мастер -класс Сказкотерапия
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику,
как отец, мать, - он будет лучше того учителя,
который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель.
Лев Николаевич Толстой
С высказывания Льва Николаевича Толстого мне бы хотелось, начать мастер – класс. Соединяя в себе любовь к делу и к ученикам, я стремлюсь быть совершенным учителем. Опыт, которым я хочу поделится – это….
«Сказкотерапия» – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка, поэтому в практике я использую элементы сказкотерапии, а также логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи воспитанников.
Основные правила сказкотерапии:
Можно взять за основу сюжета для сказкотерапии как народную, так и авторскую сказку. Главное – выбрать для сказкотерапии историю, которую ребенок способен слушать много раз подряд. В этом случае задача сведется к тому, чтобы при каждом сеансе сказкотерапии вносить некоторые изменения в сюжет и характер героя – иным словом, каждый раз предлагать ребёнку новый вариант решения волнующей его проблемы. Начинайте сеанс сказкотерапии словами наподобие: «где-то далеко, в некоторой сказочной стране», «в одном городе» … Такое начало дает понять, что событие могло произойти где угодно. Ребенок зачастую не может конкретно представить место действия, где он никогда не был, поэтому подобное начало дает ему возможность абстрагироваться и дать волю фантазии.
«Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:
1. Знакомство.
2. Ритуал вхождения в сказку.
3. Рассказывание сказки.
4. Сказочная задача.
5. Ритуал выхода из сказки.
6. Рефлексия.
«Знакомство».
Прежде чем начать работу, мы все познакомимся, сделаем солнышко и подарим друг другу хорошее настроение! Мы будем подавать друг другу «руку-лучик» и говорить свое имя: - Я лучик – Юлия Михайловна, а ты? (Участники подают руки и называют свои имена.)
-Вот и получилось у нас доброе, теплое, нежное, ласковое солнышко, это мы с вами!
2 этап «Ритуал вхождения в сказку».
На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев. Какую игрушку вы достанете, тем вы и станете.
Предлагаю чудесный-мешочек, в котором находятся персонажи сказки, какую игрушку вытаскивает участник - такую роль он выполняет.
- Скажите, вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам отправиться в сказку.
- Согласны?
Тише, тише не шумите,
Нашу сказку не спугните (палец поднести к губам, сказать тс-с-с)
Раз – два –три – четыре – пять
Вот и в сказке мы опять.
Звучит спокойная музыка.
3 этап «Рассказывание сказки»
Упражнение «Дед и баба». Цель: развитие невербальной речи.
Жили-были Дед и Баба. И семья эта была особенная: Баба глухая была, ничего не слышала.
Дед: «Баба, испеки мне колобка».
А баба то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы смогли понять друг друга.
Герой-дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он хочет. (Самостоятельные действия персонажей)
- Замесила бабка тесто.
Раскатала колобка.
Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый, и не сладкий.
Артикуляционная гимнастика «Колобок»
Похвалилась перед дедом
Бабка славным Колобком «Болтушка»
Положила на окошко
Остудить его немножко «Лопатка»
Колобок чуть полежал
И тропинку увидал «Часики»
Он с окошка быстро скок,
Покатился, во лесок. «Лошадка»
Дыхательная фонематическая гимнастика
А в лесочке ветерок травку качает У-у-у - тихо
Деревья раскачивает У-у-у - громко
Листочки шевелит Ш-ш-ш - тихо
Пчелки летают Ж-ж-ж - громко
- Замечательно справились, молодцы.
4 этап «Сказочная задача». На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации. Наделяем героя характером, темпераментом.
-Катится Колобок, катится, а навстречу ему… - Отгадайте кто?
Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой.
- А как вы догадались, что это зайка?
Заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»
Колобок: «Не ешь меня!»
Заяц: «Тогда выполни все мои задания».
Колобок: «Хорошо. Ребята, а вы мне поможете?»
Задание № 1. Где живу я, мне скажите?
Детенышей моих назовите.
Маму как зайчат зовут?
Чем питаемся мы тут?
Задание № 2. Много здесь следов, смотрите.
Какой след мне назовите?
След лисы- Чей? (Лисий)
След волка – … (волчий)
След зайца – … (заячий)
След медведя – … (медвежий)
Заяц: «Все задания выполнили хорошо! Счастливого пути!»
Загадка: Серовато, зубовато,
По полю рыщет.
Телят, зайчат ищет.
- Кто это? Как вы догадались, что это волк?
Волк: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»
Колобок: « Не ешь меня, Волк, я тебе вежливые слова назову».
- Ребята, поможем Колобку? Может быть, наш Волк добрее станет.
Дети называют вежливые слова (пожалуйста, спасибо, будьте добры,
будьте здоровы, доброе утро, приятного аппетита, спокойной ночи).
- Спасибо, Колобок, не буду, я тебя есть. До свидания.
-Катится Колобок, а навстречу ему…- Отгадайте, кто.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? Ребята, медведь какой?
Медведь: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»
Колобок: « Не ешь меня, Медведь, я отвечу на все твои вопросы».
Медведь предлагает поиграть в игру «Хлопки». (Дети должны прохлопать, проговаривая по слогам названия перечисленных диких животных).
Слова: заяц, лиса, волк, медведь, белка, нора, логово, берлога, дупло.
- Катится Колобок, а навстречу ему… - Отгадайте, кто?
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…
- Ребята, а вы знаете, какая лиса?
Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица. Ребята, давайте похвалим лисичку, чтобы она не съела Колобка. Подберите слова – признаки к слову лиса.
Лиса: Бедная я -, несчастная -.,
-Ох, бедная я, одинокая (плачет).
Колобок: Я знаю отчего, ты такая несчастная и одинокая у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить, давайте возьмемся все за руки и станем одним добрым животным.
Игра «Доброе животное». Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры: тихим таинственным голосом говорю: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
- Отпустила лиса Колобка, и покатился он домой. В нашей сказке Колобок остался живой, потому что с ним были вы, добрые дети, которые ему помогли добраться домой. Ну и нам пора попрощаться со сказкой!
5 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев)
Релаксация «Волшебный сон».
Логопед: Глазки закрываются,
реснички опускаются.
Мы спокойно отдыхаем,
сном волшебным засыпаем.
Раз – два – три проснись,
Из сказочки домой вернись.
6 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)
- Я, рада нашей встрече, думаю, что наша встреча дала и вам, и мне материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного профессионализма. Не все и не всегда нам удается, но главное идти вперед, осваивать новые технологии, читать и тогда обязательно мы найдем ответ на все волнующие нас вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Сказкотерапия в совместной работе родителей и детей, как способ решения проблем взаимодействия с ребенком»
Мастер - класс«Сказкотерапия в совместной работе родителей и детей, как способ решения проблем взаимодействия с ребенком»Цель – развитие творческих способностей детей...
Мастер - класс "Сказкотерапия, как одно из средств развития речи"
Данный материал разработан для воспитателей, родителей...
Мастер-класс «Сказкотерапия в логопедической практике»
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка...
Мастер-класс "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
В помощь педагогам-психологам, воспитателям и родителям...
Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»
Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»Подготовила: Педагог дополнительного образования Суворова Елена Сер...
Мастер-класс " Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста "
Мастер-класс " Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста "...
Мастер-класс "Сказкотерапия, как терапевтический метод коррекции в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста...