«Формирование устойчивого интереса ребёнка к литературе, как источника речевого развития»
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Мельникова Оксана Викторовна

Опыт работы представлен в виде педагогического проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

г. Новосибирска

«Детский сад № 414 комбинированного вида «Чебурашка»

                                                                                                

«Формирование устойчивого интереса ребёнка к литературе, как источника речевого развития ребёнка»

 

Автор проекта: Оксана Викторовна Мельникова,

учитель-логопед,

первая квалификационная категория

Новосибирск, 2018

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к.он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению  книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Перед коллективом группы встала задача -  найти эффективные формы работы по приобщению детей  родителей воспитанников к чтению.

Основная идея, философия проекта: воспитание грамотного читателя возможно через установление взаимодействия всех взрослых участников проекта (специалисты ОО, воспитатели группы, родители (законные представители)) и социальных партнёров ОО.

Цель: способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, семейному чтению, как виду досуга и источника речевого развития ребёнка.

Задачи:

  1. Использовать литературные произведения как источник речевого развития детей группы комбинированной направленности.
  2. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге как  результату труда многих людей.

Этапы реализации

Этапы

Логика работы, задачи

Формы реализации

Сроки

Подготовительный

  1. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.
  2. Подобрать методическое обеспечение проекта.
  3. Продумать содержание этапов проекта, разработать проект «Читаем с мамой!!!».
  1. Изучение методической литературы.
  2. Анкетирование родителей «Семейное чтение».
  3. Беседы с детьми «Моя любимая книга».
  4. Анализ содержания уголка книг в группе  на соответствие возрастным потребностям.
  5. Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой.

Январь

Мотивирующий

  1. Пополнить фонд детской литературы в группе.
  2. Разработать консультацию по теме «Секреты семейного чтения».
  3. Активизировать всех участников образовательного процесса

Библиотека в группе.

Буклет.

Консультация для воспитателей группы.

Январь

Основной

  1. Привлечь родителей к оформлению выставок «Семейная книга месяца».
  2. Организовать сотрудничество с библиотекой и провести серию занятий на базе библиотеки.
  3. Мотивировать родителей на организацию экскурсии в книжный магазин.
  4. Организовать методическое сопровождение по изготовлению книжек-самоделок родителями и детьми.
  5. Оказывать информационную помощь, поддержку при  работе с «Дневником читателя».
  6. Привлечь родителей к изготовлению раскраски «По тропинкам сказки».

Выставки «Семейная книга месяца»

Экскурсии в библиотеку

Экскурсия в книжный магазин (в выходной день с родителями)

Изготовление книжек-самоделок. Совместное словотворчество

Ведение «Дневника читателя»

Изготовление раскраски «По тропинкам сказки»

Рефлексивно-диагностический

  1. Изучить результативность проекта.
  2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам.
  3. Обобщить полученный опыт.

Анкетирование, отзывы участников проекта

Родительское собрание в форме круглого стола

Публикация

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к художественной литературе.
  • Разработка системы работы с книгой.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого   развития ребёнка.
  • Возрождение домашнего чтения.
  • Позитивные изменения в речи детей.
  • Обобщение и распространение семейного опыта.

Перспективы распространения результатов проекта.

  • Уровень детского сада: выступление на итоговом педсовете;
  • Публикации  в СМИ;
  • Участие в городских и Всероссийских конкурсах.

Литература

Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.

Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

Речевое развитие детей средствами загадки. Гуськова А. А., - М.., 2012.

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устойчивого интереса к изодеятельности с помощью использования нетрадиционных приёмов рисования

   Использование нетрадиционных приёмов создания рисунков, обеспечит элементы сюрприз, подарит дошкольникам много положительных эмоций и поможет сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельн...

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К ПЛАВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дефицит двигательной активности влияет на подготовку детей к школе и будущую жизнь ребёнка. В силу этих причин проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ становятся особе...

"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика  полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления  речевой функции, двигательной активности, з...

Формирование устойчивого интереса к различным видам изобразительной деятельности и развитие мелкой моторики у детей с ТНР

Формирование устойчивого интереса к различным видам изобразительной деятельности и развитие мелкой моторики у детей с ТНР...

Восприятие музыки (слушание), как путь развития эмоциональной отзывчивости дошкольников и формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству

Данная работа представляет собой педагогический опыт музыкального руководителя в разделе "Восприятие музыки". Здесь представлены фрагменты занятий , музыкальных досугов и развлечений по...