Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Теремок»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Ольга Николаевна Антонова
Конспект логопедического занятия с использованием игровых, здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие с детьми подготовительной  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Теремок»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствование  грамматического строя речи: согласование существительных с прилагательными, глаголами и числительными;

- развитие навыков словообразования и словоизменения;

- употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных,

- совершенствование навыков слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

-развитие связного речевого высказывания;

-развитие восприятия, внимания, мышления;

- выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью;

 - развитие  целостного  восприятия русской народной сказки;
- продолжать учить  детей  создавать выразительный образ в игре- драматизации;

- развитие целенаправленного вдоха и выдоха.

- формирование мелкой моторики средствами самомассажа.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
- воспитание  любви, добра, бережного отношения  к окружающему миру через сказку.:

- воспитание чувства уверенности  при выполнении заданий;

Оборудование:

- декорация теремка;

-мячики для игры в предлоги;

- маски животных для сказки.

                                          Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку.

Музыкальный руководитель: 

- Ребята, к нам приехали гости, давайте дружно с ними поздороваемся. Дети исполняют песню «Здравствуйте!» (ж/л «Музыкальная палитра» №1, 2009г, стр. 31)

Логопед:

Уважаемые гости!  Мы очень рады видеть вас! Мы очень хотим, чтобы эта встреча запомнилась вам улыбками, весельем и хорошим настроением. Вы услышите, как наши ребята научились громко, красиво и выразительно произносить слова и звуки. Мы вам предлагаем отправиться с нами в путешествие по сказке. Да, сказки бывают веселые и грустные, но обязательно с хорошим концом. В сказках побеждает добро и происходят чудеса.

         «Сказки просят: -  А сейчас

         Вы, друзья, узнайте нас»

№ 1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт, бедняжка!     («Снегурочка»)

№ 2. Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!      

  («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  • Игра «Договори словечко»

Кощей…(Бессмертный)

Солнышко …(ведрышко)

Баба .. (Яга)

Гуси … (лебеди)

Курочка …(Ряба)

Ковер …(самолет)

Лисичка …(сестричка)

Жили …(были)

Царевна …(лягушка)

Тянут …(потянут)

Логопед:

- Но прежде чем отправиться в путешествие нам нужно, чтобы пальчики хорошо работали, глазки хорошо видели, а язычок хорошо разговаривал.

  • Артикуляционная гимнастика

Щечки, щечки, колобочки,

Просыпайтесь!   (надуть щеки)

Ротик, ротик, не ленись

Открывайся!   (открыть рот)

Зубки, зубки, где же вы?

Не зевайте!  (покусать язык)

Язычок мой весь, весь, весь

Покусайте!

Покусайте губки, чтобы покраснели!  (покусать губы)

Чтобы дуться, обижаться

Они не смели!

Зубки, вы же не грязнули!  («почистить» зубки)

Умывайтесь!

Ну, а вы ребята!

Чаще улыбайтесь!

- На улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко.

  • Гимнастика для глаз «Солнышко и тучи»

Солнышко с тучками в прятки играло.

      (посмотреть глазами вправо – влево, вверх – вниз).

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Лёгких  - две штучки,

Тяжелых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

(закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло.

(поморгать глазками).

  • Массаж лица 

        «Не артист я, не циркач -  а просто массажист…»

Ручки растираем,

И лицо теплом своим          

Мы умываем.

Грабельки сгребают

Все плохие мысли.

Ушки растираем вверх

И вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем,

Тянем вниз за мочки.

А потом уходим

Пальцами за щёчки.

Щёчки разминаем,

Чтобы надувались.

Губки разминаем,

Чтобы улыбались.

Как утята к утке        

Клювики потянем,

Разомнём их мягко,

Не задев ногтями.

Уголками губ мы

Щёчки поднимаем,

А потом от носика

Мы к губам стекаем.

Губки пожуём,                

Шарики надуем,

И губами вправо-

Влево потанцуем.

Под губой язык лежит,

Кулачок губу стучит.

Тянем подбородок и

Его щипаем,

А потом по шейке

Ручейком стекаем

- Ребята, мы готовы для путешествия.

  • Психогимнастика: Скажите об этом радостно  (удивленно, задорно)

Под музыку дети отправляются в путешествие  (диск «Топ-топ, сапожок»)

Логопед: - Ребята, а в какой сказке встречаются мышка, лягушка, заяц,  лиса, волк, медведь? («Теремок»)

На полянке, возле елки,

Где гуляли злые волки,

Стоял терем-теремок

Был он низок, невысок.

  • Пальчиковая гимнастика «Строим теремок»

Мы  хотим построить дом,

Чтоб окошко было в нем.

Чтоб у дома дверь была,

Рядом, чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял

Пес ворота охранял.

Солнце было, дождик шел,

И тюльпан в саду расцвел.

Итак, начинаем.

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо   мышка-норушка. Увидела теремок и говорит…

Мышка: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Логопед: Никто не отзывается. А в окошке, смотрите, задания  лежат.

№1.  Игра «Наоборот»
«Минус – плюс,
Огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда противоположны»


Сахар сладкий, а перец…
Дорога широкая, а тропинка…
Пластилин мягкий, а камень…
Чай горячий, а мороженое…
Кисель густой, а морс…
Лист наждака шершавый, а лист бумаги…
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет…
Днем светло, а вечером…
Кашу варят густую и …
Звери бывают смелые и …
Морковь можно есть сырой и …
Яблоки могут быть мелкими и …

№ 2. «Слова ты называй, называя, удлиняй»

рука – ручка, ручище; нога – ножка, ножище; дуб – дубок, дубище;

нос – носище носик; лапа – лапище – лапка; болото - болотище



Логопед: - А в болоте живут лягушки.

  • Подвижная игра «Веселые лягушки» (ж/л «Музыкальная палитра» № 1, 2009г.)

Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к теремку лягушка-квакушка.

Лягушка: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Кто в невысоком живёт?

Мышка: Я, мышка-норушка. А ты кто?

Лягушка: А я лягушка-квакушка.

Мышка: Иди ко мне жить.

Логопед: - А в окошке ещё одно задание.

       «Договори пословицы»

В марте мороз скрипуч, (да не жгуч)

Матушка- весна – (всем красна)

Осень – запасиха, зима – подбериха.

Глаза боятся, а руки делают.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Каков мастер – такова и работа.

Два сапога пара.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Материнская ласка конца не знает.

На свете всё найдешь, кроме отца и матери.

Нет милее дружка, как родная матушка.

Если армия сильна – непобедима и страна.

В армии быть – народу служить.

Родину-мать учись защищать!

Возьми книгу в руки – не будет скуки.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Век живи – век учись.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.

По одежке встречают – по уму провожают.

Без труда     не вынешь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Человек без родины – соловей без песни.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Москва – сердце России.

Москва – всем городам мать.

Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.

Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и говорит: - Кто в тереме живет? Кто в невысоком живет?

Мышка: - Я, мышка-норушка.

Лягушка: - Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик: - А я зайчик-побегайчик! Возьмите меня к себе жить!

Логопед: Хотели мышка с лягушкой дверь открыть, а замок заело. Давайте откроем его, устроив физкультминутку.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?       (соединяют пальцы рук в замок)

Потянули,                            (тянут сцепленные руки в разные стороны)

Покрутили,                       (сцепленные пальцы прижимают к себе и отодвигают от себя)

Постучали                     (основанием ладоней стучат друг о друга)

И открыли!                     (расцепляют пальцы, разводят ладони в стороны)

Логопед: - Молодцы! Открыли дверь, а в окошке ещё одно задание.

№ 1. Что такое звук? Что такое буква?

Назовите звуки в словах по порядку: МЫШКА, ДОМ, КАША, ВОЛК.

Какие звуки мы можем петь? (дети поют песню  о гласных звуках).

  • Фонопедическое упражнение (по методу В. Емельянова)

(Дети произносят гласные в соответствии с текстом с разной интонацией, в различных регистрах)

Вот заблудились и потерялись…      .А- О – У – И

Вот оглянулись и испугались….

И никого не нашли…

Вот рот открыли и закричали…

А мы все дружно им отвечали…

И радостно встретили…

А теперь я вижу и согласные звуки.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

  • 1-2-3 букву покажи.

(дети встают в круг и показывают буквы)

Какая буква пугалом в огороде стоит? Г

Какая буква светит старым ясным месяцем? С

Какая буква взяла две подушки? В

Какая буква перекладиной стоит? П

  • Подвижная игра: «Азбука»

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!                (бегут змейкой)

З, И, К, Л, М. Н, О –

Дружно вылезли в окно!      (идут с опорой на ладони и подошвы)

П, Р, С, Т, У, Ф, Х –

Оседлали петуха!                 (идут с высоким подъёмом ног)

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все мои друзья!          (идут шагом марша)

  • Дети рассказывают стихи про звуки:

Сколько букв у алфавита

Это знает каждый:

Тридцать три родных сестрицы,

Смелых и отважных.

Они бывают разные:

Гласные, согласные,

Звонкие, глухие,

Вот они какие.

Всем известно буква А –

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Добрый день, мои друзья,

Рад вас очень видеть я.

На меня вы посмотрите

И тихонько улыбнитесь: и-и-и-и

Звук «Р» - это грохот грома,

Звук «Л» - это плеск волны;

На «Р» вдруг каркнет ворона,

А где звуки «Л» слышны.

Звук «Л»- он словно ласкает слух,

Послушайте: голос, мел,

А «Р» так громко прорвется вдруг,

Как грозный гром прогремел!

В словах на С – повсюду свист,

Он слышен здесь прекрасно:

Собака, сумка, сахар, лист..

Теперь тебе все ясно?

В словах на Ш – совсем не то,

Тут шум сплошной мы слышим:

Шалаш, подушка, решето,

Шуршим, решаем, пишем…

«С» - согласный, свистящий, глухой,

Твердый и мягкий бывает порой.

«З» - согласный, это ясно.

Твердый или мягкий –

Просто классный.

Этот звонкий звук звенит,

Нас с тобою веселит.

Логопед:

-  Зайчик – скок в теремок. Стали они втроём жить. Бежит мимо  лисичка-сестричка.

Постучала  в окошко и говорит…

Лисичка:  Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Кто в невысоком живёт?

(мышка, лягушка, зайчик отвечают)

Логопед:

- Надо выполнить задания:

  • Назови маленькие слова?

Как их можно назвать по-другому? (предлоги)  Придумать предложения с маленькими словами.

  • Игра с мячом «Фокусник»

«Фокусник»

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти – на покой.

Над рукою мяч кружит,

От неё теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!

  • Игра: «Где твое место?»

К логопеду подойдут те дети, у которых ударение в 1 части  имени,  а к музыкальному работнику те дети, у которых ударение в имени во 2 части.  Как сделать, чтобы попасть к муз. работнику? Надо изменить свое имя: Паша – Павлуша, Надя – Надюша.

  • Дети с муз работником выполняют игру «Эхо» (деление слов на части.)

Забралась лисичка в теремок и стали они вчетвером жить.  Бежал мимо волчок-серый бочок и говорит… (далее по сказке)

Задание: «Скоро мы все скороговорки перескороговорим,  перевыскороговорим»

  1. Произнести скороговорку радостно, грустно, удивленно
  2. Пение скороговорок: «Кап, кап» и «Для маленького Пашки Наташка шьет штанишки»          (автор Картушина   "Логоритмика"  стр.122).

     Волчок  влез в теремок. Стали они впятером жить, песни весёлые петь.

Вдруг идет мимо медведь.  Увидел теремок, услыхал   песни, остановился и заревел…

(далее по сказке).

Логопед:  - Влез медведь на крышу. Только уселся – теремок рухнул, разбежались все звери.

Пролетала мимо сова.

Воспитатель в роли совы: - Ух! Ух! Я Сова -  ученый леса! Что за шум? Что за гам?

Дети отвечают, что медведь сломал теремок.

Сова: - Дам я вам совет простой: дружба делает великие чудеса! Скажем медведю добрые слова.

(дети подбирают прилагательные о медведе)

Сова с детьми выполняют массаж БАЗ:

Утром солнце рано встало

И зверюшек приласкало.

Гладим грудку, гладим лобик

Гладим   лапку, гладим ушки

Гладим    носик,  гладим лапки

Сова: - Ребята, давайте подарим свое хорошее настроение гостям.

Итог занятия

С любым делом можно справиться, если действовать дружно, сообща.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:·         Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«День рождения Робота Винтика» Тема: «...