Мастер-класс «Сказкотерапия в логопедической практике»
материал по логопедии
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_skazkoterapiya_v_logopedicheskoy_praktike.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Сказкотерапия в логопедической практике»
Введение
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем.
Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя- логопеда»
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда»
В нашей логопедической работе мы не только ставим, исправляем, дифференцируем звуки, но и обогащаем, расширяем речь детей.
Сказкотерапия подразумевает влияние в большей степени на психическое здоровье детей, а мы с вами рассмотрим элементы сказкотерапии помогающие в развитии и активизации речи детей.
Даже самые трудные и надоевшие упражнения выполняются без особого труда, если на занятии разыгрывается сказка.
Сегодня я хочу вам представить несколько способов использования элементов сказкотерапии в своей работе.
Чтобы привлечь ребёнка к проведению артикуляционной гимнастики, можно разложить перед ребёнком карточки с картинками, можно дать куб, на гранях которого изображены картинки - символы упражнений, интереснее и эффективнее всего будет погружение ребёнка в сказку. (СЛАЙД 3)
Артикуляционная сказка «У бабушки с дедушкой».
Во время сказки ребенок должен видеть себя в зеркале.
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами).
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух).
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БЕГАЛ,
КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ; НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами,
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу,
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык – под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком,
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки)
ВОТ ПА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом….
Пальчиковая сказка «В деревне» (СЛАЙД 4)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, согласование речи с движением, активизация воображения, памяти.
Логопед. Жили - были в одной деревушке да в маленькой избушке бабушка (надеть куклу на большой палец правой руки) и дедушка (на указательный). Жили они, поживали, добра наживали. И жили с бабушкой и дедушкой внучка (на средний палец, Жучка (на безымянный) и кошка (на мизинец).
Жили они дружно, всегда друг другу помогали. Вот как - то раз захотелось дедушке с бабушкой каши вкусной. Пошли они в огород сорвать репу.
Пальчиковая гимнастика «Репка» (на каждую стоку дети сгибают и разгибают пальцы).
Тянут, тянут бабка с дедкой большие пальцы.
Из земли большую репку. указательные.
К ним пришла тут внучка, средние
Подбежала Жучка, безымянные.
Хоть держалась крепко берут репку всей кистью
Вытянута репка! руки вместе с репкой поднять вверх.
Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку. А у кошки был котёнок, который очень любил играть. Поиграем с ним?
Пальчиковая гимнастика «Котёнок»
На каждое произносимое ударное слово ребёнок надевает игрушку с прищепкой, таким образом, массируя пальчики.
Кусается сильно котёнок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Наигрался котёнок, посадите его отдохнуть. Посмотрите, а на птичьем дворе у бабушки с дедушкой живёт цыплёнок. Хозяйка кормит его зерном. Вы хотите покормить цыплёнка? Нужно давать ему по одному зёрнышку.
Пальчиковая гимнастика «Накорми цыплёнка» (на каждое слово ребёнок берёт из тарелочки зёрнышки и кладёт в миску).
Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Цыпочка клювом по штучке клевала.
Молодцы, ребята! Помогли дедушке и бабушке вытянуть репку, поиграть с котёнком, покормить цыплёнка. Дедушка с бабушкой говорят вам спасибо за помощь. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!
Сейчас мы выполним МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК, он будет представлен в сказочной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком (можно взять орех, каштан). Перед выполнением массажа ребёнку рассказываем историю появления ежат у нас в группе, о том что они очень грустные и хотят поиграть с ребятами. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Жил - был колючий ёжик, и звали его Атошик.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик, между ладонями прямыми движениями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось. На примере сказки про ёжика Атошика мы воздействовали на биологически активные точки, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере.
Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.
Это позволяет нам решить ряд коррекционных задач, которые мы ставим в начале занятия.
Активизация познавательных способностей детей: (СЛАЙД 5)
Использую элементы сказкотерапии в играх и упражнениях, направленных на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия.
Игра: «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей. Угощения должны быть одинаковые по форме, либо по цвету, по видовым принадлежностям (только фрукты, только овощи)
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные, муляжи фруктов, овощей. Свои действия каждый ребёнок озвучивает. (Например: Маша принесла Мишутке - грушу, Настасье Петровне – яблоко, Михаилу Потапычу – ананас, так как груша, яблоко и ананас – фрукты, либо жёлтую корзинку, жёлтую машинку, жёлтую шляпку –по цвету).
Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине. В конце ребёнок озвучивает для кого и почему он так построил.
Развитие общих речевых навыков (СЛАЙД 6)
Игра «Лиса и петушок»
Цель: учить повышать и понижать силу голоса. (Сказка «Лиса и петух»)
Цель, которая озвучивается для детей: Лиса украла петушка, он зовёт на помощь кота и дрозда, помогите ему.
- «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют, а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?».
Лиса идет через горы и поет песенку: «СА - СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.
Игра «Расколдуй сказку»
Цель: развитие слухового внимания.
Цель, которая озвучивается для детей: «Злая фея Буквина заколдовала сказки, давайте их расколдуем»:
«Жарозко» - «Морозко», «Оле - Огурцое» - «Оле - Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок».
На материале различных сказок успешно используются игры на развитие лексико-грамматических категорий. (СЛАЙД 7)
Игра «Путешествие Колобка» (СЛАЙДЫ 8-14)
Цель: развитие словообразования
Жил – был колобок, колобок румяный бок. Надоело колобку лежать на окошке, спрыгнул он и по дороге ПОКАТИЛСЯ, а потом с горы СКАТИЛСЯ. Катился, катился колобок и в кабину камаза ЗАКАТИЛСЯ, на машине колобок ПРОКАТИЛСЯ. А дальше на пути речка, а через речку мост. Через мост ПЕРЕКАТИЛСЯ и в лесочек УКАТИЛСЯ.
Игра: «Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья
прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть
волка, лапы лисы).
Игра: «Где прячется Маша?» (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, помогите медведю отыскать её назовите, где спряталась Маша (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью)
В игровом упражнении «Длинные слова»- дети учатся образовывать сложные слова (У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий, у зайца длинные уши (длинноухий, у медведя большие лапы (большелапый, у колобка круглый бок (круглобокий, т. д.).
Упражнение «Если бы, да кабы…»
Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.
Цель, которая озвучивается для детей: вы должны закончить предложение:
«Если бы я был (а) кем-то/чем-то, то я бы, потому что (чтобы…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»,
Если бы я был Карлсоном, то я бы….,
Если бы я была Красной Шапочкой, то я бы).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (СЛАЙД 15)
Интересной и очень полезной игрой является «Слово-сказка», Предлагается какое-то одно слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И - иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например: «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу, развивается связная речь.
Не менее интересный вид упражнения «Бином фантазий». Дети называют два слова, не связанные между собой. Но чтобы сочинить сказку, надо видоизменить эти слова таким образом, чтобы отыскать интересные словосочетания, которые вызвали бы желание сочинять. Например, детям предлагается два слова - небо и розы. У детей получились интересные сказки: «Небо в розах», «Небесные розы», «Розовое небо». Эту игру лучше проводить с картинками, когда дети из предложенных картинок выбирают две (например шарик и котёнок) и сочиняют свою сказку(«Котёнок на шарике», «Шарик для котёнка»)
Игра «Сказки перепутались»
Цель: развитие памяти, внимания и воображения, когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок, куклы – марионетки. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму.
Игра «Назови сказки, где есть дед, бабка….»(«Репка», «Снегурочка», «Серая Шейка», «Курочка ряба» и т. д.)
Игра «Назови сказки, где есть медведь….»(«Теремок», «Маша и медведь», «Бычок – смоляной бочок», «Вершки и корешки» и т. д.)
«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для самого ребенка.
Представляю вашему вниманию «Сказки с подсказкой» (СЛАЙД 16)
«Сказка о дружбе» (автоматизация звука Р) (СЛАЙД17)
Сыр дружит с кефиром,
А сахар – с зефиром.
Кружка дружит с крышкой,
А жираф – с мартышкой.
Морковь дружит с картошкой,
А рояль – с гармошкой.
Перо дружит с вороной,
А король – с короной.
Кресло дружит с кроватью,
А портфель – с тетрадью.
Гараж дружит с шофером,
А укроп – с помидором.
Таким образом, хотелось бы отметить, что в логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи. Следовательно, сказка - эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Итог мастер- класса. Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов сказкотерапии для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
Давайте одновременно хлопнем в ладоши и крикнем УРА!
А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание и работу.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .
В этой статье родители смогут най ти ответ на вопрос:"Во что играть с детьми, не затрачивая денежных средств?"Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение э...
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают полож...
Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Мастер класс«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:...
Мастер-класс "Инновационные технологии в логопедической практике"
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо извест...
Мастер - класс "Нетрадиционные технологии в логопедической практике"
Часто причиной неправильного произношения звуков является неправильная речь окружающих ребенка взрослых, двуязычие в семье, а также «детское сюсюканье». Еще одной причиной того, что ребенок не м...
Мастер-класс по сказкотерапии
В данной презентации представлен опыт работы по сказкотерапии...
Мастер-класс: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказы...