мастер -класс Сказкотерапия
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Бондаренко Юлия Михайловна

мастер -класс Сказкотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_skazkoterapiya.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

 как отец, мать, - он будет лучше того учителя,

который прочел все книги,

 но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он - совершенный учитель.

Лев Николаевич Толстой

С высказывания Льва Николаевича Толстого мне бы хотелось, начать мастер – класс. Соединяя в себе любовь к делу и к ученикам, я стремлюсь быть совершенным учителем. Опыт, которым я хочу поделится – это….

«Сказкотерапия» – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка, поэтому в практике я использую элементы сказкотерапии, а также логопедические  сказки,  которые  способствуют  коррекции  и  развитию  речи воспитанников.

Основные правила сказкотерапии:

  Можно взять за основу сюжета для сказкотерапии как народную, так и авторскую  сказку.  Главное  –  выбрать  для  сказкотерапии  историю, которую  ребенок  способен  слушать  много  раз  подряд.  В  этом  случае задача сведется к тому, чтобы при каждом сеансе сказкотерапии вносить некоторые изменения в сюжет и характер героя – иным словом, каждый раз  предлагать  ребёнку  новый  вариант  решения  волнующей  его проблемы.     Начинайте  сеанс  сказкотерапии  словами  наподобие:  «где-то  далеко,  в некоторой  сказочной  стране»,  «в  одном  городе»  …  Такое  начало  дает понять,  что  событие  могло  произойти  где  угодно.  Ребенок  зачастую  не может  конкретно  представить  место  действия,  где  он  никогда  не  был, поэтому подобное начало дает ему возможность абстрагироваться и дать волю фантазии.  

«Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:

1. Знакомство.

2. Ритуал вхождения в сказку.

3. Рассказывание сказки.

4. Сказочная задача.

5. Ритуал выхода из сказки.

6. Рефлексия.

«Знакомство».

Прежде чем начать работу, мы все познакомимся, сделаем солнышко и подарим друг другу хорошее настроение! Мы будем подавать друг другу «руку-лучик» и говорить свое имя: - Я лучик – Юлия Михайловна, а ты? (Участники подают руки и называют свои имена.)

-Вот и получилось у нас доброе, теплое, нежное, ласковое солнышко, это мы с вами!

2 этап «Ритуал вхождения в сказку».

На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев. Какую игрушку вы достанете, тем вы и станете.

Предлагаю чудесный-мешочек, в котором находятся персонажи сказки, какую игрушку вытаскивает участник - такую роль он выполняет.

- Скажите, вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам отправиться в сказку.  

- Согласны?

Тише, тише не шумите,

Нашу сказку не спугните (палец поднести к губам, сказать тс-с-с)

Раз – два –три – четыре – пять

Вот и в сказке мы опять.

Звучит спокойная музыка.

3 этап «Рассказывание сказки»

Упражнение «Дед и баба». Цель: развитие невербальной речи.

 Жили-были Дед и Баба. И семья эта была особенная: Баба глухая была, ничего не слышала.

Дед: «Баба, испеки мне колобка».

А баба то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы смогли понять друг друга.

Герой-дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он хочет. (Самостоятельные действия персонажей)

 - Замесила бабка тесто.

Раскатала колобка.

Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый, и не сладкий.

Артикуляционная гимнастика «Колобок»

Похвалилась перед дедом

Бабка славным Колобком «Болтушка»

Положила на окошко

Остудить его немножко «Лопатка»

Колобок чуть полежал

И тропинку увидал «Часики»

Он с окошка быстро скок,

Покатился, во лесок. «Лошадка»

Дыхательная фонематическая гимнастика

А в лесочке ветерок травку качает У-у-у - тихо

Деревья раскачивает У-у-у - громко

Листочки шевелит Ш-ш-ш - тихо

Пчелки летают Ж-ж-ж - громко

- Замечательно справились, молодцы.

4 этап «Сказочная задача». На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации. Наделяем героя характером, темпераментом.

 -Катится Колобок, катится, а навстречу ему…  - Отгадайте кто?

Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой.

- А как вы догадались, что это зайка?

Заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

Колобок: «Не ешь меня!»

Заяц: «Тогда выполни все мои задания».

Колобок: «Хорошо. Ребята, а вы мне поможете?»

Задание № 1. Где живу я, мне скажите?

                       Детенышей моих назовите.

                       Маму как зайчат зовут?

                       Чем питаемся мы тут?

Задание № 2. Много здесь следов, смотрите.

                        Какой след мне назовите?

  След лисы- Чей? (Лисий)

  След волка – … (волчий)

  След зайца – … (заячий)

  След медведя – … (медвежий)

Заяц: «Все задания выполнили хорошо! Счастливого пути!»

Загадка: Серовато, зубовато,

               По полю рыщет.

               Телят, зайчат ищет.

- Кто это? Как вы догадались, что это волк?

Волк: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»

Колобок: « Не ешь меня, Волк, я тебе вежливые слова назову».

 - Ребята, поможем Колобку? Может быть, наш Волк добрее станет.

Дети называют вежливые слова  (пожалуйста,  спасибо, будьте добры,

будьте здоровы, доброе утро, приятного аппетита, спокойной ночи).

 - Спасибо, Колобок, не буду, я тебя есть. До свидания.

 -Катится Колобок, а навстречу ему…-  Отгадайте, кто.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? Ребята, медведь какой?

Медведь: «Колобок, Колобок! Я тебя съем!»

Колобок: « Не ешь меня, Медведь, я отвечу на все твои вопросы».

Медведь предлагает поиграть в игру «Хлопки». (Дети должны прохлопать, проговаривая по слогам названия перечисленных диких животных).

Слова: заяц, лиса, волк, медведь, белка, нора, логово, берлога, дупло.

- Катится Колобок, а навстречу ему… - Отгадайте, кто?

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее…

- Ребята, а вы знаете, какая лиса?

 Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица.  Ребята, давайте похвалим лисичку, чтобы она не съела Колобка. Подберите слова – признаки к слову лиса.

Лиса: Бедная я -, несчастная -.,

 -Ох, бедная я, одинокая (плачет).

Колобок: Я знаю отчего, ты такая несчастная и одинокая у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить, давайте возьмемся все за руки и станем одним добрым животным.

Игра «Доброе животное». Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры: тихим таинственным голосом говорю: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

- Отпустила лиса Колобка, и покатился он домой. В нашей сказке Колобок остался живой, потому что с ним были вы, добрые дети, которые ему помогли добраться домой. Ну и нам пора попрощаться со сказкой!

5 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев)

Релаксация «Волшебный сон».

Логопед: Глазки закрываются,

реснички опускаются.

Мы спокойно отдыхаем,

сном волшебным засыпаем.

Раз – два – три проснись,

Из сказочки  домой вернись.

6 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)

- Я, рада нашей встрече, думаю, что наша встреча дала и вам, и мне материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного профессионализма. Не все и не всегда нам удается, но главное идти вперед, осваивать новые технологии, читать и тогда обязательно мы найдем ответ на все волнующие нас вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Сказкотерапия в совместной работе родителей и детей, как способ решения проблем взаимодействия с ребенком»

Мастер - класс«Сказкотерапия в совместной работе родителей и детей,  как способ решения проблем взаимодействия с ребенком»Цель – развитие творческих способностей детей...

Мастер - класс "Сказкотерапия, как одно из средств развития речи"

Данный материал разработан для  воспитателей, родителей...

Мастер-класс «Сказкотерапия в логопедической практике»

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка...

Мастер-класс "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

В помощь педагогам-психологам, воспитателям и родителям...

Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»

Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»Подготовила: Педагог дополнительного образования Суворова Елена Сер...

Мастер-класс " Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста "

Мастер-класс " Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста "...

Мастер-класс "Сказкотерапия, как терапевтический метод коррекции в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста...