Речевая карта для детей с ОВЗ дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии на тему
Развернутая индивидуальная речевая карта. Удобная для отслеживания психоречевого развития ребенка с ОВЗ за весь период обучения и воспитания в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_rechevaya_karta.doc | 500 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
Дата рождения Возраст на 1.09._______ г. _________________________
Домашний адрес ________________________________
Откуда поступил в д/с Дата поступления в логопедическую группу___________
Решение медико-педагогической комиссии от Протокол № _______________
Принят на срок ______________
Заключение медико-педагогической комиссии ____________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты _____________________________
Логопед _____________________________
Заведующая ГДОУ № района (подпись)
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать Возраст_______________________
Образование_______________________________________________________________
Отец Возраст________________________
Образование _____________________
Жалобы родителей _________________________________________________________
Речь родителей и других членов семьи ___________________________________________
Наличие других детей в семье________________________________________________
Взаимоотношения в семье___________________________________________________
АНАМНЕЗ
Наследственные и хронические заболевания родителей______________________________
_____________________________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка__________________________________________
От какой беременности ребенок _________________________________________
Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикации, заболевания __
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные __
___________________________________________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция__________________________
Крик: был, нет Наблюдалась л и асфиксия: белая, синяя ____________
_________________________________________________________________________________
Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость _______________________
Вес и рост ребенка при рождении ______________________
Первое кормление на сутки. Как взял грудь. _________________________________
Вскармливание _________________________________
Из роддома выписан на день, дополнительное пребывание в роддоме, причины
______________________________________________________________________________
Отклонения в поведении в первые три месяца жизни __
________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания: ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
РАННЕЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление ____ (2-3 мес.) Лепет _________ (4-8 мес.) Первые слова __________ (1 г.)
Первая фраза (1,5-2г.)
Использование жестов _________________________________
Наличие двуязычия в семье _________________________________
АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
- Аппетит
- Сон (долго засыпает, беспокойный сон, пробуждение)
- Взаимоотношения с взрослыми (ласковые, назойливые, сдержанные, безразличные,
боязливые, негативные, агрессивные) - Взаимоотношения со сверстниками (доброжелательные, агрессивные, избирательные, инициативные, пассивные, неустойчивые, негативизм)
- Игровая активность (не играет, играет один, с небольшой группой, в коллективе, избирательно) _________________
- Речевая активность в общении с окружающими (норма, отказывается говорить, многословен, малословен, зависит от настроения)
- Преобладающее настроение (веселое, спокойное, уравновешенное, тревожно-боязливое, безудержное, плаксивое, капризное )
- Часто ли меняется настроение
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Первичное обследование (беседа)
Как тебя зовут?____________________________ Сколько тебе лет? _ ________________
С кем ты пришел в детский сад?__________________ Где ты живешь?_________________
С кем живешь?______________________________________________________________________
Как зовут твоих родителей? ______________________________________________
Сколько у тебя пальцев на руке? _______________________ Покажи один _____________
Покажи много ____________________________________________________________
Какая у тебя любимая сказка?__________________________________________________
Понятие о частях тела, игрушках (назови, покажи)_________________________________
