«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.Иная картина наблюдается у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Поскольку нарушение касается всех компонентов языковой системы фонетики, лексики (небольшой словарный запас) и грамматики, то в связной речи отражаются все эти особенности. Смысловые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложений, отрывочностью, акцентом на внешние впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Рассказ по сюжетным картинкам представляет перечисление предметов, пересказы бедны, примитивны, описательные рассказы отсутствуют. Труднее всего детям дается самостоятельное рассказывание по памяти. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и грамматически оформленной связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_monologicheskoy_rechi.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.
Известно, что дети с нормальным речевым развитием, даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к родному языку. Для детей старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов, завершается важнейший этап речевого развития – этап овладения грамматической системой языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Наиболее яркой характеристикой речи является активное освоение разных типов текстов: описание повествование, рассуждение. В процессе развития связанной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Однако у детей вызывает затруднение построения сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Иная картина наблюдается у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Поскольку нарушение касается всех компонентов языковой системы фонетики, лексики (небольшой словарный запас) и грамматики, то в связной речи отражаются все эти особенности. Смысловые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложений, отрывочностью, акцентом на внешние впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Рассказ по сюжетным картинкам представляет перечисление предметов, пересказы бедны, примитивны, описательные рассказы отсутствуют. Труднее всего детям дается самостоятельное рассказывание по памяти. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и грамматически оформленной связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.
Чтобы наиболее полно определить степень речевого нарушения, уровень развития связной монологической речи ребенка и наметить пути коррекционно-развивающей работы, необходимо в более полном объеме обследовать связную монологическую речь детей. При оценке речи надо учитывать: на сколько речевое развитие ребенка соответствует возрастной норме, доступность материала, степень сложности диагноза, структуру нарушения речи.
При обследовании связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста мною были использованы методы и приемы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой, Т. Б. Филичевой, В. К. Воробьевой.
На начало учебного года фиксируются такие пробы, как:
- умение составлять простые предложения из двух, трех, четырех слов по вопросам;
- умение повторять за логопедом рассказ – описание, состоящий из двух – трех простых предложений;
- умение самостоятельно составлять рассказ – описание о предмете;
- умение пересказывать текст: а) хорошо знакомый, б) незнакомый;
- умение составлять рассказ по серии сюжетных картин;
- умение составлять рассказ по сюжетной картинке;
- умение составлять рассказ по ранее виденному (по представлению).
По результатам обследования сделаны выводы:
-развитие связной монологической речи зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем ;
- во всех видах заданий у детей обнаружились существенные нарушения программирования текста, отставание в развитии планирующей функции речи, трудности в установлении отношений между предметами и явлениями, в подборе наиболее подходящих для выражений данной мысли слов;
- выявлены трудности в построении простых и сложных предложений.
Мною обобщен опыт работы известных отечественных логопедов по развитию связной монологической речи у детей с нарушениями речи. Встал вопрос о систематизации работы по развитию связной речи. При изучении материала была выявлена закономерность: поскольку у детей преобладает наглядно-образное мышление, то при формировании связной монологической речи необходимы вспомогательные средства обучения (прежде всего наглядность, вызывающая речевой акт и моделирование плана высказывания в виде планов-схем, схематичного зарисовывания детьми последовательности рассказа, вопросов логопеда). Анализ материала по развитию связной монологической речи у детей с ОНР указал пути работы: этапы коррекционно-развивающего обучения строятся в порядке постепенного убывания наглядности, свертывания смоделированного плана и постепенного усложнения речевого материала.
В своей образовательной деятельности по развитию связной монологической речи дошкольников использую разнообразные формы, методы и приемы.
Старшая группа (1 год обучения).
Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) – 7 занятий:
-знакомство с предложением, обучение составлению простых предложений по демонстрации действий, по вопросам;
Первый этап
Составление предложения по схеме:
существительное – подлежащее в И.п ед. ч. + глагол – сказуемое 3 л. ед. ч. настоящего времени (то же во множественном числе).
Пример: Девочка ест. Мама читает.
Второй этап
Составление предложения из трех слов без предлога:
существительное в И. п. + согласованный глагол + прямое дополнение в В. п.
Пример: Девочка ест суп.
Составление предложения из трех слов без предлога:
существительное в И. п. + согласованный глагол + прямое дополнение в В. п. с окончанием – у, -ю.
Пример: Мама читает книгу.
Третий этап
Составление предложения из четырех слов без предлогов:
существительное в И. п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (В. п. + Р. п. в значении целого из которого выделили часть)
Пример: Девочка съела тарелку супа. Мама прочитала страницу книги.
существительное в И. п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (В. п. ед. ч. + Д. п. ед. ч.)
Пример: Мама читает сыну книгу.
существительное в И. п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (В. п. ед. ч. + Тв. п. ед. ч.)
Пример: Девочка ест суп ложкой.
Четвертый этап
Составление предложения с использованием простых предлогов (на – с, в – из, перед – за, над - под)
Пример: Мама села на стул.
-повторение за логопедом рассказа – описания, состоящего из двух-трех простых предложений;
-обучение пересказу рассказа по наглядным действиям;
-обучение составлению рассказа по следам наглядных действий.
Второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март) – 16-17 занятий:
- обучение распространению предложений путем введения однородных членов;
- обучение составлению рассказов – описаний по плану;
- обучение пересказу рассказа с использованием фланелеграфа, ИКТ;
- обучение подробному пересказу короткого текста с опорой на наглядность;
- обучение пересказу рассказа по серии сюжетных картин;
- обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин.
Третий период обучения (апрель, май) -12 занятий:
- усвоение конструкций сложноподчиненных и сложносочиненных предложений;
-обучение составлению загадок-описаний по плану;
-обучение пересказу текста без опоры на наглядность;
-обучение пересказу рассказа по сюжетной картине;
-обучение составлению рассказа по сюжетной картине.
В подготовительной группе продолжается работа по по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества.
Составление предложений по двум предметным картинкам с распространением однородными определениями.
Восстановление деформированных предложений (слова даны в разбивку; отсутствие начала, конца).
Составление небольших рассказов с использованием фланелеграфа (демонстрация «живых картинок»), ИКТ.
Составление небольших рассказов по сюжетной картинке (одно-два действия; последовательность действующих лиц: взрослые, дети, животные, неодушевленные предметы).
Составление небольших рассказов по серии сюжетных картинок (по коллективно составленному плану).
Придумывание рассказов, сказок, рассказов на основе собственного опыта.
Пересказ текста: подробный, выборочный, творческий.
Работа по развитию связной монологической речи позволяет расширять словарный запас детей, научиться грамотно строить предложения, высказывания, что способствует успешной адаптации ребенка в современном социокультурном пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...
Статья "Использование игровых приемов для коррекции нарушений мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
Игры и упражнения для развития мелкой моторики....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)
Задачи:ü учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü ...
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...