Формирование устойчивого интереса к изодеятельности с помощью использования нетрадиционных приёмов рисования
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Кондрючая Татьяна Николаевна

   Использование нетрадиционных приёмов создания рисунков, обеспечит элементы сюрприз, подарит дошкольникам много положительных эмоций и поможет сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

03.12.12 среди педагогов МБДОУ №10 прошёл мастер-класс: “Использование нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми”.  Его провела педагог и руководитель кружка «Волшебная кисточка» Тетерятникова Н.А. «Как показывает практика работы с детьми, - считает воспитатель, - особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся нетрадиционные приёмы изображения позволяющие экспериментировать с материалами.

Дошкольники, фантазия которых ещё не обременена изобразительными стереотипами, мешающими творческому поиску, как правило, с удовольствием включается в эксперимент».

Преподаватель рассказала и показала следующие нетрадиционные приёмы работы с детьми старшего дошкольного возраста: - тиснение с использованием подложки из бросового материала, печать листьями кочанного салата и штампом из синтетической сетки. Надежда Анатольевна показала, как с помощью угля, масляной пастели, восковых мелков можно получить неожиданные, разнохарактерные оттиски на бумаге из разнофактурного бросового материала.

Педагоги нашего детского сада с интересом на практике экспериментировали, применяя способы и приёмы нетрадиционного рисования.

Мастер-класс помог нашим воспитателям приобрести опыт рисования, испытать радость, удовольствие от творчества, а так же передать знания своим детям.

Использование нетрадиционных приёмов создания рисунков, обеспечит элементы сюрприз, подарит дошкольникам много положительных эмоций и поможет сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.



Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных

приёмов изодеятельности

в работе с детьми

Способность к  изобразительной деятельности проявляется у детей уже в раннем возрасте и развивается на протяжении всего дошкольного детства. Едва  научившись держать в  руке карандаш, ребенок пытается рисовать      

везде: на столе, стене и даже на себе.   

Постепенно  дети учатся изображать  предметы, но вначале рисунки лишь отдаленно напоминают их.  По мере взросления дошкольники осваивают навыки изобразительной деятельности, проявляют фантазию, придумывают несуществующих животных, учатся передавать в рисунке характерные для того или иного времени года признаки, а также рисовать на заданную тему.

Формирование у детей навыков изобразительной деятельности, конечно, требует участия взрослого, особенно если речь идет об освоении нетрадиционных приемов рисования.

Призвание педагога - помогать ребенку открывать мир, а это значит, зная особенности детского мышления, не только вооружать его знаниями, умениями, навыками, но и максимально раскрывать творческий потенциал, учить видеть волшебное в самом обыденном.

Важнейшими задачами данной программы являются формирование культуры творческой личности, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, позволяющих самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Кроме того, программа нацеливает педагога на формирование у детей способности использовать выразительные свойства художественных материалов при реализации своих замыслов, на обучение языку изобразительного искусства. Аналогичные задачи в сфере воспитания дошкольников ставят перед педагогами и современные требования.

Любая техника имеет множество вариантов применения в работе. Важно показать их дошкольникам, чтобы в своем творчестве они были свободны от штампов, а подбирая технику, могли воплощать любой замысел, демонстрировать индивидуальность создаваемого образа.

Как показывает практика работы с детьми в изостудии, особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся нетрадиционные приемы изображения, позволяющие экспериментировать с материалами. Дошкольники, фантазия которых еще не обременена изобразительными стереотипами, мешающими творческому поиску, как правило, с удовольствием включаются в эксперимент. Учитывая это, в практическую деятельность изостудии были введены следующие нетрадиционные приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста:

тиснение с использованием подложек из бросового материала 

1

(образовательная деятельность, направленная на художественно-эстетическое развитие детей, по темам: "Дары природы", "Образы подводного мира", "Образы птиц", "Образы животных", "Образы нашей природы в народных праздниках" ("Петрушка"), "Весенние праздники", "Волшебные предметы" и др.;

■   печать листьями кочанного салата и штампом из синтетической сетки (образовательная деятельность, направленная на художественно-эстетическое развитие детей, по темам: "Образы природы", "Образы деревьев", "Зеркало природы - вода");

■  сочетание масляной пастели и акварели (образовательная деятельность, направленная на художественно-эстетическое развитие детей, по темам: "Образы деревьев", "Образы земли и неба", "Образы цветов", "Образы природы", "Образы подводного царства", "Образы домашних животных", "Теплое царство").

Таким образом, в изобразительной деятельности с детьми используются бросовые и природные материалы, а также сочетание художественных материалов.

