Развитие навыков словообразования у дошкольников с ОНР посредством дидактической игры.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Авдошина Ирина Владимировна

Материал содержит теоретические основы и практический материал по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические положения.

В современной лингвистике, психологии, психолингвистике, общей педагогике овладение детьми словообразованием родного языка признается весьма важным и рассматривается в свете развития языковой способности и речевой коммуникации ребенка в целом. Однако вплоть до настоящего времени в логопедии оставался нерешенным целый круг проблем, связанных с изучением словообразования у детей с общим недоразвитием речи, его влиянием на развитие их устной и письменной речи.

Они описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, - соединение основ суффиксами (стол-ик, за-столь-н-ый); соединение нескольких основ (узкоколейный, громкоговоритель, сенокос, вертолет); перевод основ из одного класса в другой (руль – рулить, золото - золотой); чередования в составе основы (глухой - глушь) и др. Вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связностью с исходной единицей. Словообразование – важный источник пополнения словарного состава языка. Словообразование – это наука о том, как «делать слова».

Леонтьев отмечает, что словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Являясь составной частью общей языковой способности человека, при онтогенетическом развитии речи словообразование формируется спонтанно, по принципу саморазвития в дошкольном возрасте и, далее, совершенствуется в школьном периоде. Исследования специалистов и мой опыт в данном направлении позволяют утверждать, что механизм саморазвития словообразования не функционирует у детей с общим недоразвитием речи. Доказано, что несформированность словообразования оказывает негативное влияние на овладение детьми с ОНР устной и письменной речью, существенно снижает успешность в усвоении учебных знаний, умений и навыков в процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.

Применяемые в логопедической практике приемы не позволяют в полной мере сформировать у дошкольников с ОНР навыки словообразования. Как объяснить дошкольнику, не имеющему представления о составе слова, как образовывать новые слова суффиксальным, префиксальным способом, как образовывать сложные слова и т.д.? Очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых эффективных путей развития словообразования у детей с ОНР.

В логопедии проблема развития навыков словообразования изучается давно, мною изучены статьи многих авторов: Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной,  Т.В. Тумановой и других. Этой теме посвящены работы Т.Н. Ушаковой, К.И. Чуковского, А.М. Шахнарович,   их исследования доказали, что механизм словообразования у детей состоит из двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. При этом они установили, что на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а на более поздних превалирует словообразовательный уровень.

Потребности дошкольного и школьного образования детей с общим недоразвитием речи, с одной стороны, и современные научные представления о состоянии словообразовательных процессов, с другой, определяют цели и задачи работы по формированию словообразования. Достижение поставленных целей и задач реализуется в процессе проведения этапов логопедической работы по формированию словообразования.

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Формирование навыков словообразования органично встраивается в целостную систему коррекционно-воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи, реализуемую в дошкольных учреждениях, и согласуется с основными принципами и направлениями педагогического процесса.

Практика показывает, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, как хорошо знают логопеды, наши дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и  навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Описание практической деятельности.

Целью моей работы является обобщение опыта по коррекции словообразования у дошкольников с ОНР посредством дидактического материала.

Работа над словообразовательными аффиксами я осуществляю следующим образом.

  1. Сравниваются слова с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
  2. Выделяется общее значение, вносимое аффиксом.
  3. Выделяется в предъявленной группе слов сходное звучание (общая морфема).
  4. Закрепляется связь значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц - значение вместилища).
  5. Анализируется звуковой состав выделенной морфемы.
  6. Буквами обозначается звуковой состав выделенной морфемы (если дети знают буквы).
  7. Самостоятельно образуются слова с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко использую прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а)        сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

б)        сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делаю упор на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов использую графические схемы слов. При этом вначале составляю графическую схему корневой морфемы, а затем к ней добавляю графические обозначения того или иного аффикса.

Логопедическая работа по формированию словообразования направлена на образование существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно. В процессе коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, формируются и закрепляются следующие навыки словообразования:

  • уменьшительно-ласкательных существительных, образование существительных с помощью суффикса  -ниц- со значением вместилища (посуды),образование существительных с помощью суффикса –инк-, образование названий детёнышей животных и птиц, образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия;
  • дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, дифференциации возвратных и невозвратных глаголов, дифференциации глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-;
  • притяжательных прилагательных, качественных прилагательных, относительных прилагательных;
  • родственных слов, сложных слов.

Результаты исследования функции словообразования у детей с ОНР показывают, что дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: кроватночка, кукленька, ключонок. При образовании названий детенышей животных дети часто называют уменьшительно-ласкательную форму названий взрослого животного: белик, свиник, гуська, лошадик, вместо щенок – собачка. Затрудняются в образовании прилагательных: вместо маленький – помалюскин, бумагный, мехная шапка, стекловая, деревкин стул. При выполнении задания на префиксальное образование глаголов неправильно употребляют приставки, путают их, употребляют глагол без приставки: вместо переходит – идет, вместо пришивает – шьет.

На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и дидактические игры, что делает занятия более живыми, интересными, результативными, это не только повышает эффективность логопедической работы и улучшает качество усвоения знаний, но и повышает работоспособность детей.

Мною представлены систематизированные дидактические игры и игровые приёмы, направленные на развитие словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используемые на логопедических занятиях в ходе коррекционного процесса.

Занятия я провожу в игровой и занимательной форме. Инновационным в проведении занятий является то, что детям не сообщается то, чем они будут заниматься, что делать, а предлагается выполнить то или иное задание, которое поможет самостоятельно определить содержание, тему занятия. Игровая ситуация, которая создается в начале занятия, позволяет детям самостоятельно определить и назвать тему, с которой они познакомятся. Дидактические игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет четко определенные учебные и коррекционные задачи. За основу взяты игры из сборников Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.

Проводя игру, я стремлюсь к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Например, в игре «Чья голова видна из-за забора?» участники только в том случае увидят животное, если сумеют правильно назвать притяжательное прилагательное; в игре «Назови любимый сок», чтобы появилась этикетка на упаковке с соком, детям нужно правильно назвать относительное прилагательное. Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию. (Приложения 2, 5)

В структуру каждого лексико-грамматического занятия входят:

  • организационный момент;
  • создание игровой ситуации на самостоятельное определение темы занятия;
  • закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале;
  • динамическая пауза, связанная с темой занятия;
  • закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.

Наличие на занятии индивидуального наглядного материала позволяет обеспечить: высокую активность детей; повысить контроль над усвоением знаний и навыков; более экономно использовать учебное время. Мною подобран и систематизирован демонстрационный и многообразный раздаточный материал по формированию навыков словообразования. (Приложения 3, 6)

Кроме того, правильный подбор наглядного материала (количество, эстетичный вид и т.п.) способствует повышению эмоционального тонуса детей, росту эффективности обучения. Для эффективного усвоения учебного материала в ходе каждого занятия я делаю произносительный акцент на изучаемой грамматической форме (выделяю голосом).

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий в речи детей нередки ошибки. Как исправлять их, чтобы не снизить речевую активность дошкольников? Практика показала, что ошибки нельзя повторять. Ребенку надо коротко указать на ошибку, правильный вариант ответа сначала следует искать с помощью детей. И лишь при отсутствии такового в группе его произносит учитель-логопед. Полезно использовать проговаривание правильного варианта хором.

Для знакомства с новым материалом на занятиях я использую составленные мною сказки, которые помогают детям почувствовать и понять закономерности словообразования. Например, предложенная сказка помогает детям усвоить способ образования названий профессий мужского рода при помощи суффикса -щик-: «Жил был в Стране Слов маленький человечек и звали его ЩИК. Он был таким маленьким и никому не нужным. Он жил на окраине Страны Слов в маленьком домике. И ему всегда было грустно. Но однажды Умная Сова решила ему помочь стать нужным и полезным. Умная Сова посоветовала ему отправиться по Стране Слов и попробовать подружиться с другим словом, чтобы получилось новое слово. Отправился ЩИК путешествовать по Стране, подошёл к человеку, который чинит часы и, получилось новое слово - ЧАСОВЩИК. (Обращается внимание на данное слово, ставиться ударение). Пошёл он дальше, подошёл к человеку, который работает на подъёмном кране - получилось новое слово - КРАНОВЩИК. Снова пошёл ЩИК дальше, подошёл к человеку, который работает с обувью (обращение к детям: А вы догадались, какое новое слово получилось?) - получилось новое слово - ОБУВЩИК. И так далее, в соответствии с картинками, расположенными на доске (ЭКСКАВАТОРЩИК, СТЕКОЛЬЩИК, ЧИСТИЛЬЩИК, КАМЕНЩИК, ДРЕССИРОВЩИК). Обрадовался ЩИК, теперь он нужен! С его помощью образуются новые слова».

Следующая сказка помогает усвоить способ образования названий профессий женского рода при помощи суффикса –ниц-: «Жила была в Стране Слов маленькая принцесса и звали её НИЦА. Она была маленькая и веселая, любила дружить только со словами, про которые можно сказать ОН. Королева Страны Слов решила познакомить принцессу с другими словами, про которые можно сказать ОНА. Принцесса согласилась, ведь она  еще не знала таких слов! И с огромной радостью побежала к слову УЧИТЕЛЬ – получилось новое слово – УЧИТЕЛЬНИЦА. Побежала к слову ВОСПИТАТЕЛЬ – получилось новое слово – ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА. Побежала к слову ХУДОЖНИК – получилось новое слово – ХУДОЖНИЦА и т.д. (ПИСАТЕЛЬ-ПИСАТЕЛЬНИЦА, РАБОТНИК-РАБОТНИЦА, ПРОВОДНИК-ПРОВОДНИЦА). Маленькая принцесса была очень рада, что познакомилась с новыми словами!  

В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.

Практика показывает, что качественные прилагательные усваиваются сравнительно легко, относительные и притяжательные – с большим трудом. Поэтому именно в подготовительной группе ведется большая работа по словообразованию относительных и притяжательных прилагательных и согласованию всех прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. При формировании навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР в своей практике использую изготовленные мной многообразные дидактические игры и задания. Например, дети с огромным удовольствием играют в игру «Какое варенье попробовал гномик?», об этом можно догадаться, если обратить внимание на его фартук. Игра позволяет закрепить навык образования относительных прилагательных. Интерес вызывает у детей и то, что фартук у гномика можно поменять только тогда, когда все названия  варенья будут правильно названы! (Приложение 1) Игра «Чья голова видна из-за забора? Чьи ноги (лапы) видны из-под забора?» также придумана и изготовлена мной. Она позволяет не только закрепить навык образования притяжательных прилагательных при помощи суффикса -ин-, но и закрепить употребление сложных предлогов из-за, из-под. Эмоционально дети реагируют на то, что после правильного ответа можно открыть калитку и увидеть животное или птицу, стоящую за забором! (Приложение 5) Игра «Чей это хвост?» опирается на сказку «Хвосты». Детям предлагается вернуть хвост владельцу тогда, когда они правильно его назовут. Данная игра позволяет закрепить навык образования притяжательных прилагательных при помощи суффикса -и-. (Приложение 4)

Последовательность появления в детской речи разных словообразовательных форм связана с их семантическими функциями в структуре языка. Наиболее простые и легко дифференцируемые формы появляются раньше, дифференциация приставок с глаголами появляется в более старшем возрасте. Это говорит о том, что словообразованием ребенок овладевает, лишь умея производить определенные мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, обобщение), для чего необходим высокий уровень речевого и умственного развития. На своем опыте я убедилась в том, что дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов. При формировании навыка словообразования глаголов я использую дидактические игры, составленные мной, которые наглядно помогают детям усвоить данную категорию слов. Например, игра «Ветер» позволяет, в доступной для детей форме, формировать у них навык образования приставочных глаголов подул, сдул от глагола дул. Игра «Цветок» позволяет формировать навык образования приставочных глаголов подрос, вырос от глагола рос. (Приложение 7)

В ходе игр и упражнений сначала я помогаю детям постепенно усвоить основное значение глагольных приставок. Например, приставка при- означает приближение к чему-то (прилетать, приходить, приплывать и т.п.), а приставка у-, наоборот, удаление от чего-то (улетать, уходить, уплывать). Приставка вы- означает выход изнутри наружу (вылетать, выходить, выплывать). Отработанные по отдельности глагольные приставки мы с детьми присоединяем к одному и тому же глаголу: приходить, уходить, входить, выходить и т.п.  Дидактические игры на образование данной категории слов, заставляют детей задуматься над смысловым значением глагольных приставок, поскольку каждая из них очень существенно меняет основное значение глагола. Когда у детей начинает формироваться навык послогового чтения, я предлагаю к графическим схемам слов добавить обозначения приставок буквами. (Приложение 8)

Необходимо отметить, что важным фактором по преодолению речевого дефекта у ребенка является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Не раз я убеждалась в том, что только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. Я использую в работе с родителями «Уголок логопеда», в котором предлагаю к вниманию материал для закрепления сформированных на логопедических занятиях навыков, в том числе навыков словообразования. (Приложение 11) Также использую индивидуальную работу, провожу групповые собрания с целью сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. (Приложение 12)

Диагностика, проводимая  с детьми до начала формирования навыка и после  показывает: отдельные элементы словообразования и общий уровень словообразования в целом заметно выросли, процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений. Анализ результатов подтверждает обоснованность и продуктивность реализации моей работы по формированию словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Её использование в рамках общей системы коррекционно-воспитательного воздействия позволяет успешно формировать навыки словообразования у детей о ОНР.

        

Благодаря выработанной мной системе и подбору материала по формированию словообразования в системе коррекционно-логопедической работы можно не только успешно решать вопросы развития словообразования, но  и получить огромное удовольствие от интересной творческой работы.

Список литературы:

  1. «Актуальные проблемы психической речи и обучение языку». Под ред. А.А. Леонтьева, -М., 1998.
  2. Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» – С.П., 2003.
  3. С. Васильева, Н. Соколова «Логопедические игры для дошкольников» - М., 2001
  4. Гончарова В.А. «Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР». - Журнал «Логопед в детском саду» №1(4)/05,стр.9
  5. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». – Екатер.,1998
  6. Катаева А.А, Стребелева Е.А «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». – М.,2001.
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». – С.П.: Союз, 2001.
  8. Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей». – С.П.,2007
  9. Парамонова Л.Г. «Упражнения для развития письма». – С.П.,1999
  10. Парамонова Л.Г «Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи». – М., 1996
  11. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».Учебно-методическое пособие». Под ред. Т.В. Волосовец, - М., 2002
  12. Туманова Т.В. «О словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи». - Журнал «Логопед в детском саду»  5(14)/06,стр.17
  13. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка». – М., 1952.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 9

Тема: Словообразование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.

Цели занятия:

Учить образовывать существительные при помощи суффикса -щик-. Упражнять в употреблении глаголов будущего времени, в практическом употреблении существительных в Д. п.. Развивать диалогическую форму речи. Воспитывать вежливое обращение друг к другу.

Оборудование:

Картинки с изображением представителей профессий: стекольщик, часовщик, обувщик, каменщик, экскаваторщик, дрессировщик, чистильщик, закройщик. Картинки с изображением предметов: стекла, стеклореза, мастерка, кирпича, ножниц, ножа, точила, экскаватора. Мяч, игрушечный микрофон.

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Приглашение детей к столу.

Инструкция: «Саша возьмёт картинку, где нарисован человек, который работает на экскаваторе, а Серёжа где нарисован человек, который работает на подъёмном кране». И так далее.

  1. Обучающий этап.

Чтение сказки: «Жил был в Стране Слов маленький человечек и звали его ЩИК. Он был таким маленьким и никому не нужным. Он жил на окраине Страны Слов в маленьком домике. И ему всегда было грустно. Но однажды Умная Сова решила ему помочь стать нужным и полезным. Умная Сова посоветовала ему отправиться по Стране Слов и попробовать подружиться с другим словом, чтобы получилось новое слово. Отправился ЩИК путешествовать по Стране, подошёл к человеку, который чинит часы и получилось новое слово - ЧАСОВЩИК. (Обращается внимание на данное слово, ставится ударение). Пошёл он дальше, подошёл к человеку, который работает на подъёмном кране - получилось новое слово - КРАНОВЩИК. Снова пошёл ЩИК дальше, подошёл к человеку, который работает с обувью (обращение к детям: А вы догадались, какое новое слово получилось?) - получилось новое слово - ОБУВЩИК. И так далее, в соответствии с картинками, расположенными на доске (ЭКСКАВАТОРЩИК, СТЕКОЛЬЩИК, ЧИСТИЛЬЩИК,КАМЕНЩИК, ДРЕССИРОВЩИК). Обрадовался ЩИК, теперь он нужен! С его помощью образуются новые слова».

Логопед обращает внимание детей на новые слова и просит назвать профессии людей, которые были названы в сказке. Сравниваются слова с одинаковым словообразующим суффиксом, выделяется в предъявленной группе слов сходное звучание, проводится анализ звукового состава выделенной морфемы.

  1. Самостоятельное образование слов с данным суффиксом.

Закрепление названий данных профессий по индивидуальным картинкам.

  1. Динамическая пауза с мячом.

Логопед бросает мяч, называет действия и просит назвать человека указанной профессии.

- Человек какой профессии работает на экскаваторе?

- Человек какой профессии дрессирует зверей? И т.д..

  1. Дидактическая игра «Кем ты будешь?»

Дети поменялись картинками друг с другом. К кому подходит логопед, тот и скажет, кем он будет, и что будет делать. (Я буду закройщиком, буду кроить одежду).

  1. Дидактическая игра «Какие предметы нужны людям этих профессий для работы?» Детям предлагается выбрать картинки с предметами, подходящими представителю данной профессии.

стекольщику -        каменщику -

часовщику -        экскаваторщику -

крановщику -        закройщику -

точильщику -

  1. Игра «Корреспондент».

«Корреспондент» проводит интервью. Дети задают друг другу вопросы и правильно на них отвечают. (Кто вы по профессии? Что необходимо вам для работы? Что вы должны уметь делать?)

  1. Подводится итог занятия. Оценивается работа детей.


Предварительный просмотр:

Приложение 10

Тема: Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме).

Цели занятия:

Продолжать формировать навык образования притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин-. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. Упражнять в употреблении сложных предлогов из-за, из-под. Развивать внимание и память.

Оборудование:

Пособие на образование притяжательных прилагательных (Приложение 5); картинки с изображением животных и птиц; картинки с изображением головы и хвоста животного по количеству детей; конверты с раздаточным материалом по теме «Образование притяжательных прилагательных» по количеству детей (Приложение 6).

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Дети получают картинки с изображением животных и птиц. Логопед просит детей выполнить разнообразные действия. Дети, у которых на картинках петухи - машут петушиными крыльями. Дети, у которых на картинках лошади – топают лошадиными копытами 3 раза. Дети, у которых на картинках тигры – делают 3 прыжка  вперед и 3 шага назад. Затем дети называют, какие действия они выполняли, используя притяжательные прилагательные.

  1. Дидактическая игра «Чья голова видна из-за забора? Чьи лапы (ноги) видны из-под забора?».

У логопеда на доске  изображения животных и птиц, которые стоят за забором. Детям предлагается правильно назвать, чья голова видна из-за забора, чьи ноги видны из-под забора. Калитка открывается детьми только тогда, когда они правильно составят предложение с  притяжательным прилагательным и сложным предлогом. После того, как дети ответили полным предложением и образовали притяжательное прилагательное, логопед меняет изображение животного или птицы (верхнее убирает, под ним расположено другое).

  1. Дидактическая игра «Посмотри и назови».

Логопед выставляет на наборном полотне картинки с изображением животных и птиц, предлагает посмотреть на них и ответить на вопросы:

- Чей хвост самый яркий?

- Чей хвост самый короткий?

- Чьи ноги самые быстрые?

- Чьи рога самые острые?

  1. Динамическая пауза. 

Игра с мячом.

Логопед объясняет, что дети, получившие мяч, должны правильно назвать любую часть тела того животного или птицы, которое укажет логопед. Например: козел — козлиная борода, тигр — тигриные лапы, курица — куриные крылья, индюк – индюшиная голова,  лев – львиная грива, голубь – голубиный клюв…(Желательно выбрать тех зверей и птиц, которых еще не называли. Возможные ошибки исправляются сразу же, и ребенок повторяет правильный вариант   ответа).

  1. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах конверты. Логопед предлагает на карточку с изображением животного наложить  части тела данного животного, правильно назвать  любую часть тела.

  1. Работа с текстом.

Логопед читает рассказ: «Маша приехала к бабушке в деревню. Вышла она во двор и увидела, что в луже плавает гусиное перо. На земле видны лошадиные следы. В траве лежит куриное яйцо. За кустом мелькают козлиные рога. Из норки торчит мышиный хвост».

В зависимости от количества оставшегося времени, логопед просит детей воспроизвести рассказ по цепочке, ответить на вопросы.

  1. Подводится итог занятия. Оценивается работа детей.        


Предварительный просмотр:

Приложение 12

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе.

(I период обучения)

Для успешной работы логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель: 

активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.

Задачи:

установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

повышение грамотности в области коррекционной педагогики, пробуждение интереса и желания заниматься со своими детьми;

формирование навыков наблюдения за речью ребёнка и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;

воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

Принципы:

закрепление сотрудничества между родителями и педагогами, воспитание чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Условия:

целенаправленность, систематичность, плановость;

индивидуально-дифференцированный подход;

доброжелательность.

Подготовка к собранию:

  1. Оформляются красочные приглашения в виде открытки для каждой семьи.
  2. В «Уголке логопеда» помещаются статьи «Шестилетний первоклашка», «Дошкольник с речевым нарушением готовится стать школьником». (Приложение 12.1, 12.2)
  3. На магнитофон записываются высказывания детей.
  4. Родителями накануне собрания заполняются анкеты. (Приложение 12.3)
  5. Проводится анализ анкет родителей по вопросам развития речи детей.
  6. Практические советы  для родителей «Почитайте на досуге» (Приложение 12.4)
  7. Столы ставятся полукругом, так, чтобы все видели друг друга, на столах карточки разного цвета (синие, красные, зеленые) по количеству приглашенных.

Текст приглашения:

Уважаемые Татьяна Анатольевна и Олег Иванович!

Приглашаем Вашу семью на родительское собрание,

которое состоится 1 октября в 18 часов 30 минут.

Предлагаем:

  1. Обсудить вопросы по формированию речевых навыков у ребенка при подготовке к школе
  2. За «Круглым столом» принять участие в играх, представленных логопедом.

Заранее благодарим за участие в собрании.

План собрания:

  1. Родители сидят за столами, расставленными полукругом.

Добрый вечер! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о значимости коррекции по развитию речи дошкольника на пороге школьной жизни. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами нарушений письменной речи.

Многие родители сталкиваются с трудностями, возникающими при обучении  ребенка в школе. Расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие родители занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития, научили ребенка читать и писать. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития ребенка?

Практическая работа показывает: взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

  1. Следует реально оценить уровень развития речи  ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии, а при этом одной из первых страдает именно речь.
  2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
  1. Предлагается задание для родителей с целью сравнения беспокойства родителей с объективным состоянием уровня развития речи ребенка.

На каждом столе лежат цветные карточки. Логопед предлагает родителям поднять карточку такого цвета, который отражает степень своего беспокойства по поводу уровня развития речи в связи с  приближающейся школьной жизнью ребенка:

  • черная — сильное;
  • синяя — умеренное;
  • зеленая — отсутствует.

Вопрос к родителям, поднявшим черную карточку: «От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия?»

  1. Предлагаются результаты анкетирования родителей по вопросам развития речи. Анкета была дана родителям накануне собрания.
  2. Предлагается прослушать записанные на магнитофон высказывания детей, содержащие грамматические ошибки.
  3. По итогам анкетирования проводится «Игротека для родителей» с целью познакомить с различными дидактическими играми, вооружить родителей теоретическими знаниями и практическими советами по вопросу развития речи детей при подготовке к школьному обучению. Игры подбираются в соответствии с результатами, полученными в ходе анкетирования.

Игры на развитие навыков словообразования:

  • Дидактическая игра «Назови, какой…» (образование новых слов)

Шкаф сделан из дерева, значит, он деревянный.

Кровать сделана из железа, …

Диван сделан из кожи, …

Стул сделан из пластмассы, …

  • Дидактическая игра «Назови лист» (образование новых слов)

Лист березы – березовый, лист рябины - …, лист клена - …, лист липы - …

  • Дидактическая игра «Назови действия» (образование новых слов)

Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать. Машина из гаража… . Машина к дому … . . Машина от дома … . . Машина в ворота … . . Машина до дома … . . Машина с моста … .

Игры на закрепление употребления предлогов.

  • Дидактическая игра « Ответь на вопрос» (употребление предлога в)

Куда пойдет мама, если нужен врач? Куда ты пойдёшь, если нужно сшить платье? Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство?

Игры на закрепление употребления существительных во множественном числе

  • Дидактическая игра «С чем поедем в отпуск?»

Представить и назвать с чем люди садятся в самолет (поезд), но говорить только про множество предметов. Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, с документами, с продуктами…)

  • Дидактическая игра «Я назову один предмет, а ты много таких предметов»

Стол-столы, шкаф-шкафы, стакан-стаканы, город-города, стул-стулья, лоб-лбы, ухо-уши…

Демонстрируются дидактические игры с наглядностью, даются практические рекомендации по проведению игр в домашних условиях.

  1. Родителям предлагается взять домой практические советы по развитию речи детей «Почитайте на досуге». (Материал прилагается)
  2. Итог. На столах карточки трех цветов. Родителям предлагается при выходе из группы опустить в «Почтовый ящик» одну из карточек:
  • если собрание понравилось, и вы получили полезную информацию – карточка красного цвета;
  • если собрание не понравилось, и вы не получили никакой полезной информации – карточка зеленого цвета.



Предварительный просмотр:

Дошкольник с речевым нарушением готовится стать

школьником.

Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения.

  1. К школьному возрасту у ребёнка должна быть сформирована вся языковая система. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен владеть чётким произношением всех групп звуков.
  2. К шести годам полностью формируются фонематические процессы, умение
    слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка
  3. Готовность детей к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Это
    умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков
    а,и,у; анализ обратного слога гласный - согласный, слышать и выделять первый и
    последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять
    термины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук»,
    «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук». Оценивается умение
    работать со схемой слова, с разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования.
    Образование и правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением,
    умение образовывать слова в нужной форме. Выделять звуковые и смысловые различия
    между словами: мех - меховой, меховая; образовывать прилагательные от существительных.
  5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение
    пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно
    строить   простые   предложения,   видеть   связь   слов   в   предложениях,   распространять
    предложения второстепенными и однородными членами, грамматически правильно строить
    сложные предложения. Дети должны уметь работать с деформированным предложением,
    самостоятельно   находить ошибки и устранять их. Составлять предложение по опорным
    словам, составлять рассказы по картинке, по сериям картинок. Должны владеть пересказом
    рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

  • Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов
    произношения одного или нескольких звуков учатся хорошо. Такие дефекты речи, как
    правило, не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно
    соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с
    недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих нет.
  • Школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой
    стороны речи (произношение,      фонематические      процессы). Эти дети заменяют и
    смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих, звонких
    - глухих, р-л, твёрдых - мягких). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких
    звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах бочка - почка.
    Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи   препятствует овладению навыками
    анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного
    дефекта. Такого, как дислексия, дисграфия, специфические нарушения при чтении и письме.

•        Учащиеся, у которых наряду с нарушениями произношения звуков имеется
недоразвитие   фонематических  процессов  и  лексико-грамматических  средств  языка
наблюдается общее недоразвитие речи. Группа этих детей испытывает трудности в
овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и
другим предметам.  У этих детей произношение звуков чаще бывает в норме или
смазанным,   невнятным.   У   них   наблюдается   ярко   выраженная   недостаточность
фонематических процессов. Словарь ограничен.  Грамматическое оформление устных
высказываний характеризуется наличием специфических ошибок. Связные высказывания
в процессе учебной деятельности вызывают у этих детей трудности. Их самостоятельные
высказывания     в     пределах     обиходно-     бытовой     тематики.     Характеризуется
фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии
устной речи  создают серьёзные  препятствия  при  обучении  грамотному  письму  и
правильному    чтению.    Письменные    работы    этих    детей    полны    разнообразных
специфических ошибок, орфографических и синтаксических.

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.



Предварительный просмотр:

Приложение 12.3

Анкета:

  1. Задумывались ли вы о том, как говорит ваш ребенок?

  1. Слушаете ли вы, что говорит ваш ребенок?

  1. Все ли вам нравится в речи ребенка?

  1. Поправляете ли вы речь вашего ребенка? Если да, то как часто вы это делаете?

  1. Какие грамматические ошибки вы замечаете в речи ребенка? (подчеркните нужное)
  • при согласовании слов в предложении;
  • в употреблении предлогов;
  • в употреблении существительных во множественном числе;
  • в употреблении несклоняемых существительных;
  • в образовании новых слов (существительных, прилагательных, глаголов).

  1. Как вы реагируете, если ребенок ошибается?

  1. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?

  1. Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной речи или вам необходима помощь педагога?

  1. Какая форма методической помощи вас бы устроила:
  • обзорная консультация учителя-логопеда;
  • практикум-семинар по данной проблеме;
  • индивидуальная консультация.



Предварительный просмотр:

«Почитайте на досуге»

  • Начнём с Вас. Даже если Вы молчаливы от природы - всё равно говорите с ребенком.
  • Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребёнок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если Ваш ребёнок чрезмерно активен, постоянно двигается.
  • Говорите чётко. Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
  • Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребёнок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
  • Все чувства - в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребёнок, постигая, узнавал что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и.трогать, нюхать, щупать его, то есть - изучать различными способами. Если Вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, чётко, выразительно.
  • В основе речи - стремление к общению. Как бы несовершенно Ваш ребёнок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще ещё не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!
  • Учите в игре. Не предлагайте ребенку «заниматься», замените это слово словом «играть» Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку понадобится овладеть речевым навыком через игру. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.
  • Расширяйте словарь ребенка. Ребёнок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведёт к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесёт в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе с ним картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь как можно больше слов.
  • Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребёнка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
  • Развивайте фонематический слух. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса - крыша, нос - нож, уточка - удочка, миска - мишка и т.д.).
  • Читайте, читайте, читайте... Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест Вашему ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; дайте эти предметы ребёнку поиграть.
  • Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - всё это поможет речи, а в будущем и письму.
  • Будьте терпеливы, снисходительны и ...осторожны. Если Ваш ребенок неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово - правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придёт время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая своё произношение с Вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.
  • Только Вы! Помните: только Вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично.
  • Не забывайте активно радоваться успехам ребенка, чаще хвалите его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.  Картотека...

Методическая разработка семинара - практикума для родителей "Развитие навыков словообразования у дошкольников"

Методическая разработка посвящена такому сложному вопросу,  как развитие навыков словобразования у детей средней возрастной группы.  Будет полезна в работе учителям - логопедам и заинтересов...

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игры

Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игрыВведениеРанний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное...

Развитие логического мышления у дошкольников с ТНР посредством дидактических игр

В логопедии под ТНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики,...

Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОВЗ посредствам дидактических игр»

     Успешная подготовка дошкольников с ОВЗ к дальнейшей интеграции в социуме требует поиска новых путей воспитания, обучения, реабилитации и дальнейшей адаптации в обществе. Все...