____________________________________________________________________________
Общая характеристика речи: речь отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, речь
отдельными словами, фразовая речь____________________________________________
__________________________________________________________________________
Особенности поведения во время обследования и занятий:
Познавательная активность (высокая – низкая)____________________________________
Внимание (устойчивое – неустойчивое)___________________________________________
Помощь (принимает или нет)____________________________________________________
Реакция на замечание и одобрение_________________________________________________
2. Исследование восприятия
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
2.1 . Зрительное восприятие | ||||||
Подбор предмета к изображению | ||||||
Контуры фигур | ||||||
Неполный рисунок | ||||||
Перечеркнутые фигуры (выделяет, нет) | ||||||
Наложенные предметы (выделяет, нет) | ||||||
Подбор картинок к цветовому фону | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | ||
Красный | ||||||
Желтый | ||||||
Зеленый | ||||||
Синий | ||||||
Черный | ||||||
Белый | ||||||
Коричневый | ||||||
Розовый | ||||||
Голубой | ||||||
Оранжевый | ||||||
Серый | ||||||
Подбор парных картинок из ряда | ||||||
Способ выполнения | По соотнесению, по словесной инструкции, оречевляет/ не оречевляет | По соотнесению, по словесной инструкции, оречевляет/ не оречевляет | По соотнесению, по словесной инструкции, оречевляет/ не оречевляет | По соотнесению, по словесной инструкции, оречевляет/ не оречевляет | ||
2.2. Слуховое внимание, восприятие | ||||||
Определение направления звука: «Где позвонили?» | ||||||
Дифференциация звучащих игрушек | ||||||
3. Память | ||||||
Зрительная | ||||||
слуховая | ||||||
стихотворение |
4. Праксис
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||||||||
З года | 4 года | 5лет | 6 лет | |||||||||
4.1 . Пространственный праксис | ||||||||||||
Схема тела | ||||||||||||
Правая рука | ||||||||||||
Левая рука | ||||||||||||
Ориентировка на листе бумаги: | ||||||||||||
Вверху | ||||||||||||
Внизу | ||||||||||||
В центре | ||||||||||||
Показ предметов с точкой отсчета от себя с точкой отсчета от себя | ||||||||||||
Впереди | ||||||||||||
Позади | ||||||||||||
Вверху |
| |||||||||||
Внизу | ||||||||||||
4.2. Конструктивный праксис | ||||||||||||
Складывание пирамиды | ||||||||||||
Вкладыши | 3 5-10 | |||||||||||
Разрезные картинки, из скольких частей. | ||||||||||||
Кубики. | ||||||||||||
Сложи из палочек а) по образцу б) по памяти | а | б | а | б | а | б | а | б | ||||
Характер выполнения | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок |
4.3. Динамический праксис
Восприятие и воспроизведение ритмических структур | ! ! | ||||
! !! | |||||
! ! !! | |||||
!! !! | |||||
Кулак → ребро → ладонь |
5. Исследование моторики
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
З года | 4 года | 5лет | 6 лет | ||
5.1 . Ручная моторика | |||||
Покажи ушки (2-3 пальчика) | |||||
Покажи рожки (2-5 пальчиков) | |||||
Попеременно соедини 1 со 2,3,4,5 и обратно | Правая | ||||
Левая | |||||
Обе | |||||
Шнуровка, бант | |||||
Обьем движений | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный | |
Переключаемость движений | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | |
Сопутствующие движения | Имеют место, нет | Имеют место, нет | Имеют место, нет | Имеют место, нет | |
Ведущая рука | |||||
5.2. Общая моторика | |||||
6. Мышление | |||||
Исключение | |||||
Обобщение | |||||
Классификация |
7. Математические представления
Счет | прямой | ||||
обратный | |||||
Геометрические фигуры | |||||
8. Временные представления | |||||
Времена года | |||||
Время суток | |||||
Дни недели | |||||
9. Внимание (достаточно устойчиво, поверхностно, быстро истощается, требует переключения) | |||||
10. Работоспособность (снижена, достаточна) |
11. Строение и подвижность артикуляторного аппарата
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||
11.1. Мимические движения (Под счет: 3 раза в возрасте 3 и 4 лет и 5 раз в возрасте 5 и 6 лет) | Поднять брови | ||||||
Нахмурить брови | |||||||
Прищурить глаза | |||||||
Надуть - втянуть щеки | |||||||
Сглаженность носогубных складок | |||||||
11.2. Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы | Улыбка - трубочка | ||||||
Оскал | |||||||
Вибрация - «тпру» | |||||||
Движения выполняются под счет: 3 раза в возрасте 3 и 4 лет и 5 раз в возрасте 5 и 6 лет. | |||||||
11.3. Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют | |||||||
