Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР
статья по обучению грамоте (старшая группа)
представлены основные направления работы дефектолога по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР: развитие связной речи, подготовка к чтению, подготовка к письму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка старших дошкольников с ЗПР
к обучению грамоте
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Основные направления работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте:
- Развитие связной речи
- Подготовка к обучению чтению
- Подготовка к обучению письму
Развитие связной речи:
Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью.
Владение связной монологической речью- высшее достижение речевого воспитания дошкольника, включающее в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи.
Формирование связности речи включает в себя развитие навыка построения высказываний разных типов: описание, повествование, рассуждение (установление причинно- следственных связей).
В старшей группе вводится новый вид работы- ознакомление со словесным составом предложения: дети подводятся к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов и звуков.
«Ребёнок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» (И.Г. Песталоцци).
Подготовка к обучению чтению:
Основная задача работы по подготовке к обучению чтению в старшей группе- формирование у детей общей ориентированности в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
На подготовительном этапе у детей формируют умения интонационно выделять звук в слове и называть слова с заданным звуком.
В старшей группе детей знакомят с предложением. Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова.
Также учат делить слова на слоги с использованием различных приёмов.
Подготовка к обучению письму:
Работа по подготовке дошкольников к письму осуществляется по следующим основным направлениям:
- Развитие руки:
- формирование правильного писчего захвата
- правильное распределение мышечной нагрузки руки
- развитие мелкой моторики рук
- Подготовка к технике письма:
- развитие пространственной ориентировки
- развитие чувства ритма
- ознакомление с разлиновкой, ориентировка на линейке
- Аналитико-синтетическая деятельность (анализ и синтез графического образа букв):
- умение определять количество элементов
- умение давать характеристику (какие это элементы)
- умение определять пространственное расположение элементов в букве
- Формирование элементарных графических умений:
- упражнения, которые готовят к написанию элементов школьного шрифта («клубочки», «волны»)
- упражнения в печатании элементов букв и самих букв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр.
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством развивающих и дидактических игр....
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
Обобщение опыта работы...
Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье ставится задача рассмотреть условия эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...
конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....
Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...
«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучени...
РМО. Декабрь, 2022 г. Семинар – практикум «Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности»
Совершенствование знаний учителей-логопедов о современных технологиями, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) основам грамоты....