Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»
план-конспект занятия
Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»
Подготовила: Педагог дополнительного образования Суворова Елена Сергеевна
Цель: Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного общения и совместной творческой деятельности в применении элементов сказкотерапии в ДОУ.
Задачи:
1. Актуализация личного опыта по работе с одним из видов здоровьесберегающей технологии - «Сказкотерапией».
2. Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками.
3. Вызвать интерес к работе со сказками, желание применять эту технологию или её элементы в своей работе с детьми.
4. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.
5. Создать позитивный эмоциональный настрой.
Ход Мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня особенно остро мы наблюдаем проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Всё чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Язык сказки понятен ребёнку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохими и хорошими поступками.
С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.
Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован.
Основные методы и приёмы работы со сказкой:
- Чтение и анализ сказки
- рассказывание сказок, потешек
- сочинение сказок,
- изменение концовок сказки
- театрализованная деятельность
- элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, аппликация)
- проблемные ситуации
У разного возраста свои особенности. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В 3 года - классические детские сказки: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу повтора, и ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребёнку более понятны именно сказки о животных. В этом возрасте лучше пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.
Для воспитания ребенка 4-5 лет лучше подбирать сказки, в которых чётко прослеживается, кто хороший, а кто - плохой.
Я работаю с детьми 3-4 лет. Занятия провожу один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность занятия 15-20 минут.
Способ подачи сказочного материала:
Я знакомила детей с миром сказки, формировала умение понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.
Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребёнку: «как ты думаешь, почему герой поступил так?», «Тебе понравился его поступок?», «Как бы ты поступил на его месте?»
Периодически мы сочиняем свою сказку вместе, рассказывая её небольшие фрагменты по очереди.
В работе использую дидактические сказки для создания положительной мотивации к образовательному процессу.
Много мероприятий было проведено в свободной игровой деятельности - это игровая деятельность со сказочными дидактическими играми, в театрализованной студии, игры с настольным театром-конструктором, различными видами кукольных театров.
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «вхождения в сказку».
2. Чтение сказки.
3. Обсуждение сказки.
4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».
5. Рефлексия.
Практическая часть Мастер – класса:
1. Вхождение в сказку «Камень»
Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас в путешествие, а поможет нам в этом «Волшебный камень».
(Можно использовать декоративный камень из аквариума)
Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Сразу в сказку попадем.
(Можно передавать камень по кругу, можно дотронуться всем сразу)
2. Сказка о нежных Пушистиках.
(Источник: Клод Штайнер Сказка про Пушистиков // Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с. — С.149-153.)
- Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Пушистиках.
«Давным-давно в одной стране жили самые добрые и счастливые король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с нежными Пушистиками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».
3. Обсуждение сказки. Упражнение «Пушистики».
- Давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такого Пушистика (по кругу передают мячик).
- Что вы ощущаете, держа его в руках?
«…Люди дарили друг другу Пушистиков. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Пушистики превращалась в облако, и наделяли человека добротой и нежностью.
Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось что все счастливы, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Пушистики, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод, грубость и жестокость. Она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.
- Как вы думаете, чем закончится сказка?
(придумывают и рассказывают конец сказки).
- Хотите узнать, чем закончилась сказка? (ответы)
Однажды в эту несчастную страну забрела весёлая и добрая странница. Она менялась с жителями Пушистиками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми».
4. Выход из сказки
- И вот настало время Нам вернуться обратно в нашу несказочную реальность…
А с собой мы возьмем все, что нам понравилось, все, что нас заинтересовало. Положите правую ладонь на камень, закройте глаза и повторяйте.
Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Обратно снова попадем.
Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.
5. Рефлексия «Пушистик».
- Мне больше всего понравились Пушистики, поэтому я прихватила одного из сказочной страны.
- Сейчас мы будем передавать Пушистика, и расскажем, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить. ( Передаем Пушистика по кругу).
- Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать. Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!
Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Приморского района Санкт - Петербурга
Мастер – класс
«Сказкотерапия как средство развития
мышления и воображения
ребенка-дошкольника»
Подготовила:
Педагог
дополнительного образования
ГБДОБУ № 8
Суворова Елена Сергеевна
2021 год
Цель: Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного общения и совместной творческой деятельности в применении элементов сказкотерапии в ДОУ.
Задачи:
1. Актуализация личного опыта по работе с одним из видов здоровьесберегающей технологии - «Сказкотерапией».
2. Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками.
3. Вызвать интерес к работе со сказками, желание применять эту технологию или её элементы в своей работе с детьми.
4. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.
5. Создать позитивный эмоциональный настрой.
Ход Мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня особенно остро мы наблюдаем проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Всё чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Язык сказки понятен ребёнку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохими и хорошими поступками.
С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.
Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован.
Основные методы и приёмы работы со сказкой:
- Чтение и анализ сказки
- рассказывание сказок, потешек
- сочинение сказок,
- изменение концовок сказки
- театрализованная деятельность
- элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, аппликация)
- проблемные ситуации
У разного возраста свои особенности. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В 3 года - классические детские сказки: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу повтора, и ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребёнку более понятны именно сказки о животных. В этом возрасте лучше пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.
Для воспитания ребенка 4-5 лет лучше подбирать сказки, в которых чётко прослеживается, кто хороший, а кто - плохой.
Я работаю с детьми 3-4 лет. Занятия провожу один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность занятия 15-20 минут.
Способ подачи сказочного материала:
Я знакомила детей с миром сказки, формировала умение понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.
Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребёнку: «как ты думаешь, почему герой поступил так?», «Тебе понравился его поступок?», «Как бы ты поступил на его месте?»
Периодически мы сочиняем свою сказку вместе, рассказывая её небольшие фрагменты по очереди.
В работе использую дидактические сказки для создания положительной мотивации к образовательному процессу.
Много мероприятий было проведено в свободной игровой деятельности - это игровая деятельность со сказочными дидактическими играми, в театрализованной студии, игры с настольным театром-конструктором, различными видами кукольных театров.
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «вхождения в сказку».
2. Чтение сказки.
3. Обсуждение сказки.
4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».
5. Рефлексия.
Практическая часть Мастер – класса:
1. Вхождение в сказку «Камень»
Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас в путешествие, а поможет нам в этом «Волшебный камень».
(Можно использовать декоративный камень из аквариума)
Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Сразу в сказку попадем.
(Можно передавать камень по кругу, можно дотронуться всем сразу)
2. Сказка о нежных Пушистиках.
(Источник: Клод Штайнер Сказка про Пушистиков // Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с. — С.149-153.)
- Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Пушистиках.
«Давным-давно в одной стране жили самые добрые и счастливые король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с нежными Пушистиками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».
3. Обсуждение сказки. Упражнение «Пушистики».
- Давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такого Пушистика (по кругу передают мячик).
- Что вы ощущаете, держа его в руках?
«…Люди дарили друг другу Пушистиков. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Пушистики превращалась в облако, и наделяли человека добротой и нежностью.
Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось что все счастливы, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Пушистики, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод, грубость и жестокость. Она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.
- Как вы думаете, чем закончится сказка?
(придумывают и рассказывают конец сказки).
- Хотите узнать, чем закончилась сказка? (ответы)
Однажды в эту несчастную страну забрела весёлая и добрая странница. Она менялась с жителями Пушистиками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми».
4. Выход из сказки
- И вот настало время Нам вернуться обратно в нашу несказочную реальность…
А с собой мы возьмем все, что нам понравилось, все, что нас заинтересовало. Положите правую ладонь на камень, закройте глаза и повторяйте.
Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Обратно снова попадем.
Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.
5. Рефлексия «Пушистик».
- Мне больше всего понравились Пушистики, поэтому я прихватила одного из сказочной страны.
- Сейчас мы будем передавать Пушистика, и расскажем, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить. ( Передаем Пушистика по кругу).
- Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать. Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!
Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников"
Мастер - класс знакомит педагогов с видами аппликации в технике "бумагопластика" и позволяет применить теоретические знания в практической деятельности....
Стратегия победы над собственными страхами. Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника.
Дети дошкольного возраста являются одной из наиболее чувствительных частей общества, которая наиболее подвержена различным негативным воздействиям. В настоящее время, как отмечается в различных экспер...
«Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»
Сказкотерапия - мощный инструмент, позволяющий развить разностороннюю личность, развить мышление, воображение,скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.С помощью сказкотера...
Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников
Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников...
Мастер-класс " Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста "
Мастер-класс " Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста "...
- Мне нравится (1)