Выбор нетрадиционных приемов был обусловлен объективными проблемами, возникающими на практике. Например, идея использовать синтетические подложки для изображения оригинальной фактуры стены около праздничного стола с пышным угощением (образовательная деятельность "Сказочный торт"), возникла после того, как стало понятно, что никто из детей не успел нарисовать окружающие стол предметы. В результате все замечательные праздничные столы "повисли в воздухе".

Применение нетрадиционных приемов в подобных ситуациях позволяет дошкольникам в ограниченное время, отведенное на образовательную деятельность, более качественно реализовать задуманное, а воспитателям и педагогам дает возможность сконцентрироваться на программных задачах. Необычные средства изображения развивают детскую фантазию, воображение, снимают отрицательные эмоции. Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает страх перед неудачей, обретает веру в свои силы, испытывая радость и удовольствие от творчества.

Разумеется, вводить нетрадиционные приемы в изобразительную деятельность с дошкольниками надо разумно, ни в коей мере не умаляя значения классических техник, а также учитывать (целесообразность их применения по той или иной теме.

Одной из основных целей использования  нетрадиционных приёмов в работе с детьми  старшего дошкольного возраста, является формирование у

2

них устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

В качестве задач можно выделить следующие:

■   развитие у детей образного эстетического восприятия, образного представления, чувства композиции и колорита;

■   обогащение сенсорного опыта, включая в процесс ознакомления с предметами движение рук по предмету;

■   развитие воображения дошкольников, поощрение их творческого начала и инициативы;

■   знакомство с выразительными возможностями уже известных детям и новых изобразительных материалов (гуаши, акварели, масляной пастели, угля и др.) и формирование практических навыков их использования;

■   знакомство с нетрадиционными приемами рисования (в т. ч. в изображении деревьев и пейзажа);

■   формирование умения сочетать изобразительные материалы и приемы их использования при передаче характерных признаков предметов;

■   эстетическое отношение к изображению деревьев в пейзаже;

■   воспитание самостоятельности, развитие умения активно и творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.

В рамках образовательной деятельности, направленной на художественно-эстетическое развитие детей, в реализации нетрадиционных приемов изображения используются такие материалы, как гуашь, акварель, масляная пастель, прессованный уголь, образцы разнофактурных материалов (ткани, сетки из искусственных и натуральных волокон, циновки, наждачная бумага, виниловые обои), листья деревьев и кочанного салата, бумага (принтерная белая, плотная белая и тонированная для акварели), кисти, баночки для воды, палитра, техническая ткань и влажные салфетки.

Использование бросового материала

С помощью угля, масляной пастели, восковых мелков можно получить неожиданные, разнохарактерные оттиски на бумаге с разнофактурных подложек из бросового материала. В качестве подложек можно использовать куски ткани, кружева, мешковины, сетки из искусственных и натуральных волокон (например, для  фитодизайна), циновки,  соломенные коврики,  наждачную бумагу,  виниловые обои. Выбор неограниченный, все зависит от фантазии педагога и детей. Нетрадиционный   прием - тиснение с использованием         подложек из бросового материала (далее - тиснение) - открывает перед

3

дошкольниками большие  возможности в творчестве.

Тиснение может быть положено в основу рисунка, а может дополнять основное изображение, выполненное в традиционной технике. Рассмотрим использование этого нетрадиционного приема при создании натюрморта на тему "Фрукты". Для этой работы подойдет обычная принтерная бумага.

Масляной пастелью на бумаге с помощью подложки из соломки изображается овальное блюдо, на котором будет построена композиция рисунка.

Широкой стороной мелка (плашмя) с небольшим усилием рисуется овал, более светлым остается центр. Можно нанести два-три оттенка пастели, при этом важно не сдвигать рисунок с подложки. После изображения блюда соломенную подложку можно убрать. Следующий этап работы выполняется на гладкой поверхности. Разноцветными мелками намечаются основные элементы будущей композиции, например, виноград, яблоко, груша и сливы.

Затем можно перейти к прорисовке деталей и светотени. Надо учитывать, что оттиск, полученный с подложки, уже задает тоновый слой рисунка. Поэтому при прорисовке фруктов желательно выбирать более яркие цвета. Чем меньше слоев масляной пастели используется, тем чище цвета на рисунке.

С помощью подложки другой фактуры (синтетической сетки) обозначается скатерть, на которой располагается блюдо. Не сдвигая рисунка с подложки, мелком соответствующего цвета воссоздается светотень на скатерти. Работа завершена.

Другим примером использования данного приема может быть детская коллективная работа (коллаж с цветами, фруктами) - рисунок корзины, выполненный на подложке из плетеной соломки и синтетических сеток.

Изображение плетеных изделий (корзин, ваз, кашпо и др.) традиционными способами - непростая и трудоемкая задача. Поэтому педагоги при работе с дошкольниками зачастую отказываются от рисования таких предметов. Применение же нетрадиционного приема тиснения может расширить их возможности. Рисование сложных поверхностей (в т. ч. плетеных) с помощью подложек из натуральных и искусственных волокон не                требует особого мастерства и времени, его легко освоит каждый педагог и  воспитатель, а также старший дошкольник.

Тиснение с использованием  подложек  поможет  по-новому организовать детскую изобразительную деятельность, нацеленную на развитие креативности и воображения. Работу можно построить следующим образом. Сначала с помощью необычных подложек воспитанник получает замысловатый оттиск, а затем, подключив выдумку и фантазию, дорисовывает отдельные элементы до определенного образа.

Например, если выбрать в качестве подложки виниловые обои, то в полученном с помощью угля оттиске несложно разглядеть таинственные очертания ночного парка.

Для достижения выразительности образа дорисовываются ствол и сучья

4

центрального дерева, намечаются две расходящиеся аллеи, одинокая скамейка и столбики фонарей. И вот уже из хаоса волнистых линий родился ночной пейзаж.

На практике педагоги часто сталкиваются с ситуацией, когда увлеченный рисованием основных фигур ребенок не успевает проработать задний план или дополнительные элементы, от которых зависит завершенность композиции. Учитывая  это, важно научить его в работе с графическими материалами применять нетрадиционный прием тиснения в качестве дополнения к основному рисунку. Вооружившись им, юный художник успеет не только быстро завершить творческий замысел, привнести "изюминку" в работу, но и создать интересный художественный продукт, который поможет ему поверить в собственные силы, испытать целую гамму положительных" эмоций и ощущений.

Примером использования сразу двух разнофактурных подложек (соломенной циновки и синтетической сетки) может стать работа по изображению фигурок курицы с цыплятами: углем ребенок может нарисовать забор и масляной пастелью - песок.

С помощью синтетической сетки и циновки за считанные мгновения может быть создана фактура одежды на портретах. На рисунках с изображениями фигурок животных, например кита, подложка из сизаля даст возможность оформить окружающее его водное пространство - море.

Как показывает практика, воспитанники уже в среднем дошкольном возрасте довольно быстро и с интересом приобретают простейшие навыки работы с подложками. Старшие дошкольники с удовольствием экспериментируют с выбором подложек, уверенно их применяют и приходят в восторг от полученного результата.

Использование  природного материала

Использование такой нетрадиционной техники, как печать природным материалом (пробкой, "штампами" из овощей, листьями деревьев), определяется возрастными особенностями  воспитанников. В основном она применяется в младшем и среднем дошкольном возрасте. Становясь постарше, овладевая простейшими умениями и навыками рисования традиционными способами и средствами, дошкольники уже осознанно стремятся осваивать новые приемы отражения окружающего мира в своем художественном творчестве. В этот период целесообразно ознакомить детей с нетрадиционными приемами рисования.

Появившиеся в нашем обиходе новые сорта овощей (например, цветной капусты, брокколи, китайского" кочанного салата), а также некоторые цветущие растения (веточки и соцветия бархатцев) дают прекрасную выразительную основу для использования нетрадиционного приема - печати природным материалом. Многоцветные оттиски, полученные с помощью

5

штампов из половинки соцветия цветной капусты, из веточек и соцветия бархатцев, позволяют создать изображения, напоминающие крону деревьев, например дуба. При этом стволы можно дописать традиционным способом или использовать пробковый штамп. Изображения травы и ежей под деревьями, выполненные тычком жесткой полусухой кистью (т. е. касанием кистью по бумаге, располагая ее перпендикулярно рисунку), дополнят и разнообразят детский рисунок.

Наиболее эффектными и изысканными получаются оттиски с листа китайского кочанного салата, в строении которого сама природа заложила тонкий изящный рисунок дерева с раскидистой кроной. Комбинируя цвета красок и бумаги, а также используя другие нетрадиционные приемы изображения, листьями кочанного салата можно создавать удивительные разноплановые художественные композиции. Попробуем, например, создать коллективную работу "Волшебная осень". Применив печать небольшими листьями деревьев, получим изображение леса на заднем плане. Оттисками веточек бархатцев и пробкового штампа создадим образ дуба-великана. Печатая листьями кочанного салата, изобразим на переднем плане работы осенние деревья с великолепной кроной, а с помощью штампа из синтетической сетки - траву под ними. Выполненная на желтом картоне и выдержанная в теплых ярких цветах, картина живо передаст ощущение ранней осенней поры.

Рассмотрим подробнее нетрадиционную технику - печать листьями кочанного салата и штампом из синтетической сетки на примере композиции "Зимний лес". Листья салата перед использованием следует срезать заблаговременно (за 1-2 ч), чтобы они утратили упругость, подвяли. Сначала намечается композиция будущей работы. Подбираются подходящие по форме и размеру листья салата и декоративных растений.

