"Основные направления работы педагога по формированию звуковой культуры речи "
статья по логопедии
Развитие речи - основа успешного школьного обучения детей языку.
Сензетивным периодом для полноценного развития речи является дошкольный возраст. Учить ребёнка правильной речи и начинать преодолевать её недостатки лучше всего в раннем дошкольном возрасте. Эта общая задача состоит из нескольких направлений :
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение, закрепление и активизация словаря;
- совершенствование грамматической правильности речи;
- формирование разговорной речи;
- развитие связной речи;
- воспитание интереса к художественному слову;
- подготовка к обучению грамоте.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников включает в себя несколько компонентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odna_iz_glavnykh_zadach_pedagoga_v_detskom_sadu.docx | 13.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Одна из главных задач педагога в детском саду - развитие речи детей. Эта общая задача состоит из нескольких компонентов:
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение, закрепление и активизация словаря;
- совершенствование грамматической правильности речи;
- формирование разговорной речи;
- развитие связной речи;
- воспитание интереса к художественному слову;
- подготовка к обучению грамоте.
Работая над звуковой культурой речи педагог должен решить следующие задачи:
- воспитывать речевой слух детей. Постепенно развивая его компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух и способность воспринимать данный темп и ритм;
- развивать артикуляторный аппарат;
- работать над речевым дыханием (воспитывать умение делать короткий вдох и продолжительный выдох, чтобы иметь возможность говорить фразами);
- воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения и хорошую дикцию;
- формировать правильное произношение всех звуков родного языка;
- развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;
- формировать нормальный темп речи;
- воспитывать интонационную выразительность речи (умение точно выражать свои мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра).
Рассмотрим каждый компонент.
Развитие речевого слуха.
- учим различать неречевые звуки;
- вырабатываем у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости её звучания (правильность произношения, чёткость, ясность, повышение или понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ускорение или замедление речи, интонационную окраску);
- развиваем фонематический слух (выделение и дифференциация звуков)
Развитие артикуляторного аппарата.
- развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать его за нижними зубами или поднимать за верхние и т. д.);
- развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку и т.д.);
- развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении.
Работа над развитием речевого дыхания.
- используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлинённый выдох;
- путём подражания речи педагога воспитывать умение правильно. Рационально использовать его.
Работа над голосом.
- работа над высотой голоса (учить повышать и понижать тон, переходя от высокого к низкому , и наоборот);
- работа над силой голоса (громко – нормально – тихо);
- работа над тембром голоса (использовать звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т.д.);
- приучать детей говорить без напряжения;
- вырабатывать у детей умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо – громко).
Формирование правильного произношения всех звуков родного языка
- научить детей правильно произносить все звуки родного языка в любой позиции ( в начале, середине и в конце слова) в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове;
- вовремя выявить детей с недостатками в речевом развитии и при необходимости своевременно направить их к учителю – логопеду.
Работа над дикцией.
- Педагог должен давать дошкольникам образец правильной речи, с хорошей дикцией, следить за чёткостью своего произношения;
- приучать детей внимательно слушать речь окружающих
Работа над орфоэпией.
- педагог должен осуществлять контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов (исправлять их ошибки, давая образец правильного произношения);
- педагог обязан повышать произносительную культуру своей речи (использовать пособия, словаря при подготовке к занятиям)
Работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
- педагог должен сам пользоваться выразительной речью при заучивании стихотворений, пересказах;
- педагог должен обращать внимание на выразительность речи ребёнка и исправлять дефект.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи делится на несколько этапов.
Работу по звуковой культуре речи можно проводить в различной форме: на самостоятельных занятиях, в режимные моменты, включать в другие виды занятий (музыкальное, по развитию речи).
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр направленных на формирование звуковой культуры речи для детей 2-3лет
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слухаЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, сл...
Картотека игр, направленных на формирование звуковой культуры речи детей с 2-3 лет.
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слухаЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, сл...
Практикум для педагогов ДОУ ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС
В работе освещаются методы и приемы развития восприятия речи, речедвигательного аппарата дошкольников....
Семинар-практикум для педагогов : «Аспекты формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры.
Повышать компетентность педагогов в работе с детьми по звуковой культуре речи посредством дидактической игры....
Методы и приемы направленные на формирование звуковой культуры речи детей младшей группы
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуково...
Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»
Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.Познакомить родителей с некото...
Основные аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников
консультация для педагогов дошкольного учреждения...