Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Васютина Елена Сергеевна

представлены основные направления работы дефектолога по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР: развитие связной речи, подготовка к чтению, подготовка к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка старших дошкольников с ЗПР

 к обучению грамоте

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Основные направления работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте:

  1. Развитие связной речи
  2. Подготовка к обучению чтению
  3. Подготовка к обучению письму

Развитие связной речи:

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью.

Владение связной монологической речью- высшее достижение речевого воспитания дошкольника, включающее в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи.

Формирование связности речи включает в себя развитие навыка построения высказываний разных типов: описание, повествование, рассуждение (установление причинно- следственных связей).

В старшей группе вводится новый вид работы- ознакомление со словесным составом предложения: дети подводятся к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов и звуков.

«Ребёнок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» (И.Г. Песталоцци).

Подготовка к обучению чтению:

Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе- формирование у детей общей ориентированности в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

На подготовительном этапе у детей формируют умения интонационно выделять звук в слове и называть слова с заданным звуком.

В старшей группе детей знакомят с предложением. Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова.

Также учат делить слова на слоги с использованием различных приёмов.

Подготовка к обучению письму:

Работа по подготовке дошкольников к письму осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Развитие руки:
  • формирование правильного писчего захвата
  • правильное распределение мышечной нагрузки руки
  • развитие мелкой моторики рук
  1. Подготовка к технике письма:
  • развитие пространственной ориентировки
  • развитие чувства ритма
  • ознакомление с разлиновкой, ориентировка на линейке
  1. Аналитико-синтетическая деятельность (анализ и синтез графического образа букв):
  • умение определять количество элементов
  • умение давать характеристику (какие это элементы)
  • умение определять пространственное расположение элементов в букве
  1. Формирование элементарных графических умений:
  • упражнения, которые готовят к написанию элементов школьного шрифта («клубочки», «волны»)
  • упражнения в печатании элементов букв и самих букв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.

Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством  развивающих и дидактических игр....

Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...

конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"

Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....

Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...

«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

   Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучени...

РМО. Декабрь, 2022 г. Семинар – практикум «Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности»

Совершенствование знаний учителей-логопедов о современных технологиями, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) основам грамоты....