетели. Нас встречает Юпик. Давайте, послушаем, что он нам скажет.

     Инопланетянин Юпик: Дорогие мои друзья! Я рад приветствовать Вас на планете «Транспорта». Ваш путь был нелегким, но вы со всем справились. Давайте же поиграем с вами в игру «Угадай сигнал».

           Логопед: Давайте закроем глазки и на слух угадаем, какой это транспорт.

     Логопед по очереди включает детям запись звуков, производимых различными видами. Дети должны определить, какому транспорту соответствует характерный звук.

     

     8.Составлении рассказов-описаний с опорой на схемы.

     Логопед: А давайте покажем Юпику как мы умеем составлять красивые рассказы о транспорте. Давайте смотреть на схемы и рассказывать.

Легковой автомобиль.

     Это легковой автомобиль. Это наземный транспорт, потому что он движется на земле. У автомобиля есть: кабина, руль, окна, двери, колеса, сиденья, мотор. Управляет автомобилем водитель. Чтобы автомобиль поехал, его надо заправить бензином.  Автомобиль нужен для того, чтобы перевозить людей и вещи. Он похож на железный дом.

Велосипед.

     Это велосипед. Это наземный транспорт, потому что он движется на земле. У автомобиля есть: руль, седло,  колеса, рама, педали.  Велосипеды могут быть взрослыми и детскими. В движение его приводит сила ног. На велосипеде можно совершать прогулки и заниматься спортом. Велосипед похож на железного коня

Автобус.

     Это автобус. Это наземный вид транспорта, потому что он движется на земле. У автобуса есть кабина, в которой сидит водитель, руль, салон с сидениями, мотор.  Чтобы автобус мог двигаться, его нужно заправить бензином. Автобус нужен для того, чтобы перевозить детей. Автобус похож на большой дом,  в котором много окон.

     Логопед: Скажите, ребята, а на каком транспорте мы сегодня совершали путешествие?

     Дети: На летающей тарелке.

    Логопед: Давайте составим рассказ и об этом транспорте.

Летающая тарелка.

     Это летающая тарелка. Это космический транспорт. У летающей тарелки есть: верхний и нижние диски, кабина управления с иллюминаторами. Он нужен для того, чтобы летать в космосе на другие планеты. Летающей тарелкой управляет инопланетянин. Она похожа на большой, яркий, светящийся шар.

   

 III часть. 

Рефлексия. Создание благоприятного эмоционального фона. Подведение итогов.

     Логопед: Пора отправляться домой.

     Дети проходят к стульчикам.

     Логопед: Все готовы? 10, 9, 8….1 Пуск!

Вот мы и вернулись домой.

Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего? (Дети отвечают).

Вручение подарков от Юпика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи

 Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи предназначен для детей старшего возраста.Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенк...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Тема «Транспорт». Познавательное развитие.

Расширить представления детей о видах наземного транспорта водного и воздушного;  дать понятие о транспорте специального назначения.1. Продолжать знакомить с видами наземного транспорта: наземног...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе...