МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии (средняя группа)
В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выявленных нарушений навыков словообразования у детей с недоразвитием речи.
Ключевые слова: словообразование, общее недоразвитие речи, методики, исследование особенностей навыков словообразования, диагностическая методика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_navykov_slovoobrazovaniya_u_detey_s_narusheniyami_rechi.docx | 57.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Зыбина А.С.
Учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей № 21 «Искорка» (г. Бердск)
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выявленных нарушений навыков словообразования у детей с недоразвитием речи.
Ключевые слова: словообразование, общее недоразвитие речи, методики, исследование особенностей навыков словообразования, диагностическая методика.
Keywords: word formation, delayed speech development, methods, research of features the skills of word formation, diagnostic technique.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Данное речевое нарушение не поддаётся самокоррекции, поэтому очень важно своевременно диагностировать и начать логопедическую работу по его коррекции [2].
Существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей выявления нарушений словообразования у детей с нарушениями речи. Данное обстоятельство обуславливает актуальность выбранной темы работы.
Для исследования словообразования О. Е. Грибова предлагает использовать образование слов по аналогии или образцам. Продолжительность обучения грамматическим операциям по аналогии считается довольно надежным признаком развития языковой способности и сохранности основополагающих элементов, которые грамматически правильно оформляют языковые единицы и, следовательно, гарантируют отсутствие или наличие нарушений грамматического строя речи [1].
О. С. Ушакова в своем исследовании выделила, что для определения степени сформированности навыков словообразования подбираются задания:
1. На определение «значения слов с опорой на их словообразовательную структуру;
2. На образование существительных мужского, женского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным и уничижительным значением; существительных с увеличительным значением; существительных с суффиксами действующего лица (-ник, -ниц, -ист, -тель, -ак); существительных с суффиксами вместилища (-ник, -ниц); приставочных глаголов со значением законченности, направленности, удаленности, продолжительности действия; притяжательных прилагательных с суффиксами -j, -ин, -aч; относительных прилагательных с суффиксами, обозначающими предметную соотнесенность (-ов, -ев, -енн, -ичн, -н); относительных прилагательных с суффиксами, выражающими эмоциональную и характерологическую отнесенность (-чив, -лив);
3. На выявление словотворческих способностей;
4. На образование сложных слов;
5. На согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
6. На образование множественного числа существительных с непродуктивными окончаниями;
7. На понимание грамматических категорий;
8. На употребление глагольных форм: разноспрягаемых глаголов; спрягаемых глаголов с особыми окончаниями в личных формах; глаголов повелительного наклонения с чередующимися звуками, глаголов в разных временных категориях; изменение склонения местоимений, числительных; образование причастий; употребление в самостоятельной речи разных типов предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении; составление предложения, по исходным словам, заданным в начальной форме» [6, с. 145-146].
Цель данного исследования – изучение состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи для последующей разработки методики коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений.
Настоящее исследования предполагает три этапа:
- На первом этапе проводится подбор детей для осуществления констатирующего эксперимента. Подготавливается диагностическая методика.
- На втором этапе проводится констатирующий эксперимент по исследованию особенностей словообразования у детей с нарушениями речи. Проводится первичная обработка, количественный и качественный анализ полученных данных.
- На третьей этапе исследования осуществляется разработка методических рекомендаций по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.
Задачи практического эксперимента в исследовании:
- Сформировать методику изучения словообразовательного навыка у детей с нарушениями речи.
- Сформулировать характерные словообразовательные навыки у детей с нарушениями речи.
Для исследования была подобрана экспериментальная группа, состоящая из десяти детей 5-6 лет. По заключению психолого-медико-педагогической комиссии у данных детей общее недоразвитие речи, третий уровень речевого развития.
Эксперимент осуществлялся с каждым ребенком индивидуально. Исследование проводилось в то время, когда ребенок пребывал в детском саду, в логопедическом кабинете. Данные условия были привычны ребенку, его ничто не отвлекало. Все это позволило получить наиболее достоверные экспериментальные данные.
Диагностическая методика исследования нарушений словообразования была составлена на основе методических разработок таких авторов, как О. Е. Грибова [1], Р. И. Лалаева [3], Т. В. Туманова [5], О. С. Ушакова [6], Т. Б. Филичева [7] и другие.
Выбранные методики соответствуют цели диагностики и дают возможность исследовать степень развития навыка словообразования у детей дошкольного возраста. Для проведения эксперимента из множества заданий авторских методик были использованы задания, соответствующие возрасту 5-6 лет. Также методики данных авторов направлены на обследование грамматического строя в целом. Для проведения констатирующего эксперимента были выбраны задания для исследования именно навыка словообразования. Из методики Р. И. Лалаевой была взята система оценивания, с помощью которой наиболее наглядно возможно показать нарушения словообразования у детей нарушениями речи [6].
Данная методика включает в себя несколько разделов обследования:
1. Обследование словообразования имен существительных: исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных; словообразования названий животных; словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь; словообразования существительных со значением единичности.
2. Обследование словообразования имен прилагательных: качественных прилагательных, исследование дифференциации в экспрессивной речи; отглагольных качественных прилагательных; относительных прилагательных; притяжательных прилагательных.
3. Обследование словообразования глаголов: приставочных глаголов противоположного значения; глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо.
Оценка результатов осуществлялась посредством начисления баллов за каждое из заданий. Максимально ребенок мог набрать 52 балла.
Критерии оценки всех заданий составлены следующем образом (по каждой серии)
- 4 балла – все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно, ошибок не допускает.
- 3 балла – задания по словообразованию выполнены в целом правильно, допускает 1-2 ошибки, наличие самокоррекции.
- 2 балла – задания по словообразованию выполнены правильно в половине проб, после стимулирующей помощи, возможна самокоррекция.
- 1 балл – задания выполнены правильно в 2-3 пробах, после стимулирующей помощи. Отсутствие самокоррекции. Большинство ответов – неверно образованная форма.
- 0 баллов – задания выполнены верно в пределах 1-2 проб или не выполнены, отказы выполнения задания. Самокоррекция полностью отсутствует.
В результате исследования были выделены уровни сформированности словообразования у детей дошкольного возраста:
- Высокий уровень (общее количество 35-40 баллов) – правильное выполнение заданий на образование существительных, глаголов, прилагательных различных категорий. Допускаются 1-2 ошибки, которые ребенок способен самостоятельно исправить.
- Средний уровень (25-34 балла) – словообразование существительных, глаголов, прилагательных характеризуется некоторыми нарушениями, допускает 3-5 ошибок при самостоятельном их исправлении.
- Уровень ниже среднего (10-24 балла) – словообразование всех частей речи существенно нарушено, отмечается 6-10 ошибок, требуется помощь экспериментатора.
- Низкий уровень (9 и менее баллов) – несформированность процессов словообразования, более 10 ошибок.
Анализируя ошибки, допускаемые детьми, можно выделить следующую их типичность: чаще всего дети допускали такие ошибки так:
- отказ от выполнения задания;
- непонимание и непринятие словообразовательных задач, неадекватное выполнение;
- ненормативные варианты словообразования;
- вместо образования новых слов дети подменяли производное слово развернутой ситуативной фразой;
- при образовании нового слова от заданного дети образовывали только более простую и значимую для них часть речи, то есть как при образовании существительных, так и при образовании прилагательных или глаголов дети образовывали только существительные.
Также среди ответов детей в данном исследовании прослеживается характерная черта: дети больше использовали суффиксальный способ словообразования, нежели префиксальный или постфиксальный. Что касается смешанных способов словообразования, таких как префиксально-суффиксальный или суффиксально-постфиксальный, то дети не использовали их во время обследования. Полученные данные свидетельствуют о начальном (в онтогенетическом плане) этапе овладения словообразованием, что характерно и для детей с билингвизмом [4].
Результаты исследования нарушений словообразования наглядно отображены в сводной таблице (Таблица 2).
Таблица 2 – Результаты исследования нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи
Дети | Задания на исследование нарушений словообразования имен существительных | Задания на исследование нарушений словообразования имен прилагательных | Задания на исследование нарушений словообразования глаголов | Общее количество баллов / Уровень сформированности словообразования | |||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №1 | №2 | №3 | №4 | №1 | №2 | ||
1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 9 (низкий) |
2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 16 (ниже среднего) |
3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 24 (ниже среднего) |
4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 | 2 | 0 | 1 | 13 (ниже среднего) |
5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 6 (низкий) |
6 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 15 (ниже среднего) |
7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 26 (средний) |
8 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 (низкий) |
9 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 17 (ниже среднего) |
10 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 15 (ниже среднего) |
Общий балл по группе | 22 | 18 | 14 | 14 | 11 | 8 | 22 | 19 | 9 | 9 |
По данным исследования нарушений словообразования, на диаграмме наглядно отражено соотношение количества детей, исходя из уровня сформированности словообразования у детей дошкольного возраста (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровни сформированности словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
У большей части детей с нарушениями речи из исследуемой группы выявился уровень ниже среднего (у шести из десяти детей). У трех детей обнаружился низкий уровень развития навыка словообразования. И только у одного ребенка диагностируется средний уровень. Как видно на диаграмме, ни у одного из детей не выявлен высокий уровень развития навыка словообразования (Рисунок 1).
Степень правильности выполнения заданий на словообразование различных частей речи представлена в диаграмме (Рисунок 2). По данным в диаграмме видно, что все дети в исследуемой группе хуже всего справляются с заданиями на словообразование глаголов. Наиболее же стабильно дети выполняют задания на словообразование существительных. В заданиях на словообразование прилагательных дети показали сильно разнящиеся результаты. У детей прослеживалось большое количество ошибок при образовании качественных прилагательных и отглагольных качественных прилагательных. И напротив, они стабильно хорошо образовывали относительные прилагательные и притяжательные прилагательные.
Рисунок 2 – Сравнение результатов выполнения заданий на словообразование различных частей речи, исходя из ответов детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Наибольшие трудности среди заданий на словообразование имен существительных вызвало задание №3 и №4 (задание на изучение словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь и на изучение словообразования существительных со значением единичности). Среди заданий на словообразование имен прилагательных наименьшее число баллов дети набрали за задание №2 (задание на образование отглагольных качественных прилагательных). Выполняя задания на словообразование глаголов, как говорилось ранее, все дети испытали значительные трудности и в задании №1, и в задании №2 (задание на образование приставочных глаголов противоположного значения и на образование глаголов со значением приближения к чему-то, удаления от чего-то).
Таким образом, исследование нарушений словообразования у детей с нарушениями речи представляет собой широкую область в общем обследовании речи ребенка. Методика исследования навыка словообразования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи построена по принципу от простого к сложному. А также выявляет не только возможности словообразования, но и понимания словообразовательных моделей. Для обследования авторами предлагается образовывать слова по аналогии или образцам. В результате исследования были выделены уровни сформированности словообразования у детей дошкольного возраста. По результатам исследования нарушений словообразования видно значительное снижение способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе освоения словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Нарушение словообразовательных процессов проявляется в характерных речевых ошибках. Это проявляется в том, что дети в основном используют в речи существительные, в большом количестве заменяют и смешивают слова. Данные трудности, которые дети испытывают в процессе словообразования необходимо учитывать в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи.
Литература:
1. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
2. Кубакина, А. С. Особенности грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / А. С. Кубакина. – Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 211-212.
3. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р. И. Лалаева. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
4. Мартынова, Н. А. Характеристика нарушений грамматического строя речи у младших школьников с билингвизмом / Н. А. Мартынова, М. В. Шорохова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 5 (май). – С. 78-84. – URL: http://e-koncept.ru/2019/192018.htm.
5. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … д-ра пед. наук: (13.00.03) / Туманова Татьяна Володаровна; Московский гос. пед. ун-т им. М. А. Шолохова. – М., 2005. – 46 с.
6. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Институт психотерапии, 2001. – 240 с.
7. Филичева, Т. Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева // Специальное образование. – 2012. – №1. – С. 139-150.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...
"Особенности овладения навыками словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня"
Данная статья поможет ознакомиться с характерными особенностями овладения словообразовательными навыками у детей с ОНР III уровня...
Выступление на методическом объединении 2014-15г: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи»
«Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи»...
Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи по обучению детей пересказу, показатели развития связной речи, алгоритм структуры занатия....
Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...
Консультация для педагогов: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи с помощью ИКТ»
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы кор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...