На более рельефную сторону салатного листа произвольно наносится гуашевая краска разных оттенков, покрывающая всю его поверхность. Лист аккуратно переносится краской вниз на тонированную бумагу и бумажным тампоном (можно использовать салфетку) прижимается равномерно по всей поверхности. Затем лист аккуратно снимается - отпечаток готов.

Аналогично в соответствии с замыслом используются другие листья растений - создается картина заснеженных деревьев.

На заключительном этапе для изображения сугробов и падающего снега применяется штамп из синтетической сетки. Его несложно изготовить самостоятельно. Для этого сетку необходимо сложить и зафиксировать канцелярской резинкой.

Перед использованием штампа полужидкая гуашевая краска тонким слоем выкладывается на палитру. Применяя штамп в качестве кисти, можно изобразить сугробы, а если слегка прижать его к листу, получатся оттиски, напоминающие падающий снег. По завершении этих несложных действий дети увидят результат творческой работы, которая не оставит их равнодушными. Ведь всю эту красоту они создали своими руками.

6

Использование сочетания художественных материалов

Для того чтобы предупредить появление устойчивых изобразительных стереотипов в детском творчестве (в частности, в рисовании деревьев, пейзажа), целесообразно знакомить старших дошкольников с различными художественными способами изображения. Особенно ярким средством является нетрадиционный способ изображения, основанный на сочетании масляной пастели и акварели.

Рассмотрим его преимущества на примере рисунка "Деревья, согнувшиеся от ветра". Данная тема подразумевает изображение пейзажа хмурой поздней осени, где главные герои - не только знакомые детям деревья и кусты, но и невидимый для глаз ветер. Этот творческий замысел легко осуществить, применяя последовательно масляную пастель и акварель.

На листе акварельной бумаги масляной пастелью черного цвета легкими движениями намечаются хмурые, низкие облака. Затем они закрашиваются пастелью белого цвета, которая применяется плашмя. При этом одновременно захватываются и растираются черные контуры.

Пастелью черного и коричневого цветов рисуются крупные фигуры композиции - деревья с согнутыми под натиском сильного ветра ветвями. Располагая их в крайней левой стороне листа, необходимо оставить большое свободное пространство  справа для изображения летящих по ветру  разноцветных листьев и небольших кустиков, уравновешивающих композицию. Охрой рисуется пригнутая  ветром пожухлая трава. И наконец, пастелью белого цвета (плашмя) проводится через весь лист несколько наклонных широких штрихов, обозначающих движущиеся потоки            воздуха. Жидкой акварелью синих и фиолетовых   оттенков  покрывается     весь лист прямо по рисунку. Проявившийся рисунок  пастелью темных цветов в сочетании с холодными акварельными переливами создает ощущение промозглой осенней непогоды. Рассмотренные нетрадиционные приемы - тиснение с использованием подложек из бросового материала, печать природным материалом и сочетание художественных материалов (масляная пастель + акварель) - имеют простую технологию. С их помощью можно моделировать художественный образ, подчеркивая его индивидуальность, они открывают новые возможности для творческого поиска как педагогам, воспитателям, так и дошкольникам. Кроме того, работая с разнофактурными подложками, листьями и масляной пастелью, дети соприкасаются с материалом тактильно, что положительно сказывается на развитии мелкой моторики и обогащает их сенсорный опыт. Мини-выставки детских работ станут прекрасным украшением коридоров дошкольного учреждения, групповой комнаты.

С учетом этого использование перечисленных нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста представляется весьма перспективным.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Использование нетрадиционных приёмов рисования как средство развития изобразительного творчества»

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.Проблема развития способностей дошкольнико...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Снегири на ветке рябины» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование манной мукой)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Снегири на ветке рябины» с использов...

Мастер-класс и фотоотчёт «Цветы весны» с использованием нетрадиционных приёмов рисования с детьми старшей группы

В конце года я столкнулась с тем, что мои дети плохо знают цветы весеннего периода. Для более лучшего усвоения материала я решила совместить речевое творчество (чтение и слушание сказок, рассказов, от...

презентация "Развитие у детей с ОВЗ интереса к художественной деятельности с помощью использования нетрадиционных техник рисования

презентация рассказывает о  том какая работа ведется  в группе с детьми с ОВЗ поразвитию интереса к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования...

Занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов рисования в подготовительной к школе группе по теме: «Весенние цветы для мамы» (для детей 6-7лет)

Занятие по изобразительной деятельностис использованием нетрадиционных приёмов рисованияв подготовительной к школе группепо теме:«Весенние цветы для мамы»(для детей 6-7лет)Кожевникова Наде...

Использование нетрадиционных приёмов рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Тема: Использование нетрадиционных приёмов рисования в работе с детьми дошкольного возраста.           Сегодня все больше внимания уделяется развитию творч...