11.4. Язык: массивный, маленький, девиация кончика влево/вправо, короткая подъязычная связка | Широкий удержание | ||||||
Узкий удержание 5 сек | |||||||
Узкий: влево - вправо | |||||||
Широкий: вверх - вниз | |||||||
Кончиком обвести губы | |||||||
«Цоканье» | |||||||
Движения выполняются под счет: 3 раза в возрасте 3 и 4 лет и 5 раз в возрасте 5 и 6 лет. | |||||||
Объем движений: полный, неполный | |||||||
Точность движений: сохранна, нарушена |
Тонус: сохранен, повышенный, пониженный | ||||
Темп движений: нормальный, медленный, быстрый | ||||
Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений |
| |||
Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение | ||||
Прикус: прогнатия, про-гения, открытый передний, боковой, перекрестный | ||||
Твердое нёбо: высокое узкое, плоское, расщелина, субмукозная щель | ||||
Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация влево/вправо. |
12. Общее звучание речи
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5лет | 6 лет | |
Дыхание: свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное. |
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох | ||||
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, дисфония | ||||
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия |
13. Состояние звукопроизношения
Звуки | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Б-П-М | ||||
В-Ф | ||||
Т – Д - Н | ||||
К-Г-Х | ||||
И (Е-Ё-Ю-Я) | ||||
С | ||||
СЬ | ||||
3 | ||||
ЗЬ | ||||
Ц | ||||
Ш | ||||
, | ||||
Щ | ||||
Ч | ||||
Л | ||||
ЛЬ | ||||
Р | ||||
РЬ |
14. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
Речевой материал | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
1 – 2 класс | ||||
3 – 4 класс | ||||
5 – 6 класс | ||||
7 – 8 класс | ||||
9 – 10 класс | ||||
11 – 12 класс | ||||
13 класс | ||||
Слова сложной слог. стр - ры | ||||
Дети слепили снеговика.. | ||||
Волосы подстригают в парикмахерской. |
15. Фонематическое восприятие (повтори, покажи)
Речевой материал | Возраст ребенка | |||||
З года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Па-ба | Ба-па | |||||
Та-да | Да-та | |||||
Ка-га | Га-ка | |||||
Та -да-та | Да-та-да | |||||
Ка-га-ка | Га - ка- га | |||||
Ком - дом | ||||||
Мишка - мышка | ||||||
Зайка - сайка | ||||||
Миска - | мишка | |||||
15.1. Языковой анализ и синтез | ||||||
Начальный гласный | ||||||
Конечный гласный | ||||||
Начальный согласный | ||||||
Конечный согласный | ||||||
Есть ли звувк М в словах: мышь, дом, сук? | ||||||
Составь слово из звуков: к-о-т, в-о-д-а, л-о-д-к-а | ||||||
Начальные навыки чтения и письма |
16. Состояние лексики и грамматического строя речи
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
З года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
16.1. Импрессивная речь | |||||
Знание существительных, глаголов и наречий (Покажи, где ...Посади куклу...) | . |
16.1.1. Понимание грамматических категорий
Понимание/ употребление предлогов | в | на | |||||||
под | над | ||||||||
перед | за | ||||||||
из | около | ||||||||
из-за | из-под | ||||||||
Мужской, средний, женский род прилагательных, и существительных | Покажи, где красная | ||||||||
Покажи, где красный | |||||||||
Покажи, где красное | |||||||||
Мужской, женский род глаголов в прошедшем времени | Покажи, где Женя поймал рыбу | ||||||||
Покажи, где Женя поймала рыбу | |||||||||
Единственное и множественное число глаголов и существительных | Покажи, где сидит аист | ||||||||
Покажи, где сидят аисты | |||||||||
Понимание падежных окончаний существительных | Покажи каран-дашом ручку | ||||||||
Покажи карандаш ручкой | |||||||||
Покажи дочку мамы | |||||||||
Покажи маму дочки | |||||||||
Понимание соотношения между членами предложения | Покажи, чем мальчик ловит рыбу | ||||||||
Покажи , кто ловит рыбу | |||||||||
Покажи, кого ловит мальчик |
Уровень понимания речи (не понимает, в пределах ситуации, на бытовом уровне, в полном объеме. объеме)) | |||||||||||
16.2. Экспрессивная речь | |||||||||||
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||||||
З года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||||||
16.2.1. Активный словарь | |||||||||||
Конкретные существительные / Обобщающие слова | Игрушки | ||||||||||
Посуда | |||||||||||
Одежда | |||||||||||
Мебель | |||||||||||
Овощи | |||||||||||
Фрукты | |||||||||||
Дикие, домашние животные | |||||||||||
Транспорт |
Называние и показ частей объектов | Части тела: а) нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги | ||||||||||||
б) локоть, ноготь | |||||||||||||
Стул: спинка сиденье ножка | |||||||||||||
Машина: а) руль, колеса, кабина | |||||||||||||
б) кузов, фары, мотор | |||||||||||||
Кто как голос подает (с З лет); кто как пере- двигается (с 5 лет) | Кошка | ||||||||||||
Утка | |||||||||||||
Корова | |||||||||||||
Собака | |||||||||||||
Петух | |||||||||||||
Лягушка | |||||||||||||
гусь | |||||||||||||
Змея | |||||||||||||
Комар | |||||||||||||
Что делает | Воспитатель | ||||||||||||
Повар | |||||||||||||
Врач | |||||||||||||
Водитель | |||||||||||||
Кто что делает? | Спит | ||||||||||||
Моет | |||||||||||||
Умывается | |||||||||||||
Читает | |||||||||||||
Поливает | |||||||||||||
Бежит | |||||||||||||
Плавает | |||||||||||||
смеется | |||||||||||||
Антонимы | Большой | ||||||||||||
Широкий | |||||||||||||
Светлый | |||||||||||||
Больной | |||||||||||||
Сухой | |||||||||||||
Говорить | |||||||||||||
Ссориться | |||||||||||||
Радоваться | |||||||||||||
Словарный запас: резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный |
16.2.2. Словоизменение | |||||||||||
Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа | муха | ||||||||||
огурец | |||||||||||
нож | |||||||||||
лист | |||||||||||
рукав | |||||||||||
дерево | |||||||||||
Падежи имен существи- тельных, ед.ч. | Род. пад | ||||||||||
Дат. пад. | |||||||||||
Вин. пад. | |||||||||||
Твор. пад. | |||||||||||
Предл. пад | |||||||||||
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? | Стул | ||||||||||
Стол | |||||||||||
Карандаш | |||||||||||
Книга | |||||||||||
Мяч | |||||||||||
Чашка |
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов (зеленый, красный) | Лист | ||||||||||||
Занавеска | |||||||||||||
Дерево | |||||||||||||
Роза | |||||||||||||
Яблоко | |||||||||||||
Согласование числительных 2 и 5 с существительными | кукла | ||||||||||||
жук | |||||||||||||
карандаш | |||||||||||||
ключ | |||||||||||||
дерево | |||||||||||||
16 .2.3. Словообразование | |||||||||||||
Образование уменшительно-ласкательных форм | стул | ||||||||||||
подушка | |||||||||||||
мяч | |||||||||||||
кольцо | , | ||||||||||||
пуговица | |||||||||||||
Образование названий детенышей животных | У утки | ||||||||||||
У кошки | -* | ||||||||||||
У гуся | |||||||||||||
У коровы | |||||||||||||
У лошади | |||||||||||||
У собаки | |||||||||||||
Образование прилагательных от существительных: Из чего сделано? (стакан из стекла) | стекло | ||||||||||||
дерево | |||||||||||||
резина | |||||||||||||
мех | |||||||||||||
Чей? Чья? Чьё? Чьи? | Мамина сумка | ||||||||||||
Бабушкино пальто | |||||||||||||
Лисий хвост | |||||||||||||
Лисий хвост | |||||||||||||
Заячьи уши | |||||||||||||
Образование приставочных глаголов. | Ходит | ||||||||||||
Ехали | |||||||||||||
Образование глаголов совершенного вида: Что сделал? | Рисует | ||||||||||||
Убирает | |||||||||||||
Ловит | |||||||||||||
Связная речь: лепетная речь, однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение (см. форма 10) | |||||||||||||
Качество рассказа (пересказа) | |||||||||||||
Уровень необходимой помощи |
Характеристика связной речи
Речевое сопровождение игры (возраст 3 года) | ||||
Пересказ | (возраст 4 года) | (возраст 5 лет) | (возраст 6 лет) | |
Рассказ по серии сюжетных картин | (возраст 5 лет) | (возраст 6 лет) |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевой этикет общении детей в старшем дошкольном возрасте»
Из опыта работы...
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет), автор Нищева Н.В....
Речевая карта для обследования ребенка старшего дошкольного возраста
Здесь представлены все традиционные виды обследования, необходимые для постановки логопедического заключения детям старшего дошкольного возраста....
КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ РЕЧЕВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕ-СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
В картатеку входят :Этюд на воспроизведение черт характера; Игры на развитие внимания; Игры на развитие памяти; Этюды на выразительность жестов; Этюды на выражение основных эмоций....
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ОНР дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Конспект ОД по развитию речи с использованием интеллектуальных карт для детей подготовительной группы дошкольного возраста. Тема: «Я -человек».
Конспект открытого занятия, в рамках проекта "В здоровом теле - здоровый дух!". Ожидаемый результат - появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья дете...
Консультация для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраста"
В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраст...